Рабочая программа «Экология человека. Культура здоровья» 8 класс


Селезнева Елена Васильевна

учитель биологии и экологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 9 имени заслуженного учителя школы РФ А. Н. Неверова Дзержинского района г. Волгограда

Рабочая программа «Экология человека. Культура здоровья»

8 класс

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

— Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: сборник программ.- М.: Вентана – Граф, 2006.

-Учебного плана МОУ лицея №9

Количество учебных часов:

34 часа (1 час в неделю)

В том числе:

— лабораторных работ 10

экскурсий 2

Учебно-методический комплект:

— учебник М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. Экология человека. Культура здоровья. 8 кл. .- М.: Вентана – Граф, 2007.

— тетрадь на печатной основе М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. Экология человека. Культура здоровья. 8 кл. .- М.: Вентана – Граф, 2007.

Дополнительная литература:

Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. В 3-х томах. М.: Мир, 1990.

— И. А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2001

— Информационная поддержка:CD-диск «Экология».

п/п

Тема урока

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

Вид

контроля

Домашнее задание

Дата

проведения

по факту

по плану

Введение (1 час.)

1

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла.

Изучения нового материала

Структура экологии человека, экофакторы

Называть раздепы экологии человека

Устный опрос с.8 в.1-4

п.1



I Окружающая среда и здоровье человека (7 час.)

2

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие.

комбинированный

Социальные факторы


Обьяснять состовляющие экологии

Рабочая тетрадь з. 1-4

п.1



3


Человек как биосоциальное существо.


Изучения и первичного закрепления

Природная и социальная среда.Здоровье. Образ жизни.


Давать определения зоровью, ЗОЖ, средам,образу жизни.

Задания с краткими ответами

п.2



4


История развития представлений о здоровом образе жизни.


комбинированный

Отношения к ЗОЖ на разных этапах развития общества

Называть исторические этапы

Лаб. раб. «Оценка состояния здоровья»

п.3



5


Этапы развития взаимоотношений человека с природой.


Изучения и первичного закрепления

Экологическая катастрофа.

Характеризовать этапы

Устно в. 1-5

п.4




6

Характеристика основных адаптивных типов человека.

Изучения и первичного закрепления

Антропология. Этнография. Расы. Типы телосложения.

Называть и характеризовать типы телосложения

Устно в.1-4

п.5



7

Климат и здоровье. Биометеорология.

Изучения и первичного закрепления

Климат и здоровье. Погода

Давать определения терминам

Задания с полными ответами

п.6,7



8

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Изучения и первичного закрепления

Вредные привычки, пагубные пристрастия.

Характеризовать вредные привычки

Задания на сопоставление

п.8



II Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22 час.)

1. Опорно-двигательная система (2час.)

9

Условия правильного формирования опорно- двигательной системы.

Изучения и первичного закрепления

Кости, мышцы. Условия развития системы.

Называть условия формирования системы, кости, мышцы

Тест 3 из 6

п.9



10

Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

Комбинированный

Гиподинамия.Основные категории упражнений.

Давать определения гиподинамии

Лаб.раб. «Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой»

п.10



2. Кровь и кровообращение (5 час.)

11

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

Изучения и первичного закрепления

Факторы.Гипоксия. Анемия.

Называть природные м антропогенные факторы и их влияние на кровь

Устно 1-5

п.11



12

Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания.

Изучения и первичного закрепления

Клетки. Заболевания. Аллергия.СПИД.

Знать изменения клеток иммунной системы. Онкологические заболевания.

Лаб.раб. «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»

п.12



13

Условия полноценного развития системы кровообращения.

Изучения и первичного закрепления

Ударный обьем. Гипертония.Работа сердца.

Называть условия полноценного развития системы кровообращения

Тексты «Найдите ошибки»

п.13



14

Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Комбинированный

Гиподинамия. Стресс.

Объяснять нарушения деятельности органов кровообращения.

Лаб. раб. «Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы»

п.14



15

Обобщение по теме « Кровь и кровообращение»

Обобщение и закрепление

Профилактические мероприятия

Объяснять профилактические мероприятия

Тест 1 из 4

п.11-14



3. Дыхательная система (1 час)

16

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Изучения и первичного закрепления

Строение дыхательной системы.Канцерогены.Болезни.

Знать строении е дыхательной системы, заболевания

Лаб.раб. «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

п.15



4. Пищеварительная система (4 часа)

17

Состав и значение основных компонентов пищи

Изучения и первичного закрепления

Состав пищи. Питательные вещества.

Знать состав пищи, роль белков,жиров, углеводов

Текст « Найди ошибку»

п.16





18

Гиповитаминозы. Питьевой режим

Комбинированный

Авитаминозы,гиповитаминозы,гипервитаминозы

Обьяснять опасность гиповитаминозов,знать признаки основных видов витаминной недостаточности

Устно 3-5

п.16



19

Вредные примеси пищи, их воздействие на организм

Комбинированный

Вредные вещества,болезнетворные организмы, заболевания

Называть вредные вещества.Знать заболевания: сальмонеллез,ботулизм

Практ. раб. «О чем может рассказать упаковка продуктов»

п.17



20

Рациональное питание. Режим питания. Диета

Комбинированный

Значение пищи, рациональное питание

Характеризовать правила приема пищи, режим питания

Тест 1 из 4

п. 18



5. Кожа (3 часа)

21

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание

Изучения и первичного закрепления

Значение и строение кожи, правила пребывания на солнце

Знать строение кожи,правила пребывания на солнце

Устно 1-4

п.19



22

Правила пребывания на солнце. Закаливание

Комбинированный

Теплорегуляция,теплоизлучение,потоиспарение. Закаливание.

Обьяснять процессы теплоотдачи.Знать правила закаливания

Устно 1-4

п. 20-21



23

Роль кожи в терморегуляции

Изучения и первичного закрепления

Терморегуляция и ее значение

Знать о роли кожи в терморегуляцц

Практ. раб. «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды»

п. 20



6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 часов)

24

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы

Изучения и первичного закрепления

Строение и значение НС, утомление

Называть факторы, влияющие на НС

Лаб. раб. «Оценка температурного режима помещений»

п.22



25

Утомление, переутомление, стресс

Изучения и первичного закрепления

Утомление и переутомление

Обьяснять причины утомления и переутомление

Устно 1-4

п. 22



26

Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты

Комбинированный

Здоровье. Стресс и его стадии

Называть стадии и причины возникновения стресса

Устно 1-4

п.. 25



27

Биоритмы. Биологические часы

Изучения и первичного закрепления

Биоритмы, биологические часы

Называть основные группы биоритмов и причины их нарушений

Лаб. раб. «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей»

п.27



28

Гигиенический режим сна

Изучения и первичного закрепления

Биологические ритмы, фазы сна,сноведения

Знать значение фаз сна для организма, обьяснять общие правила гигиены сна

Задания на соответствие

п.28



7. Анализаторы (2 часа)

29

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора

Изучения и первичного закрепления

Строение зрительного анализатора

Знать причины нарушения зрения,опасности работы на компьютере

Устно 1-4

п.23



30

Профилактика нарушений функционирования органов и равновесия.

Изучения и первичного закрепления

Звук, шум, укачивание

Знать о влиянии шума на организм человека, о заболеваниях

Лаб.раб. «Острота слуха и шум»

п.24



III Репродуктивное здоровье (4 часа)

1. Половая система. Развитие организма (4 часа)

31

Половые железы. Вторичные половые признаки

Комбинированный

Половые железы, половые гормоны, вторичные половые признаки

Охарактеризовать периоды полового созревания

Устно 1-3

п.30



32

Период полового созревания. Половая жизнь

Изучения и первичного закрепления

Этапы развития организма

Знать этапы развития организма

Тест 1 из 4

п.31



33

Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.

Изучения и первичного закрепления

Половая жизнь, беременность, факторы риска

Знать к каким последствиям ведет ранняя половая жизнь

Устно 1-3

п.31



34

Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения

Изучения и первичного закрепления

Заболевания, факторы риска

Знать факторы риска, гендерные роли

Устно 1-3

п.32-34



2. Заключение (0,5 часа)

35

Здоровье как одна из главных ценностей

Обобщение и закрепление

Здоровье, здоровый образ жизни

Обьяснять, что такое здоровье, образ жизни

Устно




Свежие документы:  Родительское собрание на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков»


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: