Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение№146
Детский сад комбинированного вида
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
ИНТЕРАКТИШКИ
Автор программы:
Воспитатель
Содержание:
Содержание ————————————————————————2
Пояснительная записка ———————————————————3
Актуальность программы ——————————————————3
Цели и задачи программы——————————————————4
Сроки реализации программы и режим занятий————————-5
Материально-технические условия организации
образовательной деятельности ———————————————-6
Содержание образовательной программы———————————7
Комплексно-тематическое планирование———————————-18
Ожидаемые результаты реализации программы————————22
Список литературы—————————————————————24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наше время компьютерные технологии все больше и больше внедряются в образовательный процесс. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим, ведь насколько вы знаете — дети в возрасте 4-5 лет, весьма любознательны — особенно это касается техники. Интерактивные и мультимедийные средства направлены на то, чтобы вдохновить детей, получить новые знания и различные практические навыки. Игровые элементы, добавленные в мультимедиа программы, «включают» познавательную деятельность обучающихся и положительно влияют на усвоение материала.
Дети могут с легкостью овладевать навыками работы с различными электронными, компьютерными новинками — это не вызывает сомнений; при этом самое главное, чтобы они не попали в прямую зависимость от компьютера, а так же ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Экспериментально доказано, что при устном предоставлении ребенку материала, за минуту воспринимается и может переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а в случае взаимодействия органов зрения и слуха — до 100 тысяч таких единиц.
Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др.
Существуют преимущества использования интерактивного оборудования в обучении по сравнению с персональным компьютером.
Основные факторы, благоприятно воздействующие на ребенка на занятиях с использованием интерактивной доски:
— свободная поза ребенка (можно просто стоя или сидя на ковре);
— большое расстояние от экрана для всеобщего обозрения (отсутствие воздействия электромагнитного излучения монитора);
— перегрузки на суставы кистей отсутствует.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольной образовательной организации — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Существующие развивающие образовательные программы дают огромные возможности для развития детей. Однако приходится констатировать, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОО реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в ДОО может разрешить это противоречие. Термин «интерактивность» происходит от английского слова интер экшен, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Главной целью образовательной программы является разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
развитие творческой, изобразительной и проектной активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;
Владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Развитие элементарных математических представлений;
расширять кругозор детей, повышать мотивацию дошкольников к познавательно-исследовательской деятельности;
знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
овладение навыками работы с интерактивной доской.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И РЕЖИМ ЗЯНИТИЙ
Программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет. Курс состоит из 60 занятий. Продолжительность — 8 месяцев (учебный год). Режим занятий — 2 раза в неделю. Количество детей в группе 5-8 человек. Перед началом работы детей педагог (воспитатель) должен вовлечь их в игровую ситуацию вокруг изучаемой темы и предстоящей деятельности, создать положительное эмоциональное отношение к работе, объяснить правила работы. Каждое занятие с использованием средств ИКТ должно длиться не более 20-25 минут, иметь традиционную структуру и включать следующие этапы:
1 этап – подготовительный. Данный этап проходит в игровой зоне помещения и длится 5–7 минут. На этом этапе дети вводятся в содержание предстоящей деятельности с помощью наглядно-дидактического материала, собственной предметно-практической деятельности, игровых ситуаций. Таким образом, осуществляется ориентировка в предстоящей деятельности на интерактивной доске. Формируется интерес и мотивация к работе, пробуждается воображение детей, имеющиеся знания и опыт, стремление к активной деятельности.
2 этап – основной. Основной этап проводится за компьютерами и длится не более 7–10 минут. Сначала детям даются дополнительные пояснения и краткий инструктаж о том, что им нужно сделать на интерактивной доске, после чего дети занимают свои места и приступают к работе. Обязательно проводится наблюдение за работой детей, при необходимости даются дополнительные пояснения, уточняется задача, делаются замечания. По окончании созданные детьми работы сохраняются и, при необходимости распечатывались.
3 этап – заключительный. На данном этапе дети переходят в игровую зону, этап длился 5–7 минут. Подводится итог проделанной работы. В зависимости от методики конкретного занятия либо осуществляется оценка выполненных работ путем совместного обсуждения и сравнения, либо дети вовлекаются в игровую и предметную деятельность, используя результат компьютерной работы (рисование, конструирование, сочинение сказки, игра в театр и т. п.).
Все части занятия несут на себе полноправную педагогическую нагрузку. В конце занятия в обязательном порядке проводятся упражнения по снятию зрительного и общего утомления: гимнастика для глаз (1 минута) и общие физические упражнения (1 минута).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия проводятся в отдельном помещении, согласно требованием санитарно – гигиенических норм и правил, которое оснащенное: интерактивной доской, ноутбук с мышкой, планшетами, наглядной доской с фломастерами, набор картинок и индивидуальных канцелярских принадлежностей для каждого ребенка (карандаши, лист бумаги, клей-карандаш, набор картинок и т.д. в соответствии с темой занятия).
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Базовые, комплексные программы дошкольного образования:
Детский сад 2100: комплексная программа. Образовательная система Школа 2100 / под ред. Д. И. Фильдштейна. – М: Баласс, 2009.
Программа «Радуга»: примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Проект)/ под ред. Т.Н. Дроновой.- М.: Просвещение, 2014.- 232с.
Основными приоритетными направлениями группы 4-5 лет являются:
Творческая деятельность-
предназначено для поддержки творческой, изобразительной и проектной деятельности включает в себя пять блоков творческо-эвристического типа:
Конструирование из природных элементов
Орнаменты и узоры
Строитель
Народные промыслы
Оденем куклу
Каждый блок представляет собой конструктор с предметными элементами определенной тематики (природный материал, набор геометрических фигур для создания орнаментов, строительный материал, набор художественно-декоративных элементов, набор элементов для моделирования театра «из бумаги»), который позволяет детям фантазировать и создавать, задумывать и воплощать фантазии на практике.
Включение в занятие элементов конструирования способствует развитию у детей навыков проектной деятельности, стимулирует воображение, развивает абстрактное и творческое мышление. Как и другие продуктивные виды деятельности, такое моделирование будет способствовать эмоциональному расслаблению, поможет ребенку выразить свой внутренний мир.
Познавательная деятельность-
предназначено для поддержки познавательной деятельности и исследования окружающего мира и включает в себя шесть блоков.
Природа
На ферме
В лесу
Профессии
Правила дорожного движения
Правила поведения
Каждый блок состоит из нескольких модулей, направленных на формирование различных знаний, умений и навыков.
Данный блок формирует у дошкольников понятие о природе, ее неживых и живых объектах; знакомит с делением окружающих объектов на природные и созданные человеком; закрепляет представления о росте, развитии и размножении живых организмов; развивает умение устанавливать причинно-следственные связи.
Данный блок формирует знания дошкольников о домашних животных и птицах, их детенышах, развивает кругозор.
Данный блок направлен на ознакомление дошкольников с грибами, формирование навыков безопасного поведения в природе.
Данный модуль направлен на закрепление знаний детей о различных профессиях и орудиях труда.
Блок состоит из 3 модулей.
Профессии. Часть 1 (садовник, парикмахер, портной, повар, уборщица, продавец)
Профессии. Часть 2 (почтальон, сапожник, фотограф, учитель, художник, музыкант)
Профессии. Часть 3 (полицейский, пожарный, работница фермы, врач, строитель, маляр)
Данный блок предлагает разнообразные модули (интерактивные наглядные, игровые задания), направленные на знакомство детей с правилами дорожного движения.
Данный блок предлагает модули, в игровом режиме знакомящие детей с правилами поведения дома, на улице, в помещениях, в магазинах, в детском саду, в транспорте, в гостях, а также включающий игровые задания на знания о правилах поведения, общения, взаимодействия с незнакомыми людьми.
Математические представления — предназначено для поддержки развития элементарных математических представлений в дошкольном учреждении представляет собой сборник игровых задании. Включает задания на развитие образного и логического мышления, математического воображения, интеллектуальных способностей, логические задания на классификацию предметов, решение логических закономерностей, поиск и подбор предметов, создание динамических конструкций, на развитие концентрации внимания и наблюдательности, сообразительности. Разработанный программный продукт состоит из десяти модулей, которые в игровой форме развивают детей и формируют требуемые навыки и умения:
Форма и цвет
Определи закономерность
Строим башню. Цвета
Положение в пространстве
Считаем машинки
Список покупок
Раскрась фигуры
Запомни и расположи так же
Найди фигуру по контуру
Найди контур для фигуры
Развитие речи — для поддержки развития речи в дошкольной организации представляет собой сборник игровых заданий, включает в себя четыре модуля:
«Азбука»;
«Касса букв»;
«Касса слогов»;
«Сказки».
Каждый модуль представляет собой наглядный интерактивный материал для решения задач развития речи и подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста; содержит игровые задания, которые можно использовать для непосредственного изучения, упражнения детей или закрепления пройденного материала. Также использование заданий способствует развитию творческих способностей ребенка, логического и алгоритмического мышления, речи, расширению словарного запаса, формированию умения работать по заданному условию.
Программный комплекс выступает в качестве формирующей среды, в которой ребенок играет, развивается, воспитывается и обучается одновременно. Особенности каждого ребенка, независимо от уровня его развития, раскрываются в творческой неповторимости его личностных возможностей.
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАЗДЕЛ | ТЕМА | |
1 | Народные промыслы | Виды Матрешек |
2 |
| Русская матрешка |
|
|
|
| Одень куклу |
|
3 |
| Летний наряд для Миши |
4 |
| Осенний наряд для Маши |
|
|
|
5 | Орнамент и узоры | Лоскутное одеяло |
6 |
| Открытка Мишка |
| Природа |
|
7 |
| Лес — словно сказка |
|
| Цветочная фантазия |
|
|
|
8 | Строитель | Сказочный замок |
9 |
| Деревня |
10 |
| Вокзал |
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАЗДЕЛ | ТЕМА | |
11 | Природа | Что такое природа? |
|
|
|
12 | На ферме | Животные |
13 |
| Животные. Голоса. |
14 |
| Детеныши. Где моя мама |
15 |
| Животные. Кто это? |
16 |
| Птицы. |
17 |
| Птенцы. Где моя мама? |
18 |
| Птицы. Голоса. |
19 |
| Птицы. Кто это? |
| В лесу |
|
20 |
| В лес по грибы |
21 | Грибы-загадки | |
22 |
| Грибы. Съедобные -несъедобные |
| ПДД |
|
23 |
| Правила поведения на улице |
24 |
| Правила перехода проезжей части (Игра) |
25 |
| Дорожные знаки |
26 |
| Светофор |
27 |
| Идем с мамой в детский сад |
| Правила поведения |
|
28 |
| Правила поведения в общественных местах |
29 |
| Безопасный отдых на природе |
30 |
| Безопасность собственной жизни |
31 |
| Бережем свое здоровье |
| Профессии |
|
32 |
| Часть 1. Садовник, парикмахер, портной, повар, уборщица, продавец |
33 |
| Часть 2. Почтальон, сапожник, фотограф, учитель, художник, музыкант |
34 |
| Часть 3. Полицейский, пожарный, работница фермы, врач, строитель, маляр.
|
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
РАЗДЕЛ | ТЕМА | |
| Азбука. Касса букв. Касса слогов. |
|
35 |
| Представление букв. Найди букву (А,У,О) |
36 |
| Представление букв. Найди букву(Ы,И) |
37 |
| Представление букв. Найди букву(М,Н,С) |
38 |
| Представление букв. Найди букву( К,Л) |
39 |
| Представление букв. Найди букву(Э,Я) |
40 |
| Представление букв. Найди букву(Е,Ё, Р) |
41 |
| Представление букв. Найди букву(Ю,Б,Г) |
42 |
| Представление букв. Найди букву(Ж,П) |
43 |
| Представление букв. Найди букву(Ш,В,Д,З,Т) |
44 |
| Представление букв. Найди букву(Й,Х,Ч) |
45 |
| Представление букв. Найди букву(Ф,Ц,Ь) |
46 |
| Представление букв. Найди букву(Щ,Ъ) |
| Сказки |
|
47 |
| Репка. Составь рассказ по картинке |
48 |
| Курочка Ряба. Составь последовательно картинки |
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
РАЗДЕЛ | ТЕМА | |
| Форма и цвет |
|
49 |
| Найди нужную фигуру |
| Определи закономерность |
|
50 |
| Секретный рисунок. Форма и цвет. |
| Строим башню |
|
51 |
| Строим башню из кубиков |
| Положение в пространстве |
|
52 |
| Право, лево. Верх, низ |
| Считаем машины |
|
53 |
| Больше, меньше. Счет до 5 |
|
| Счет до 10 |
| Список покупок |
|
54 |
| Покупка овощей и фруктов. Счет до 10 |
| Запомни и расположи также |
|
55 |
| Расположение предметов в последовательности. Внимание. |
| Найди фигуру по контуру |
|
56 |
| Подбери шарик по контуру (предметы 1-3) |
| Найди контур для фигуры |
|
57 |
| Подбери контур для шарика ( предметы 1-3) |
| Раскрась фигуру |
|
58 |
| Раскрась по схеме. Право, лево. |
59 |
| Раскрась по схеме. Счет до 5 |
60 |
| Раскрась по схеме. Счет до 10 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При системном использовании программ комплекса у детей наблюдаются следующие положительные моменты развития.
Наблюдается повышение уровня развития интеллектуальной деятельности по следующим направлениям:
Позитивные наблюдаемые изменения в развитии | |
Математические представления | Повышается мотивация, внимание, память, воспроизведение. Развивается способность к классификации. |
Логика | Улучшается понимание последовательности действий, появляется легкость в решение логических задач. |
Конструирование | Развиваются пространственные представления (взаиморасположение предметов, ориентировка в пространстве). |
Развитие речи | Развивается речевая функция, речь становится развернутой, образной и свободной, носит описательный характер. |
Наблюдается повышение уровня развития психических познавательных процессов по следующим направлениям:
Позитивные наблюдаемые изменения в развитии | |
Невербальный интеллект | Принятие задачи и выполнение задания на высоком уровне, высокая степень креативности. |
Сообразительность (скорость мышления, скорость нахождения решения задачи) | Улучшение мыслительной деятельности: скорости протекания психических процессов, сокращение времени поиска пути в решении поставленной задачи. |
Концентрация и распределение внимания | Повышение устойчивости внимания (длительности сосредоточения), улучшение адекватности его распределения. |
Зрительная память | Значительное улучшение зрительного восприятия и памяти, расширение представлений с опорой на зрительный анализатор. |
Логическое мышление | Улучшение аналитико-синтетической деятельности мыслительных процессов, развитие способности к выявлению логических закономерностей. |
Произвольность (действие по правилам) | Выполнение действий по инструкции после первого предъявления (высокая степень произвольности действий). |
Наблюдается повышение уровня развития художественно-эстетических способностей:
Позитивные наблюдаемые изменения в развитии | |
Рисование | Развиваются навыки самостоятельной творческой деятельности, комбинаторные умения. |
Конструирование | Развитие пространственных представлений, навыков работы с различными материалами. |
Аппликация | Улучшение восприятия цвета и формы в творчестве, использование разнофактурных материалов. |
Художественный дизайн | Умение создавать новые предметы и на их основе совершенствовать уже имеющиеся. |
Креативность в художественно-эстетической деятельности | Развитие творческих способностей, формирование культуры в художественно-эстетической деятельности, участие в поиске неординарных и оригинальных решений. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Большая книга загадок/ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.-М.: Астель-СПб, 2010.-206с.
2.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
3.Дорофеева А. Логическое мышление: методическое пособие / А. Дорофеева. — М: Просвещение, 1977.
4.Детский сад 2100: комплексная программа. Образовательная система Школа 2100 / под ред. Д. И. Фильдштейна. – М: Баласс, 2009.
5.Книга заданий и упражнений по развитию интеллекта/ О.С. Жукова.-М.: Астель-СПб, 2010.-96 с.: ил. –(КЛАССные уроки)
6.Математика для дошкольников 4-5 лет: Сценарий занятий по развитию математических представленийю – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80с.
7.Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: методическое пособие / З. А. Михайлова. — М: Просвещение, 1990.
8.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами. – М., 2003. – 100 с.
9.Программа «Радуга»: примерная основная образовательная программа дошкольного образования (Проект)/ под ред. Т.Н. Дроновой.- М.: Просвещение, 2014.- 232с.