Программа развития творческого мышления


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Cредняя общеобразовательная школа № 15»

Щекинского района Тульской области
















Развивающая программа

«Программа развития творческого мышления»









подготовила

педагог-психолог

Кудряшова Татьяна Викторовна









Р.п. Первомайский

2012-2013


Пояснительная записка


Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслись. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Еще очень часто обучение сводиться к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

В большинстве школ учителя обычно предлагают учащимся проблемы и задачи, уже имея в своем сознании правильный ответ. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим критериям:

1. Степень точности ответа;

2. Степень подробности;

3. Скорость выполнения задания;

4. Аккуратность и степень соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях).

Таким образом, поднимаемые учителем или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания уже ориентированы на «правильный ответ». Безусловно, эти способности развивать необходимо. Однако надо обязательно предоставлять детям возможность развивать и их творческое мышление.

Мною была проведена научно-исследовательская работа, темой которой является: «Развитие творческого мышления в младшем подростковом возрасте».

Целью моей научно-исследовательской работы являлась разработка и апробирование программы развития творческого мышления у младших подростков.

Гипотеза исследования состояла в том, что творческое мышление является необходимым компонентом общего психического развития детей, для его психологического формирования необходимо создание целостной развивающей среды.


Обобщенные результаты проведенной экспериментальной работы.


Для проведения научно-исследовательской работы были сформированы контрольная и экспериментальная группы, сходные между собой и равноценные по следующим критериям:

— одинаковый возрастной контингент (10-11 лет в обеих группах);

— количественный состав (11 и 14 соответственно);

— половой состав (примерно равное соотношение мальчиков и девочек);

— социальный состав.

Задачами диагностического обследования были:

  1. Выявление уровней развития некоторых показателей творческого мышления.

  2. Выявление уровней развития творческих способностей младших подростков.


1-е исследование уровней творческого мышления учащихся контрольной и экспериментальной групп выявило у основного большинства обследованных (63,5% и 71% соответственно) средние и низкие уровни развития творческого мышления. Низкие уровни развития творческого мышления проявляются в отсутствии ответов на задаваемые вопросы, маленькой продуктивности мышления; неумении работать самостоятельно и т.д. Средний уровень развития творческих способностей свидетельствует о более высокой автономности в поведении детей, у таких детей лучше развиты не только общие способности, но и стремление улучшить результаты любой деятельности. Высокий уровень развития творческих способностей был присущ детям, которые успешно выполняют задания, оптимистичны, самокритичны, стремятся узнать смысл событий, явлений, проявляют гибкость в суждениях, видят разнообразие, вариативность.

В процессе проведения теоретического анализа психологической и педагогической литературы по проблеме развития творческого мышления были выбраны и частично переработаны задачи и упражнения, которые легли в основу разработанной программы развития творческого мышления. При составлении программы мной были использованы методические материалы Г.А. Азовцевой, Ю.Б. Гатанова, Е.В. Заики, А.Э. Симановского, А.И. Доровского, Ю. Линецкого, Л.Ф. Тихомировой, Н.Л. Кряжевой и т.д.

Программа состоит из трех разделов. Каждый раздел назван в соответствии с этапами развития определенного вида мышления детей.

Первый раздел рассчитан на детей 5-7 дет, в нем собраны творческие задания на развитие наглядно-действенного мышления. В этом разделе ставятся задачи формирования следующих умений:

— воспроизведение внешнего вида и свойств предметов по памяти;

— угадывание предмета по словесному описанию свойств и признаков;

— восстановление внешнего облика предметов на основе какой-то его части;

— узнавание в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различных знакомых предметов и др.

Второй раздел направлен на развитие причинного мышления. С этими заданиями могут работать дети 8 – 11 лет. В это возрастной период важно сформировать у детей следующие умения:

— предвидение последствий взаимодействия объектов и явлений;

— установление причинно-следственных связей;

— умение формулирования правил и законов функционирования природных и социальных явлений;

— понимание и применение приемов образного сравнения (аналогии);

— использование методов управления мышлением (формулирование исследовательских вопросов, использование мозгового штурма, комбинационного анализа и т.д.);

Последний, третий раздел программы направлен на развитие эвристического мышления. Задания третьего раздела рассчитаны на подростков 11-14 лет. Основное место в третьем разделе занимают проблемные ситуации высокой степени неопределенности. Для их решения формируются следующие умения:

— формулирование и построение проблемных ситуаций;

— определение вероятности разных исходов взаимодействия;

— выдвижение альтернативных гипотез решения проблемной ситуации, умение гибко переходить от анализа одной гипотезы к другой;

— умение разрешать противоречия;

— сравнение эффективности разных стратегий разрешения проблемных ситуаций.


Занятия по программе проводились с периодичностью – 1 раз в неделю.


После проведенного цикла занятий для оценки их эффективности было проведено повторное обследование контрольной и экспериментальной групп.


Обобщенный анализ результатов проведенных исследований в контрольной группе выявил следующее:

— уменьшение количества детей с высоким уровнем развития творческих способностей в два раза (с 36,4% до 18,2%,);

— увеличение количества учащихся со средним уровнем развития творческих способностей (с 9,1% до 27,3%),

— количественные показатели учащихся с низким уровнем развития исследуемого параметра остались без изменения (54.5% от общего числа обследованных).

Полученные результаты возможно объясняются тем, что традиционное обучение в наших школах сводится в запоминанию и воспроизведению приемов действий, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно теряют интерес к творчеству.


Обобщенный анализ результатов проведенных исследований в экспериментальной группе выявил следующее:

— увеличение количества учащихся с высоким уровнем развития творческих способностей (с 28,5% до 49,7%);

— незначительное увеличение количественных показателей учащихся со средним уровнем развития творческих способностей (с 7,1% до 14,2%);

— уменьшение количества участников с низким уровнем развития творческих способностей (с 63,9% до 35,7%).

Таким образом, исследование выявило присутствие положительной динамики развития исследуемого параметра у учащихся экспериментальной группы.

Выборочно результаты проведенного исследования представлены на диаграммах.

Обобщенные результаты исследования

уровней творческого мышления

I обследование

II обследование

Помимо этого мной изучалась влияние развития творческого мышления на изменение личностных особенностей детей (самовыражения, любознательности, рискованности, ответственности, инициативности). В экспериментальной группе все показатели, кроме инициативности, имеют выраженную положительную динамику (по итогам 1-го и 2-го обследований). В контрольной группе присутствуют приближенные количественные показатели по параметру «общие способности» и «самовыражение», а количественны значения по параметрам «рискованность», «любознательность», «ответственность» снизились по сравнению с результатами 1-го обследования. Сравнительный анализ количественных показателей выявил более высокие значения уровней развития творческих способностей в экспериментальной группе по всем параметрам, кроме «инициативности».

Снижение количественных показателей по параметру «инициативность» в экспериментальной группе с некоторой долей вероятности можно объяснить появлением у учеников этой группы такого качества, как рефлексия, т.е. эти подростки научились осмысливать свои действия и творчески подходить к своим проблемам, научились обдумывать свои поступки заранее, без лишней импульсивности.

Наблюдения и отзывы учителей показали, что дети экспериментальной группы стали больше рассуждать на уроках, проявлять интерес к нестандартным, проблемным заданиям, концентрировать внимание на главном, и в то же время умеют «о себе заявить», выразить свои идеи и мысли свободно и легко воспринимаются окружающими.

Учитель русского языка: «Ребята стали свободно излагать свои мысли, с большим употреблением эпитетов и фразеологических оборотов…»

Учитель рисования: «Сюжеты детских рисунков стали разнообразнее. Образы ярче. Появилось больше воображения, рисунков-фантазий с преобладанием смешанных красок…»

Таким образом, проведенное исследование и развивающая работа подтвердили предположение о влиянии развивающей среды на развитие творческого мышления. Кроме этого следует отметить, что развитие творческих способностей способствовало оптимизации всей учебной деятельности детей. Для меня, как специалиста социально-психологической службы очень важно, что дети стали активнее заниматься творчеством, научились преодолевать привычные рамки банальности, значит цель моих усилий была достигнута.

Содержание занятий.

Занятие 1.

Задачи: создание психологической атмосферы, свободной от обычных ограничений, связанных с традиционно построенными занятиями, развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: лист ватмана, карандаши или фломастеры.

1. Знакомство. «Правило трех «НЕ»»: «Не драться, не кусаться, не обзываться…»

2. Разминка. Упражнение «Имя и жест»

Назвать свое имя и изобразить какой-либо жест, обозначающий приветствие.

3. «Дерево сказок» (Азовцева Г.А.)

— Сейчас я нарисую дерево, а вы изобразите на нем в любом понравившемся вам месте любимого сказочного героя.

Обсуждение:

— Какого героя вы нарисовали?

— Почему именно этот герой вам нравиться?

— В каком месте вы его изобразили и почему?

— Чем этот герой похож на вас или чем вы хотели бы походить на вашего героя?

4. «До свидания!»

Изобразить жест прощания и сказать о впечатлениях от занятия с пожеланиями на будущее.


Занятие 2.

Задачи: учить анализировать зрительный образ, работать со свойствами предметов, сочетать признаки разных предметов, находить общие и отличительные признаки объектов.

  1. Разминка. Упражнение «Имя и качество на первую букву имени»

Назвать свое имя (или то, каким хотелось бы, чтобы тебя называли), и какое-нибудь свое качество, черту характера, начинающееся на первую букву имени.

  1. Метод фокальных объектов (Симановский, с. 37).

Название метода произошло от глагола «фокусироваться». В переносном смысле оно означает, что мы концентрируем свое внимание на каком-либо объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он предстает перед нами как бы в фокусе объектива или фотоаппарата – четко и ясно, в самых разных проявлениях.

Произвольно выбираем несколько других объектов и называем их. Берем признаки этих объектов и примеряем их к нашему данному объекту. Неожиданные сочетания этих признаков с изучаемым объектом позволяют рассмотреть его с разных, порой самых необычных сторон. Новые ракурсы рассмотрения позволяют глубже понять его особенности, открыть новые и интересные свойства.

  1. Упражнение «Лишнее слово» (Симановский, с. 39)

Назвать лишнее слово из четырех и объяснить, почему.

  1. «Назови отличие» (Симановский, с. 40)

Найти как можно больше отличий между группами названных предметов.

  1. «Поиск общего» (Симановский, с. 40)

Назвать общие признаки вышеперечисленных объектов.

  1. П/и «Атомы»

  2. «Группировка слов» (Симановский, с. 41)

Из названных слов составить группы и объяснить. По каким признакам они объединены именно в эти группы.


Занятие 3.

Задачи: учить искать альтернативные способы действия, развивать беглость мышления.

  1. Разминка. Упражнение «Имя и качество, которое мешает учиться»

Назвать свое имя (или то, каким хотелось бы, чтобы тебя называли), и какое-нибудь свое качество, черту характера, начинающееся на первую букву имени, которое мешает учиться.

  1. «Здравствуйте!»

Разбиться парами и в карусели сказать «Здравствуйте!» невербально каждому партнеру, стараясь не повторяться.

  1. «Пиктограмма»

  2. «Узнать погоду на улице» (Симановский, с. 45)

Что делать, если надо узнать погоду на улице, не выходя из дома?

Сколько способов вы знаете?

  1. «Передать информацию» (Симановский, с. 46)

Сколькими способами можно сообщить новость другому человеку?

Перечисли как можно больше способов.

  1. п/и «Фруктовый салат»

Все по кругу назначаются разными фруктами.

По команде меняются стульями: бананы, апельсины, груши, яблоки, или все – фруктовый салат


Занятие 4.

Задачи: продолжать учить искать альтернативные способы действия, развивать воображение и творческое мышление.

  1. Разминка «Имя»

Оборудование: мягкая игрушка.

Игрушка передается любому человеку, называется его имя. Затем в обратном порядке восстановить последовательность.

  1. «Передай предмет»

Оборудование: карандаш.

По кругу передается карандаш, изображаемый жестами в разных образах.

  1. «Какими способами можно добираться до школы» (Гатанов)

Сколькими способами можно добираться до школы?

Перечисли как можно больше способов.

  1. «Волшебная пуговица» (Субботина, с. 12- 16)

Используется для выявления уровня активности процесса воображения и его развития. Эффективно для развития причинно-следственных зависимостей при решении мыслительных задач. Рекомендуется американским педагогом М. Карне.

  1. п/и «Кочан капусты»


Занятие 5.

Задачи: учить составлять сюжетный рассказ, развивать речь, использовать и расширять активный словарь.

  1. Разминка «Бегущие огни»

Каждый называет свое имя, а все его повторяют по кругу, как эхо.

  1. «Совместная сказка»

По кругу составляется совместная сказка, каждый говорит только одно предложение на предложенную тему.

  1. «Волшебный мешочек» (Симановский, с. 47)

Попробуй составить рассказ об одном из предметов из волшебного мешочка, составленный от первого лица.

  1. п/и «Слоники, обезьянки, уточки, зайчики»


Занятие 6.

Задачи: формирование представлений об относительности размеров, развитие воображения и творческого мышления.

  1. Разминка «Волна»

По кругу называется имя и передается рукопожатие, остальные повторяют.

  1. «Гулливер в стране Лилипутов» (Гатанов)

  2. «Незнайка в цветочном городе» (Гатанов)

  3. п/и «Луноход»


Занятие 7.

Задачи: учить решать задачи на сравнение, измерять с помощью условной мерки, продолжать формировать представление об относительности размеров.

  1. «Ассоциативное знакомство»

— Я не Анна, я березка, потому что…

  1. «Завтрак для великана» (Симановский, с. 52) – развить глазомер, мысленно сопоставлять предметы по высоте, ширине, объему.

Если бы я хотела приготовить завтрак для великана, то чем бы стала измерять следующие продукты:

Мука для оладий, молоко, масло, сироп, яйца, соль, перец…

Сколько надо взять каждого продукта?

  1. «Город без часов» (Симановский, с. 52)

Представьте, что грабители похитили в городе все часы. Ни у кого в городе часов не осталось.

Как можно следить за ходом времени, пока в город не привезут новые часы?

Сколько способов ты можешь предложить?

  1. п/и «Путаница»


Занятие 8.

Задачи: учить находить действия, противоположные по значению, делать логические выводы, активизировать словарный запас подростков, быстроту реакции при подборе нужных слов.

  1. «Найти противоположные действия» (Симановский, с. 55)

Упражнение тренирует способность представить весь спектр изменений, связанных с названием предметов, активизирует словарных запас ребенка, быстроту реакции при подборе нужного слова.

За одну минуту перечислись все слова, обозначающие действия, противоположные названным.

  1. «Вывод» (Симановский, с. 55)

Из двух предложенных не связанных между собой предложений сделать логический вывод.

  1. «Коллективная фантасмагория» (Линецкий)

  2. п/и «Ручеек»


Занятие 9.

Задачи: учить устанавливать ситуативные связи между предметами, развивать воображение и творческое мышление.

  1. «Составить как можно больше вопросов, соединяя два предмета» (Симановский, с. 59)

Составить как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например, газета – верблюд.

Вопросы должны быть интересными или смешными.

  1. «Учимся устанавливать причинные связи между предметами» (Симановский, с. 61)

Отыскать связь между двумя не связанными между собой событиями. Объяснить, как это происходило.

  1. п/и «Великолепная семерка»


Занятие 10.

Задачи: учить находить причину событий, развивать речь, активизировать словарный запас детей.

  1. Разминка: рассадить всех по цвету глаз, по тембру голоса, по теплоте рук, и т.д.

  2. «Почему это произошло?» (Симановский, с. 62)

Назвать как можно больше причин для возникновения названной ситуации.

  1. «Общая причина» (Симановский, с. 63)

Два события произошли по одной и той же причине. Найти общую причину. Если сможете, назвать несколько общих причин.

  1. п/и «Паровозик»


Занятие 11.

Задачи: учить представлять последствия.

  1. Разминка «Я люблю тех, кто…»

  2. «Придумать как можно больше событий» (Симановский, с. 64)

Придумать как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события.

  1. «Как я превратился в муравья» (Симановский, с. 65)

Придумать историю о своем чудесном превращении, используя вопросы:

— какое бы у меня было любимое занятие?

— чего бы я опасался?

— через какое время снова захотел бы стать большим? Почему?

  1. «Что бы я сделал…» (Симановский, с. 65)

По каждой ситуации сочинить небольшой рассказ до 7 предложений.

  1. п/и «Ладошки»


Занятие 12.

Задачи: учить формулировать словами существенные признаки предмета.

  1. Разминка «Ассоциация»

  2. «В определение» (Симановский, с. 67)

Группам раздаются слова на карточках. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так. Чтобы все поняли, что имеется в виду. Нельзя только называть предмет и жестикулировать руками.

Р.S. При подборе слов важно иметь в виду. Что проще всего описываются объекты искусственного происхождения и профессии. Первые могут быть определены через функцию, для которой созданы (кастрюля – то, в чем варят суп), вторые связаны с реализацией определенной функции (сапожник – тот, кто делает сапоги). Сложнее дать определение объектам естественного происхождения – водоемам, горам, растениям, животным и т.д.

Описать объекты вам поможет следующее правило:

Сначала необходимо обозначить, к какому классу (виду, роду) принадлежит данный объект, а затем дать отличительные признаки этого объекта от других объектов данного класса.

  1. «Поиск предметов по заданным признакам» (Тихомирова, с. 207)

Перечисляются свойства, которыми могут обладать те или иные предметы.

Задание: назвать как можно больше предметов, обладающих этими свойствами.

  1. «Поиск способов применения предметов» (Тихомирова, с. 209)

Необходимо назвать как можно больше различных способов применения данного предмета. Вводится запрет на называние варварских способов применения предмета.

  1. п/и «Заработать миллион»


Занятие 13.

Задачи: учить формулировать законы

  1. Разминка «Имя + Качество из первых букв имени»

  2. «Почему это происходит» (Симановский, с. 69)

— почему из тучи идет дождь, а из облака нет?

  1. «Вырази мысль другими словами» (Симановский, с. 71)

Берется несложная фраза (нынешнее лето будет жарким). Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами, однако ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях.

  1. «Объясни выражение» (Симановский, с. 72)

Некоторые выражения могут быть объяснены на примерах, передающих как прямой, так и переносный смысл выражения.

Мальчик, как медведь. Девушка как лебедь.

Трава как ковер. Воздух как стеклянный.

Человек как облако. Машина как игрушка.

  1. п/и «Танец»

Оборудование: магнитофон.

Участники становятся в шеренгу друг за другом, первый производит какие-то движения под музыку, все повторяют, через минуту водящий переходит в конец колонны, его роль переходит следующему за ним участнику.


Занятие 14.

Задачи: учимся составлять слова с заданной буквой.

  1. «Лестница» (Симановский, с. 75)

Л

А

Д








Е

Н

О

Т







С

Н

Е

Г

А






Т

Р

Е

С

К

А





Н

А

П

И

Т

О

К




И

С

Т

О

Ч

Н

И

К



Ц

Е

Р

Е

М

О

Н

И

Я


А

В

Т

О

М

О

Б

И

Л

Ь

Первое слово начинается с трех букв. Каждое следующее на букву длиннее. Если прочитать первые буквы слов сверху вниз, получиться слово лестница.

А теперь попробуйте составить такие столбики слов, чтобы их первые буквы составляли слова: корка, библиотека, яблоня, трактор…

  1. «Кроссворд» (Симановский, с. 75)

Г





Г





Г





Г

Придумать четыре слова с буквой «Г».

  1. «Преврати одно слово в другое» (Симановский, с. 78)

Суп — рак, роза – ваза, рыба – сеть, перо – тушь, волк – нора, бег – шаг, море – суша, мост – река, миг – век, шар – куб.

Например: бант – рант – рана – раса – роса – коса.

  1. Упражнение «Хромая обезьяна»

— Я предлагаю думать вам о чем угодно, только не о хромой обезьяне…


Занятие 15.

Задачи: учить подбирать слова, противоположные по значению, слова-синонимы.

  1. «Антонимы» (Симановский, с. 80)

Подобрать слова, противоположные по значению.

  1. «Найди ошибки» (Симановский, 79)

Для сравнения предметов (лиц) нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки в сопоставлениях и исправь их.

  1. «Поиск противоположных предметов» (Заика)

  2. «Синонимы» (Симановский, с. 81)

М. Горький считал, что у слова «хороший» 30 синонимов. За 1 минуту назвать как можно больше синонимов к слову «хороший».

  1. п/и «Кресты и параллели»

Водящий выходит за дверь. Обговаривается правило: на все ответу водящего «да» говорят те, у кого ноги стоят параллельно, «нет» — то, у кого одна нога перекинута через колено другой.

Задача водящего – разгадать закономерность, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»


Занятие 16.

Задачи: учить классифицировать и соединять слова в предложении, согласовывать их в предложении, понимать социальные связи.

  1. «Классификация предметов» (Симановский, с. 82)

Среди написанных слов выделить группы, которые могут быть обозначены одним общим словом или словосочетанием.

  1. «Придумай предложение из заданных слов» (Симановский, с. 83)

Придумай как можно больше предложений, в которых бы использовалось как можно больше перечисленных выше слов. Можно дополнять предложение своими словами, а слова менять по числам, падежам. Сколько предложений ты составишь за 3 минуты?

  1. «Восстанови порядок» (Симановский, с. 84)

Расставить строки стихотворений в нужном порядке.

Но стена тюрьмы крепка,

Два железные замка.

Ночь темна. Лови минуты!

У ворот ее замкнуты

Н. П. Огарев


Закипит громада вод,

Смело, братья! Туча грянет,

Глубже бездна упадет!

Выше вал сердитый встанет,

Н. М. Языков

  1. «Предположение с указанных букв» (Симановский, с. 85)

Написать как можно больше предложений, у которых слова начинались бы с указанных букв (Б, у, ж, б. Р, и, в, с, н).

  1. п/и «Носочки»

Игра проводится на полу.

Задание: снять как можно больше носочков у соперников с ног, при этом самому остаться в носках.


Занятие 17.

Задачи: учить придумывать сказки, развивать вербальную беглость, развивать способность к придумыванию оригинальных историй.

  1. «Необычная сказка» (Гатанов)

  2. «Придумай продолжение» (Симановский, с. 53)

Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…

  1. «Как можно изменить сказку» (Симановский, с. 87)

Придумай сказку про трех поросят, Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый.

  1. п/и «Сосед справа»


Занятие 18.

Задачи: учить сочинять сказки по опорам, формировать умение разделять целое на части, умение последовательной передачи содержания, способности к разработке деталей

  1. «Сказка по опорам» (Симановский, с. 91)

Известный итальянский детский писатель Джанни Родари выделил 20 элементов сказочных историй:

— предписание или запрет

— нарушение

— вредительство или недостаток

— отъезд героя

— задача

— встреча с дарителями

— волшебные дары

— появление героя

— сверхъестественные свойства

— борьба

— победа

— возвращение

— прибытие домой

— ложный герой

— трудные испытания

— беда ликвидируется

— узнавание героя

— ложный герой изобличается

— наказание противника

— свадьба

Придумать укороченную сказку из 6 – 8 элементов.

  1. «Построение сообщения по алгоритму» (Тихомирова)

  2. «Необычная сказка» (Гатанов)

  3. п/и «Аборигены и инопланетяне»

Водящие (несколько человек – инопланетяне) выходят за дверь. Аборигены – оставшиеся. Обговаривается правило: говорить «да» всем, кто спрашивает с улыбкой на лице, и «нет» — если с безразличным или злым выражением лица.

Задача водящих – разгадать закономерность, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»


Занятие 19.

Задачи: учить управлять процессом творчества, описывать характер героев.

1. «Учимся описывать характер героев» (Симановский, с. 92)

Выбери из списка эмоций те, которые испытывает главный герой. Какую основную черту характера можно обнаружить у главного героя?

2. «Мозговой штурм» (Симановский, с.93; Тихомирова, Гатанов)

Метод используется для работы в группе или всем классом.

I этап. Разминка – до 5 минут.

Задача: создать свободную, непринужденную обстановку.

Процедура: руководитель мозгового штурма дает группе короткие, иногда шутливые задания. Говорят те, кто хочет ответить.

II этап. Генерирование идей – 10 минут.

Задача: предложить и зафиксировать за короткий промежуток времени как можно больше идей о решении проблемной ситуации.

Процедура: описывается проблемная ситуация. Критика запрещена. Руководитель предлагает высказываться либо тем, кто хочет (по поднятию руки), либо всем по порядку. Все высказывания фиксируются.

III этап. Систематизирование, оценка и отбор лучших идей.

Задача: выбрать лучшие идеи в соответствии с заданными руководителем критериями.

Процедура: руководитель объявляет один или несколько критериев. Все идеи ранжируются в соответствии с этими критериями. Чаще всего достаточно выбрать 5 самых удачных идей. Можно также оценить все критерии в соответствии с критериями по 5 – 10-бальной шкале.

  1. п/и «Космический зоопарк»


Занятие 20.

Задачи: учить задавать исследовательские вопросы, составлять текст по вопросам.

  1. «Да – нет» (Симановский, с. 95)

В игру играют парами или группой.

Загадывается существительное. Задается не более 15 вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Вопросы должны быть существенными, и надо стремиться, чтобы их было как можно меньше.

Цель игры – назвать то существительное, которое было загадано.

2. Метод контрольных вопросов. (Симановский, с. 95)

Этот метод облегчает процесс творчества и позволяет удерживать общую логику рассказа или сказки.

а) — кто это был?

— как выглядел?

— куда пошел?

— кого встретил?

— что ему сказали?

— что он ответил?

— что ему сделали?

— какова его реакция?

— чем вся история кончилась?

— вывод или мораль.

б) список Осборна – если хочется усовершенствовать предмет:

— как по-новому можно применить этот предмет?

— что для этого нужно упростить?

— как его можно модифицировать?

— что в нем можно увеличить?

— что в нем можно уменьшить?

— что в нем можно преобразовать?

— что в нем можно перевернуть наоборот?

— какие можно создать комбинации элементов?

в) если мы хотим расширить сферу применения предмета или его усовершенствования:

— что будет, если изменить материал, из которого изготовлен предмет?

— что будет, если изменить форму предмета?

— что будет, если изменить величину?

— что будет, если изменить цвет?

— что будет, если изменить количество элементов, из которых состоит предмет?

— что будет, если изменить стоимость предмета?

3. Метод американской исследовательницы Сандры Каплан. (Симановский, с. 97)

Как задавать вопросы к научно-познавательному тексту? Надо использовать набор ключей:

Вопросительные слова:

Ключевые слова вопросов:

Что?

— структура

— функции

Где?

— свойства

— виды

Когда?

— цель

— отношение

Какой?

— связь

— взаимосвязь

Как?

— воздействие

— влияние

Почему?

— развитие

— условие

Можно ли?

— смысл

— значение

Исследование проходит в 4 этапа:

  1. Выбираем тему для исследования.

  2. Постановка вопросов.

  3. Исследование – ответы на вопросы записываются на листочках и классифицируются

  4. Подведение итогов – просмотр всей информации на листочках.

  1. п/и «Ловишки-каракатицы»

Игра аналогична «Салкам», только бегать надо, опираясь на руки и ноги, спиной вниз.


Занятие 21.

Задачи: учить оценивать событие с разных сторон.

  1. «Хорошо – плохо» (Симановский, с. 99)

Каждое событие можно оценить с двух позиций – хорошей и плохой. Найти положительное в неприятных событиях.

  1. «Пинг – понг»

Называть по очереди слова и выражения, говорящие о…


  1. п/и «Кораблекрушение»

Задача играющих – добраться от одной стены групповой комнаты до противоположной, не становясь на пол, используя подручные средства (стулья и т.д.). «Упавший за борт» — выбывает из игры.


Занятие 22.

Задачи: развивать способность работать с символической информацией для передачи сообщений.

  1. «Тайные цифры» (Гатанов)

  2. «Шифровка»

  3. «Буквы и слова» (Гатанов)

  4. п/и «Алфавит»

Молча, на стульях с помощью тела изображается называемая буква.


Занятие 23.

Задачи: развивать оригинальность выдвигаемых идей, способность связывать вербальную и невербальную информации.

  1. «Придумай значок» (Гатанов)

  2. «Реклама на коробках» (Гатанов)

  3. «Ребусы»

  4. п/и «Альпинисты»

Участники становятся плотно в круг. Задача водящего в кругу – не наступая на пол, пройти полный круг, используя остальных участников, как «скалы».


Занятие 24.

Задачи: учить выражать свои мысли на листе бумаги, развивать фантазию, речь.

Оборудование: магнитофон с кассетой «Сказки планеты Магномии», листы бумаги, краски.

  1. «Сказки планеты Магномии» (Азовцева)

Участники слушают сказку о планете Магномии и одновременно рисуют. Затем идет обсуждение рисунков.

  1. п/и «Скорость реакции»


Занятие 25.

Итоговый КВН на развитие творческого мышления:

  1. Составление слов из большого слова

  2. «Мурлокотам»

По заданным элементам рисунка дойти до определенной картины на заданную тему.

3. Изобразить животных:

— глупый волк

— бедный козлик

— трусливый заяц

— хвастливый петух

— сильный медведь

— хитрая лиса

— страшный тигр

— грозный лев

  1. Упражнение «Объяснение в любви»

— Лиса и Заяц

— Удав и Кролик

  1. Составить слова с определенной буквой.

  2. «Танец» (под музыку)

  3. Упражнение «На шею не давите. Не люблю…»

  1. признание в любви

  2. ненависть

  3. радость

  4. удивление

  5. тайна

  6. непонимание

  1. «Совместная сказка»
























Литература:


  1. Азовцева Г.А. Волшебные истории планеты Магномии. – СПб.: 1992 год;

  2. Азовцева Г.А., Иванова Е. Н. Сказкотерапия для детей 5 – 14 лет. – СПб.: 1994 год;

  3. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления «Иматон». Для детей 7 – 10 лет. – СПб.: 1997 год;

  4. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М., 1998 год;

  5. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии, № 6, 1990 год. – с. 86-92;

  6. Заика Е.В. Комплекс упражнений для развития логической памяти учащихся. // Вопросы психологии, № 6, 1991 год. – с. 86-92;

  7. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии, № 6, 1990 год. – с. 86-92;

  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997 год;

  9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996 год;

  10. Кулагина И.Ю. Возрастная психологи – М., 1997 год – с.140-161;

  11. Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М., 1999 год; глава «Введение в научное психологическое исследование с элементами статистики».

  12. Одаренные дети. / Под ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., 1991 год;

  13. Практическая психология образования. / Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1997 год;

  14. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997 год;

  15. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997 год;

  16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль, 1997 год;

  17. Учителю об одаренных детях. / Под ред. Лебедевой В.П., Панова В.И. – М., 1997 год;

  18. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. / Под ред. Панова В.И. – М., 1997 год;

Свежие документы:  Географические диктанты, 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: