Программа реабилитации детей-инвалидов из числа учащихся в условиях МОУ СКОШИ № 1 VIII вида «Смогу жить самостоятельно»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №1 VIII вида г. Кандалакши Мурманской области










ПРОГРАММА

РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

ИЗ ЧИСЛА УЧАЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №1

VIII вида г. КАНДАЛАКШИ



«СМОГУ ЖИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО»






подготовила

социальный педагог

Дорошенко Светлана Александровна







2011г.

Паспорт программы.




Полное

наименование программы

Программа реабилитации детей-инвалидов из числа учащихся школы в условиях муниципального образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №1 VIII вида г. Кандалакши «СМОГУ ЖИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО».


Основание для разработки программы:



а).нормативно-правовая база




















— Конвенция ООН о правах ребенка

— Декларация ООН «О правах инвалидов»

— Конституция Российской Федерации

— -Закон РФ от 10.06.1992 г. «Об образовании» (в ред. ФЗ от 28.02.20078 г. №14-ФЗ

— — Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (№181 от 24.11.1995 г.

— -Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от 24.06.1999г.

-Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124 от 24.07.1998 г.

— Письмо Минобрнауки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» №АФ-150/06 от 18.04.2008 г.

-Закон Мурманской области «О мерах социальной поддержки детей-инвалидов» №573 -01-ЗМО от 29.12.2004

— Закон Мурманской области «Об областных стандартах качества предоставления государственных услуг»№983-01-ЗМО

Данные и другие законодательные акты свидетельствуют о том, что ценностные ориентации государства и общества заключаются в гарантировании прав гражданам данной категории и предоставления им возможностей социальной адаптации и развития, участия в жизни общества и наиболее полной реабилитации своей индивидуальности.

б) актуальность

Цитируя документ «Наша новая школа» следует отметить следующее:

«Новая школа- это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации…»


Настоящая программа призвана оказать комплексную поддержку детям-инвалидам, их семьям, педагогам.

Актуальность и необходимость создания программы определяется рядом факторов.

В стране, в Мурманской области сложилась специфическая демографическая ситуация, для которой характерно увеличение количества инвалидов, в том числе инвалидов детства.

На начало 2010 года на территории Кандалакшского района проживало 9 775 детей. Особой категорией являются дети с ограниченными возможностями здоровья. Из них 139 детям установлена категория «ребенок-инвалид».

Сравнительный анализ показателей инвалидности среди учащихся школы только за последние 5 лет говорят об увеличении количества детей-инвалидов:

Учебный год

Число детей-инвалидов

в % отношении

2006/2007 учебный год

27,0 %

2007/2008 учебный год

25,8 %

2008/2009 учебный год

28,6 %

2009/2010 учебный год

28,0 %

2010/2011 учебный год

31,1 %

В структуре детской инвалидности преобладают:

-имбецильность

-дцп

-эпилепсия

— синдром Дауна и другие .

Профилактика детской инвалидности, комплексная реабилитация детей-инвалидов, требует развития и совершенствования.

Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Педагогами школы накоплен опыт работы с данной категорией детей. С 2009/2010 учебного года школа-интернат утверждена как опорное образовательное учреждение по теме: »Методическое сопровождение коррекционно-реабилитационной работы педагога с детьми, имеющими нарушения в развитии и ОВЗ».

Оптимальным вариантом является совершенствование работы в данном направлении.

в) понятийный аппарат

Инвалидность у детей – значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем, вызывающие его необходимостью в социальной защите. Это лица до 18 лет.

Социальная защита детей-инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими детьми возможностей участия в жизни общества.


Главная цель:

Значительно снизить степень социальной недостаточности детей-инвалидов, достичь максимально возможного для каждого из них уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество, оказание помощи семьям.


Задачи:

— Совершенствование системы комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях школы.

— -Формирование общественного мнения относительно инвалидов как людей, имеющих равные личностные права с другими людьми, но нуждающихся в особой, индивидуальной помощи.

-Обобщение и распространение опыта педагогической деятельности с детьми-инвалидами

-Краткосрочная и долговременная специальная комплексная помощь детям данной категории, их семьям.

-Оказание консультативных услуг и посреднического участия между семьями, имеющих детей данной категории, и всех служб Кандалакшского района, занимающихся решением проблем детей-инвалидов, сотрудничество в решении данных вопросов со СМИ.

-Внедрение новых педагогических технологий, предусматривающих более активное участие детей-инвалидов в учебно-воспитательном процессе.

-Организация, взаимодействие, координация деятельности учреждений различной ведомственной подчиненности работающих в данной сфере.



Оценка

эффективности


Оценка эффективности реализации программы проводится на основе анализа состояния проблемы и мониторинга результатов по окончании учебного года.


Срок

реализации программы


В течение всего периода обучения ребенка-инвалида в образовательном учреждении.


Примечание: в программу могут вноситься изменения, дополнения. Последняя редакция программы – 01.09.2010 года.


Прогноз

ожидаемых результатов

1.Расширение спектра реабилитационных услуг

2.Обеспечение доступности образования для детей, имеющих инвалидность, с учетом их психофизических возможностей.

3.Совершенствование коррекционно-развивающй среды обучения.

4.Развитие и популяризация адаптивных видов спорта.

5.Создание условий для реализации прав молодых инвалидов выпускников школы (надомный труд, профессиональное обучение).

Свежие документы:  Методическая разработка урока в 4 классе по курсу ОРКСЭ «Еврейский календарь»


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ




п/п.


Мероприятия


Срок


Исполнитель


Создание условий для получения образования детьми-инвалидами с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.


1.

Обучение всех детей-инвалидов, подлежащих обучению по рекомендации ПМПК и с согласия родителей

в течение года

адмция

2.

Обеспечение доступности образования, создание необходимых условий, соответствующих их возрасту, индивидуальным психофизическим особенностям, получение образовательного уровня государственного стандарта или индивидуальной программы обучения.

постоянно

педагоги

3.

Создание условий для организации образовательного процесса на дому.

в течение года

адм-ция

педагоги

4.

Изучение социального портрета семей, воспитывающих детей-инвалидов.

I

четверть

соц.педагог

кл.рук-ли

воспитатели

5.

Мониторинг сведений о детях-инвалидах.

в течение года

соц. педагог

5.

Вариативность и гибкость режима, индивидуальные режимы.


адм-ция

СКС

6.

Разработка и реализация индивидуальных программ сопровождения.

в течение года

СКС

7.

Организация сетевого взаимодействия школы, семей, учреждений социальной защиты и поддержки детей-инвалидов.

в течение года

соц. педагог

8.

Оказание адресной консультативной помощи.

в течение года

соц. педагог

9.

Прохождение курсов реабилитации в соответствии с ИПР, назначениями врачей

постоянно

соц.педагог

мед.раб-ки

специалисты КЦСОН родители

10.

Защита и представление прав детей-инвалидов.

постоянно

адм-ция

соц.педагог

11.

Отслеживание прав на получение льгот детьми-инвалидами, их семьями в соответствии с законодательством

постоянно

соц.педагог

12.

Укрепление материально-технической базы школы.

постоянно

адм-ция

13.

Катамнестические данные на выпускников-инвалидов, прошедших курс специального обучения, воспитания, реабилитации в условиях школы с изучением следующих показателей:

Ф.И.О.

Дом.

адрес

Дата

рожд.

Пенсия

социал.

Наличие

ИПР

Обучение

в ПУ

Трудо

устрой

ство

Хар-р

труда










постоянно

соц.педагог

кл.рук-ли

воспитатели

15.

Участие детей-инвалидов в общественных объединениях:

-детские объединения в школе

— общество инвалидов

в течение года

адм-ция

соц.педагог

16.

Создание безопасных условий для обучения детей-инвалидов.

постоянно

адм-ция


Социально-трудовая реабилитация детей – инвалидов.


1.

Обучение детей-инвалидов простейшим, но довольно разнообразным трудовым навыкам.


в

течение

года

педагоги

2.

Изучение индивидуальных трудовых возможностей по 2 группам показателей:

а) интегративные качества личности (черты характера, интересы, особенности поведения, состояние двигательных качеств);

б) выявление показателей развития учебно-трудовой деятельности (отношение ребенка к теоретическому этапу занятия и практической работа, работоспособность, усвоение знаний, овладение приемами труда, качество работы и др.)


в

течение

года

СКС

педагоги

3.

Привлечение в социально-трудовую деятельность (трудовые бригады)

в

течение

года

соц. педагог

кл.рук-ль

воспитатель

4.

Овладение санитарно-гигиеническими нормами

в

течение

года

педагоги

4.

Формирование общетрудовых навыков и умений

(труд по самообслуживанию, в быту)


в

течение

года

педагоги

5.

Определение социально-трудовой перспективы выпускников-инвалидов, реальной возможности участия их в материальном производстве.

в

течение

года

СКС

6.

Использование методов и форм профориентации по профессиям близким возможностям детей-инвалидов;


в

течение

года

соц. педагог

психолог

педагоги

7.

Обеспечение профессионального обучения выпускников-инвалидов (годным по медицинским показаниям ) в спецгруппах ПУ.

в

течение

года

соц. педагог



Расширение сферы дополнительного образования для детей-инвалидов


1.

Участие детей-инвалидов в конкурсах, выставках, ярмарках творческой направленности, спортивных соревнованиях различных уровней: школьный, городской, областной, федеральный.

в течение года

адм-ция

педагоги

2.

Организация дополнительного образования для детей-инвалидов, обучающихся на дому

в течение года

адм-ция

педагоги

УДО

3.

Приобщение детей к творчеству посредством кружковой деятельности

(театральный,танцевальный,пение, выразительное чтение, оркестр детских инструментов и пр.), на базе школы:

-арт-терапия

-музыкотерапия

-логоритмика

в течение года

адм-ция

педагоги


4.

Вовлечение детей-инвалидов в досуговую деятельность : посещение музеев, концерты, представления, выставки

в течение года

адм-ция

педагоги


5.

Вовлечение детей-инвалидов в досуговую деятельность в УДО.

в течение года

адм-ция

педагоги

УДО

6.

Участие в городских массовых мероприятиях в рамках Декады инвалидов, празднования Нового года и пр.

в течение года

соц.педагог

7.

Организация летнего отдыха (ДОЛ, трудовые бригады, СКЛ).


соц.педагог


Коррекция состояния здоровья детей-инвалидов.


1.

Диспансеризация

I

четверть

адм-ция

мед. раб-ки

2.

Плановое проведение прививок

в течение года

мед. раб-ки

3.

ЛФК

в течение года

учитель физк.

4.

Витаминотерапия

в течение года

мед. раб-ки

5.

Коррекция питания в зависимости от заболевания

в течение года

мед. раб-ки

6.

Спортивный досуг

в течение года

педагоги

7.

Спортивные тренажеры.

в течение года

педагоги

6.

Реабилитационные мероприятия на основании ИПР, назначений врачей.(отделение реабилитации детей с ОВЗ от 3до 18 лет)

в течение года

соц.педагог

мед.раб-ки

специалисты КЦСОН родители

7.

Организация оздоровительного отдыха детей-инвалидов на базе профилактория «Металлург»

каникулярное время

УО

адм-ция

8.

Повышение уровня медицинской грамотности родителей по вопросам ЗОЖ, медицинской реабилитации в домашних условиях.

в течение года

мед. раб-ки

8.

Санпросветработа с учащимися, родителями, педагогами.

в течение года

мед. раб-ки


Социализация выпускников из числа учащихся-инвалидов.


1.

Проведение мониторинга жизнеустройства выпускников-инвалидов.

I четверть

соц.педагог

2.

Работа по организации обучения молодых инвалидов надомному труду на базе школьных мастерских.

I, II четверти

ЦЗН

адм-ция

соц.педагог

учителя труд.обучения

3..

Организация выпускников данной категории, не подлежащих профессиональному обучению, в Центр социального обслуживания населения (дневное отделение для лиц пожилого возраста и молодых инвалидов).

в течение года

соц.педагог

специалисты

ЦСОН

Свежие документы:  Конспект урока по Информатике "Массивы. Ввод и вывод одномерных массивов" 9 класс























Список использованной литературы:



Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-192 с.


Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Социальный педагог специальной (коррекционной)школы-интерната для детей-сирот с нарушениями интеллекта: основные направления деятельности и специфика работы.- Дефектология, 1998, №6, с.18-21.


Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. – М.:Владос, 2007.- 399 с.


Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.- М.: ВАКО, 2005.-208 с.





Список использованных Интернет — ресурсов:


www.osoboedetstvo.ru

www.obrazowanie.perspektiva-inva.ru








скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: