ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА


Управление образования администрации

Старооскольского городского округа Белгородской области



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества №1»











ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ Диагностика И МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА







Краснова Ольга Валентиновна,

методист











Старый Оскол

2014

При анализе материалов актуального педагогического опыта педагогов-организаторов подчеркивается слабое владение теорией и методикой диагностики при оценке результативности представленных материалов.

Психолого-педагогическая диагностика – это оценочный процесс, направленный на изучение индивидуально-психологических особенностей детей и социально-психологических особенностей детского коллектива с целью оптимизации воспитательной деятельности.

Диагностическая работа — важное направление деятельности педагога-организатора. В работе с детским коллективом диагностика выполняет следующие функции:

Информационную:

— получение информации об участниках педагогического процесса;

— выявление относительного уровня развития ребенка;

— выяснение удовлетворенности родителей качеством проведения занятий с детьми;

— организации работа с частью родителей по налаживанию конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок.

Прогнозирующую:

— выявление потенциальных возможностей развития воспитанников;

— прогнозирование результативности воспитательного процесса;

— определение эффективности использования различных средств и методов.

Воспитательную:

— создание условий для развития личности, воспитания различных свойств и качеств личности;

— выявление роста, достижений в образовании, самопознании и саморазвитии обучающегося;

— проведение мониторинга возрастных проявлений, интересов, потребностей обучающихся;

— выявление и анализ достижений обучающихся.

Сегодняшнее положение детей в государстве и обществе, противоречивость их вхождения в социальную среду, обострившиеся проблемы подростков и выбор ими путей и способов их решения, усиливающаяся отчужденность детей и взрослых – явления, которые не могут не отразиться на деятельности детской организации. Выявить данные противоречия и проблемы, интересы и возможности детей и подростков – членов детской организации – поможет диагностика.

Систематическое познание (и самопознание) различных сторон личности членов организации, особенностей самого объединения и результатов его деятельности дает возможность предвидеть дальнейшее развитие, установить, что и как следует стимулировать, а что устранить (погасить).

Диагностика в детской организации – это не только и не столько оценка изучаемых качеств личности и объединения, но и определение направленности движения ребенка, взрослого, сообщества в целом от одной педагогической цели к другой.

Проведение диагностики в детской организации имеет свои особенности и, как показала практика, свой алгоритм. В основе всегда лежит учет общественного (детского и взрослого) мнения. Учитывая особенности развития детской общественной организации, его традиции, уровень сформированности детского коллектива, тип взаимоотношений между членами д/о, вы как руководители д/о, должны самостоятельно определять перечень диагностических исследований в течение учебного года, исходя из решаемых проблем и направлений деятельности программы д/о.

*** Психолого-педагогическая диагностика эффективности реализации программы деятельности д/о

Одним из важных условий реализации программы д/о является психолого-педагогическая диагностика эффективности (хода и результатов) ее реализации (в каждой программе деятельности д/о должен быть такой раздел). Результаты программы деятельности детской общественной организации должны совпасть с задачами программы, её актуальностью и не должны противоречить им.

Виды:

  1. Исходная диагностика. Изучение возможностей членов д/о, которые будут участвовать в реализации программы. Изучение взрослого и детского коллективов-участников программы при первоначальном знакомстве. Характеристика личности участников по необходимым для программы параметрам.

  2. Промежуточная диагностика. Сравнительный анализ. Изучение эффективности использования средств и методов воспитания, используемых при реализации данной программы за определенный промежуток времени (полугодие, этап программы, направление деятельности). Выявление тенденций развития ситуации.

  3. Итоговая диагностика. Анализ проведенной работы после реализации программы (в конце года). Изучение эффективности использованных методик и технологий и корректировка действий. Учет данных диагностики в планировании последующей деятельности и проектировании новых программ.

Правила грамотного осуществления диагностического процесса

    • Подбирая диагностические методики, помните, какую цель преследует Ваша программа, каковы ожидаемые результаты ее реализации.

    • Необходимо соблюдать ряд педагогических условий:

— гарантировать отсутствие репрессивных санкций по результатам диагностики, сохранение анонимности результата (оглашению подлежат только общие результаты в случае педагогической целесообразности),

— исключить полностью педагогическое давление, нейтрализовать коллективное влияние, предупредить групповой прессинг,

— создать условия, приближающиеся к изолированности каждого участника исследования,

— использовать разные методики, но интересные респондентам и удобные для исполнения.

  • Использовать проверенные, дающие стабильно точные результаты методики (валидные). Важнейшими принципами диагностирования являются объективность и систематичность.

    1. Диагностика до начала реализации программы (на начальном этапе происходит сбор данных о направленности интересов членов д/о, мотивации деятельности и уровень готовности к ней)

Изучение социального заказа определить место и роль детской организации в воспитательной системе школы: изучить потребности детей, семьи, общества в отношении детской организация. Предварительная психолого-педагогическая диагностика детской организации и самодиагностика руководителя. Образно говоря, педагогу важно найти ответы на вопросы: «Что хотят и что могут дети?», « Что хочет и что может он сам?».

Целевая группа

Предмет диагностики

Задачи диагностики

Возможные формы диагностических исследований

Все участники

Возрастной, половой (если необходимо социальный) состав участников программы

Общая оценка коллектива, проверка соответствия состава участников программы определенной Вами целевой группе

Анкетирование, опрос, интервьюирование

Временная группа

интересы

Оценка потенциальных возможностей группы, предварительная оценка активности группы

Матрица (мишень) интересов, анкетирование, опрос, интервью

Все участники

Опыт участия респондентов в программах

Оценка потенциальных возможностей каждого участника, предварительная оценка предполагаемой активности участников, выявление единомышленников, корректировка программы в соответствии с полученными данными

Анкетирование, опрос, интервью

Все участники

Мотивация участников, их ожидания

Корректировка содержания и схемы управления программой

Тестирование, интервью

Постоянные группы (отряды д/о, клубы, представители одной д/о)

Уровень развития постоянного коллектива – участника программы, изучение его основных характеристик, уровень развития самоуправления в данном коллективе

Оценка потенциальных возможностей группы, предварительная оценка активности группы, определение «зоны ближайшего развития» группы

Тесты, специально разработанные для целевой группы

    1. Диагностика во время реализации программы

(позволяет корректировать процесс реализации программы)

Целевая группа

Предмет диагностики

Задачи диагностики

Возможные формы диагностических исследований

Все участники или временная группа

Психо-эмоциональное состояние

Общая оценка уровня психологического климата, оценка эффективности деятельности, оценка уровня нагрузки

Наблюдение, цветограмма (цветовой тест Люшера), шкала настроения и т.д.

Все участники или временная группа

Уровень и динамика активности

Оценка потенциальных возможностей группы, активности группы, оценка уровня нагрузки

Шкалирование, анкетирование, наблюдение.

Все участники или временная группа

Степень вовлеченности в программу

Выявление «группы риска», т.е. участников, не вовлеченных в процесс

Анкетирование, наблюдение.

Все участники

Изменение мотивации и ожиданий участников

Корректировка содержания и схемы управления программой

Тест, анкеты, интервью.

Временная группа

Уровень активности участников

Выявление группы лидеров, коррекция групповой работы

Игровые диагностики, тесты, деловые игры…

Временная группа

Уровень групповой сплоченности, открытости, работоспособ-ности группы

Коррекция групповой работы

Социометрия

Временная группа

Жизнеспособность идей, проектов

Выбор лучшей идеи

Экран идей, ранжирование (по значимости, по интересу участников)

3. Диагностика итогов реализации программы (итоговая диагностика помогает оценить результаты реализации Программы, ее эффективность)

По окончании реализации Программы необходимо определить:

  • насколько достигнуты цели Программы,

  • есть ли положительные или отрицательные эффекты;

  • хорошо ли были подобраны средства и методы работы с детьми;

  • какие факторы способствовали (мешали) достижению цели программы.

При оценке эффективности реализации программы д/о основными показателями будут отзывы самих детей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребенка в росте по своей деятельности. Кроме того, могут быть использованы следующие показатели: оценка специалистов; оценка аналитической группы; анализ отчетов по итогам работы; анализ публикаций в СМИ. Возможна организация анкетирования, тестирования, реализация метода «сочинений на свободную тему», проведение собраний всех организаторов для обсуждения деталей и обмена полученным новым опытом, создание фото- и видеоотчетов, открытого доступного информационного банка данных.

(анкета «Оправдались ли твои ожидания», таблица личностного роста, анкета «Как ты относишься….», анкета комфортности, психологического и эмоционального настроя детей в отряде и в д/о).

А также виды диагностических исследований по направ­лениям работы:

— изучение личности и индивидуальных качеств членов детской организации;

— изучение творческого потенциала членов ДОО;

— изучение межличностных отношений между членами ДОО;

— диагностика детских интересов и предпочтений;

— изучение потребностей в общественных объединениях детей;

— ранжирование ценностей членов ДОО;

— адаптация знаний, полученных в клубе актива к деятельности воспитанни­ков;

— изменение уровня нравственных ценностных ориентаций, качества знаний, умений и навыков, а также результаты социально-значимой деятельности позволят оценить следующие мероприятия.

Примерные критерии и показатели реализации программы

Критерии эффективности программы

Воспитательно-образовательные:
1. Охват программой детей (количество, возрастные и социальные группы)
2. Динамика показателей уровня развития детей по принципу (в процентном выражении):
не умел – научился

не знал – узнал

не имел – приобрел

3. Количество детей, прекративших участие в реализации программы по различным причинам.

4. Косвенные:

а) количество различных продуктов творческой деятельности детей и взрослых (дела, мероприятия, сборы, учёбы, создание информационного поля и т.д.)

б) участие в муниципальных и региональных проектах;

в) характер и число реализованных инициатив детской организации в рамках программы.

Социально-экономические:
1. Показатели социальной адаптации (правонарушения, успеваемость, социальная активность).

2.Психологический комфорт участников реализации программы д/о (%).

3. Популярность (рейтинг) ДО в глазах детей и взрослых (ближайшее окружение) – удовлетворенность деятельностью д/о (есть много диагностич. методик для этого критерия).

*** Анализ работы старшей вожатой за год

(в перспективный план по руководству)

Анализ работы старшей вожатой по руководству детской общественной организацией в прошлом учебном году и задачи на новый учебный год. Анализ плана работы по руководству детской организацией – это самоанализ работы педагога – организатора.

Здесь выдаются результаты поставленной педагогической цели, раскрываются методы и приемы решения педагогических задач, приводятся формы деятельности, используемые в работе с активом, которые дали наиболее эффективный результат.

Выводятся результаты воспитательной деятельности педагога, руководителя детской организации с позиций: развития д/о, повышения активности членов д/о, совершенствования знаний, умений и навыков совета д/о, воспитания его самостоятельности. (Все положительные результаты – это итог успешной последовательной деятельности педагога — организатора).

Необходимо осуществить проблемно-ориентированный (с позиции педагога, психолого-педагогический) анализ, предполагающий определение главных противоречий в деятельности детской общественной организации. Анализу подвергаются:

  • Целенаправленность деятельности (степень соотношения реального результата поставленным целям, ориентация на ценности: здоровье, человек, красота, толерантность, семья, Отечество, культура – по направлениям программы деятельности);

  • Какие формы и методы, используемые в работе, оказались наиболее эффективными, а какие не помогли достижению цели? Анализ педагогических средств и приемов воплощения своего замысла в конкретные воспитательные мероприятия. Какие новые традиции, эффективные формы и методы работы появились в д/о.

  • Содержание деятельности (соответствие деятельности поставленным целям; принятие педагогами, обучающимися и родителями ценностей, норм и традиций детской общественной организации);

  • Программно- методическое обеспечение поставленной цели (материалы, подготовленные руководителем д/о);

  • Системность и преемственность в подготовке дел детской общественной организации.

  • Указание на ваше участие (как руководителя д/о) в профессиональных конкурсах различного уровня, в творческих группах ОЭР.

  • Степень взаимодействия со всеми субъектами жизнедеятельности д/о: школа, семья, учреждения дополнительного образования и культуры и др.). Насколько эффективно проводится работа с родителями, коллегами, кл. руководителями.

  • Организационная деятельность (уровень отношений в коллективе, нравственно- психологический климат, комфортность, авторитет и привлекательность детской организации; профессиональная позиция педагога по отношению к детской общественной организации). Анализ работы педагога-организатора со структурными подразделениями д/о (консультации, учеба актива, работа с младшими школьниками, сборы…)

  • Оценочно-результативная деятельность (уровень воспитанности обучающихся; наличие системы контроля за ходом реализации программы детской общественной организации; удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей деятельностью детской организации). Т.е., анализ воспитательной работы по результатам диагностических исследований.

  • Исходя из анализа, в конце формируем ранжированный по значимости перечень проблем с объяснением причин существования каждой из них. Если есть проблемы, нерешенные в данном году, то указать какие и определить, хотя бы предварительные, пути их реализации. Т.е., что может повысить эффективность деятельности д/о и обозначить дальнейшую перспективу развития д/о.

Затем определяем задачи на новый учебный год. При определении задач необходимо учитывать:

— концепцию воспитательной системы образовательного учреждения;

— образ выпускника;

— содержание программы деятельности детской общественной организации;

— возраст детей и уровень их развития;

— условия воспитания в школе и вне школы.

*** Анализ плана д/о за прошедший год»

Анализ – это результат, какого – либо исследования, несущий в себе конкретный вывод (ответ).

Делая анализ плана работы д/о, мы, естественно, исследуем запланированные дела, чтобы сделать конкретный вывод по каждой группе этих дел. Это необходимо для обоснования того, что цель достигнута, а последовательные задачи решены. Следовательно, исходить нужно от цели: достигнута ли она и что свидетельствует, подтверждает это, какими формами и методами она достигалась, показать результаты. Рассказать о работе актива, его развитии, об основных этапах решения задач, кто помогал из взрослых.

Указать какие были интересные находки, вскрыть нереализованные проблемы.

Обязательно сделать выводы. Если есть проблемы, указать какие и почему.

Анализ плана работы детской организации рекомендуется делать с участием актива д/о (как непосредственных организаторов), использовать при этом опросники, анкеты, забор мнений. В анализе можно привести результаты изучения мнений в качестве аргумента по тому или иному виду деятельности, или проблеме.

В анализе могут быть отражены следующие моменты:

  • Достигнуты ли д/о поставленные цели и задачи в прошедшем году.

  • Анализ какого-либо мероприятия, в котором участвовала вся д/о (цели, задачи, конечные результаты); оценка инициативы, творчества, общей активности коллектива при подготовке и проведении мероприятия.

  • Результаты участия в смотре деятельности д/о (анализ, итоги каждого этапа, что получилось (не получилось), над чем надо поработать для достижения более высоких результатов).

  • Взаимодействие членов д/о с другими д/о.

  • Пополнение фонда д/о: материалы, подготовленные членами д/о (сценарии, выпуски газет, отчеты о проделанной работе на сайте).

  • Общий итог деятельности д/о: что сделано на высоком уровне, что необходимо изменить, чтобы улучшить результаты.

Анализ плана прошлого года делается для того, чтобы показать систему деятельности д/о, ее шаги вперед, движение и определить перспективу развития, а также приоритетные виды деятельности.

*** ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СПОСОБЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА

Среди наиболее доступных и удобных в обработке диагностических методов являются:

  1. Интервьюирование, предполагающее личное общение с опрашиваемыми, которое позволит на начальном этапе получить максимальное количество информации. Тщательно обработав первичную информацию и четко определившись в направленности детей к поставленной цели, можно приступать к анкетированию. Если анализ опроса показал, что нет четкого понимания, необходимо, используя различные формы и методы, формировать общественное мнение по данной проблеме. После этого можно провести повторный опрос–интервью.

  2. Опрос, как метод исследования, незаменим тогда, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественного, коллективного, индивидуального сознания, общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

  3. Анкетирование — наиболее распространенный способ сбора информации. Вопросы анкеты составляются на основе полученной при первичном опросе (интервью) информации. Первичное анкетирование должно быть открытого типа (анкетируемый сам подробно отвечает на поставленный вопрос). На заполнение анкеты дается время от 3 до 7 дней, а значит у ребенка есть время обдумать свой ответ, посоветоваться с родителями. Последующее анкетирование может быть закрытого типа (к вопросу прилагается несколько ответов и оговаривается, сколько вариантов анкетируемый может выбрать). Образец анкеты обязательно должен находиться в классном или школьном уголке. Анкетирование должно быть строго анонимно, лишь с указанием пола и возраста анкетируемого. Являясь наиболее эффективной формой диагностики на данном этапе, анкетирование дает богатый информационный материал, на основе которого можно приступать к тестированию.

Пример. Вопрос (для вас, как для руководителей ДО, ответьте на него сами) анкеты закрытого типа позволяет определить стиль взаимоотношений взрослого и ребенка, способность взрослого создать ребенку и детскому сообществу в целом ситуацию успеха:

Ваша позиция в отношении ребенка (выберете только один ответ):

  • Опека

  • Наставничество

  • Партнерство

  • Сотрудничество

  • Содружество

Если вы выбрали ОПЕКУ- это означает минимальную степень самостоятельности детей при максимальной помощи взрослого, НАСТАВНИЧЕСТВО – детям делегируют функции взрослых, ПАРТНЕРСТВО – дети прибегают к помощи взрослого, СОТРУДНИЧЕСТВО – и дети, и взрослые помогают друг другу, функции детей и взрослых делегируются на равных, СОДРУЖЕСТВО – деловые взаимоотношения принимают высокий уровень эмоционально-окрашенного сотрудничества.

  1. Тест – метод исследования объекта, построенный на его оценке по результатам стандартизированного задания. Грамотно составленный тест может стать своего рода ключом к самопознанию, к выявлению противоречий и проблем. При всей кажущейся простоте тестирования (ответить на вопросы, сверить ответы с «ключом», подсчитать баллы, сравнить их с нормативами) грамотное применение тестов требует специальной подготовки и высокого уровня культуры. Вопросы тестов составляются на основе полученной при анкетировании информации для определения тех или иных позиций, для выявления понимания той или иной проблемы, для определения направленности детей к поставленной цели.

Пример. Данный вопрос (для ребенка) теста позволяет определить социальную роль и позицию взрослого к детской организации:

Взрослые в твоем объединении (читай внимательно и если ты согласен с какими либо утверждениями, отметь):

  1. Он всегда в центре внимания

  2. Тому, что он говорит, всегда веришь

  3. Он готов сделать все сам, за всех

  4. Ему можно доверить свои планы

  5. Глядя на него, как будто заряжаешься какой-то энергией

  6. С его мнением всегда хочется согласиться

  7. Если что-то не так, он может принять ответственность на себя

  8. Ему нравиться учить

  9. С ним как-то спокойно

  10. То, что он предлагает всегда хочется сделать

  11. Когда что-то сделаешь, всегда хочется услышать его оценку

  12. Он всегда предлагает готовый план занятий или действий

  13. Ему не нравится, когда ему возражают

  14. Он всегда придет на помощь

  15. Когда он говорит, кто что будет делать, с ним всегда соглашаешься

  16. Неприятно, если его в чем-то подведешь

  17. Его предложения редко чем можно дополнить

  18. Он всегда уверен в своей правоте

  19. Он способен разделить с нами и горести и радости

  20. Когда он с нами, то от него исходит то, что будем делать или о чем будем говорить

  21. Всегда хочется знать, как бы он поступил на твоем месте

  22. Он всегда заботлив и внимателен

  23. По каждому поводу он высказывает свою оценку

  24. От него всегда ожидаешь дружеской поддержки

  25. Если ребята ссорится, он всегда помирит

КЛЮЧ К ТЕСТУ:

5,10,15,20, 23– «д р у г»; 1,6,11,16,21– «л и д е р»; 2,7,12,17,22 – «референтное лицо» (должностное лицо, консультант по отдельным вопросам); 4,9,14,19,24 – «педагог-манипулятор»; 3,8,13,18, 25– «н я н ь к а»

5. Беседы с членами ДОО, педагогами, родителями, представителями партнерских организаций и учреждений, которые принимают участие в реализации программы.

6. Включение педагогов, психологов в анализ и проектирование хода мероприятий.

7. включенное и невключенное наблюдение за ходом деятельности в рамках программы, анализ общей атмосферы в процессе участия в мероприятиях.

8. Метод творческих сочинений и репортажей по вопросам реализации программы.

  1. Рефлексия; анализ документации по проектам, программных документов детского объединения.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ПОПАВШИМИ В КАТЕГОРИЮ «ТРУДНЫЕ»

В функциональные обязанности педагога-организатора входит защита прав ребенка, формирование в нем нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме. А помощь подросткам, попавшим в категорию «трудных», поведение которых не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам, является одним из приоритетных направлений в работе педагога-организатора. В следствии чего, педагог-организатор в сотрудничестве с социальным педагогом и психологом может проводить социально-педагогическую и психологическую диагностику. Можно использовать следующие диагностические методы (в папке для вас все эти методы будут):

1) Метод наблюдений:

опосредованное и непосредственное (по контакту);

естественное и экспериментальное (по условиям деятель­ности);

случайное и целенаправленное (по целям);

констатирующее и оценивающее (по фиксаций-резуль­татов);

произвольное и структурированное (по упорядоченнос­ти);

открытые и скрытые (по характеру взаимодействия с объектом).

2) Психологический эксперимент.

3) Тестирование (тесты интеллекта, тесты достижений).

4) Метод опроса:

интервью;

опросники-анкеты (биографическая анкета-опросник, опросник интересов, личностные опросники).

II. Методы педагогики.

1) Методы предварительного изучения личности учащегося:

изучение Личных дел и классного журнала;

беседы с руководителем школы;

беседы с врачом, классным руководителем;

посещение семей, совещаний учителей.

2) Методы последовательного изучения учащихся:

посещение уроков; рейд, хронометраж;

сочинение учащегося;

характеристика на друга;

педагогический консилиум;

анализ состава коллектива;

анализ дневниковых записей, самохарактеристик, взаи­мохарактеристик;

беседы с учащимися;

социометрия и анкетирование.

Изучение подростков с аддиктивным поведением может проходить непосредственно и опосредованно.

I. диагностическая работа с подростками

II. диагностическая работа с учителями

III. диагностическая работа с родителями.

  • МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ (опросник Айзенка)

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 14 до 18 лет. Соответственно может использоваться:

  1. При формировании коллективов.

  2. При знакомстве педагога-организатора с вновь поступившими в группу подростками.

  3. Используется в спортивной практике при подборе команд.

Автор методики – кандидат психологических наук Маталина Т.В. (Центр профконсультации Московского района г. Санкт-Петербурга).

В качестве основного приема психометрического измерения используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.

  • Социометрия (отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению).

    1. Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы были поняты всем членам группы.

    2. Группа должна иметь известный опыт совместной деятельности.

    3. Для выявления выборов индивиды должны быть опрошены в терминах определенного критерия.

    4. Критерии должны быть значимыми для членов группы.

Инструкция в социометрии, как и при проведении других социально-психологических исследований, имеет двоякое значение. Во-первых, она разъясняет технику ответов на тест-вопросы, во-вторых, создает мотивацию при ответах у членов группы. Это второе значение инструкции нельзя свести до уровня техники, оно составляет скорее область искусства, профессионального мастерства и опыта исследователя.

  • СХЕМА АНАЛИЗА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ (по критериям):

1. Индивидуально-типологическая ранимость.

2. Нарушения саморегуляции личности.

3. Дефицит ресурсов личности (ее жизненно важных качеств и компенсаторных возможностей)

4. Дефицит социально-поддерживающих систем:

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддержи­вающие отклоняющееся поведение:

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП):

Диагностика в детской организации не только способствует целеполаганию и организации, но и помогает своевременно осуществить коррекцию жизнедеятельности, т.е. тех условий, которые созданы в процессе ее для развития личности каждого члена детской организации. Оперативное включение или исключение желательных или сдерживающих личностное развитие влияний – содержания, структуры, характера, стиля общения; межличностных отношений; предметной среды – ведет к успешности достижений целей детской организации.

Неумелое использование диагностических процедур, игнорирование валидности (использования проверенных, дающих стабильно точные результаты) избираемых методик дают необъективную картину результатов ваших и детей. Главное – это то, что от вашего умения анализировать, выбрать из большого числа диагностических методик, методов и приемов эффективные, зависит успех ваших будущих дел.








Литература

  1. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире// Педагогика.-2002.-№7.-С.88-96.

  2. Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/Под ред. Н.Е. Щурковой.-М.: Новая школа,1998.-С.158-165.

  3. Андреева В.А. Мониторинговые исследования — одно из основных направлений в работе администрации школ//Завуч начальной школы.-2001.-№5.-С.104-111.

  4. Андреев В.И. Педагогический мониторинг//Педагогика:Учебный курс для творческого саморазвтия.-Казань: Центр инновационных технологий,2000.-С.452-531.

  5. Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования//Известия РАО.-2001.-№1.-С.35-42.

  6. Балашов М.М., Лукьянова М.И. Возможно ли “измерить” образовательный процесс? : Проблема определения показателей ее результативности // Наука и школа.-1999.-№6.-С.51-56.

  7. Беньклевич Т.М.,Чепуренко Г.П. Рейтинговая система: выбор информационно-критериального ядра//Школьные технологии.-2002.-№6.-С.224-228.

  8. Бершадский М. Каким должен быть мониторинг учебного процесса?//Народное образование.-2002.-№7.-С.81-88.

  9. Боровская Е.В. Многоуровневый педагогический мониторинг //Информатика и образование.-2000.-№8.-С.18-21.

  10. Бояринцева А.В. Как “измерить” воспитание?//Школьные технологии.-2001.-№2.-С.196-210.

  11. Воспитательный процесс: изучение эффективности:Методические рекомендации/Под ред. Е.Н.Степанова.-М.:ТЦ”Сфера”,2000.-128с.

  12. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов//Стандарты и мониторинг в образовании.-2000.-№5.-С.33-37.

  13. Грабарь М.И.Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения// Стандарты и мониторинг в образовании.-2000.-№3.-С.49-54.

  14. Григорьев С.И.Региональные подсистемы мониторинга качества образования (опыт качественного социологического анализа) // Известия РАО.-2000.-№1.С.56-68.

  15. Григорьев Д.,Кулешова И.,Степанов П. Диагностика эффективности воспитания на основе динамики личностного роста ребенка//Воспитательная работа в школе.-2003.-№2.-С.93-106.

  16. Долженко О. Какова наша школа по результатам международного сравнения//Народное образование.-2002.-№7.-С.17-23.

  17. Егорова Л.,Калинина Н. Мониторинг учебных возможностей младших школьников//Народное образование.-2000.-№9.-С.198-202.

  18. Караковский В.А.,Новикова Л.И.,Селиванова Н.Л. Что надо учитывать при исследовании и решении современных проблем воспитания//Воспитание?Воспитание…Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем.-М.: Пед.общество России,2000.-С.24-37.

  19. Кравцов А.А. Критерии анализа методик диагностики воспитанности//Педагогическая диагностики.-2002.-№2.-С.68-79.

  20. Кукуев А.И. Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления учебно-воспитательным процессом//Завуч.-2000.-№8.-С.10-22.

  21. Кулемин Н.А. Квалиметрический мониторинг в системе общего образования//Педагогика.-2001.-№3.-С.16-20.

  22. Маленкова Л.И. Изучение воспитательного процесса как основа его организации//Воспитание в современной школе.-М.: Пед общество России,Изд.Дом “Ноосфера”,1999.-С.141-148.

  23. Методика выявления воспитанности школьников // Нравственность в современном мире.-Мн:Изд.ООО”Красико-Принт, 2003.-С.44-50.

  24. Петрушкина Е., Гребенкина И. Воспитательная система школы в оценке руководителей (по материалам социологических исследований)//Воспитательная работа в школе.-2003.-№2.-С.107-110.

  25. Пищулин Н.П.,Пищулин С.Н. Маркет-мониторинговый потенциал тестирования образования//Школьные технологии.-2001.-№6.-С.127-139.

  26. Плоткин М.М.,Ширинский В.И. Научные основы мониторинга современного воспитательного процесса:Научно-методическое пособие.-М.:НИИ Семьи,2000.

  27. Попова Т. Опыт оценки воспитанности учащихся//Организация воситательной работы в школе:Пособие для директоров общеобразовательных учреждений/Сост. Г.С.Семенов, ред. Л.В.Кузнецова.-М.:Школьная Пресса,2002.-С.120-122.

  28. Рожков М.И.,Байбородова Л.В. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса // Организация воспитательного процесса в школе.-М. :Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-С.141-164.

  29. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в контексте личностного подхода в образовании//Педагогика.-2003.-№3.-С.38-44.

  30. Симонова А. Внутришкольный контроль и его реализация через систему мониторинга//Учитель.-2000.-№3.-С.18-24.

  31. Фомина О.С.,Кудряшова И.А.,Боликова Л.Ю. Реализация модели вопитательной системы//Классный руководитель.-2003.-№4.-С.65-85.

  32. Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания//Педагогика.-2003.-№3.-С.52-59.

  33. Чепелев П.Н. Образовательный мониторинг : формируется понятие//Стандарты и мониторинг в образовании.-2000.-№5.-С.7-51.

  34. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников.-М.:Педагогика,1990.

  35. Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников //Педагогика.-2001.-№5.-С.40-45.

  36. Шилова М.И.Киреева Т.В. Мониторинг воспитанности учащихся с использованием информационных технологий.-Красноярск: Крас.гос.пед.ун-т,1999.

  37. Ширяева В. Многофункциональная карта мониторинга//Директор школы.-2002.-№9.-С.20-24.

  38. Шмонина Л.В.,Зайчикова Т.Н.,Крайникова М.Н. Мониторинг уровня достижений учащихся начальной школы Нижегородской области(из опыта работы)//Стандарты и мониторинг в образовании.-2002.-№5.-С.35-39.

  39. Щуркова Н.Е. Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии.-М.:Новая школа,1998.-С.158-165.

  40. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики//Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.-М. :Педагогический поиск,1997.-С.62-75.

  41. Щуркова Н.Е. Изучение личности в учреждениях образования: Пакет методик.-Н.Новгород:НГЦ,1996.



Свежие документы:  Классный час «Поговорим о сквернословии» (Ненормативная лексика в молодежной среде)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: