Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2010-2013 гг


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глубочанская средняя общеобразовательная школа № 8



Утверждаю: ______________

Директор школы___________






Программа

по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма

на 2010-2013 гг.















Автор программы: ЗВР Степаненко Г.Н.



х. Глубокий

2010г.

Пояснительная записка.


Актуальность проблемы


Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотраспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.

В России ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет порядка тридцати тысяч человек и более 250 тысяч получают травмы, в том числе и около 27 тысяч детей и подростков до 16 лет.

К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение основных правил дорожного движения, отсутствие элементарной культуры поведения на дороге, уважительного отношения участников движения друг к другу. Если даже ребенок, попавший в ДТП, не получил серьезных физических травм, ему пришлось пережить такое морально-психологическое потрясение, что его негативные последствия останутся в душе у пострадавшего на всю жизнь.

Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с раннего детства учить его правилам поведения в этом мире. Ведь всегда проще устранить причину, чем затем всю жизнь преодолевать ее последствия. А одна из причин того, что ребенок по своей недисциплинированности и безответственности попадает в ДТП, кроется в том, что родители НЕДОсмотрели, воспитатели НЕДОвоспитали, учителя НЕДОучили, сотрудники ГИБДД НЕДОорганизовали, водители НЕДОстаточно профессионально повели себя в непредвиденных обстоятельствах. Многие родители сегодня именно на школу возлагают ответственность за формирование у детей навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья, потому что дети очень много времени проводят в образовательном учреждении. Хотя вклад семьи в процесс воспитания должен быть не менее серьезным и значительным. Только совместными усилиями можно добиться весомых результатов

В свете складывающейся ситуации становится все более очевидным, что систему деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развивать и усовершенствовать. Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Этой необходимостью и объясняется актуальность дополнительной образовательной Программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма















Паспорт

Программы по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма

на 2010-2013 гг.


Наименование Программы

Программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2010-2013 гг. (далее Программа).


Основание для разработки Программы.

Областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» на 2007-2012 годы».


Разработчик Программы

МБОУ Глубочанская СОШ № 8


Основная цель Программы

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.



Основные задачи Программы

  • обеспечение системного подхода к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах;

  • выработка у учащихся поведенческих стереотипов, практических навыков, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;

  • формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации личности ребенка через деятельность в отряде ЮИД;

  • привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

  • формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;

  • привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;

  • поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.


Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • самостоятельности в принятии правильных решений;

  • убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;

  • внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения. 



Формы, профилактической работы

  • тематические классные часы;

  • лекции, беседы, познавательные игры и эстафеты;

  • викторины; ролевые игры;

  • просмотр презентаций и видеороликов;

  • конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений;

  • участие в конкурсах»Безопасное колесо»;

  • совместная работа с учреждениями здравоохранения и ГИБДД;

  • обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.




Нормативно – правовое обеспечение программы:

  • Конституция РФ.

  • Конвенция «О правах ребенка».

  • Правила дорожного  движения.

  • Федеральный закон №196 от 10 декабря 1995года «О безопасности дорожного движения».

  • Устав образовательного учреждения.

  • Учебный план.

  • Учебные программы.

  • Положение об отряде юных инспекторов движения.

Научно – методическое обеспечение:

  • Государственный образовательный стандарт.

  • Учебный план и учебные программы школы.

  • Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.

  • Учебники по ОБЖ, ПДД.

  • Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.

Управленческая деятельность по информационному обеспечению:

  • Информирование участников образовательного процесса о федеральных и региональных документах.

  • Создание банка данных – разработка уроков, лекций и бесед для родителей, бесед для учащихся, внеклассных мероприятий

  • Сбор аналитической информации о ходе работы по программе и результатах ее выполнения.

  • Проведение родительского всеобуча по проблеме.

  • Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями



Сроки реализации Программы

2010-2013гг

Данная Программа рассчитана на три года реализации – с сентября 2010г. по август 2013г.


Этапы реализации Программы.

Подготовительный этап – сентябрь-октябрь 2010г.

  • Диагностика проводимой в школе  работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма

  • Создание информационного поля:

— Формирование школьного банка  данных по теме;

— Проведение семинаров классных руководителей;

— Обеспечение педагогов литературой и методическими разработками.


Организационный этап- ноябрь-декабрь 2010г.

  • Диагностика уровня  профилактической работы пед. коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

  • Разработка методических материалов для проведения уроков, кружковой и внеклассной работы по профилактике детского дорожного травматизма.

  • Формирование кружка Юных инспекторов  дорожного движения. Разработка Положения об отряде ЮИД.


Практический этап – январь 2011г.- август 2013г

  • Совершенствование системы профилактической работы  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

  • Совершенствование работы кружка ЮИД

  • Сотрудничество с представителями ГИБДД в рамках программы по профилактике детского дорожного травматизма.


Ожидаемый результат:

  • Выпускник, владеющий основами личной безопасности, знающий ПДД – психологически и физически готовый к любой ситуации на дороге и улице;

  • повышение правовой культуры участников дорожного движения

  • предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма

  • повышение качества результативности мониторинга знаний правил дорожного движения;

  • воспитание грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными тактичными и грамотными пешеходами.



Ожидаемые трудности:

  • недостаточное финансирование школы;

  • непонимание проблемы со стороны родителей;



Функциональное обеспечение создания реализации программы.


1. .Функции директора и администрации школы в реализации программы:

  • Общее руководство разработкой и реализацией программы;

  • Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;

  • Организация работы классных руководителей по программе и ее контроль;


2. Функции классного руководителя в реализации программы:

  • Проведение классных часов по профилактики ДДТТ;

  • Организация и проведение профилактической работы с родителями;

  • Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы;


Контроль за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет директор школы ______________.

Лица, указанные в графе «ответственный», являются ответственными за выполнение соответствующих мероприятий Программы.

Исполнители Программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий.



ПРОГРАММА

для классных руководителей по изучению ПДД на классных часах


1-й класс


Темы занятий

кол. часов

1.

Вводное занятие «Мы идём в школу».

1

2

Село, где мы живём. Наша улица.

1

3

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

4

Общие правила перехода улиц и дорог.

1

5

Сигналы (жесты) регулировщика.

1

6

Дорожные знаки.

1

7

Где можно играть?

1

8

Мы — пассажиры.

1

9

Обобщающее занятие.

1


2-й класс



Темы занятий

кол. часов

Вводное занятие.

Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.

1

Элементы улиц и дорог.

1

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1

Правила перехода улиц и дорог.

1

Регулирование дорожного движения.

1

Дорожные знаки.

1

Обязанности пассажиров.

1

Обязанности пешеходов

1

Ответственность пешеходов за нарушение ПДД

1


3-й класс


Темы занятий

кол. часов

1.

Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?»

1.

2.

Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных

средств.

1.

3.

Правила дорожного движения.

1.

4.

Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

1.

5.

Организация движения, технические средства регулирования движения.

1.

6.

Светофорное регулирование.

1.

7.

Дорожные знаки.

1.

8.

Железная дорога.

1.

9.

Обязанности пешеходов. Викторина «Как ты знаешь ПДД?»

1.




4-й класс

Темы занятий

кол. часов

1.

Вводное занятие «Что я знаю о ПДД?»

1.

2.

Отряды юных инспекторов движения

1.

3.

История автомототранспорта и проблемы безопасного движения.

1.

4.

Сигналы светофора и регулировщика.

1.

5.

Предупредительные сигналы транспортных средств.

1.

6.

Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков.

1.

7.

Дорожная разметка и её предназначение.

1.

8.

Общие требования к водителям велосипедов.

1.

9.

ГИБДД и ДПС.

1.



Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся 1-4-х классов.

Знать:

  • основные термины и понятия;

  • общие положения Правил дорожного движения;

  • правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках;

  • правила посадки и высадки из общественного транспорта;

  • правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.

Уметь:

  • правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.

5-й класс

Темы занятий

кол. часов

1.

Вводное занятие. Правила движения — закон улиц и дорог.

1.

2.

Причины дорожно-транспортных происшествий.

1.

3.

Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика.

1.

4.

Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации.

1.

5.

Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог.

1.

6.

Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами.

1.

7.

Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

1.

8.

Транспортные средства и дорожное движение.

1.

9.

.Правила езды на велосипеде.

1.

6-й класс

Темы занятий

кол. часов

1.

Вводное занятие. Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП.

1.

2.

Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки.

1.

3.

Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров.

1.

4.

Организация дорожного движения.. Правила перехода улиц , дорог, перекрёстков.

1.

5.

Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки».

1.

6.

Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов.

1.

7.

Труд водителя.

1.

8.

Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.

1.

9.

Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

1.



7-й класс

Темы занятий

кол. часов

1.

Россия — страна автомобилей.

1.

2.

Формы регулирования движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. Дорожная разметка.

1.

3.

Дорожные знаки.

1.

4.

На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков.

1.

5.

Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.

1.

6.

Правила поведения при ДТП.Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи (практическое занятие).

1.

7.

Роллинг.

1.

8.

Дополнительные требования к движению велосипедистов.

1.

9.

Железная дорога.

1.

8-й класс

Темы занятий

кол. часов

1.

Правила движения — закон улиц и дорог.

1.

2.

Дорожная азбука.

1.

3.

Регулирование движения транспортных средств.

1.

4.

Движение пешеходов по улицам и дорогам.

1.

5.

Транспортные средства на улицах и дорогах

1.

6.

Правила пользования пассажирским транспортом.

1.

7.

Велосипед и мопед. Правила перевозки пассажиров.

1.

8.

Проезд железнодорожных переездов.

1.

9.

Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи.

1.



9-й класс

Темы занятий

кол. часов

1.

Вводное занятие. Мы — пешеходы.

1.

2.

Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды.

1.

3.

Причины несчастий, происходящих с пешеходами .

1.

4.

Опасные ситуации по вине водителей.

1.

5.

Опасные ситуации по вине пешеходов.

1.

6.

Опасные ситуации, возникшие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения.

1.

7.

Внимание: пешеходы.

1.

8.

Шагаем по дороге.

1.

9.

Наш друг светофор светит не только нам

1.

10.

Итоговое занятие. Тест.

1.



Основные требования к знаниям и умениям

учащихся 5-9 классов.

Знать:

  • правила дорожного движения;

  • группы знаков и их назначение, место установки;

  • назначение дорожной разметки и её виды;

  • правила безопасного поведения на улице, на дороге;

  • правила пользования общественным и личным транспортом;

Уметь:

  • самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • применять знания правил дорожного движения на практике.



10-й класс

Темы занятий

Кол. часов

1.

Вводное занятие. Роль автомобильного транспорта в экономике города.

1.

2.

Регулирование движения. Сигналы регулировщика. Выполнение его сигналов.

1

3.

Дорожные знаки : — предупреждающие знаки ; -знаки приоритета ; — запрещающие знаки ; — предписывающие знаки ; — знаки особых предписаний ; — информационные знаки ; — знаки дополнительной информации (таблички)

1.

4.

Причины ДДТТ. Мероприятия, проводимые по их предупреждению.

1.

5.

Правила передвижения группами по населённому пункту. Выбор безопасных маршрутов.

1

6.

Первая медицинская помощь при ДТП.

1

7.

На загородной дороге.

1

8.

Правила безопасного поведения при пожаре в общественном транспорте.

1

9.

Правила перевозки пассажиров.

1

11-й класс

п/п

Темы занятий

кл. асов

1.

Основные понятия и термины


1

2.

Перекрёстки и их виды. Правила поведения на перекрестках.


1

3.

Дорожные знаки и их группы.


1

4.

Правила пользования общественным транспортом . Культура поведения.


1

5.

Опознавательные знаки транспортных средств.


1

6.

Применение специальных сигналов.


1

7.

Правила пользования железнодорожным транспортом. Железнодорожный переезд.


1

8.

ДТП. Их причины и последствия.


1

9.

Оказание первой медицинской помощи.


1


Основные требования к знаниям и умениям

учащихся 10-11 классов.

Знать:

  • правила дорожного движения;

  • правила поведения на улицах и дорогах;

  • основы первой медицинской помощи.

Уметь:

  • применять свои знания правил дорожного движения на практике;

  • оказать первую медицинскую доврачебную помощь.












План

целевых предупредительно-профилактических мероприятий

по предупреждению детского дорожного травматизма

на 2012-2013 учебный год.



п/п

Содержание работы

Сроки

Класс

Ответственный


Работа по предупреждению детского дорожно — транспортного травматизма..




1.

Продолжить обучение учащихся 1-11 классов в курсе ОБЖ, на классных часах согласно утвержденным программ и новых требований приказа Минобрнауки № 427 от 19.10.2009г.


в теч. года

1-11

Кл .руководители

Преподаватель ОБЖ

2.

Обновить картотеку детей, имеющих велосипеды, мотоциклы

сентябрь

1-11

Кл .руководители

ЗВР

3.

Соревнования «Безопасное колесо -2013»

апрель

5-11

Степаненко Г.Н.



4.

Организация учёбы отряда ЮИД.

в теч.года

5-11

Степаненко Г.Н

5.

Смотр-конкурс отрядов ЮИД

по плану УО


Степаненко Г.Н

6.

Участие в районных викторинах и конкурсах по безопасности дорожного движения.

по плану района

5-11

Степаненко Г.Н

7.

Праздник «Посвящение в пешеходы первоклассников»

2-3 нед. сентября.

1

Геращенко Е.А.

Степаненко Г.Н.

8.

Акция «Внимание — дети!», посвящённая началу учебного года

Август –

сентябрь

1-11

Кл. руководители

Степаненко Г.Н.


9

Урок безопасности «Взаимное уважение на дороге – залог безопасности» (с уходом детей на каникулы – заполнение памяток).

26.10., 28.01., 22.03.,30.05

1-11

Кл руководители.

10

Осенний декадник «Дорога требует дисциплины».

27.10.- 05.11

1-11

Степаненко Г.Н., кл. руководители.

11

Зимний месячник безопасности

25.12-25.01

1-11

Степаненко Г.Н., кл. руководители.

12

Весенний декадник «Дорога и дети»

23.03-01.04

1-11

Степаненко Г.Н., кл. руководители.

13

Всероссийская операция « Внимание! Дети!», посвящённая окончанию учебного года

май

1-11

Степаненко Г.Н., кл. руководители.

14


« День обеспечения безопасности дорожного движения» в день Последнего звонка

25.05

1-11

Степаненко Г.Н., кл. руководители.

15

Месячник «Ни дня без знаний ПДД, они нужны тебе и мне».

-конкурс листовок «Мы за безопасность на дорогах».

-«Викторина АВС»


апрель

1-11


5-7

8-11


Степаненко Г.Н.

Кл. руководители.


16

Совершенствование учебной материальной базы, внедрение передовых форм работы по обучению несовершеннолетних основам безопасного поведения на дороге

В течение года

1-11

Администрация,

кл. руководители.

17

Выпуск листовок и буклетов для родителей по предупреждении ДДТТ

В течение года

1-11

Администрация,

кл. руководители.








































ЗВР ___________________Степаненко Г.Н.








Использованная литература:


  • Правила дорожного  движения.

  • Федеральный закон №196 от 10 декабря 1995года «О безопасности дорожного движения».

  • Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.

  • Интернет ресурсы










Свежие документы:  Разработка урока по физике по теме: "Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: