Программа по организации отдыха и оздоровления детей в летний период в условиях Кормиловского детского дома «Несём добро и радость людям»



Государственное образовательное учреждение Омской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Кормиловский детский дом»




Программа

по организации отдыха и оздоровления детей в летний период в условиях Кормиловского детского дома


«Несём добро и радость людям».


/ срок реализации 19 дней, для детей в возрасте 7-16 лет/






Составили:

Гришаева Валентина Александровна,

/заместитель директора по воспитательной

работе, высшая квалификационная

категория/;

Анищенко Наталья Владимировна,

/заместитель директора

по учебно — воспитательной работе,

высшая квалификационная категория/













Пояснительная записка.

Сегодня в России всё большее количество педагогов озабочено поиском новых путей воспитания детей, созданием новых форм, с помощью которых, дети смогли бы приобрести социальный опыт, необходимый для достижения жизненного успеха. Известно, что одной из форм, позволяющей ребёнку обогатить свой жизненный опыт является летний оздоровительный лагерь

В этот период появляются широкие возможности для творческой самореализации ребёнка на пользу себе и обществу.

Игры в летнем лагере развивают инициативу и творчество, воспитывают социально ценные качества, такие как коллективизм и взаимопомощь.

Анализ данных социологических исследований и официальной статистики в последние годы позволяет сделать вывод об ухудшении состояния физического и психического здоровья детей и подростков, о практически беспрепятственном распространении в среде несовершеннолетних стереотипов поведения, связанных с уклонением от учёбы, агрессией, жестокостью по отношению к другим людям, иждивенчеством, антиобщественными формами поведения.

По данным ООН около 30% всех молодых людей принимают участие в противоправных деяниях, 5% совершают преступления.

Необходимы специальные меры, направленные на оздоровление социальной жизни подростков, на оздоровление их внутреннего мира.

Подростковый возраст – наиболее благоприятный период развития человека, когда можно научить его правильному поведению, изменить характер личности. В данный период необходимо включать его (подростка) в различные виды деятельности. Особенно актуален вопрос организации летнего отдыха для воспитанников детских домов, многие из которых до поступления в детский дом, вели иждивенческий образ жизни, употребляли алкоголь, совершали правонарушения.

Одна из проблем воспитанников детского дома – неготовность к взаимодействию с людьми, отсутствие потребности в уста­новлении, сохранении и упрочении добрых отношений с ними (аффиляция). У детей, проживающих в детском доме на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствует бережливость и ответственность. Нельзя, чтобы ребенок-сирота усвоил для себя аксиому — раз он пострадал в жизни, значит, все перед ним виноваты и все ему что-то должны. Дети должны научиться делать ещё что-то ради добра.

Анализ опыта последних лет показывает, что главными направлениями в работе с воспитанниками детских домов в летний период должно стать привлечение детей к организации и проведению акций по месту жительства, направленных на пользу общества. Такая работа должна быть организована в режиме летнего лагеря. В летнем лагере возможно создание благоприятной среды для развития добровольчества, характеризующейся возможностью совмещать удовлетворение своих потребностей с потребностями общества, значимыми целями, наглядностью результатов, многообразием возможностей.

Проведённое в детском доме обследование по методикам Степанова Е.Н., Рожкова М.Л., Немова Р.С., Мехрабиана А. показало, что у воспитанников нарушены коммуникативные связи, дети не способны самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность:

— у 50 % детей отсутствует способность к сопереживанию и готовность

прийти на помощь,

— у 70% детей отсутствует чувство долга и самоконтроля,

— у 30 % детей на среднем уровне развития находятся эмпатия и

толерантность.

— 47% понимают, что окружающим людям необходима их

помощь, но при этом они не знают, как можно её оказать

— 32% любят работать в трудовой бригаде и на пришкольном участке.

Результаты исследований педагогов детского дома показали необходимость систематической и целенаправленной работы по формированию эмпатии, толерантности, коммуникативных связей, аффилиации, потребности у подростков быть нужными и полезными окружающим людям.

Изучив работы Н.Ф. Дика, Г.В. Семья, А.М. Панова, М.М. Гильмутдиновой, Л.Р. Шарапова и других авторов по организации летнего отдыха детей; опыт работы педагогов Омской, Ростовской, Донецкой и других областей России, Украины; нормативно-правовые документы по организации летнего оздоровления детей; технологии кандидата психологических наук Войтенко Т.П., доктора биологических наук, профессора Шипицыной Л.М., доктора педагогических наук, профессора Абрамовой И.Г. педагоги детского дома пришли к выводу, что данная проблема мало изучена и не разработана применительно к условиям детского дома. Поэтому возникла необходимость в разработке программы по организации отдыха и оздоровления детей в летний период в условиях детского дома «Несу добро и пользу людям».



Цель данной программы:

Формирование нравственных качеств личности подростка через вовлечение его в социально значимую деятельность.


Задачи:

Управленческие

Личностные

Формировать у воспитанников потребность в активной жизненной позиции.



Приобретение практического опыта по самопознанию, самосознанию, саморазвитию.


Развитие смыслопоисковой и художественно – творческой сфер личности.

Приобретение практического опыта, повышающего социальную компетентность и потребность воспитанников в социально значимой деятельности.

Развитие и поддержка детской инициативы через осуществление социально значимой деятельности.

Повышение уровня познавательной заинтересованности и возможностей каждого ребёнка, культура межличностного и межгруппового общения, формирование ценностного отношения к себе и людям.

Воспитание патриотизма, формирование нравственных и духовных ценностей.

Умение планировать общественно полезную деятельность, рационально использовать рабочее время, вести учет результатов труда.

Апробировать элементы подготовки добровольцев.

Вызвать интерес участников смены к идее социального служения.


Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей вызвана:

  • повышением спроса на организованный отдых детей детского дома в летнее время в условиях посёлка;

  • модернизацией старых форм работы с детьми и введением новых;

  • необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов детского дома.

Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и воспитания детей в условиях детского дома.

В программу включены 6 основных блоков по следующим направлениям деятельности (приложение №1, приложение №2):

  1. «Я – человек»

Направления деятельности: взаимодействие воспитанников с жителями поселка через:

— акции милосердия,

— праздники детского творчества,

— шефскую помощь,

— дни здоровья.

2. «Я и природа»

Экологическое направление:

— выпуск экологических плакатов,

— акции в защиту окружающей среды,

— экскурсии в природу.

3. «Несём добро и пользу людям»

Благотворительное направление:

— агитпоезд,

— акции,

— шефская помощь,

— праздники,

— трудовые десанты.

4. «Всё умею, всё смогу»

Творческое направление:

— изготовление игрушек,

— выпуск информационных листовок,

— работа шефского отряда.

5. «Хочу всё знать»

Исследовательское направление:

— исследовательская работа,

— выпуск информационного бюллетеня.

6. «Быть здоровым классно!»

Спортивное направление:

— утренняя гимнастика,

— туристические походы,

— спортивные соревнования.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании (19 дней). Программа рассчитана на детей в возрасте от 7-16 лет. Все дети разбиваются на 4 отряда, в которых находится по 10 детей, лучше это делать по уже сформированным в детском доме группам. Так не будут нарушаться условия проживания детей, сложившиеся в группах традиции, а так же отношения детей друг к другу.

Занятия с детьми проходят ежедневно, в соответствии с режимом дня

( приложение № )

В течение дня воспитанники занимаются:

  • трудовыми делами — 2 часа (1 час – утром и 1 час – вечером),

  • спортивно массовые мероприятия – 2 час,

  • культурно – массовые мероприятия – 1 час

  • благотворительность – 1 час

  • занятия в кружках и секциях – 2 часа (1 час – утром и 1 час – вечером)

Необходимым условием реализации данной программы является привлечение специалистов: инструктор по физической культуре, инструктор по труду, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, музыкальный руководитель, воспитатели, сотрудники музея, сотрудники социальной службы района, служители церкви, сотрудники природоохранительной службы.

Занятия необходимо проводить в форме: праздников, экскурсий, соревнований, конкурсов, акций, трудовых десантов, КТД, тематических дней, игр на местности, работа в творческих мастерских,

Место проведения мероприятий зависит от формы занятия и проходит в актовом зале, на спортивной площадке, в библиотеке, районном краеведческом музее, на улицах и дворах посёлка.

Программа реализуется в 3 этапа:

  1. Организационный – знакомство с планом работы, режимом дня, создание отрядов;

  2. Основной период — идет реализация основных принципов и идей программы, включение детей и подростков в различные виды коллективно-творческой деятельности, работа кружков и секций, проведение тематических дней, праздников, походов, экскурсий;

  3. Итоговый период: обобщающая игра, награждение участников игры, анализ результатов деятельности детей и педагогов.

Особенностью программы является то, что тематическое планирование основано на соединении различных видов воспитания: патриотического, гражданского, нравственного, интеллектуального, экологического, физического, трудового, самовоспитания.

Содержание программы включает тематические дни (приложение № ), позволяющие развивать чувство гордости и уважения к истории и традициям страны, любовь к родному посёлку, уважение к людям.

В работе по программе педагоги используют все возможности игровых методик:

— содействие сплочению детского коллектива;

— формирование опыта активной познавательной деятельности;

— активизация общественно – полезной деятельности;

— обеспечение мыслительной активности;

— создание условий для реализации творческих способностей;

— увеличение числа участников и уменьшение числа зрителей.

Предполагаемый результат программы:


Для ребёнка – участника программы:


  • Возможность занять активную жизненную и гражданскую позицию.

  • Повышение социальной активности.

  • Возможность укрепления здоровья и приобретение навыков ведения здорового образа жизни.

  • Возможность улучшить отношения в среде подростков, устранение негативных проявлений, искоренение вредных привычек.

  • Творческое проявление личности.

  • Овладение ребёнком способности к толерантности и сотрудничеству.







Для общества:


  • Реализация и развитие разносторонних интересов и увлечений детей, организация занятости детей в летний период в условиях сельской местности.

  • Внедрение инновационных форм и подходов в организации летнего отдыха воспитанников детского дома.

  • Создание благоприятного психологического климата, взаимоотношений товарищества и партнёрства в среде воспитанников детского дома.

  • Оздоровление детей в условиях детского дома.

  • Личностный подход к каждому ребёнку.

  • Эффективный механизм социализации (научение, приобретение важного жизненного опыта).

  • Формирование активной жизненной и гражданской позиции участников программы.

  • Готовность детей к выполнению социально значимых дел.

  • Деловая готовность детей к участию в природоохранительной деятельности в детском доме и посёлке.

Программа содействует укреплению связи ГОУ «Кормиловский детский дом» с общественными организациями р.п. Кормиловка в сфере организации общественно значимых мероприятий.

Для пропаганды и распространения опыта работы по программе предлагается привлечь средства массовой информации: работа с районной газетой «Нива», телерадиокомпанией « Кормиловские просторы», оформление фотоальбомов о жизни воспитанников, использование стенной печати.

Работа по программе « Несу добро и пользу людям » даёт возможность практической и организационной деятельности среди подростков, позволит выявить и подготовить ребят с организационными способностями к самостоятельной организации и выполнению добровольческой деятельности

Работа по программе позволит воспитанникам проявить поисковую активность, ощутить интерес к жизни, идёт (через) развитие творческого воображения, переоценка ценностей, формируется коммуникативная культура. Воспитанник приобретает новые личностные качества: самодеятельность, самостоятельность, ответственность, самодисциплина.


ТРУДНОСТИ











После изучения программы воспитанники получат знания и умения:



Диагностируемые параметры

Методы диагностики.

Уровень знаний

Дети должны знать о:

  • культурном наследии родного края, его истории, традициях, обычаях

  • работе добровольцев – волонтёров, добровольческой работе

  • проектной деятельности

  • ценности человеческой жизни, ответственности за сохранение здоровья и ведение ЗОЖ



Уровень умений:

Дети должны уметь:

  • Работать с партнёром или в составе небольшой группы

  • Проводить презентацию результатов своей работы, уметь публично выступать,

  • Организовывать и проводить игры, беседы с людьми,

  • Трудиться для себя и других людей

  • Организовывать природоохранительную деятельность



Практические занятия.

Участие в экспериментальной работе.

Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива (Немов Р.С.).

Опросник аффилиации

(Немов Р.С.).

Тест «Нравишься ли ты людям?»

Методика изучения социализированности учащегося (Рожков М.Л.).

Методика определения общественной активности учащегося

(Степанов Е.Н.).














Тематический план.


блока

Тема

Количество часов

Всего

теория

практика

1.

Я – человек.

4

13

17

2.

Я и природа.

3

21

24

3.

Несём добро и пользу людям.

7

35

42

4.

Всё умею, всё смогу.

5

26

31

5.

Хочу всё знать.

4

12

16

6.

Быть здоровым классно.

3

21

24

Итого

26

128

154































Содержание тематического плана.


Тема: «Я – человек».

Теоретическая часть:

нравственные ценности человека: эмпатия, толерантность, культура общения, аффилиация, саморазвитие, лидерские качества, творческие способности. Правила поведения человека в обществе. Уважительное отношение к себе.

Практическая часть:

закрепление основных правил поведения человека в обществе, развитие лидерских качеств, развитие творческих способностей детей как организаторов и лидеров через написание праздничных и спортивных сценариев, составление программы концерта, изготовление концертной афиши, обучение работы конферансье, проведение праздников.


Тема: «Я и природа».

Теоретическая часть:

экологическая культура, культурное наследие родного края, его история, традиции, обычаи, правила составления гербариев, техника безопасности в природе.

Практическая часть:

природоохранительная деятельность: содействие процветанию флоры и фауны в микросреде человека, изготовление экологических плакатов, составления гербариев, сушка и хранение лекарственных растений.


Тема: «Несём добро и радость людям».

Теоретическая часть:

коллективная деятельность, ответственность за порученное дело, уважительное отношения к старшим, своим сверстникам и младшим детям через создание группы вожатых для работы на детских площадках посёлка, правила организации и проведения игр, общие требования к составлению концертной программы «Агитпоезда».

Практическая часть:

работа по уборке и озеленению территории детского дома, церкви, домовых территорий у пожилых людей, изготовление подарков для детей и взрослых – инвалидов, совместно с отделом социальной защиты населения по Кормиловскому району, изготовление поделок для украшения детских площадок детского сада «Солнышко» и детского дома, ремонт книг в библиотеках р.п. Кормиловка, проведение выездных концертов в воинской части, деревнях Кормиловского района, работа в историко – краеведческом музее Кормиловского района.


Тема: «Всё умею, всё смогу».

Теоретическая часть:

ответственность, долг, терпимость, творчество, основные приёмы работы с разновозрастным отрядом, основные требования к написанию сценария сказки; сценическая речь и движение; различные способы создания генеалогического дерева.

Практическая часть:

изготовление игрушек, прихваток, фартуков, декораций, постановка кукольного спектакля, создание стенда о педагогах и воспитанниках детского дома «Дом, в котором мы живём», работа шефского отряда с младшими детьми во дворах посёлка.


Тема: «Хочу всё знать!»

Теоретическая часть:

исследовательская группа, правила работы в исследовательской группе

Практическая часть:

создание именной композиции самодеятельного художника Федюра П.А., создание «Родословного дерева» семьи, создание экологического проекта о лекарственных травах Кормиловского района «Природные врачеватели».


Тема: «Быть здоровым – классно!»

Теоретическая часть:

лидер в детском коллективе, нравственные качества лидера, формирование навыков здорового образа жизни, уважительное отношение к своему здоровью через знакомство с правилами техники безопасности в лесу, на реке; техника составления сценария спортивного праздника.

Практическая часть: игры, соревнования, походы.
















Литература, использованная при составлении программы:


  1. Байбородова Л., Рожков, М. И. Концепция и программа дея­тельности детского загородного лагеря // Воспитательная работа в школе. 2004. №2. С.21-33.

  2. Богданова О. С., Черепкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 206 с.

  3. В помощь организаторам летнего отдыха детей и подро­стков / Сост. М. И. Журавлев. — М.; Кострома,2001.

  4. В часы досуга / Сост. И.Н. Крайнева. — СПб.: Крис­талл, 1996.

  5. Воспитать человека: сб. нормативно правовых, научно методических., практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В. А. Берези­ной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. М.: Вентана- Граф, 2002. 384 с.

  6. Григорьев Д. В, Кулешова И. В., Степанов П. В, Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика ди­агностирования: пособие. Тула, 2002. 44 с.

  7. Демакова И. Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. М.: Новый учебник, 2003. 256 с. (Серия «Библиотека Феде­ральной программы развития образования»).

  8. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 20 (176).

  9. Детский оздоровительный лагерь. Методическое пособие для педагогов-организаторов, пси­хологов, методистов, вожатых / Под общ. ред. Г. В. Се­мья. — М., 1998.

  10. Дик Н.Ф. Веселые классные часы в 7—9-х классах. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  11. Ермакова Е. Ю. Практические и организационно-методические основы воспитания альтруизма и нравственности в общеобразова­тельной школе //Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы/ под ред. И. А. Зимней; 2-е изд., доп. и перераб. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. С. 413-419.

  12. Каникулы: игра, воспитание: О педагогическом руковод­стве игровой деятельностью школьников / под ред. О.С. Газмана. — М.: Просвещение, 1988.

  13. Летний отдых детей: Концептуальные и нормативно-пра­вовые основы / Сост. А. М. Панов. — М.: НИИ семьи, 1998.

  14. Летняя страна детства для юных граждан России: Мето­дологические основы организации деятельности летних дет­ских оздоровительно-образовательных учреждений / под ред. Г. П. Будановой. — М.: НИИ семьи, 2004.

  15. Лето, дети и туризм: Модели деятельности летних тури­стических лагерей профильных лагерей для детей и подрос­тков: Методическое пособие. М.: ЦДЮ Тур РФ, 2002.

  16. Лето. Дети. Лагерь, Омск, 2002, 50 с.

  17. Лето: опыт, проблемы и пути их решения. Методи­ческие рекомендации организаторам летнего отдыха де­тей Минобразования Республики Башкортостан / Сост. М.М. Гильмутдинова, Л.Р. Шарипова. Уфа, 2005.

  18. Маскин В.В. Нормативно-правовое обеспечение образовательных учреждений в условиях модернизации: Сборник документов и материалов. М.: АРКТИ, 2004.

  19. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. /Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002.

  20. Методические рекомендации по изучению личности ре­бенка в летнем оздоровительном лагере / Сост. В.А. Ковалевич, И.Н. Наумова. Ростов: ОЦДОД, 2005.

  21. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учеб, пособие. М.: Пед. о-во России, 2001. С. 60-71.

  22. О детях, лете и газете, а также обо всем на свете: Ис­пользование средств коммуникации в работе детских летних учреждений: Научно-методический сборник в помощь орга­низаторам летнего отдыха / Под ред. С. Цымбаленко. М.: ЮНПРЕСС, 1997.

  23. Организация жизни детей в летнем лагере // Воспитание школьников. 1996. № 2.

  24. От рассвета до заката, Омск, 2004, 65 с.

  25. Педагогика лета, Минск, ИООО, Красико – принт, 2002, 175 с.

  26. Практика организации круглогодичного летнего отдыха детей и подростков в муниципальных образованиях: пробле­мы и перспективы: Материалы учебно-практического семи­нара-совещания. 29 июля 2004 г., г. Иркутск. Информаци­онно-методический сборник № 2 — Иркутск: НО «Ассоциа­ция муниципальных образований Иркутской области», 2004.

  27. Программа жизнедеятельности детей в летних оздоро­вительных лагерях: Учебное пособие для студентов и педа­гогов, работающих в лагерях., Самара, 1994.

  28. Программы реабилитационной деятельности детских оз­доровительных лагерей: Методический сборник в помощь организаторам летнего отдыха детей / Под ред. Г. В. Купри­яновой, Л. Е. Сикорской. — М.: НИИ семьи, 1997.

  29. Ребенок в Зазеркалье лета: Анализ, концепция и перс­пективы развития системы отдыха детей / Под ред. Г.П. Бу­дановой. М., 1992—1993.

  30. Сборник научно-методических рекомендаций из опыта работы педагогического коллектива детского лагеря «Сол­нечный» Всероссийского детского центра «Орленок» / Под общ. ред. С.И. Панченко, В.В. Атясова. Сост. В.В. Атясов., ВДЦ «Орленок»: ИИО, 1999.

  31. Сериков В. В. Воспитание нравственного сознания и поведения // Общая педагогика: избр. лекции. Волгоград: Перемена, 2004. С.125-143.

  32. Справочник руководителя образовательного учреждения. М., 2004.

  33. Тимофеев О.П. Рецепты веселой вечеринки: игры, ро­зыгрыши, забавы. Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

  34. Учебно-методическая работа в детском оздоровительном лагере / Сост. В. А. Ковалевич, И.Н. Наумова, Т.Н. Фоми­чева). — Ростов н/Д: ОЦДОД, 2005.

  35. Черникова Т. В. Корабль под названием «Жизнь»: Игры по ее действию социальному самоопределению старшеклассников: учеб. метод, пособие. Волгоград: Обл. юношеская библиотека, 1998. 96 с.

  36. Шмаков С. А. Лето: вопросы-ответы, подсказки-советы. М.: Магистр, 2003,

  37. Шмаков С. Л. Каникулы: Прикладная «энциклопедия» для учителей, воспитателей, вожатых. — М.: Новая школа, 1994.

  38. Щуркова Н. Е. Классное руководство: Теория, методика, технология. М.: Пед. о-во России, 2004, 183с.

  39. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. М.: Пед, obi России, 2001. 56с.

  40. Щуркова Н. Е. Собранье пестрых дел: метод, материал для работы с детьми / 2-е изд., переработанное. М: Новая школа, 2004. 96 с.




























Литература для детей:


  1. 1000 загадок, Ярославль, «Академия развития», 2006. 98 с.

  2. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярос­лавль, 1997.

  3. Ах, эти теплые встречи!.. Ред.-сост. Л.И.Жук. Минск, 2000,

  4. Бедерханова В.П. Летний дом: концептуальный проект детской оздоровительной деревни и его методическое обеспечение. Краснодар, 1993.

  5. Ваш гороскоп. Тула, 1993.

  6. Верзилин Н. По следам Робинзона. М., 1953.

  7. Ветрова Р.В. Великолепная семёрка, Гомель, 2000, 54 с.

  8. Ворохов 3. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове. М., 2003.

  9. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. Из опыта работы Всероссийского пионерского лагеря «Орленок». М., 1982.

  10. Грабенко Т. М.,3инкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке, // Детский сад со всех сторон. 2001.

  11. Григоренко Ю.Н. Кипарис – 2, Педагогическое общество России, М, 2002, 95 с.

  12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2002.

  13. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание пионерском лагере, М. «Агропромиздат», 2004, 240с.

  14. Ежова Н.В. Лето, ах лето! Ростов, «Феникс»,2004, 215 с.

  15. Занимательное краеведение Викторины для школьников, Омск, 2002 43с

  16. Игра — дело серьёзное, Омск, 2002 , 35 с.

  17. Играя, изучаем край Омск, 2001,83 с.

  18. Козак О.Н. Игры забавы во время каникул, СПБ, «Союз», 2001, 285 с.

  19. КТД, Омск, 2005.62 с.

  20. Лето – это маленькая жизнь №12, 2002, 40 с.

  21. Лето – это маленькая жизнь №13, 2002, 46 с.

  22. Лето. Дети. Лагерь, Омск, 2002, 50 с.

  23. Лето. Лето? Лето! Омск, 2004 60 с.

  24. Любимцев В.В. Вопросы и ответы. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? М.,1995.

  25. Ля – па №19, Омск, 2004,30 с.

  26. Ля – па №21, Омск, 2004,33 с.

  27. Мой журнал №3. спец выпуск – игры, Омск, 2005, 45 с.

  28. Мы – вам, Омск, 2003, 43 с.

  29. От рассвета до заката, Омск, 2004, 65 с.

  30. Педагогика лета, Минск, ИООО, Красико – принт, 2002, 175 с.

  31. Петров В.М.Летние праздники, игры, забавы для детей. М, «Творческий центр» 2001, 128 с

  32. Позывные лета, ЦГЛ, М, 2003, 41 с

  33. Русские пословицы и поговорки

  34. Силин А.Театр улиц и площадей, М, «Советская Россия», 1998, 86 с.

  35. Скаутинг день за днём №27, Омск,2003, 35 с.

  36. Скаутинг. День за днём. №11, Омск, 2003, 30 с.

  37. Титов С.В. Здравствуй, лето!, Волгоград, 2001,136 с.

  38. Фейерверк идей, Омск, 199, 90 с.

  39. Шмаков С.А. Уроки детского досуга, Омск, 2003 . 56 с.

  40. Шмаков С.Игры – шутки, игры – минутки М. «Новая школа»,1997, 95 с

  41. Юный патриот России, Омск, 2001, 33 с.







































Приложение №1

Направления и формы работы

по программе «Несу добро и пользу людям».


пп

Название блока

Теория

Практика

1.

«Я-человек»

Рекомендуемые формы:

-акция милосердия — праздник добрых сердец «От всей души»,

— акция «Дети – детям»;

— праздники, направленные на развитие творческих способностей: «Здравствуй лето», «Алло, мы ищем таланты»,

-организация шефской помощи детскому саду №3 «Юбилейный» (проведение игр на детской площадке),

— шефская помощь престарелым жителям посёлка (совместно с ОСЗН)

— дни здоровья.

Итоговое мероприятие — КТД для пожилых людей «От всей души».




1




1



1


1




1




2

2



4


4

2.

Экологическое направление

«Я и природа»

Рекомендуемые формы:

-выпуск экологических плакатов «Экологический вестник», листовок «Лес твой друг»;

-акция «Пластиковая бутылка»

-акция «Чистый хвойный лес»;

-акция «Чистый берег Оми»;

-акции в защиту леса, цветов, муравейников (листовки у магазинов);

-традиционные русские летние праздники (Троица, Иван-Купала…)

-работа по благоустройству территории: акции «Чистый двор», «Цветите наши клумбы»,

— экскурсии в лес за лекарственными растениями.

Итоговое мероприятие – проведение КТД «Летние обрядовые праздники».







1




1




1





1


2

2

2


1

2


8



4

3.

Благотворительность (добровольческая) «Несём добро и пользу людям»

Рекомендуемые формы:

-«Агитпоезд» (работа агитбригады «Бригантина» — выезд в воинскую часть, детский сад, в деревню)

-помощь церкви в уборке и озеленении территории;

-акция «Играем во дворе»

-шефская помощь для малышей детского дома, детского сада №3 «Юбилейный», (чтение сказок, показ спектаклей);

-праздник улицы «Подари радость людям»;

-изготовление подарков для детей и взрослых – инвалидов (совместно с ОСЗН);

— изготовление поделок для украшения д./с, д./д, детской площадки;

— выполнение заказов детского сада «Юбилейный» (изготовление методических материалов);

-ремонт книг (библиотеки).

КТД «Праздник улицы».




1




2

1



1







1




4



8


4

4



2



4


4


4



1




4.

4.Творческое направление «. «Всё сумею, всё смогу»

Рекомендуемые формы:

— организация отряда по работе с младшими детьми во дворах посёлка (обучение основным приёмам работы с разновозрастным отрядом)

-изготовление игрушек, прихваток, фартуков и их продажа;

— кукольный театр (изготовление игрушек, декораций, постановка спектакля);

-создание стенда о педагогах и воспитанниках д/д «Дом, в котором мы живём»;

— живопись (песочная, нательная)

— лоскутная фабрика

Итоговое мероприятие – изготовление настенного панно «Дом, в котором мы живём».




2




1


1


1






4




4


8


8



1

1




5.

Исследовательское направление «Хочу всё знать».

Рекомендуемые формы:

-создание именной композиции

-создание «родословного дерева» в группе в виде объемного плаката;

— лекарственные травы Кормиловского района.

КТД — создание экологического проекта о лекарственных травах Кормиловского района «Природные врачеватели».




2

1


1





4

4


4

6.

Спортивное направление «Быть здоровым классно».

Рекомендуемые формы:

-организация ежедневной утренней гимнастики

— туристические походы

— игры в природе «Последний герой»;

— малые «олимпийские игры»;

— весёлые старты;

— игры наших дедов;

— Принятие витаминизированного напитка «Золотой шар».

Игра на местности — «Последний герой».






1

1

1







1


4

4

4

4

4


















Приложение № 2

Распределение мероприятий, занятий по тематическим дням


  1. «Я – человек»

п/п

Тематический день

Форма проведения занятия

Цели и задачи

1.

День добрых сердец

Праздник добрых сердец

«От всей души»

Цель: развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность

2.

Капустник

Праздник

«Алло, мы ищем таланты»,

Цель: приобщение детей к различным формам самодеятельного искусства.

3.

День юного помощника

Ток – шоу «Я – взрослый!».

Цель: формирование чувства товарищества, взаимопомощи, умения работать в коллективе.

4.

День здоровья

День здоровья.

Цель: формирование навыков здорового образа жизни.


  1. «Я и природа»

п/п

Название дня, когда проводиться мероприятие.

Форма проведения занятия.

Цели и задачи.

1.

День чистоты и порядка.

Занятие — практикум

«Помоги природе».


Цель: воспитание экологической культуры ребёнка

2.

Всемирный день, по борьбе с опустыниванием.

Акция:

«Пластиковая бутылка»,

«Чистый хвойный лес»,

«Чистый берег Оми», акции в защиту леса, цветов, муравейников.

Цель: организация общественно значимой досуговой деятельности детей через активное общение с природой.

3.


Праздник

«Традиционные русские летние праздники в живописи и музыке»

Цель: воспитание уважения к истории и культуре русского народа.

4.


Экскурсия в лес за лекарственными растениями.


Цель: воспитание уважительного отношения к природе, научить сбору, обработке, хранению лекарственных растений.


  1. «Несём добро и пользу людям» (теория – 6 часов, практика – 35 часов)


п/п

Форма проведения занятия.

Цели и задачи.

Название дня, когда проводиться мероприятие

1.

Занятие – практикум

«Агитпоезд» — что это такое?»

Цель: формирование творческой и социальной активности воспитанника.

День добра.

День музыки и песен.

2.

Акция

«Играем во дворе».

Цель: организация общественно значимой досуговой деятельности детей, развитие чувства ответственности, терпимости, творчества;

Дом, в котором мы живём.

3.

Акция

«Чистота».

Цель: формирование привычки жить, трудиться и действовать сообща на благо других людей,

День чистоты и порядка.

4.

Праздник улицы

«Подари радость людям».

Цель: приобщение детей к различному социальному опыту общения.

Пушкинский день в России.

5.

Занятие – практикум

«Я тебе помогу».

Цель: привитие уважительного отношения к окружающим людям

День левши.

6.

Занятие – практикум

«Красота — спасёт мир!»

Цель: развитие творческого потенциала ребёнка, развитие навыков работы в группе.

Капустник.

7.

Акция

«Я и книга».

Цель: развитие творческого потенциала ребёнка.


День юного помощника.


4. «Всё умею, всё смогу» (теория – 5 часов, практика – 26 часов)


п/п

Форма проведения занятия.

Цели и задачи.

Название дня, когда проводиться мероприятие

1.

Занятие – практикум

«Игрушка в подарок»

Цель: развитие творческих способностей воспитанников.


День добра.

День добрых сердец.

2.

Творческая мастерская

«Кукольный театр»

Цель: развитие навыков коллективного творчества.

День юного помощника.

3.

Творческая мастерская

«Дом, в котором мы живём».

Цель: воспитание у детей интереса к исследовательской деятельности через знакомство с историей создания своей группы.

День поэзии.

4.

Занятие — практикум

«Ты, да я, да мы с тобой…»

Цель: развитие организаторских навыков у детей, выработка у детей правильного отношения к нравственным ценностям человека – доброте, терпимости, общению.

«Здравствуй, лето!»

День независимости России.

5.

Творческая мастерская

«Школа живописи»

(песочная, нательная).

Цель: развитие творческих способностей детей

День левши.

6.

Творческая мастерская

«Лоскутная фабрика».

Цель: развитие творческих способностей детей

День добра.


5. «Хочу всё знать» (теория – 4 часа, практика – 12 часов)


п/п

Форма проведения занятия.

Цели и задачи.

Название дня, когда проводиться мероприятие

1.

Творческая лаборатория по созданию именной композиции самодеятельного художника

Федюра П.А.

Цель: знакомство с творчеством самодеятельных художников р.п. Кормиловка

Традиции и современность.

2.

Творческая лаборатория по созданию «Родословного дерева» своей семьи.

Цель: воспитание у детей интереса к исследовательской деятельности через изучение истории создания группы.

Дом, в котором мы живём.

3.

Творческая лаборатория по созданию экологического проекта о лекарственных травах Кормиловского района «Природные врачеватели».

Цель: воспитание у детей интереса к исследовательской деятельности через изучение растений родного края.

День трав.



6. «Быть здоровым классно!» (теория — 3 , практика – 21)


п/п

Форма проведения занятия.

Цели и задачи.

Название дня, когда проводиться мероприятие.

1.

Туристические походы.


Цель: Укрепление здоровья, закаливание организма детей, выработка умения преодолевать трудности. развитие выносливости, находчивости у детей; выявление скрытых лидеров в детском коллективе.

День Робинзонов.

День юмора и смеха.

2.

Игра в природе «Последний герой».


Цель: знакомство детей с навыками выживания в природе, обучение подростков самостоятельному разрешению возникшей ситуации.

День здоровья.

3.

Малые «Олимпийские игры».


Цель: развитие двигательных способностей детей.

Международный олимпийский день.

План – сетка работы летнего лагеря




понедельник

вторник

среда

четверг

пятница


03.06«Здравствуй, лето!».

04.06 День юного помощника.


05.06 Капустник.


06.06

Пушкинский день в России.

09.06 День левши.

10.06 День юмора и смеха,

посвящённый 75 – летию русского писателя – сатирика А.М. Арканова.


11.06. День Робинзонов.


12.06. День независимости России.


13.06. День музыки и песен.


16.06 Дом, в котором мы живём.


17.06 Всемирный день по борьбе с опустыниванием и засухой.



18.06 День добра.


19.06 Традиции и современность


20.06 День трав.


23.06 Международный олимпийский день.


24.06 День поэзии, посвящённый дню рождения

В.В. Маяковского


25.06 День чистоты и порядка.

26.06 День здоровья.

27.06 «От всей души примите поздравленья…

Приложение №

Опросник аффилиации.

(Немов Р.С.)

Под аффилиацией понимается потребность человека в уста­новлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людь­ми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только посто­янно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмо­ционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Иногда эта потребность становится для человека настолько значимой, что перевешивает остальные. Аффилиация для людей педагогичес­ких профессий должна быть одной из главных потребностей и, по крайней мере, не уступать тем потребностям, удовлетворение которых, напротив, как-то разъединяет людей. Существует несколько методик для оценки аффилиации. Наиболее важной, надежной, но вместе с тем и самой трудоем­кой является проективная методика. Однако эта потребность та­кова по своей природе, что для ее диагностики с успехом могут быть использованы и методики опросного типа. Одна из таких методик описывается далее.

Испытуемые, проходящие тестирование по данной методи­ке, перед началом исследования получают инструкцию следую­щего содержания:

«Вам предлагается несколько десятков суждений, ознакомив­шись с которыми необходимо выразить степень своего согласия с каждым из этих суждений при помощи следующей шкалы: + 3 — полностью согласен, 4- 2 — согласен,

+ 1 — скорее согласен, чем не согласен, О — ни да, ни нет,

  • 1 — скорее не согласен, чем согласен,

  • 2 — не согласен,

  • 3 — полностью не согласен.

Меру своего согласия с тем или иным утверждением можно выразить цифрой с соответствующим знаком, проставленной на листе бумаги рядом с номером данного суждения».

Предлагаемый опросник оценивает две мотивационные тен­денции, функционально взаимосвязанные и соотносимые с по­требностью аффилиации: стремление к людям и боязнь быть от­вергнутыми. Соответственно, испытуемым предлагаются для от­ветов два разных опросника, один из которых предназначен для оценки первой мотивационной тенденции, а другой — второй.

Шкала теста для оценки силы стремления к людям.

  1. Я легко схожусь с людьми.

  2. Когда я расстроен, то обычно больше предпочитаю быть
    среди людей, чем оставаться одному.

  3. Если бы мне пришлось выбирать, то я предпочел бы, что­бы меня считали способным и сообразительным, а не дружелюб­ным и общительным.

  4. Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.

  5. Я часто и охотно говорю с людьми

  6. От хорошего фильма или книги я получаю большее удо­вольствие, чем от хорошей компании.

  7. Мне нравится иметь как можно больше друзей.

  8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от лю­дей, чем на оживленном курорте.

  9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят боль­ше, чем дружбу.

  10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

  11. Излишняя откровенность с друзьями может повредить.

  12. Когда я встречаю на улице знакомого, я всегда стараюсь
    перекинуться с ним парой слов, а не просто пройти мимо, поздо­ровавшись.

  13. Независимость и свободу от личных привязанностей я
    предпочитаю прочным дружеским узам.

  14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хоро­ший способ завести друзей.

  15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее по­
    советуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

  16. Я не доверяю слишком открытому проявлению чувств.

  17. У меня много близких друзей.

  18. Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем не
    важно, нравлюсь я им или нет.

  19. Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю груп­повым.

  20. Эмоционально открытые люди привлекают меня больше,
    чем сосредоточенные и серьезные.

  21. Я скорее предпочту интересную книгу или схожу в кино,
    чем проведу время на вечеринке.

  22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем
    просто наслаждаться видами и посещать достопримечательнос­ти одному.

  23. Мне легче решить трудную проблему, когда я обдумываю ее один, чем тогда, когда я ее обсуждаю с друзьями.

  24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нуж­но рассчитывать на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

  25. Даже в обществе друзей трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.

  26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю новый круг знакомых.

  27. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем общение с людьми.

  28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.

  29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не по­казывать окружающим свои чувства, чем пытаться с кем-нибудь поделиться ими.

  30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в хорошей компании.

Шкала теста для оценки боязни быть отвергнутым.

  1. Я стесняюсь идти в малознакомое общество.

  2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

  3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал про­тиворечить мне при посторонних

людях.

  1. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического скла­да ума.

  2. Обычно я легко схожусь с незнакомыми людьми.

  3. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.

  4. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмеши­ваться в их спор, даже если с кем-то

из них не согласен.

  1. Если я попрошу кого-то пойти со мной, а он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.

  2. Я осторожен в высказывании своего мнения, пока хорошо не узнаю человека.

  1. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше про­молчу, чем прерву говорящего и попрошу повторить сказанное.

  2. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

  3. Мне трудно говорить людям «нет».

  4. Я все лее могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю.

  5. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

  6. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

  7. Я не стесняюсь обращаться к людям за помощью.

  8. Я редко противоречу людям из боязни их задеть.

  9. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.

  1. Всякий раз, когда мне предстоит идти в незнакомое обще­ство, я предпочитаю брать с собой друга.

  2. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.

  3. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.

  4. Временами у меня возникает чувство, что я никому не нужен.

  5. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно
    высказался в мой адрес.

  6. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

  7. Меня очень легко задеть, даже если это не заметно со стороны.

  8. После встречи с новым человеком меня обычно мало вол­нует, правильно ли я себя вел.

  9. Когда мне необходимо за чем-то обратиться к официаль­ному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.

  10. Когда нужно попросить продавца показать понравившую­ся мне вещь, то я чувствую себя неловко.

  11. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.

  12. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.

  13. Оказавшись в незнакомой компании, я скорее включаюсь в беседу, чем остаюсь в стороне.

  14. Я стесняюсь просить, чтобы мне вернули книгу или ка­кую-либо другую вещь, занятую на время у меня.

Оценка результатов.

По каждой из представленных выше шкал в отдельности оп­ределяется сумма баллов, полученных испытуемым. Для этого пользуются ключом и переводными оценочными шкалами, пред­ставленными ниже.

Ключ к шкале «стремление к людям»: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, -18, -19, +20, 21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.

Ключ к шкале «боязнь быть отвергнутым»: +1, +2,+3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.

Для определения суммы баллов по каждой шкале использу­ется следующая процедура. Пунктам опросника, помеченным в ключе знаками «+», приписываются баллы в соответствии со

следующей переводной шкалой, где в числителе представлены оценки, данные испытуемыми соответствующим суждениям, а в знаменателе — те баллы, которые в конечном счете должны по­лучить эти пункты шкалы, и которые суммируются:

-3 -2 -1 0 +1 +2 +3

____________________________________________

1


2 3 4 5 6 7

Пунктам опросника, помеченным в ключе знаком «—», точно так же приписываются баллы, но в соответствии с другим соот­ношением:

-3 -2 -1 .0 +1 +2 +3

__________________________

7 6 5 4 3 2 1



Выводы об уровне развития.

Для каждого из испытуемых отдельно устанавливаются уро­вень развития мотива «стремление к людям» и уровень разви­тия мотива «боязнь быть отвергнутым». При этом пользуются следующей суммарной шкалой:

Сумма баллов от 32 до 80 — низкий уровень развития данно­го мотива.

Сумма баллов от 81 до 176 — средний уровень развития мотива.

Сумма баллов от 177 до 224 — высокий уровень развития мотива.

Возможны следующие типичные сочетания двух обсуждае­мых мотивов и способы их интерпретации:

  1. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с высоким уровнем развития мотива «боязнь быть отвергнутым». Индивид, имеющий такое сочетание обоих моти­вов, характеризуется сильно выраженным внутренним конфлик­том между стремлением к людям и их избеганием, который воз­никает каждый раз, когда ему приходится встречаться с незнакомыми людьми.

  2. Высокий уровень развития мотива «стремление к людям», сочетаемый с низким уровнем развития мотива «боязнь быть от­вергнутым». Такой человек активно ищет контактов и общения
    с людьми, испытывая от этого в основном только положитель­ные эмоции.

  3. Высокий уровень развития мотива «боязнь быть отвергну­тым» в совокупности с низким уровнем развития мотива «стрем­ление к людям». Индивид, обладающий таким сочетанием обо­
    их мотивов, напротив, активно избегает контактов с людьми,
    ищет одиночества.

  4. Низкий уровень развития обоих мотивов. Такое сочетание данных мотивационных тенденций характеризует человека, ко­торый, живя среди людей, общаясь с ними, не испытывает от этого ни положительных, ни отрицательных эмоций и хорошо себя чув­ствует как среди людей, так и без них.

При средних значениях мотивационных тенденций «стрем­ление к людям» и «боязнь быть отвергнутым» ничего определен­ного о возможном поведении человека и его переживаниях, свя­занных с человеческими отношениями, сказать нельзя.

В заключение отметим, что наиболее благоприятным для пе­дагога сочетанием обоих мотивационных стремлений является такое, при котором «стремление к людям» развито сильно, а «бо­язнь быть отвергнутым» — слабо или средне.









Приложение №

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

(разработана профессором М Л. Рожковым)


Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения: Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда; 3 — почти всегда;

2 — иногда; 1 — очень редко: 0 — никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
    5. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

  1. Я умею прощать людей.

  2. Я стремлюсь поступать так же. как и все мои товарищи.

  3. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

  4. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

  5. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

  6. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

  1. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

  2. Не ли я что-то задумал, то обязательно сделаю.

  3. Мне правится помогать другим.

  4. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

  5. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

  6. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

  7. Переживаю неприятности других, как свои.

  8. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

  9. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не

согласны окружающие.

  1. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

  2. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.


1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

j

7

11

15

19

4

8

12

36

20



Обработка полученных данных. Среднюю опенку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Приложение №

Диагностика социализации школьника

Перед вами двадцать суждений на разные темы. Прочитайте каждое из них последовательно и оцените в баллах по шкале: 4 – всегда, 3- почти всегда, 2- иногда, 1- очень редко, 0 – никогда. Оценки проставляйте в бланке для ответов.

    1. Стараюсь слушать во всем своих учителей и воспитателей.

    2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

    3. За что бы я ни взялся, добиваюсь успеха.

    4. Умею прощать людей.

    5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

    6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

    7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

    8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

    9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

    10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

    11. Если я что придумал, то обязательно сделаю.

    12. Мне нравится помогать другим.

    13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

    14. Если мене не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

    15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

    16. Переживаю неприятности других, как свои.

    17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

    18. Стремлюсь доказывать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

    19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

    20. Стремлюсь защищать тех, кого обижают

    21. Бланк для ответов

I

1

5

9

13

17

II

2

6

10

14

18

III

3

7

11

15

19

IV

4

8

12

16

20

Ключи:

I – уровень социальной активности.

II – уровень социальной адаптации.

III – уровень социальной автономности.

IV – уровень нравственной воспитанности.

















Приложение №

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

(составлена Е.Н. Степановым)


Цель: определить общественную активность учащихся.

Необходимо для проведения. На доске составляется список учащихся с порядковыми номерами перед каждой фамилией, а также дается краткое описание пяти ориентиров для оценки общественной активности школьников.

1-й ориентир. Является инициатором и организатором большинства дел в классе, служит примером в выполнении общественных поручений, требует добросовестного отношения к ним своих товарищей, настойчиво борется и мобилизует других на выполнение целей и задач коллектива.

2-й ориентир. Участвует в делах класса добросовестно, охотно, но редко бывает их организатором, не требует ответственного отношения к общественным поручениям от других, разделяет позиции коллектива, но слабо их отстаивает.

3-й ориентир. Удовлетворительно выполняет поручения, па просьбы взрослых и товарищей откликается, но без особого желания, чаще всего занимает позицию пассивного наблюдателя или исполнителя.

4-й ориентир. Неохотно выполняет поручения, участвует в общественной работе лишь при наличии настойчивых требований со стороны взрослых и товарищей, безразличен к делам коллектива и участию в них других.

5-й ориентир. Уклоняется от поручений, от участия в общественных делах, проявляет безответственность, часто пренебрегает интересами своего коллектива и товарищей.

Ход проведения. Исследователь подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая особое внимание усвоение испытуемыми содержательных характеристик на ориентиров. Затем испытуемые заносят на листке бумаги в первую строку номера самых активных учащихся, соответствующих требованиям 1-го ориентира, во вторую строку — тех, кто соответствует требованиям 2-го ориентира. ;-так далее до тех пор, пока не будут занесены порядковые номера всех учащихся в пять отведенных строк. В одну из пяти строк учащийся заносит свой порядковый помер, т; самым, осуществляя самооценку собственной активности. Подписанные учащимися листки сдаются исследователю.

Обработка и интерпретация полученных данных. Исследователь обрабатывает полученные данные с помощью следующей матрицы:





Фамилия, имя Кого оценивают


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Алексеенко О

3

2

3

1

3

3

2

2

4

2

2

4

Жуманова Т

3

2

3

2

2

4

3

3

3

3

3

3

Феклина С

3

2

2

1

3

3

2

3

4

3

2

5

Фёклин А

3

3

2

2

2

4

2

2

3

3

3

4

Головачев В

3

2

3

2

3

3

3

3

3

4

3

3

Попова А

3

3

2

1

3

2

2

3

4

3

3

4

Горохов А

3

2

3

3

4

4

3

2

3

3

2

3

Тихомирова

3

2

3

1

3

3

2

3

3

2

3

4

Кравцова Ю

3

2

3

2

2

2

1

2

3

4

3

5

Чуминова Е

3

3

2

2

3

3

3

3

2

3

4

4

Зеленюк Е

3

2

3

14

2

3

1

4

3

4

3

5

Ларина О

3

3

4

2

3

2

2

5

3

3

3

4

Шевченко З

34

28

33

18

31

32

23

29

35

31

31

44

Стручковский

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

11

Бережнев С.

3,1

2,5

3

1,6

2,8

2,92

2,1

2,6

3,22

2,8

2,8

4


В матрицу – напротив каждой фамилии — заносятся оценки испытуемого общественной активности своих товарищей. Например, Сидоров О. в ходе эксперимента внёс фамилию Лебедева А. в первую строку, то в матрицу ставится цифра 1на пересечении первой строки и четвертого столбца; тот же испытуемый внес фамилию Шумилин К в пятую строку, тогда цифра 5 ставится на пересечении первой строки и девятого столбца. Подсчитывается количество оценок, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), исключая самооценку. Далее вычисляется средняя оценка испытуемого, которая может рассматриваться как статус активности учащегося.

Сумма оценок активности испытуемого.

Статус активности (А) = Число испытуемых минус единица.

По уровню статуса активности можно классифицировать испытуемых на пять групп:

Номер статусной

Активность учащегося

Величина статуса

1

Высокая (организаторская)

А < 5

2

Хорошая (активно – исполнительская)

1,5 < А<2,5

3

Средняя (пассивно – исполнительская)

2,5 < А < 3,5

4

Низкая (принудительная)

3,5 < А < 4,5

5

Не проявляется

4,5 < А




На основании приведённых данных испытуемые классифицируются следующим образом:

1 группа — нет

2 группа — Фёклин А., Горохов А., Жуманова Т.

3 группа — Алексеенко О. Попова А. Головачёв В., Тихомирова В., Шевченко З.

4 группа — Бережнёв С.

5 группа — нет

Сопоставление самооценки (в матрице самооценки выделены другим шрифтом) и оценки общественной активности позволяет определить степень адекватности первой, а также увидеть: она завышается, занижается или соответствует мнению одноклассников.



































Умеешь ли ты быть терпимым к другому человеку.

(чувство толерантности)


    1. Я люблю посекретничать о других людях;

    2. Мне легче сказать кому–то комплимент, чем раскритиковать человека;

    3. У меня всегда есть время, что бы выслушать окружающих людей;

    4. Я пытаюсь предлагать человеку то дело, которое лучше у него получается;

    5. Я всегда даю понять людям, что они для меня необходимы и желанны;

    6. Когда что–то не получается, вместо того, что бы заняться критикой, я пытаюсь найти конструктивное решение.


Подсчитываем баллы.


1. да – 0 нет – 10

2. да – 10 нет – 0

3. да – 10 нет – 0

4. да – 10 нет – 0

5. да — 10 нет — 0

6. да – 10 нет – 0



50 – 60: вы понимаете, насколько важны хорошие отношения в группе, и вы можете быть прекрасным лидером в группе!

20 – 40: вы можете улучшить свои отношения с людьми, если будете более чутким человеком.

Меньше 20: вы, скорее портите отношения с людьми, чем налаживаете. Встряхнитесь и протяните руку помощи тем, кто в ней нуждается!













































Популярный тест «Нравишься ли ты людям?»

(Тесты для всех. Сост. Орлова Т.В., К, 2004 г)

Популярные тесты, возможно, и не имеют под собой серьезных научных ос­нований, однако они способствуют процессу самообразования, повышают интерес к своему характеру и т.д.

Чтобы получить ответ на вопрос «нравишься ли ты людям?», необходимо выразить свое отношение к каждому из двадцати суждений, содержащихся в тек­сте. Ответьте «да», если Вы согласны с утверждением, и «нет» — если не согласны.


  1. Вы должны помнить, что почти ежеминутно в течение дня Вас пристально оценивают те, с кем Вам приходится общаться.

  2. У человека должно быть достаточно развито чувство незави­симости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, независимо оттого, разделяют они или нет его увлечение.

  3. Самое мудрое — это сохранять достоинство даже тогда, когда у вас имеется сильный соблазн поступить иначе.

  4. Если человек замечает ошибки в речи других, ему следует их
    поправлять.

  5. Когда Вы встречаетесь с незнакомыми людьми, Вы должны быть достаточно остроумны, общительны и привлекательны, чтобы произвести на них впечатление.

  6. Когда Вам представляют другого человека, и Вы не расслыша­ли его имя, Вы должны его повторить.

  7. Вы уверены, что Вас уважают за то, что Вы никогда не позво­ляете другим подшучивать над собой.

  8. Вы должны быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над Вами и выставлять в смешном виде.

  9. Если Вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и выйти из разговора.

  10. Человек всегда должен стараться, чтобы его поведение соот­ветствовало настроению компании, в которой он находится.

  11. Вы должны всегда помогать своим друзьям, потому что может прийти время, когда Вам очень понадобится их помощь.

  12. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что в конце концов очень немногие оценивают эти услуги по досто­инству.

  13. Лучше, если другие зависят от Вас, чем, если Вы зависите от других.

  14. Настоящий друг старается помогать своим друзьям.

  15. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству и одобрили.

  16. Если в компании рассказывают анекдот, который Вы уже слы­шали, Вы должны остановить рассказчика.

  17. Если в компании рассказывают анекдот, который Вы уже слы­шали, Вы должны быть достаточно вежливы, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом.

  18. Если Вас пригласили к столу, а Вы предпочитаете сходить в кино, Вы должны сказать, что у Вас болит голова, или приду­мать какое-то другое объяснение, но не рисковать возможно­стью обидеть друга, сообщая ему действительную причину.

  19. Настоящий друг требует, чтобы его близкие поступали всегда
    наилучшим для него образом, даже когда они и не хотят того.

  20. Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убежде­ния всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное
    мнение.

За каждый ответ, который совпадает с правильным, начислите себе по 5 баллов.

Правильные ответы: «да» — б, 13, 14 и 20-й; «нет» — все остальные. Подсчи­тайте сумму баллов.

85 — 100 — отлично. Большинство людей в тебе души не чает.

75 — 80 — хорошо. Ты умеешь быть любезным, обаятельным и симпатичным в общении, но иногда допускаешь срывы. Надолго тебя иногда не хватает.

65 — 70 — удовлетворительно. Умение общаться с разными людьми, не теряя собственного достоинства, ты еще сможешь продемонстрировать, а вот общаться так, чтобы сохранять достоинство собеседника — в этом твои успехи значительно скромнее.

О — 60 — плохо. Даже похвалить не за что. Но не стоит терять надежды. В деле овладения искусством общения у тебя все впереди. Будь внимателен к людям, это самое главное и самое трудное. Остальное придет в процессе общения.

Чем выше сумма баллов, тем больше у Вас оснований считать, что окружаю­щие Вас любят.















Приложение №

Оценка способов реагирования в конфликте.

(Практическая психология: Учебно – методическое пособие под ред. Кондратьевой С.В., Мн.,1997 г)


С помощью адаптированной Н.В. Гришиной методики К.Н. Томаса, амери­канского социального психолога, определяются способы реагирования на кон­фликтные ситуации.

В каждой из 30 предложенных вам пар суждений выберите, пожалуйста, то, которое наиболее типично для характеристики вашего поведения.

а

1.

)Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра­тить внимание на то, в чем мы оба согласны.

а

2.

)Я стараюсь найти компромиссное решение;

б)Я пытаюсь уладить его с учетом интересов другого челове­ка и моих собственных,

3.а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4.а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5.а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого;

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной на­пряженности.


а

6

)Я пытаюсь избежать неприятности для себя;

б)Я стараюсь добиться своего.

а

7.

)Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем что­
бы со временем решить его окончательно;

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться
своего в другом.

а

8.

} Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б


) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые

интересы и спорные вопросы.

а

9.

)Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз­никших разногласий;

б)Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

а

10.

)Я твердо стремлюсь добиться своего;

б)Я пытаюсь найти компромиссное решение.

а

11

)Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем со-

стоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

6} Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши

отношения.

а

12.

)Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вы-

звать споры;

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано, по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его
взглядах;

б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отноше­ния;

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на­пряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной на­пряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем;

б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, с тем чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для всех.

21. а) Во время переговоров я стараюсь быть внимательным к другому;

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине
между моей и позицией другого человека;

б) Я отстаиваю свои желания.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить жела­ния каждого;

б) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стара­юсь идти ему навстречу;

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргумен­там другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждо­го из нас.

27. а) Я избегаю позиции, которая может вызвать споры;

6} Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы со­вместно могли добиться успеха


По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом. Полученные оценки сравниваются между собой для выяв­ления наиболее предпочтимой формы социального поведения испытуемого в си­туации конфликта.

Ключ к опроснику

Соперничество (сопровождается открытой борьбой за свои интересы) — За, 66, 8а, 96, 10а, 136, 146, 16б, 17а, 226, 25а, 28а.

Сотрудничество (направлено на поиск решения, удовлетворяющего интере­сы всех сторон) — 26, 5а, 86, Па, На, 19а, 20а, 216, 23а, 266, 286, 306.

Компромисс (урегулирование разногласий через взаимные уступки) — 2а, 4а, 76, 106,126, 13а, 186, 206, 22а, 246, 26а, 29а.

Избежание (заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего) — 1а, 56, 7а, 9а, 12а, 156, 176, 196, 21а, 236, 27а, 296.

Приспособление (тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами)-16, 36, 46, 6а, 116, 15а, 16а, 18а, 24а, 256, 276,






Тест «Эмпатические тенденции»

(методика А. Мехрабиана)

(Практическая психология: Учебно – методическое пособие под ред: Кондратьевой С.В. Мн., 1997 г)


Цель: измерение степени выраженности тенденции к эмпатии. (Обобщенный пока­затель эмпатии выводится путем простого суммирования ответов — чем больше сумма, тем больше тенденция к эмпатии,)

Дорогой друг!

Тебе предлагается ряд утверждений, которые касаются твоего от­ношения к самому себе, к другим людям, к миру в целом.

Пожалуйста, используй следующую шкалу для оценки твоего согласия или несогласия с каждым из утверждений, предложенных тебе.

Записывай свои оценки под номерами, соответствующими порядковому номеру утверждений анкеты:


+ 4 — несомненно, да (очень сильное согласие),

+ 3 — да, верно (сильное согласие),

+ 2 — в общем, да (среднее согласие),

+ 1 — скорее да, чем нет (слабое согласие),

О — ни да, ни нет,

— 1 — скорее нет, чем да (слабое несогласие),

— 2 — в общем, нет (среднее несогласие),

— 3 — нет, наверное (сильное несогласие),

— 4 — нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

  1. Мне обидно, когда новый человек чувствует себя в группе одиноко.

  2. .Люди обычно преувеличивают способность животных пережи­вать, их чувствительность

  3. Меня раздражает, когда люди открыто, проявляют свои эмоции

  4. Терпеть не могу, когда неудачники себя жалеют.

  5. Когда люди вокруг меня нервничают, я тоже .начинаю нервничать

  6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

  7. Я эмоционально включаюсь в проблемы своих друзей.

  8. Иногда слова песен о любви глупо трогают меня.

  9. Мне трудно сохранить самообладание, когда я приношу людям плохие новости.

  10. Мое настроение сильно зависит от окружающих меня людей.

  11. Большинство иностранцев кажутся мне холодными и неэмо­циональными.

  12. Работу, которая давала бы мне возможность помогать людям решать их различные проблемы, я предпочел бы работе, свя­занной с обучением людей.

  13. Я не склонен расстраиваться только потому, что мой друг чем-то расстроен.

  14. Я люблю наблюдать, когда люди разворачивают подарки.

  15. Одинокие люди обычно недружелюбны.

  16. Меня очень огорчает, когда люди плачут.

  17. Слушая некоторые песни, я чувствую себя счастливым.

  18. Когда я читаю книги, я сам переживаю все чувства героев.

  19. Я выхожу из себя, когда вижу, что с кем-то жестоко обращаются.

  20. Я могу оставаться спокойным, даже если вокруг меня все обеспокоены.

  21. Когда знакомый начинает говорить о своих проблемах, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

  22. Я не заражаюсь чужим смехом.

  23. Иногда в кино я бываю, удивлен тем, как много людей вокруг плачут и всхлипывают.

  24. Я могу принимать решения, не беря в расчет чувства людей.

  25. Я не могу прекрасно себя чувствовать, когда окружающие ме­ня люди чем-то подавлены.

  26. Я не могу понять, почему некоторые вещи так расстраивают людей

  27. Мне очень больно видеть страдающих животных.

  28. Глупо переживать из-за событий, происшедших в фильме или книге.

  29. Мне жаль беспомощных людей.

  30. Когда кто-то рыдает, это вызывает у меня скорее раздраже­ние, чем сочувствие.

  31. Когда я смотрю фильм, я переживаю ярко все, что вижу на эк­ране.

  32. Я часто обнаруживал, что могу сохранять спокойствие, даже когда вокруг меня все очень возбуждены.

  33. Маленькие дети иногда плачут без всякой причины.


«Ключ» к методике «Эмпатические тенденции».


Результаты получаются путем сложения оценок с учетом знака.

При этом в ответах на вопросы: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 27, 29, 31 знак НЕ МЕНЯЕТСЯ;

а в ответах на вопросы: 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 32, 33 знак МЕНЯЕТСЯ НА ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ.

Оценки от 40 до 50 отражают СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ тенденции к эмпатии. Он присущ подавляющему большинству людей. Это и не «толстокожие люди», но и не особо чувствительные.

Более детальной расшифровки данного теста не приводиться, но опираясь па другие источники можно сделать выводы что средний уровень эмпатии присущ по­давляющему большинству людей.



Вы можете помочь другу?

(чувство эмпатии) газета «Школьный психолог» № 200? Год


В жизни встречаются моменты, когда налаженный быт нарушают болезни твоих друзей и знакомых. Если это случается с вами, что вы будете предпринимать?


    1. а — будете пережидать; б — поговорите с тем, кто знает о здоровье больного больше чем вы.

    2. а — будете сидеть рядом с больным товарищем; б – постараетесь жить как обычно;

    3. а – будете приглашать в гости друзей, чтобы подбодрить больного; б – будете тихо развлекаться дома или ненадолго заходить к друзьям;

    4. а – будете приносить больному вкусные вещи или маленькие подарки; б – уговорите больного соблюдать диету, предписанную врачом;

    5. а – никогда не будете заходить в комнату больного; б – найдёте время для общения с больным другом;

    6. будете выполнять только ту работу, которая всегда поручалась только вам; б – с радостью возьмёте на себя дополнительные поручения;

    7. а – воспользуетесь этим, как возможностью получить для себя выгоду; б – будете просить для себя как можно меньше.

Желательные ответы только – б. Чем больше вы проникнитесь сочувствием к больному товарищу, тем он скорее поправиться.




















Анкета самоанализа «Кто ты?» («Какой я»)


Каждому воспитаннику предлагается правдиво ответить на восемь вопросов («Да», «Нет») заранее приготовленной анкеты. В ан­кетах нет «ключа» к вопросам.

После проведения анкетирования и подсчета очков, пе­дагог зачитывает «ключ» теста, а ребята знакомятся с резуль­татами самооценки.

Тестирование можно проводить как анонимно, т.е. для оценки самокритичности, так и с целью проверки сформиро­ванности у подростков чувства самокритичности.


Перечень вопросов

  1. Уважаешь ли ты дружбу?

  2. Привлекает ли тебя что-то новое?

  3. Предпочитаешь ли старую одежду новой?

  4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, кото­рую собираешься выбрать?

  5. Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит ре­
    шить трудную задачу?

  6. Коллекционируешь ли ты что-нибудь?

  7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным
    безо всякой причины?

  8. Часто ли меняешь свои планы в последний момент?


Запиши себе по 1 очку за ответ «Да» на вопросы № 1, 2, 6. Столько же — за ответ «Нет» на вопросы № 2, 4, 5, 7, 8. Теперь подсчитай набранные очки и прослушай резуль­таты теста (сравни с результатами теста).

«Ключ» к тесту (к анкете).

Свыше 6 очков. Ты уравновешенный человек.

От 3 до 6 очков. Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение может легко превратиться в плохое. А это отражается на твоих отношениях с друзьями (да, порой, и с родителями). Решительность в делах тебе бы не поме­шала.

Менее 3 очков. Почему ты не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям, искать друзей среди тех, кто тебя окружает.








Приложение №

Анкета самоанализа «Кто ты?» («Какой я»).


Каждому воспитаннику предлагается правдиво ответить на восемь вопросов

(«Да», «Нет») заранее приготовленной анкеты. В ан­кетах нет «ключа» к вопросам.

После проведения анкетирования и подсчета очков, пе­дагог зачитывает «ключ» теста, а ребята знакомятся с резуль­татами самооценки.

Тестирование можно проводить как анонимно, т.е. для оценки самокритичности, так и с целью проверки сформиро­ванности у подростков чувства самокритичности.


Перечень вопросов

  1. Уважаешь ли ты дружбу?

  2. Привлекает ли тебя что-то новое?

  3. Предпочитаешь ли старую одежду новой?

  4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, кото­рую собираешься выбрать?

  5. Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит ре­
    шить трудную задачу?

  6. Коллекционируешь ли ты что-нибудь?

  7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным
    безо всякой причины?

  8. Часто ли меняешь свои планы в последний момент?


Запиши себе по 1 очку за ответ «Да» на вопросы № 1, 2, 6. Столько же — за ответ «Нет» на вопросы № 2, 4, 5, 7, 8. Теперь подсчитай набранные очки и прослушай резуль­таты теста (сравни с результатами теста).

«Ключ» к тесту (к анкете).

Свыше 6 очков. Ты уравновешенный человек.

От 3 до 6 очков. Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение может легко превратиться в плохое. А это отражается на твоих отношениях с друзьями (да, порой, и с родителями). Решительность в делах тебе бы не поме­шала.

Менее 3 очков. Почему ты не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям, искать друзей среди тех, кто тебя окружает.



Свежие документы:  Диагностика познавательных процессов школьников

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: