Рабочая программа для детей 4-5 лет


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение№146

Детский сад комбинированного вида









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

ИНТЕРАКТИШКИ










Автор программы:

Воспитатель

Лоретц Татьяна Николаевна

Кемерово 2015

Содержание:


Содержание ————————————————————————2

Пояснительная записка ———————————————————3

Актуальность программы ——————————————————3

Цели и задачи программы——————————————————4

Сроки реализации программы и режим занятий————————-5

Материально-технические условия организации

образовательной деятельности ———————————————-6

Содержание образовательной программы———————————7

Комплексно-тематическое планирование———————————-18

Ожидаемые результаты реализации программы————————22

Список литературы—————————————————————24


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В наше время компьютерные технологии все больше и больше внедряются в образовательный процесс. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим, ведь насколько вы знаете — дети в возрасте 4-5 лет, весьма любознательны — особенно это касается техники. Интерактивные и мультимедийные средства направлены на то, чтобы вдохновить детей, получить новые знания и различные практические навыки. Игровые элементы, добавленные в мультимедиа программы, «включают» познавательную деятельность обучающихся и положительно влияют на усвоение материала. 

Дети могут с легкостью овладевать навыками работы с различными электронными, компьютерными новинками — это не вызывает сомнений; при этом самое главное, чтобы они не попали в прямую зависимость от компьютера, а так же ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. 
Экспериментально доказано, что при устном предоставлении ребенку материала, за минуту воспринимается и может переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а в случае взаимодействия органов зрения и слуха — до 100 тысяч таких единиц.

Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др.

Существуют преимущества использования интерактивного оборудования в обучении по сравнению с персональным компьютером.

Основные факторы, благоприятно воздействующие на ребенка на занятиях с использованием интерактивной доски:

— свободная поза ребенка (можно просто стоя или сидя на ковре);

— большое расстояние от экрана для всеобщего обозрения (отсутствие воздействия электромагнитного излучения монитора);

— перегрузки на суставы кистей отсутствует.






АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ


Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольной образовательной организации — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Существующие развивающие образовательные программы дают огромные возможности для развития детей. Однако приходится констатировать, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОО реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в ДОО может разрешить это противоречие. Термин «интерактивность» происходит от английского слова интер экшен, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Главной целью образовательной программы является разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачи:

  • развитие творческой, изобразительной и проектной активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;

  • Владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  • Развитие элементарных математических представлений;

  • расширять кругозор детей, повышать мотивацию дошкольников к познавательно-исследовательской деятельности;

  • знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;

  • овладение навыками работы с интерактивной доской.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И РЕЖИМ ЗЯНИТИЙ

Программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет. Курс состоит из 60 занятий. Продолжительность — 8 месяцев (учебный год). Режим занятий — 2 раза в неделю. Количество детей в группе 5-8 человек. Перед началом работы детей педагог (воспитатель) должен вовлечь их в игровую ситуацию вокруг изучаемой темы и предстоящей деятельности, создать положительное эмоциональное отношение к работе, объяснить правила работы. Каждое занятие с использованием средств ИКТ должно длиться не более 20-25 минут, иметь традиционную структуру и включать следующие этапы:

1 этап – подготовительный. Данный этап проходит в игровой зоне помещения и длится 5–7 минут. На этом этапе дети вводятся в содержание предстоящей деятельности с помощью наглядно-дидактического материала, собственной предметно-практической деятельности, игровых ситуаций. Таким образом, осуществляется ориентировка в предстоящей деятельности на интерактивной доске. Формируется интерес и мотивация к работе, пробуждается воображение детей, имеющиеся знания и опыт, стремление к активной деятельности.

2 этап – основной. Основной этап проводится за компьютерами и длится не более 7–10 минут. Сначала детям даются дополнительные пояснения и краткий инструктаж о том, что им нужно сделать на интерактивной доске, после чего дети занимают свои места и приступают к работе. Обязательно проводится наблюдение за работой детей, при необходимости даются дополнительные пояснения, уточняется задача, делаются замечания. По окончании созданные детьми работы сохраняются и, при необходимости распечатывались.

3 этап – заключительный. На данном этапе дети переходят в игровую зону, этап длился 5–7 минут. Подводится итог проделанной работы. В зависимости от методики конкретного занятия либо осуществляется оценка выполненных работ путем совместного обсуждения и сравнения, либо дети вовлекаются в игровую и предметную деятельность, используя результат компьютерной работы (рисование, конструирование, сочинение сказки, игра в театр и т. п.).

Все части занятия несут на себе полноправную педагогическую нагрузку. В конце занятия в обязательном порядке проводятся упражнения по снятию зрительного и общего утомления: гимнастика для глаз (1 минута) и общие физические упражнения (1 минута).



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Занятия проводятся в отдельном помещении, согласно требованием санитарно – гигиенических норм и правил, которое оснащенное: интерактивной доской, ноутбук с мышкой, планшетами, наглядной доской с фломастерами, набор картинок и индивидуальных канцелярских принадлежностей для каждого ребенка (карандаши, лист бумаги, клей-карандаш, набор картинок и т.д. в соответствии с темой занятия).





























СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Базовые, комплексные программы дошкольного образования:

    1. Детский сад 2100: комплексная программа. Образовательная система Школа 2100 / под ред. Д. И. Фильдштейна. – М: Баласс, 2009.



    1. Программа «Радуга»: примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Проект)/ под ред. Т.Н. Дроновой.- М.: Просвещение, 2014.- 232с.





Основными приоритетными направлениями группы 4-5 лет являются:

  1. Творческая деятельность-


D:!!!_Интелин6-07Руководства1-КонструкторГОТОВО10.bmp

предназначено для поддержки творческой, изобразительной и проектной деятельности включает в себя пять блоков творческо-эвристического типа:















  • Конструирование из природных элементов

D:!!!_Интелин6-07Руководства1-КонструкторГОТОВОex_1.bmp













  • Орнаменты и узоры

D:!!!_Интелин6-07Руководства1-КонструкторГОТОВОex_2.bmp















  • Строитель

D:!!!_Интелин6-07Руководства1-КонструкторГОТОВОex_3.bmp

  • Народные промыслы





D:!!!_Интелин6-07Руководства1-КонструкторГОТОВОex_4.bmp

  • Оденем куклу

D:!!!_Интелин6-07Руководства1-КонструкторГОТОВОex_5.bmpD:!!!_Интелин6-07Руководства1-КонструкторГОТОВОm_g.bmp

Каждый блок представляет собой конструктор с предметными элементами определенной тематики (природный материал, набор геометрических фигур для создания орнаментов, строительный материал, набор художественно-декоративных элементов, набор элементов для моделирования театра «из бумаги»), который позволяет детям фантазировать и создавать, задумывать и воплощать фантазии на практике.

Включение в занятие элементов конструирования способствует развитию у детей навыков проектной деятельности, стимулирует воображение, развивает абстрактное и творческое мышление. Как и другие продуктивные виды деятельности, такое моделирование будет способствовать эмоциональному расслаблению, поможет ребенку выразить свой внутренний мир.

  1. Познавательная деятельность-

предназначено для поддержки познавательной деятельности и исследования окружающего мира и включает в себя шесть блоков.

  • Природа

  • На ферме

  • В лесу

  • Профессии

  • Правила дорожного движения

  • Правила поведения


c:ТЕМРpic00.jpg

Каждый блок состоит из нескольких модулей, направленных на формирование различных знаний, умений и навыков.

Блок «Природа»

Данный блок формирует у дошкольников понятие о природе, ее неживых и живых объектах; знакомит с делением окружающих объектов на природные и созданные человеком; закрепляет представления о росте, развитии и размножении живых организмов; развивает умение устанавливать причинно-следственные связи.

c:ТЕМРpic01_0.jpg

Блок «На ферме»

Данный блок формирует знания дошкольников о домашних животных и птицах, их детенышах, развивает кругозор.

c:ТЕМРpic02_0.jpg

Блок «В лесу»

Данный блок направлен на ознакомление дошкольников с грибами, формирование навыков безопасного поведения в природе.

c:ТЕМРpic03_0.jpg



Блок «Профессии»

Данный модуль направлен на закрепление знаний детей о различных профессиях и орудиях труда.

c:ТЕМРpic04_0.jpg



Блок состоит из 3 модулей.

  • Профессии. Часть 1 (садовник, парикмахер, портной, повар, уборщица, продавец)

  • Профессии. Часть 2 (почтальон, сапожник, фотограф, учитель, художник, музыкант)

  • Профессии. Часть 3 (полицейский, пожарный, работница фермы, врач, строитель, маляр)







Блок «Правила дорожного движения»

Данный блок предлагает разнообразные модули (интерактивные наглядные, игровые задания), направленные на знакомство детей с правилами дорожного движения.

scr_n2.jpg

Блок «Правила поведения».

Данный блок предлагает модули, в игровом режиме знакомящие детей с правилами поведения дома, на улице, в помещениях, в магазинах, в детском саду, в транспорте, в гостях, а также включающий игровые задания на знания о правилах поведения, общения, взаимодействия с незнакомыми людьми.

c:ТЕМРpic06_0.jpg


  1. Математические представления — предназначено для поддержки развития элементарных математических представлений в дошкольном учреждении представляет собой сборник игровых задании. Включает задания на развитие образного и логического мышления, математического воображения, интеллектуальных способностей, логические задания на классификацию предметов, решение логических закономерностей, поиск и подбор предметов, создание динамических конструкций, на развитие концентрации внимания и наблюдательности, сообразительности. Разработанный программный продукт состоит из десяти модулей, которые в игровой форме развивают детей и формируют требуемые навыки и умения:

  1. Форма и цвет

  2. Определи закономерность

  3. Строим башню. Цвета

  4. Положение в пространстве

  5. Считаем машинки

  6. Список покупок

  7. Раскрась фигуры

  8. Запомни и расположи так же

  9. Найди фигуру по контуру

  10. Найди контур для фигуры

00.jpg

  1. Развитие речи — для поддержки развития речи в дошкольной организации представляет собой сборник игровых заданий, включает в себя четыре модуля:

  • «Азбука»;

  • «Касса букв»;

  • «Касса слогов»;

  • «Сказки».

Каждый модуль представляет собой наглядный интерактивный материал для решения задач развития речи и подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста; содержит игровые задания, которые можно использовать для непосредственного изучения, упражнения детей или закрепления пройденного материала. Также использование заданий способствует развитию творческих способностей ребенка, логического и алгоритмического мышления, речи, расширению словарного запаса, формированию умения работать по заданному условию.

C:WORK_SokolovskayaРабинович_Делать80000_ФиналРуководство_5_разв_речи_2p_00.jpg


Программный комплекс выступает в качестве формирующей среды, в которой ребенок играет, развивается, воспитывается и обучается одновременно. Особенности каждого ребенка, независимо от уровня его развития, раскрываются в творческой неповторимости его личностных возможностей.




































КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЗАНЯТИЯ

РАЗДЕЛ

ТЕМА

1

Народные промыслы

Виды Матрешек

2


Русская матрешка





Одень куклу


3


Летний наряд для Миши

4


Осенний наряд для Маши




5

Орнамент и узоры

Лоскутное одеяло

6


Открытка Мишка


Природа


7


Лес — словно сказка



Цветочная фантазия




8

Строитель

Сказочный замок

9


Деревня

10


Вокзал




ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЗАНЯТИЯ

РАЗДЕЛ

ТЕМА

11

Природа

Что такое природа?




12

На ферме

Животные

13


Животные. Голоса.

14


Детеныши. Где моя мама

15


Животные. Кто это?

16


Птицы.

17


Птенцы. Где моя мама?

18


Птицы. Голоса.

19


Птицы. Кто это?


В лесу


20


В лес по грибы

21

Грибы-загадки

22






Грибы. Съедобные -несъедобные


ПДД


23


Правила поведения на улице

24


Правила перехода проезжей части (Игра)

25


Дорожные знаки

26


Светофор

27


Идем с мамой в детский сад


Правила поведения


28


Правила поведения в общественных местах

29


Безопасный отдых на природе

30


Безопасность собственной жизни

31


Бережем свое здоровье


Профессии


32


Часть 1. Садовник, парикмахер, портной, повар, уборщица, продавец

33


Часть 2. Почтальон, сапожник, фотограф, учитель, художник, музыкант

34


Часть 3. Полицейский, пожарный, работница фермы, врач, строитель, маляр.









РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ЗАНЯТИЯ

РАЗДЕЛ

ТЕМА


Азбука. Касса букв. Касса слогов.


35


Представление букв. Найди букву (А,У,О)

36


Представление букв. Найди букву(Ы,И)

37


Представление букв. Найди букву(М,Н,С)

38


Представление букв. Найди букву( К,Л)

39


Представление букв. Найди букву(Э,Я)

40


Представление букв. Найди букву(Е,Ё, Р)

41


Представление букв. Найди букву(Ю,Б,Г)

42


Представление букв. Найди букву(Ж,П)

43


Представление букв. Найди букву(Ш,В,Д,З,Т)

44


Представление букв. Найди букву(Й,Х,Ч)

45


Представление букв. Найди букву(Ф,Ц,Ь)

46


Представление букв. Найди букву(Щ,Ъ)


Сказки


47


Репка. Составь рассказ по картинке

48


Курочка Ряба. Составь последовательно картинки









МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ЗАНЯТИЯ

РАЗДЕЛ

ТЕМА


Форма и цвет


49


Найди нужную фигуру


Определи закономерность


50


Секретный рисунок. Форма и цвет.


Строим башню


51


Строим башню из кубиков


Положение в пространстве


52


Право, лево. Верх, низ


Считаем машины


53


Больше, меньше. Счет до 5



Счет до 10


Список покупок


54


Покупка овощей и фруктов. Счет до 10


Запомни и расположи также


55


Расположение предметов в последовательности. Внимание.


Найди фигуру по контуру


56


Подбери шарик по контуру (предметы 1-3)


Найди контур для фигуры


57


Подбери контур для шарика ( предметы 1-3)


Раскрась фигуру


58


Раскрась по схеме. Право, лево.

59


Раскрась по схеме. Счет до 5

60


Раскрась по схеме. Счет до 10





ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



При системном использовании программ комплекса у детей наблюдаются следующие положительные моменты развития.

  1. Наблюдается повышение уровня развития интеллектуальной деятельности по следующим направлениям:

Интеллектуальная деятельность

Позитивные наблюдаемые изменения в развитии

Математические представления

Повышается мотивация, внимание, память, воспроизведение. Развивается способность к классификации.

Логика

Улучшается понимание последовательности действий, появляется легкость в решение логических задач.

Конструирование

Развиваются пространственные представления (взаиморасположение предметов, ориентировка в пространстве).

Развитие речи

Развивается речевая функция, речь становится развернутой, образной и свободной, носит описательный характер.


  1. Наблюдается повышение уровня развития психических познавательных процессов по следующим направлениям:

Психические познавательные процессы

Позитивные наблюдаемые изменения в развитии

Невербальный интеллект

Принятие задачи и выполнение задания на высоком уровне, высокая степень креативности.

Сообразительность (скорость мышления, скорость нахождения решения задачи)

Улучшение мыслительной деятельности: скорости протекания психических процессов, сокращение времени поиска пути в решении поставленной задачи.

Концентрация и распределение внимания

Повышение устойчивости внимания (длительности сосредоточения), улучшение адекватности его распределения.

Зрительная память

Значительное улучшение зрительного восприятия и памяти, расширение представлений с опорой на зрительный анализатор.

Логическое мышление

Улучшение аналитико-синтетической деятельности мыслительных процессов, развитие способности к выявлению логических закономерностей.

Произвольность (действие по правилам)

Выполнение действий по инструкции после первого предъявления (высокая степень произвольности действий).


  1. Наблюдается повышение уровня развития художественно-эстетических способностей:

Художественно-эстетическое развитие

Позитивные наблюдаемые изменения в развитии

Рисование

Развиваются навыки самостоятельной творческой деятельности, комбинаторные умения.

Конструирование

Развитие пространственных представлений, навыков работы с различными материалами.

Аппликация

Улучшение восприятия цвета и формы в творчестве, использование разнофактурных материалов.

Художественный дизайн

Умение создавать новые предметы и на их основе совершенствовать уже имеющиеся.

Креативность в художественно-эстетической деятельности

Развитие творческих способностей, формирование культуры в художественно-эстетической деятельности, участие в поиске неординарных и оригинальных решений.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Большая книга загадок/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.-М.: Астель-СПб, 2010.-206с.


2.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.



3.Дорофеева А. Логическое мышление: методическое пособие / А. Дорофеева. — М: Просвещение, 1977.




4.Детский сад 2100: комплексная программа. Образовательная система Школа 2100 / под ред. Д. И. Фильдштейна. – М: Баласс, 2009.


5.Книга заданий и упражнений по развитию интеллекта/ О.С. Жукова.-М.: Астель-СПб, 2010.-96 с.: ил. –(КЛАССные уроки)




6.Математика для дошкольников 4-5 лет: Сценарий занятий по развитию математических представленийю – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80с.


7.Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: методическое пособие / З. А. Михайлова. — М: Просвещение, 1990.



8.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами. – М., 2003. – 100 с.



9.Программа «Радуга»: примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Проект)/ под ред. Т.Н. Дроновой.- М.: Просвещение, 2014.- 232с.




Свежие документы:  Социально-психологический тренинг для лидеров школ "МОЕ ГОСУДАРСТВО!"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: