ПРОГРАММА «Планета Здоровья»


Бюджетное образовательное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кормиловский детский дом»












ПРОГРАММА

Правовая азбука для подростка”

/срок реализации 1 год, для занятий с детьми 13 – 15 лет/





Составила:

Соёнена М. Л. воспитатель,

высшая квалификационная категория






























р.п. Кормиловка 2009 год


Оглавление:


1.Пояснительная записка 3-5 стр.

2.Тематический план 5 стр.

3.Содержание программы 6 стр.

4. Литература, использованная при

составлении программы. 7 стр.

5. Литература для детей 8 стр.

6. Приложения. 9- 26 стр.














































  1. Пояснительная записка.

Статистические данные последних лет говорят о том, что уровень преступности среди несовершеннолетних в 15 раз превышает уровень преступности среди взрослых. Причем, свыше 50% всех преступлений совершаются молодыми людьми в возрасте 14 – 29 лет.

Известно, что большинство выпускников детских домов не могут успешно адаптироваться в жизни.

Выпускники детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.

Практика доказывает, что юридически грамотный человек реже попадает в неловкие или криминальные ситуации. Поэтому одной из главных задач педагогов – является предоставление возможности каждому воспитаннику получить объективную информацию о правах, ответственности несовершеннолетних в современном мире.

Одной из составляющих образования является углубление знаний о правах и свободах человека. В процессе изучения прав человека формируется система ценностей и установок поведения, преобразуются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни в обществе, воспитываются понимание человеческого достоинства, толерантность, развивается чувство солидарности и стремления к сотрудничеству с другими людьми. Особенно актуальны такие знания и умения для воспитанников детских домов.

Статистика по Кормиловскому детскому дому за 2004 – 2007год показывает, что среди выпускников детского дома:

35,7% (10 детей) – не имеют жилья;

32,1% (9детей) не работают;

14,2% (4 детей) находятся в МЛС.

Результаты первичной диагностики по правовому воспитанию, воспитанников Кормиловского детского дома говорят о том, что дети имеют очень низкие знания своих прав и обязанностей. В обследуемой группе детей от 13 до 15 лет, в сентябре 2006 года было проведено анкетирование по методике Севериной О.А. «Я и мои права» (Приложение№3).

Результаты анкетирования показывают, что 71% (5 детей) – имеют низкий уровень знаний о своих правах. (Приложение №2)

Именно поэтому в условиях детского дома актуально проведение работы по подготовке воспитанников к успешному проживанию в социуме, и в частности по правовому воспитанию.

Анализ изученной литературы по проблеме правового воспитания подростков: Севериной О.А. – доктора педагогических наук, автора Всеросийского проекта «Живое право», Дика Н.Ф. – кондидата педагогических наук, Поддубной Т.Н. – доктора педагогических наук, профессора, академика РАО, Сорочинской Е.Н. доктора педагогических наук, академика МСАО, программа «Становление» детских домов Курганской области, программа «Напутствие выпускнику» детского дома Тосненского района Ленинградской области показывает, что данная проблема не достаточно проработана применительно к условиям детского дома, поэтому возникла необходимость в разработке программы «Правовая азбука для подростка».

Цель программы:

Правовое воспитание старших подростков Кормиловского детского дома.

Задачи:

дать знания детям о правах и об ответственности за их нарушения;

развивать у воспитанников детского дома социальные и правовые навыки, необходимые в самостоятельной жизни;

воспитывать гражданско – правовую позицию подростков.

Предлагаемая программа направлена на:

формирование способности к успешной социализации в обществе;

повышение мотивации к самостоятельному поиску работы и трудоустройству;

формирование правовых знаний подростков.

Программа состоит из 30 занятий, которые объединены в 5 блоков:

1 блок: «Вступление в самостоятельную жизнь»;

2 блок: «Образование и трудоустройство»;

3 блок: «Жильё»;

4 блок: «Здоровье и семья»;

5 блок: «Правопорядок»;

Занятия содержат конкретный материал: из Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса РФ, Уголовно – процессуального кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях, Семейного кодекса РФ.

Анализ содержания этих юридических документов позволит воспитанникам не только узнать нормы права в отношении несовершеннолетних, но и на практике убедиться в исполнении законодательства в настоящее время.

Занятия будут проводятся 3 раза в месяц. Продолжительность одного занятия 1 час. Количество детей на занятии 5 – 7 человек в возрасте 13 –15 лет. Между занятиями предполагаются консультации в количестве 12 часов следующими специалистами: работники правовой сферы, врач – нарколог, инспектор ПДН.

Предполагается совместная работа со следующими специалистами: педагогом– психологом, социальным педагогом, инспектором по делам несовершеннолетних, врачом – наркологом, работниками правовой сферы.

Основными направлениями реализации данной программы в детском доме являются:

развитие правовой культуры – это одно из важных направлений правовой грамотности воспитанников детского дома, так как это даёт дополнительный запас знаний о правах несовершеннолетних;

развитие социальных навыков – это направление играет важную роль в дальнейшей жизни воспитанников детских домов, так как способствует развитию таких качеств, как ответственность, честность, справедливость, умение решать жизненные вопросы социально приемлемым способом;

ответственное отношение к закону – одно из приоритетных направлений, позволяющих воспитанникам осуществлять контроль за своими действиями, поступками.

Занятия должны проходить в форме: бесед, дискуссий, практических занятий, экскурсий, встреч с работниками правовой сферы, выпускниками детского дома.

Результативность программы будет отслеживаться с помощью таких форм контроля, как: ответы на вопросы викторин, кроссвордов. Анкетирование оценивает правовую грамотность воспитанников, проводится в начале и в конце учебного года по методике Севериной О.А. «Я и мои права» (Приложение №3,4,5,6,7,8).

После изучения курса программы воспитанники должны получить следующие знания:

понятие прав, обязанностей;

адрес местной администрации, основные отделы и кабинеты, порядок обращения;

список документов, которые выдаются при выпуске из детского дома;

перечень одежды, обуви, мягкого инвентаря, выдаваемых при выпуске их из детского дома;

порядок получения жилой площади;

понятие административной, юридической, уголовной ответственности;

понятие об этических и правовых нормах поведения;

умения:

уважать права и свободы других людей;

защитить свои права;

рационально распределять свой бюджет;

хранить документам;

правильно заполнять документы;









2. Тематический план



Всего

часов

Теория

Практика

Консультации

1 – БЛОК:

«Вступление в самостоятельную жизнь».

8

3

5

2

2 – БЛОК:

«Образование и трудоустройство».

4

2

2

3

3– БЛОК:

«Жильё».

4

2

2

2

4 – БЛОК:

«Здоровье и семья»

7

3

4

2

5 – БЛОК:

«Правопорядок»

7

3

4

3

Итого:

30


13

17

12


3. Содержание тематического плана:


1 – БЛОК: «Вступление в самостоятельную жизнь»

Теория:

перечень документов, которые выдаются при выпуске из детского дома; одежды, обуви, мягкого инвентаря, выдаваемых детям – сиротам, оставшимся без попечения родителей; дополнительные гарантии по социальной защите;

Практика:

практическое занятие по освоению правил бережного, аккуратного хранения и отношения к документам;

2 – БЛОК: «Образование и трудоустройство»

Теория:

дополнительные гарантии права на образование; дополнительные гарантии права на труд; устройство на работу; безработица; материальная поддержка при трудоустройстве;

Практика:

определение способности и подготовки к выбору профессии;

3 – БЛОК: «Жильё»

Теория:

дополнительные гарантии права на имущество и жилое помещение; необходимые документы при получении жилья;

Практика:

Знакомство с порядком получения жилой площади;

4 – БЛОК: «Здоровье и семья»

Теория:

права и обязанности в области семейного права; дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание; структура бюджета;

Практика:

упражнения в правилах ведения домашнего хозяйства; семейного бюджета; рациональным расходованием денежных средств;

5 – БЛОК: «Правопорядок»

Теория:

уголовная ответственность несовершеннолетних; виды наказаний; защита собственных прав; уплата налогов;

Практика:

тренинг «ответственное отношение к правам и обязанностям»;




4. Литература, использованная при составлении программы.

1. Байярд Р.Т., Ваш беспокойный ребёнок. – М., 1999г.

2. Беликов С. Бритоголовая культура. – М., 1998г.

3. Гаврилова Т.П. Личные трудности и проблемы подростка. – М., 1997г.

4. Драгунова Т.В. Проблемы конфликта в подростковом возрасте. – М., 1997г.

5. Забрянский Г.И., Социология преступности несовершеннолетних. – М., 1997г.

6. Запесоцкик А., Эта непонятная молодёжь. – М., 1999г.

7. Лимонов В. Понятие мошенничества. – З.,1998г.

8. Лучина Т. Убеждение, права и обязанности. Воспитание школьника – 2004. №2., 32 – 33 с.

9. Макаренко Ю. Права детей. Воспитание школьника 2004г., №3, — 72 – 73 с.

10. Любимцев В.В. Знаешь ли ты?. – М., 1995г.

11. Молодёжь и право. Информационный сборник. М., 2005г.

12. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодёжью. под ред. Л.С.Шипициной., М., 1996г.

13. Павлов В.Г. Субъект преступления и уголовная ответственность. – СПб., 2000г.

14. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000г.

15. Рабинович Е.Г. Поэтика жаргонов. СПб., 1999г.

16. Ремшмит Х. Подростковый и юношеский возраст. – М ., 2000г.

17. Северина ОГ.А. Нетрадиционные формы воспитательной работы. М., 2007г.

18.Спок Бенджамин Ребёнок и уход за ним. – М., 1990г.

19.Собрание законодательства Р.Ф. 1999г. №7.

20.Словарь лингвистических терминов. О.А. Ахманова. – М., 1996г.

22.Уголовное право Р.Ф. общая часть. – М., 1996г.

23.Школа без наркотиков. под ред. Л.М. Шипициной. – СПб., 1999г.

24.Энциклопедический юридический словарь. – М.: Инфра – М, 1997г.

25.Юридический словарь под ред. В.Т. Гайкова. – Р. на Д., 2006г.

26.Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 2,3. М. 1997г.

27.Ярошевский М.Г. Психологический словарь, М., 2000г.


5. Литература для детей.

1. Алиева Л.Б. Я расту. – Орёл, 1999г.

2. Гуртова О.О. Детское движение: вопросы и ответы – Тюмень, 2000г.

3. Козлов Э., петров В. Азбука нравственности Воспитание школьников. – 2004 — №10. – 32 – 33 с.

4. Краткий словарь энциклопедических терминов. Миниловская Е.П. – М.: Финанся и статистика, 1999г.

5. Макеева А.Г. Как уберечь ребёнка от курения и знакомства с алкоголем. М., 1995г.

6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодёжью. под ред. Л.С.Шипициной., М., 1996г.

7. Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних под ред. С.И. Замогильного. Саратов, 2003г.

8. Прутченко А.С. Наедине с собой М.1996г.

9. Павлов В.Г. Патологические нарушения поведения у подростков. – Л., 1973г.

10. Рабинович Е.Г. Поэтика жаргонов. СПб., 1991г.

11. Ремшмит Х. Подростковый и юношеский возраст. – М ., 1994г.

12. Уголовное право РФ. Общая часть. – М .,1996г.

13. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. – М ., 1994г.

14. Федеральные законы О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 10 февраля 1999г., №31 ФЗ Собрание законодательства РФ. 1999г.

15. Школа без наркотиков. под ред. Л.М. Шипициной. – СПб., 1999г.

16. Энциклопедический юридический словарь. – М.: Инфра – М, 1997г.

17. Юридический словарь под ред. В.Т. Гайкова. – Р. на Д., 2006г.

18. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 2,3. М. 1997г.

19. Ярошевский М.Г. Психологический словарь, М., 2000г.

Приложение №1.

Тематическое планирование занятий



Блоки


Тема



Форма

Количество часов


Помощь специалистов


Оборудование

Наглядное пособие



теория











l

Жизненные цели подростков.

Дискуссия.

1 час.

Социальный педагог.

Жизнь замечательных людей. Серия книг.



Законы жизни.


Деловая игра.

1 час.

Педагог – психолог.




Советы юриста.


Экскурсия.

1 час.

Юрист.




Я и компания.


Дискуссионный практикум.

1 час.

Педагог – психолог.


Дф. Неформальные компании.


Азбука прав человека.

Беседа с элементами практики.

1 час.

Социальный педагог,

Инспектор ПДН.





Моё свободное время.

Профилактический практикум.

1 час.

Социальный педагог,

педагог – психолог.



Дф. Подростки xxi века.


Культурный досуг, или мир моих увлечений.

Ситуативная беседа – диалог.


1 час.

Социальный педагог.




Вступление в самостоятельную жизнь.

Практическое занятие.

1 час.

Социальный педагог.




Итого:


8 часов.






ll


Учиться никогда не поздно!

Беседа – диалог.

1 час.

Социальный педагог.




Все работы хороши, выбирай на вкус!

Семинар.

1 час.

Социальный педагог.


Дф. Открой свои возможности.


Советы юриста.

Экскурсия.

1 час.

Юрист.





Веселей играй, да фермерское дело знай!

Деловая игра.

1 час.

Педагог – психолог.




Итого:



4 часа.





lll


Где я буду жить?

Дискуссионная беседа.

1 час.

Социальный педагог.




Советы юриста.

Экскурсия.

1 час.

Юрист.




Осторожно, мошенничество!

Правовой практикум.

1 час.

Инспектор милиции.


Дф. Мы живём среди людей.


В гостях хорошо, а дома лучше!

Практикум.

1 час.

Социальный педагог.




Итого:


4 часа.





lV


Береги здоровье смолоду!

Познавательная программа.

1 час.

Врач.




Как уберечь себя от влияния вредных привычек?

Игровой практикум по профилактике вредных привычек.

1 час.

Врач нарколог.


Дф. Дорога в бездну.


Советы психолога


Практикум.

1 час.

Педагог – психолог.




Семья – глаза в глаза.

Час – размышление.

1 час.

Социальный педагог.





Педагогика семейных отношений.

Беседа – диалог.

1 час.

Педагог – психолог.


Дф. Семейная педагогика.


Семейный бюджет.


Практикум.

1 час.

Педагог – психолог.




Родительский дом – начало начал.


Практическое занятие.

1 час.

Социальный педагог.




Итого:




7 часов.





V

Кто поможет защитить твои права?

Дискуссионная беседа.

1 час.

Педагог – психолог.




Как уберечь себя от вовлечения в преступление.

Деловой практикум.

1 час.

Социальный педагог.




Умеем ли мы общаться, или несколько слов о молодёжном сленге.

Беседа – размышление.

1 час.

Педагог – психолог.

Гадасина А.В.

Основы нравственности.




Заповеди самозащиты для подростков.

Профилактический практикум.

1 час.

Инспектор по ДНС,

инспектор милиции.




Службы Кормиловского района и Омска.

Экскурсия.

1 час.

Инспектор милиции,

социальный педагог




Поговорим об ответственности.

Беседа с элементами практики.

1 час.

Инспектор ПДН.




Знай закон смолоду.

Познавательная программа.

1 час.

Социальный педагог.




Итого:


7 часов.





Приложение №2.


Анкетирование по методике Севериной О.А. «Я и мои права»

1.Знаешь ли ты что такое Конвенции?

да – 3б;

насовсем – 2б;

нет – 1б;

2.Являешсья ли ты гражданином?

да – 3б;

насовсем – 2б;

нет – 1б;

3.Нужны ли нам законы?

да – 3б;

иногда – 2б;

нет – 1б;

4.Часто ли ты совершаешь поступки, нарушая закон?

да – 3б;

иногда – 2б;

нет –1б;

5.Если вы стали свидетелем правонарушении или преступления, станете ли вы сообщать об этом в милицию?

да –3б;

иногда – 2б;

нет – 1б;

6.Хотите ли вы жить в стране, где нет законов?

да – 3б;

незнаю – 2б;

нет – 1б;

7. Со сколько лет В России можно устроиться на работу?

с 14; — 3б.

с 16; — 2б.

с 18. 1б

8. Когда ребёнок становится гражданином своей страны?

с момента рождения; — 3б.

с момента получения паспорта; -2б.

с момента совершеннолетия; -1б.

9. Уголовная ответственность в нашей стране наступает с… лет:

с 14; -3б.

с 16; — 2б.

с 18. –1б.

10. Какие из социальных пособий может получить несовершеннолетний в России?

пенсию по инвалидности; -1б.

пенсию по случаю потери кормильца; -2б.

пенсию по старости.-3б.

11. Какое образование в России является обязательным?

начальное – 4 кл; -1б.

основное среднее – 9 кл; -3б.

полное среднее – 11 кл. –2б.

12. Что значит быть собственником, например квартиры, дома?

владеть им на основании соответствующих документов, например, договора купли продажи; — 3б.

пользоваться им, например, сдать в аренду; — 3б.

распоряжаться им , например, подарить собственной сестре. — 3б.



Результаты диагностики:

0 – 12 – низкий уровень;

13 – 25 – средний уровень;

26 – 36 – высокий уровень.






Приложение №3.


Анкета по методике Севериной О.А. «Я и права других людей».

Если я участвую в спорте, то, как правило, стараюсь:

А) любой ценой одержать победу – 3 б.;

Б) понять другую точку зрения – 10 б.;

В) переубедить партнёра – 5 б.

Если я вижу, что кто – то старается учиться лучше других, то я испытываю:

А) чувство зависти – 5 б.;

Б) чувство раздражения – 3 б.;

В) желание учиться не хуже – 10 б.

Когда я узнаю, что люди не участвуют в голосовании на выборах, то:

А) мне всё равно – 5 б.;

Б) соглашаюсь с ними – 3 б.;

В) не согласен, т.к. голосовать необходимо – 10 б.

4. Когда говорят, что убийц и насильников нужно расстреливать на месте, то я:

А) соглашаюсь – 3б.;

Б) не соглашаюсь – 5 б.;

В) мне всё равно – 10 б

Если мне пообещали, что моя жизнь в стране станет лучше, но для этого нужно воевать с другой стороной и победить её, то я бы:

А) согласился – 3 б.;

Б) мне всё равно – 5 б;

В) не согласился, т.к. война только разрушает – 10 б.

Результаты анкеты

30 – 50 баллов. Вы достаточно демократичны, то есть уважаете права других людей, их интересы и реально оцениваете свои способности. Люди замечают ваше умение усмирять свои желания и уважают вас за это. Желаю вам сохранить и укрепить это качество.

21 – 29 баллов. Вы относитесь к людям, для которых главное – собственное благополучие и спокойствие, и стараетесь слушать только тех, от кого зависите. Так жить можно, но не очень интересно.

15 – 20 баллов. Вам необходимо пересмотреть своё отношение к правам других людей. Не уважая их, вы можете оттолкнуть от себя всех.







Приложение №4.


Викторина «Паспорт»

Сколько страниц в паспорте?

С какого возраста паспорт действует бессрочно?

Что написано на первой странице?

На какой странице ставится личная подпись?

На скольких страницах проставлен номер?

Обладают ли страницы паспорта водяными знаками?

Что должен предпринять гражданин, потерявший паспорт?

Делается ли отметка о вероисповедании гражданина в паспорте?

Указывается ли в паспорте национальность?

В каких случаях паспорт необходим?




Приложение №5.

Анкета «Я».

Автор: Поливанова К.Н. Техника трудоустройства. М. 2004г.


Наименование вопроса

Краткий ответ

Кто Я?



Какой Я?



Зачем Я?



Кем Я могу быть?



Кем Я быть?



Кем МНЕ надо быть?



Как осуществить намеченные планы?



















Приложение №6.

Тест «Реши проблему»

Автор: Поливанова К.Н. Техника трудоустройства. М. 2004г.


Рассказываете ли вы окружающим о своих проблемах, неприятностях:

нет, это мне не поможет; ………………………………………..1

конечно, если есть подходящий собеседник; ………………….3

не всегда, иной раз даже думать о них тяжело;………………..2


Насколько сильно вы переживаете неудачи:

всегда очень тяжело;…………………………………………….4

это зависит от обстоятельств;…………………………………..2

стараетесь терпеть, не сомневаясь, что любой неприятности рано или поздно приходит конец;…………………………………………………1


(Если вы не употребляете спиртное, то переходите к следующему вопросу). Если употребляете, то не является ли оно допингом для того, чтобы:

«утопить» в нём свои проблемы;………………………………5

хоть как – то рассеять «головную боль»;………………………3

просто для поднятия тонуса;……………………………………1


Что вы предпочтёте, если вас что – то ранит:

сделаете себе какой – либо презент (как поощрение);………..1

пойдёте к друзьям;………………………………………………2

будете сидеть дома и «жалеть» себя;…………………………..4


Когда близкий человек вас обижает:

«прячетесь в свою раковину»;…………………………………..3

требуете разъяснений;……………………………………………1

пытаетесь поговорить об этом с другом;……………………….2


В минуту счастья вам:

не думаете о перенесённом несчастье;…………………………1

боитесь, что эта минута слишком быстро пройдёт;……………3

не забываете о том, что это лишь минута,

а в жизни больше неприятного;…………………………………5


Что думаете о психологе:

вы не хотите стать его пациентом;………………………………4

многим людям он мог бы помочь;………………………………3

человек во многом может помочь себе сам;……………………1


По вашему мнению судьба:

вас преследует на неудачах;……………………………………..5

бывает к вам несправедлива;……………………………………3

чаще к вам благосклонна;……………………………………….1


О чём вы думаете после ссоры с близким, когда гнев уже пройдёт:

об оставшемся неприятном «осадке»;………………………….1

мечтаете о тайном мнении;………………………………………2

думаете о том, сколько же вы от него уже вытерпели;………..3


интерпретация результатов:

9 –15 баллов. Вы легко миритесь с возникающими у вас неприятностями и проблемами, поскольку умеете их реально оценить. Достаточно быстро ориентируетесь в проблемной ситуации, находя, порой, нестандартные, но оптимальные пути решения. Отличаетесь самостоятельностью и твёрдостью характера, уверенностью в себе и своих силах. В некоторых ситуациях можете проявлять, по отношению к себе полную безжалостность.


16 – 26 баллов. В возникшей сложной ситуации стараетесь найти внешнюю «точку опоры» и хотя бы частично переложить свои проблемы на «чужие плечи». При этом важно, что бы окружающие вас слушали, сопереживали, жалели, тогда вам сразу становится легче и проблема не кажется уже такой неразрешимой. Можете самостоятельно разобраться в возникшей проблемной ситуации, но не всегда хотите, т.к. это требует значительных эмоциональных затрат.


27 – 36 баллов. Вы пессимистичны и именно через эту призму рассматриваете жизнь и возникающие в ней проблемные ситуации. «Затворничество», страх перед окружающими, жалость к себе мешает вам раскрыться по настоящему и реализовать тот потенциал, который несомненно имеется. Мобилизуйте свою энергию, дорогу осилит идущий.




Приложение №7.

Тест «Незаконченное предложение»


Семья – это…

Мои родители – это…

Свет в окнах моего дома – это ….

Радость в моей семье – это…

Горе моей семье – это …

Вдали от родного дома я буду вспоминать…

Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…

Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…

Больше всего я боюсь…




















Приложение №8. Анкета для воспитанников детских домов.

Авторы: Рожков М.И. Проблемы социального воспитания детей – сирот. М., 2002г.

А каком возрасте, по вашему мнению, следует вступать в брак?

16 – 18 лет;

19 – 20 лет;

21 – 23 года;

24 – 26 лет.

другой вариант ответа___________________________

Сколько, по вашему мнению, должно быть детей в семье?

один ребёнок;

два ребёнка;

три и более

можно жить и без детей;

другой вариант ответа___________________________

Каков должен быть доход семьи в месяц на каждого члена семьи, обеспечивающий её нормальное благосостояние?

1000 рублей;

2000 рублей;

3000 рублей;

другой вариант ответа___________________________

Готовы ли вы заниматься домашним хозяйством в будущей семье?

да;

нет;

только по необходимости;

мы будем это делать вместе с супругом(ой);

я мало, что умею делать по дому;

другой вариант ответа___________________________

Хотели бы вы перенять опыт семейной жизни у своих родителей?

да;

нет;

частично;

другой вариант ответа___________________________

Где бы вы предпочли жить после свадьбы?

в отдельной квартире;

вместе с родителями мужа (жены);

в собственном доме в сельской местности;

всё равно, лишь бы дружно;

другой вариант ответа___________________________

Кто должен быть инициатором разрешения конфликтов в семье?

муж;

жена;

вместе должны прийти к компромиссу;

родственники;

у нас в семье конфликтов не будет;

другой вариант ответа___________________________

Какая из точек зрения вам ближе всего:

брак – разовое решение, жениться нужно один раз;

разводиться при наличии детей нельзя;

к разводу может прийти любая семья;

гражданского брака вполне достаточно;

можно прожить и без семьи;

другой вариант ответа___________________________

Приложение №9.

ПРАВА И ЛЬГОТЫ

ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, вправе получать бесплатное второе начальное профессиональное образование.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, обучающихся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, при выпуске их этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 200 рублей (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 07.08.00 №122-ФЗ).

Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждением из соответствующих бюджетов.

Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 07.08.00 №122-ФЗ).

При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показателям за ним сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонным транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИ ПРАВА НА МЕД. ОБСЛУЖИВАНИЕ

Детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.

Детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИ ПРАВ НА ИМУЩЕСТВО И ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (абзац дополнен 11 февраля 1998 года Федеральным законом от 8 февраля 1998 года №17-ФЗ). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имевшие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац в редакции, введенной в действие с 11 февраля 1998 года Федеральным законом от 8 февраля 1998 года №17-ФЗ).

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется с согласия органов опеки и попечительства.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющих закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 11 февраля 1998 года Федеральным законом от 08.02.98 №17-ФЗ). При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может представляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных нормам счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. В случаях, если в жилом помещении проживают исключительно несовершеннолетние, финансирование расходов на оформление договора передачи жилого помещения в собственность несовершеннолетним осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации». (Пункт в редакции, введенной в действие с 11 февраля 1998 года Федеральным законом от 08 февраля 1998 года №17-ФЗ).

Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других, не запрещенных законом источников.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИ И ПРАВА НА ТРУД

Органы государственной службы занятости населения (далее- органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения Российской Федерации.

Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социального обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.


Приложение №10.

Памятка.

Документы, которые ты должен получить при выпуске из детского дома.

Свидетельство о рождении.

Паспорт.

Справку о пребывании в детском доме.

Справку о состоянии здоровья.

Документ об образовании.

Свидетельство о родителях (свидетельство о смерти родителей, копия приговора или решение суда; справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или возможность воспитания ими своих детей).

Справка о наличии и места нахождения братьев, сестёр, других близких родственников.

Документы подтверждающие право на имущество.

Пенсионная книжка.

Исполнительный лист на взыскание алиментов с родителей.

Сберегательная книжка, ценные бумаги.

ИНН.

Страховое свидетельство.

Единый билет.








Приложение №11.

Памятка.

Полезная информация.


Органы и учреждения

Оказываемая помощь

телефона, адрес.

Главное управление образования Администрации омской области

Помощь в решении жизненных проблем

24-78-97

24-85-89

Фонд социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дорога в жизнь»

Помощь в решении жизненных проблем

25-26-06

Служба доверия для подростков и молодёжи г.Омска

Помощь в решении жизненных проблем

26-42-41

Орган опеки и попечительства комитета по образованию администрации Кормиловского муниципального района

Помощь в решении жизненных проблем

2-19-70

ул. Ленина, 18

ГУ «Центр занятости»

Устройство на работу

2-16-73

ул. Ленина,14

Отдел по обеспечению КДН и ЗП по Омской области Департамента по ДН и ЗП (Комиссия по делам несовершеннолетних)

Устройство на работу

2-17-71

ул. Ленина,20

Управление министерства труда и социального развития Омской области по Кормиловскому району

Получение, назначение пенсий, другие вопросы социального обеспечения

2-13-85

ул. Кирова, 113

Управление судебного департамента

Консультация по гражданским, уголовным делам, судебный исполнитель

2-18-80

ул. Железнодорожная, 15

Кормиловский отдел департамента ЗАГС Министерство государственного правового развития Омской области

Регистрация актов, архивные данные: родители, место рождения и др.

2-11-67

ул. Гагарина, 30

Администрация Кормиловского муниципального района

Все вопросы, касающиеся социальной защиты выпускников

2-16-33

ул. Ленина, 20

Детский дом

Помощь в решении жизненных проблем

2-12-70

2-14-34

р.п. Кормиловка,

ул. Пер. Мельничный,6.


Результаты работы.

Педагог Соёнена Марина Леонидовна проработала по программе «Правовая азбука для подростка». В апробации программы участвовало 5 детей в возрасте от 13 до 15 лет. В результате проведения с детьми занятий включающих изучение прав и обязанностей выпускников детских домов, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. По проведённым диагностикам произошло повышение уровня знаний прав и обязанностей воспитанников.

Сентябрь:

— 71% (5 детей) – имели низкий уровень знаний о своих правах и обязанностях.

Апрель:

14% (1 ребёнок) — имели высокий уровень знаний о своих правах и обязанностях.

— 43% (3 ребёнка) — имели средний уровень знаний о своих правах и обязанностях.

— 14% (1 ребёнок) — имели высокий уровень знаний о своих правах и обязанностях.

Таким образом, исходя из выше изложенного, нужно сделать вывод, что работа по программе «Правовая азбука для подростка» имеет положительное влияние.

Продолжение работы по данной программе педагоги считают целесообразным и продуктивным в дальнейшем.


Свежие документы:  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАКОЙ ХОРОШИЙ ПАПА!»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: