Психологический тренинг : «Педагог без стрессов и тревог!»



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ

«Данковская средняя общеобразовательная школа»







Психологический тренинг


Тема:

«Педагог без стрессов и тревог!»

(саморегуляция эмоционального состояния)







Педагог — психолог: Зубкова Наталья Федоровна.






9 апреля 2009года.





Ход тренинга.

  1. Приветствие.

— Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому – то не очень нравится имя, данное ему родителями, кого – то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих. Некоторым по душе если их называют по отчеству без имени. А кто – то в тайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые в детстве имели забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке обращались именно так. У вас есть 30 секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы будут обращаться к вам в течение этого тренинга только по этому имени.

2. Выработка правил работы группы.

3. Опрос самочувствия (участники сразу погружаются в атмосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое эмоциональное и физическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по отношению к предстоящему занятию)

Упражнение «Закончи предложение»

— Меня зовут…

— Сравнить свое настроение с цветом.

  1. Предложение ведущим темы занятия «Педагог без стрессов и тревог»

Упражнение «Вверх по радуге»

Одним из условий управления стрессом является умение контролировать свое состояние. Для этого существуют различные упражнения.

Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите три раза.

После этого желающие рассказывают о своих ощущениях. Затем упражнение выполняется еще раз с открытыми глазами.

4. Разминка.

Упражнение «Я люблю»…

Один из участников выходя вперед называет то, что он любит. К нему быстро подбегает тот участник, который тоже это любит. Далее каждый участник называет любимое занятие и находит себе пару. Образуется круг. Подводится итог: «Не смотря на то, что все мы разные у нас у каждого есть то, что объединяет нас со всеми».

Упражнение «Найди образ».

Вам предлагается в Волшебной коробке наполненной разными мелкими вещицами найти образ здорового педагога. Каждый выбирает предмет – ассоциацию, а затем каждый рассказывает группе о том, почему он сделал такой выбор. Ведущий задает вопрос участнику, обращаясь к нему как к проекции личности участника на предмет.

Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Инструкция. В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.

Утверждение

Часто

Редко

Никогда

1. Я чувствую себя счастливым

0

1

2

2. Я сам могу сделать себя счастливым

0

1

2

3. Меня охватывает чувство безнадежности

2

1

0

4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю

0

1

2

5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощь к специалисту

0

1

2

6. Я склонен к грусти

2

1

0

7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим

2

1

0

8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте

2

1

0

9. Я легко расстраиваюсь

2

1

0

Ключ к тесту

0–3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы

4–7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.

8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

Упражнение «Освещаем себя улыбкой»

Упражнение выполняется стоя, лёжа или сидя. Сделайте глубокий вдох и на выдохе улыбнитесь. Ещё раз вдох — на выдохе улыбка. Так делайте несколько раз, доведя навык до автоматизма.

Добейтесь того, чтобы ваши глаза тоже освещались улыбкой. Это упражнение очень хорошо улучшает настроение. А ещё его полезно применять перед важным, но не очень приятным разговором. Он пройдёт намного легче и эффективнее.

Игра «Королевство» (стратегии поведения в жизни)

Нам нужно создать королевство. Раз это королевство, то должен быть король. Давайте вместе выберем его. У каждого короля должна быть королева. Как вы думаете, кто будет хорошей королевой для нашего короля? Дальше выбираются все необходимые для королевства роли: принцесса, фаворитка короля, садовник, дворецкий, ключник, министр финансов, серый кардинал, военный министр, палач, судья, адвокат и т. д.

Так случается в жизни, что она дарит нам шансы или подарки. И сейчас каждый из вас может сделать ход. Вы можете переместить себя на то место, которое вам нравиться, поменять кого – то местами, а может быть отправить в «ссылку». Кто начнет первым? (задание выполняется).

Но жизнь бывает щедра и благосклонна к нам и у вас есть еще один шанс что – то исправить в нашем королевстве.

Рефлексия.

Какие роли вы выполняли, где вам было комфортнее всего, какие чувства испытывали в различных игровых ситуациях, как вы чувствуете себя сейчас.

Притча «Все в твоих руках.

В одном селении жил известный мастер. Люди приходили и приезжали к нему за десятки, сотни и тысячи километров: он знал ответ на любой вопрос.

Неподалеку от него жил другой человек, который считал се­бя тоже мастером. Люди же к нему практически не ходили. И обуяла его черная зависть:

Задам я вопрос этому мудрецу, на который он не сможет ответить. Поймаю и зажму бабочку в кулак. Спрошу его, бабоч­ка в моей руке мертвая или живая.

Если ответит, что мертвая раскрою ладонь, и она уле­тит.

Если же ответит, что живая, то сожму кулак еще сильнее и покажу всем, что он не прав.

Поймал бабочку. Зажав ее в кулаке, пришел во двор мастера. Там, как всегда, толпились люди. Он громко при всех заявил:

Мастер, если ты действительно мастер и мудрость твоя велика, ответь мне На простой вопрос — бабочка в моей руке мертвая или живая ?

Тот взглянул ему в глаза и сказал лишь одно:

Все в твоих руках.

ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!!!

Бодрячок: «Отдых в Сочи».

Группа выстраивается по кругу, повернувшись, спиной друг к другу. Спина впереди стоящего – место для массажа. Все закрывают глаза, а почувствовав движения рук на своей спине передают это движение впереди стоящему. Ведущий выполняет одно и то же движение пока не получит ответ на своей спине.

Мы отдыхаем в Сочи! Мягкое ласковое солнышко греет нас, лежащих на песке (круговые поглаживания);

Вдруг набежали тучки (руки движутся с нажимом от краев к центру спины);

Пошел мелкий дождик (пальчиками легко постукиваем по спинке);

Дождик стал идти все сильнее и сильнее (постукивания усиливаются);

Загремел гром (легкие постукивания ладонями);

Дождь стихает (постукивания пальчиками становится постепенно легким);

Разбежались тучки (ладонями поглаживаем спину от центра к краям);

И вновь выглянуло ласковое летнее солнышко (круговые поглаживания).

— Такое упражнение тоже снимает напряжение, а что такое саморегуляция?

Саморегуляция – способность человека произвольно управлять своей деятельностью.

Наверняка такой опыт есть у каждого из вас, попадая в напряженные ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом.

Упражнение «Частица»

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и, слушая голос, создавайте свои внутренние образы.

«Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая спокойна и счастлива (пауза). Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, она пребывает там, в полнейшем мире, в силе и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться (пауза). Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоего образа – язычка пламени, драгоценного камня или озера, спокойного, с гладкой поверхностью (пауза). Преисполненная глубокой умиротворенности и радости, спокойствия, она, эта драгоценная частица находится в полной безопасности. Она там – глубоко в нас. Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или озеро, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, вы сами (пауза 20 секунд).

Запомните это ощущение. Теперь глубоко вздохните, медленно откройте глаза и возвратитесь в реальную жизнь.

— Изменилось ли что – то в вашем состоянии после выполнения упражнения «Частица».

Упражнение «Раскрашивание мандалы»

Мандала — буддийский символ (с санскрита — «круг», «прост­ранство», «единство»), рисунок в круге. По представлениям буд­дистов и ламаистов, это мини-модель вселенной. Рисование и раскра­шивание мандалы как метод работы применяется в современной пси­хотерапии и психодиагностике, где мандала воспринимается как символическая карта внутренней реальности человека

Часть звезд находится за пре­делами круга. Эти звезды обозначают эмоциональное со­стояние, при котором не чувствуются границы Я. Дети переживают его в первые 18 месяцев жизни, взрослые — когда поглощены интересным делом (состояние потока). Раскрашивание мандалы способно вызвать состояние глу­бокого расслабления и мечтательности, в котором можно обрести оптимистический настрой и уверенность в буду­щем. Каждая звездочка символизирует возможность вы­бора. Тот, кто раскрашивает мандалу, должен решить, в каком порядке он будет разрисовывать отдельные звез­дочки и какие цвета выберет для них.

Инструкция.: «Это не совсем обычная мандала, в ней часть звездочек расположена вне круга. Ты можешь раскраши­вать звезды любыми цветами и в каком угодно порядке — решай сам, как ты будешь это делать.

В этой процедуре не может быть ничего правильного или неправильного, и у тебя есть множество возможнос­тей создать уникальную мандалу. Я желаю тебе получить настоящее удовольствие от этой работы». (15 минут.)

Обсуждение

Можно повесить рисунки на стену, чтобы все могли их рассмотреть.

• Как я себя чувствовал, когда рисовал мандалу?

• Какие цвета я выбрал и почему?

• О чем я думаю, когда смотрю на свой рисунок?

• В каких случаях мне приходится быстро принимать решения?

• Над какими решениями я размышляю дольше, чем обычно?

• Какое решение было самым трудным для меня за последнее время?

• В каких играх и в какой деятельности я забываю про время?







Упражнение «Антистрессовый чемоданчик»

— У нас впереди долгая жизнь, чтобы прожить ее счастливо каждый из вас сейчас соберет «антистрессовый чемоданчик» в дорогу.

— У каждого из вас рисунок открытого чемоданчика. Запишите на своем чемодане те способы, которые вы уже использовали в своей жизни.

— Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс? (зачитываются записи): поспать, принять душ или ванную, пойти погулять одному или с друзьями, заняться любимым делом, послушать музыку, поиграть, поплакать, громко покричать, вспомнить что – то приятное и т. д.

— Вами уже названы способы преодоления стресса, сейчас вы видите на экране дополнение к этому списку.

Способы преодоления стресса.

  • Несколько глубоких вдохов, сосредоточьтесь на дыхании. Переключите внимание с внешнего мира и связанных с ним ваших внутренних бес­покойств на спокойный ритм дыхания, дарованный вам с рождения вечный ритм: вдох — выдох, вдох — выдох.

Представьте, что это не вы дышите, что вас напол­няет сначала — покоем, потом — энергией, увереннос­тью, силой, вечный океан жизни.

— Вдыхая (без усилия), подумайте: «вдох», ощутите вдох, слейтесь всем существом со своим вдохом, почувствуйте, как вас наполняет воздух, расширяя грудную клетку.

— Выдыхая спокойно, точно так же произнесите мыс­ленно «выдох», можете чуть продлить его (без особых усилий). Сосредоточьтесь на своем дыхании: «вдох»… «выдох»..

— Можно выполнять вдох через нос, а выдыхать через приоткрытый рот, ощущая холод вдыхаемого и теплоту и влажность выдыхаемого воздуха. Несколько минут та­кого дыхания изменят нервно-психическое состояние.

  • Использование, какого – то успокаивающего движения или действия, например, посмотреть на текущую струйку воды, выполнить упражнение «Маятник», то есть, стоя на одном месте, покачиваться вперед – назад с пятки на мысок;

  • Выполнить какой – либо ритуал, например, заварить чай или разложить свою коллекцию;

  • Заняться любым отвлекающим действием (полить цветы, постирать и т. д.);

  • Попробовать отнестись с юмором к сложившейся ситуации;

  • Мысленно проиграть предстоящую ситуацию перед сном в выгодном для вас свете;

  • Переоценить ситуацию и воспринять ее не как экстремальную;

  • Сознательно утрировать негативные последствия ситуации, чтобы реальные последствия оказались менее травмирующими;

  • Включиться в оказание помощи другим, попавшим в сложную ситуацию, тогда неблагоприятные последствия для себя окажутся меньшими;

  • Найти возможность поговорить с близкими тебе людьми или друзьями.

— Добавьте в свой чемоданчик что – то из предложенных способов.

По желанию участники знакомят друг друга с содержимым своего «Антистрессового чемоданчика».

— Мы благополучно собрали антистрессовый чемоданчик, и чем больше у нас будет способов выхода из стресса, тем лучше будет наша жизнь, а мы сейчас сможем увидеть свою идеальную жизнь.

Упражнение «Моя идеальная жизнь».

Честно ответь на следующие шесть вопросов (запись ответов на маленьких листочках под буквами).

А – Кто из друзей всегда поднимает тебе настроение?

Б – Информация о чем для тебя интереснее всего?

В – За каким занятием время летит незаметно?

Г – Кто твой самый любимый человек?

Д – Где пройдёт твой идеальный отпуск?

Е – Вспомни одну из самых счастливых минут в своей жизни.

Текст на фоне музыки:


День выдался чудесный! Солнце светит, птицы поют, джинсы 40-го размера спадают, а волосы блестят, как шерсть породистого спаниеля. Ты гуляешь с (А), разговаривая о (Б). Вдруг мобильный издаёт несколько диких павлиньих криков. Это шеф, который сообщает тебе, что тебе в три раза повысили зарплату за то, что ты (В). Затем звонит (Г) и говорит, что вы отправляетесь в (Д), чтобы отметить такое событие. Ты чувствуешь себя примерно как (Е), только в 234 раза счастливее.

Упражнение «Гром аплодисментов».

Можно конечно всю жизнь ждать когда оценят твои достижения, а можно, реально оценив свои достижения, оказаться на пьедестале уже сейчас. Пьедесталом в нашем тренинге будет вот этот стул. Задача группы – искупать в аплодисментах того, кто будет стоять на пьедестале. Хлопать мы будем до тех пор, пока, стоящий на пьедестале не покажет нам, что для него аплодисментов достаточно. Я считаю, вы все заслуживаете аплодисментов, но здесь хватит места только для одного человека и поэтому придется занимать пьедестал по очереди. Кто первый? Пожалуйста

  1. Ритуал завершения занятия.

Упражнение «Ладошка».

Надо положить левую ладонь на лист бумаги, обвести карандашом. В центре написать свое имя, а на пальчиках свои положительные качества. Лист передается по кругу, и каждый пишет пожелание «хозяину» ладошки.


Учитесь управлять собой

Во всём ищите добрые начала

И, споря с трудною судьбой

Умейте начинать сначала

Споткнувшись, самому вставать

В самом себе искать опору,

При быстром продвиженье в гору,

Друзей в пути не растерять….

Не злобствуйте, не исходите ядом

Не радуйтесь чужой беде

Ищите доброе везде,

особенно упорно в тех, кто рядом

Не умирайте пока живы!

Поверьте, беды все уйдут,

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливым!!!

Свежие документы:  Дефектологическое представление на учащегося (5-9 класс)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: