Психологическая игра для учителей Учимся определять положение учащихся в структуре взаимоотношений в классе


МБОУ СОШ “с. Никольское” МО “Енотаевский район”
















Психологическая игра для учителей

«Учимся определять положение учащихся в структуре взаимоотношений в классе»





подготовила:

Маркова Лия Викторовна,

педагог-психолог












с. Никольское, Енотаевского района, Астраханской области

2013

Пояснительная записка: В ходе работы учителя смогут отрефлексировать себя с точки зрения активности и инициативности. Кроме того, данное занятие поможет вооружиться навыками решения организаторской проблемы классного руководителя. Особенно рекомендуется для проведения молодым специалистам.


Цель: научить педагогов изучать положение учащихся в структуре взаимоотношений в классе.


Материал: скотч, фломастеры, коробка, мешочек, листы А-4, спички, листы А3 (ватман), карандаши, фотоаппарат, ножницы, 10 фиолетовых и 10 черных прямоугольников, разноцветные геометрические фигуры по количеству участников.


Ход психологической игры

Педагоги рассаживаются в круг. Им предлагается написать на скотче имена, которыми им хотелось бы называться на тренинге.


I. Приветствие.

Мы рады вас приветствовать!

Сегодня мы предложим Вам одно из решений проблемы, которая часто встает перед классными воспитателями – как без присутствия психолога учитель самостоятельно может определить положение каждого учащегося в структуре взаимоотношений в классе.

Для того, чтобы понять, как применить на практике данный прием мы проведем с вами психологическую игру, которую вы, в последствии, можете проводить с учащимися.


II. Психологическая игра.

Все возьмите из мешочка по одному прямоугольнику (черный и фиолетовый). А теперь сядьте за столы по цветам – посмотрите друг на друга – это ваша микрогруппа.

Придумайте название своей группе.

На каждое задание вам будет дано определенное время. Вы обсуждаете в своей микрогруппе это задание и выполняете его. Мои консультанты будут давать Вам разноцветные геометрические фигуры. Вы просто их собираете. Что они означают, вы узнаете в конце игры.


У каждого помощника на руках должна быть табличка с интерпретацией:

Красный квадрат – лидер;

Оранжевый квадрат — генератор идей;

Зеленый квадрат — эмоциональный индикатор;

Желтый треугольник — нераскрывшийся резерв;

Синий квадрат – дезинформатор.


В процессе каждого задания проводится фотосъемка.


Задания для игры:


Построиться по длине волос


Напишите, чем внешне отличаются друг от друга два идущих человека (3 минуты)


Возьмите по одному коробку спичек, сложите весы (1 минута). Расскажите про свои весы. Посмотрите на весы другой команды


Сложите из спичек лозунги (1 минута)


Составьте рассказ, в котором все слова начинаются с буквы “С” (2 минуты)


Проинстценируйте свой рассказ.


Нарисуйте портрет группы, в которой Вы работали, причем у каждого из вас будет свой карандаш, который Вы не имеете права ни кому давать.


Педагогам предлагается перейти в общий круг.

III. Рефлексия.

Вопросы:

Понравилась ли Вам игра?

Что именно понравилось?

Что можно было сделать по-другому?

Поможет ли вам данная игра в своей педагогической деятельности?


Рассмотрите свои фигурки, которые вы получили.


У кого больше всех красных квадратов? Это организатор – лидер. Он мобилизует силы свои и группы для выполнения задания.


У кого больше всех оранжевых квадратов? Это генератор идей, набрасывает варианты выполнения заданий. Это уверенный человек.


У кого больше всех зеленых квадратов? Это Эмоциональный индикатор. Он чувствует настрой группы и умеет сгладить обстановку. Этот человек обладает чувством юмора и очень коммуникабелен.

У кого больше всех желтых треугольников? Это нераскрывшийся резерв. Он мало вносит идей, мало выполняет задания, ничего нового для группы не делает.

У кого больше всех синих квадратов? Это дезорганизатор. Он оспаривает мнения большинства группы, вносит смуту и неразбериху. Это сильный человек, под его влияние группа может изменить свое мнение.


— Насколько довольны Вы своими результатами деятельности?

— Соответствуют ли результаты Вашим ожиданиям?

Вывод:

Сегодня Вы узнали себя с другой стороны. Кто-то из Вас лидер, кто-то генератор идей, кто-то эмоциональный индикатор, кто-то дезорганизатор, а кто-то еще нераскрывшийся резерв. Но, как видите, ни в ком эти качества не присутствуют абсолютно. В разных заданиях, в соответствии со своим характером и настроение Вы проявили себя по-разному. Я надеюсь, что те выводы, которые Вы для себя сделаете, помогу Вам в общении с детьми. Помогут сориентироваться в детском коллективе, определить кто у ваших воспитанников лидер, кто дезорганизатор, а кто нераскрывшийся резерв. От Вашего умения чувствовать их настроение зависит качество вашей помощи ребенку расти личностью


Список литературы:


  1. Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. Москва, “Просвещение”, 1995 г.

  2. Кипнис М. Тренинг коммуникации.- 2-е изд., стер.- М.: Ось-89, 2006.

  3. Лещинский В. И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практикум. Москва, “Просвещение”, “Владос”, 1995.

  4. Митрошина О.А. Психогеометрия: новые возможности знакомого метода. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2004-2005.

  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х книгах. Книга 2. Москва, “Владос-пресс”, 2002.

  6. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум.- г. Дубна, Феникс+», 2002.

  7. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.:ИНТОР,1997.

  8. Степанов М. Творческая личность нашего времени. Газета “Школьный психолог”, №31, 2004 г.

  9. Удовенко М. На уроке и после звонка. Газета “Школьный психолог”, №7, 2006 г.






скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: