Психологический тренинг для лидеров школ «Не всепрощенье толерантность, а уважение во всём…»






УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ

«Данковская средняя общеобразовательная школа»







Психологический тренинг

для лидеров школ

Серпуховского муниципального района.





Тема:

«Не всепрощенье толерантность,

а уважение во всём…»





Педагог – психолог

высшей квал. категории:

Зубкова Наталья Федоровна.











  1. сентября 2014 год.

  1. Организационный момент.

Участники садятся в круг. Приветственное слово ведущего.

— Уважаемые Лидеры школ Серпуховского района у нас сегодня есть замечательная возможность продолжить тренинговую работу, которую мы начали 23 апреля 2014 года. Давайте вспомним, как назывался наш тренинг («Мое государство»). Мы обсуждали вопросы отношения к своей Родине, свою гражданскую позицию. И сегодня, мы будем говорить о таком качестве человека без которого не мыслим настоящий гражданин России

II. Знакомство, настрой на работу.

Задачи: познакомить участников друг с другом; повысить уважение ребенка к себе, дать ориентир на будущее, на взросление.

1. Упражнение — знакомство «Звали, зовут, будут звать…»

Участники по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

2. Упражнение «Что моя вещь знает обо мне»

Участники группы сидят в кругу. Один из участников берет какой-нибудь свой предмет и от его лица рассказывает о своем хозяине (т.е. о себе). Например, Я Светина заколка. Я подарена Свете на День ее рождения. Я уже многое о Свете узнала… О себе рассказывают все участники группы.

3. Упражнение «Чем мы похожи».

Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе одного реального или воображаемого сходства: Света, выйди ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос. Света выходит и приглашает в круг еще кого-нибудь по другому признаку сходства. Все участники должны оказаться в кругу.

III. Вхождение в тему.

  1. Просмотр мультфильма о толерантности

(https://www.proshkolu.ru/user/obuhova33/file/3827382/)

— Как вы поняли то, что происходило в этом мультфильме?

-Я предлагаю посмотреть его еще раз и прокомментировать, то что происходит с героями.

— Как вы думаете, о чем будет наш тренинг?

IV. Основная часть занятия

1. Дискуссию на тему «Кто такие «свои» и «чужие»?».

— Кого из героев мультфильма можно назвать чужим, а кого своим?

— Послушайте притчу

Пятеро слепых впервые в жизни повстречали слона. Один из них дотронулся до хобота и сказал:
— Слон похож на толстый шланг.
— Слон похож на столб, — откликнулся другой, нащупав ногу слона.
Третий коснулся слоновьего живота и заявил:
— Слон похож на огромную бочку.
— Он похож на циновку, — потрогав слона за ухо, возразил четвертый.
— Что вы говорите! — воскликнул пятый, державший животное за хвост. — Слон похож на веревку!

Все они были правы. И не был прав никто…

— Как вы поняли притчу? (в результате обсуждения важно прийти к выводу о том, что и мы часто видим в другом человеке только одну какую-то сторону и не замечаем другие, что любой человек сложнее, чем нам кажется на поверхностный взгляд).

2. Упражнение «Эмблема толерантности»

Задачи: обобщить понятия толерантности с позиции группы.

— Вы неоднократно слышали слово «толерантность», у вас сформирован определенный образ, понятие. Я предлагаю объединиться в микрогруппы. Задача группы – нарисовать эмблему толерантности.

Представители от каждой команды демонстрируют и поясняют свои рисунки.

Толерантность — «правило трех П»:

признание — способность видеть в другом другого и осознание его права быть другим, отличным от остальных;

принятие — безусловное положительное отношение к таким отличиям;

понимание — умение заглянуть в мир другого со своей точки зрения и его.

3. Упражнение «Ассоциации».

— У каждого из вас возникает своя ассоциация на слово толерантность. Я предлагаю каждому из вас продолжит фразу любым пришедшим на ум словом «Если бы толерантность была цветом, то каким? (таким)»

На доске запись: «Если бы счастье было…

цветом —

деревом —

животным —

птицей —

блюдом —

временем года —

водоемом –

автомобилем –

членом семьи –

профессией –

посудой –

цветком —

танцем –

небесным телом –

хобби –

рыбой –

музыкой —

4. Мини-лекция «Позиция человека по отношению к другому»

— Согласно Томасу А. Харрису (амер. психолог), существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим, которые можно отразить в следующих вариантах:

«Я хороший – ты плохой»

«Я плохой – ты хороший»

«Я плохой – ты плохой»

«Я хороший – ты хороший»

— Выберите свою позицию отношения к себе и другим. А теперь давайте разберемся как наше отношение к себе и другим влияет на наши социальные отношения и на нашу жизнь в целом.

«Я хороший – ты плохой» (превосходство). Это позиция превосходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойными себя.

«Я плохой – ты хороший» (депрессивность). Это позиция неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и самоедством.

«Я плохой – ты плохой» (безнадежность). Я плохой, да и ты плохой, тогда куда же стремиться? Это позиция безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла. Замедление или остановка развития.

«Я хороший – ты хороший» (успех, толерантность). Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь. Позиция толерантной личности.

5. «Бодрячок».

Задачи: смена вида деятельности, мышечное расслабление, знакомство с культурой других народов.

Общение начинается с приветствия. А  как вы это делаете? В разных странах приветствуют по- разному. Давайте научимся и мы (участники встают парами напротив друг друга, после каждого приветствия участники из внешнего круга делают шаг вправо, пары меняются).

  • Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.

  • Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.

  • Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.

  • Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.

  • Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.

  • Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.

  • Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.

  • Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.

  • Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.

  • Тибет – показать язык.

  • Великобритания – пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга.

6. Упражнение на невербальную поддержку.

Задачи: создать условия для развития лучших качеств участников – желания помочь ближнему, видеть нуждающихся в помощи.

Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из участников, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».

Затем проводится интервью с «терпящим бедствие» — что ты почувствовал, когда по твоему сигналу к тебе подошли «спасатели»?

7. Упражнение «Против течения»

Пять добровольцев, не сцепляя руки, но плечом к плечу, должны двигаться с одного края кабинета к другому, а один доброволец должен двигаться навстречу, прорываясь сквозь строй.

После игры участник, двигавшийся против течения, должен рассказать, что он чувствовал, когда прорывался сквозь строй. Легко ли плыть против течения. Возникает ли желание повернуть в сторону течения Если прорвался, что почувствовал

  1. Упражнение «ДА», «НЕТ», «МОЖЕТ БЫТЬ» (работа с высказываниями)

В разных частях комнаты развешиваются таблички со словами: «Да», «Нет», «Может быть». Ведущий зачитывает утверждения, каждый из участников выбирает вариант ответа и встает рядом с соответствующей табличкой. Затем слово предоставляется каждому желающему высказаться, по очереди в каждой из образовавшихся групп.

Вопросы для обсуждения

— Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение.

— Мне хотелось бы немного пожить в чужой стране.

— Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

— То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, — благо для России.

— Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.

— Дети из более богатых семей не должны иметь права учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги

— Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.

— Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.


9. Упражнение «Свобода выбора».

— Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие.


Один человек, пастор Нимола, жертва нацизма, написал стихи:

Сначала они пришли за евреями,

И я не заступился за них,

Потому что я не был евреем.

Потом они пришли за коммунистами,

И я не заступился за них,

Потому что я не был коммунистом.

Потом они пришли за членами профсоюзов,

И я не заступился за них,

Потому что я не был членом профсоюзов.

Потом они пришли за мной

Но не осталось никого,

Чтобы заступиться за меня.

— О чем эти стихи (солидарность, гражданская ответственность, толерантность активная позиция, защита прав других людей, а не пассивное отношение).

— Человек имеет свободу выбора; он должен быть способен выполнить личную цель при условии выполнения общей цели; в случае несправедливости человек имеет право занять позицию сопротивления.

10. Игра-сценка.

Пригласить двух добровольцев. Дать одному из них мандарин, разрешает его съесть. Второй человек должен смотреть на того, кто ест. Учитель дает яблоко второму и разрешает его съесть. Три варианта на обсуждение после сценки:

— Если первый поделился мандарином со вторым, а второй потом поделился яблоком с первым: почему второй ученик поделился яблоком с первым (потому что первый поделился мандарином).

— Если первый не поделился мандарином и второй тоже не поделился яблоком: почему второй не поделился яблоком (потому что первый не поделился мандарином).

— Если только один из игравших поделился: спросить поделившегося, почему он это сделал.

V. Завершение тренинга, рефлексия.

1. «Молитва о встрече»

— В завершении нашего тренинга я хочу познакомить вас с «Молитвой о встрече» (на фоне музыки). Чтение каждым участником по 1 строчке

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я — это я, а ты — это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга — то это прекрасно!

А если нет — ну что ж, ничего не поделаешь.

2. Рефлексия.

Вспомните, как вы проходили тренинговые упражения.

Что лично для вас было сложно, но вы справились?

Что больше всего понравилось, было интересно?

3. Подведение итога.

— Я думаю, строчки из стихотворения Геннадия Тихоновича Родионова: «Не всепрощенье толерантность, а уважение во всём» — станут самым главным выводом, результатом нашей встречи.

— Геннадий Тихонович Родионов

Слово о толерантности

О толерантности мой слог,
Чей День сегодня отмечаем
И что терпимость означает,
В чём убедиться каждый смог.

О той терпимости священной,
Что есть основа бытия,
О той терпимости нетленной,
Что бережёт страна моя:

Терпимым быть в большом и малом,
К знакомым, близким и родным,
К тем, кто живёт с тобою рядом,
С кем дышишь воздухом одним.

Готовность выслушать сужденье,
Что так не нравится тебе…
И, согласиться с этим мненьем,
Своё оставив при себе.

Быть наравне с другим по крови,
По цвету кожи, разрезу глаз…
И уступать им каждый раз,
Сойдясь не в битве в жарком споре.

Терпимым к вере быть другой,
Не называть её чужою,
В храм не тянуть того с собою,
Коль знаешь веры он не той.

Но толерантность не удел
И с ним нельзя на свет родиться,
Тому всем надобно учиться
И быть творцом хороших дел.

Не всепрощенье толерантность,
А уважение во всём.
И пусть несёт всем счастье, радость
(И да поможет толерантность)
Тот мир, в котором мы живём!






Свежие документы:  занятие "Реклама"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: