Рабочая программа «Этика» 9 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

средняя общеобразовательная школа №2

(МБОУ СОШ №2)



РАССМОТРЕНА

протокол заседания ПЦК _______

от __.__.2014 № __

Председатель ПЦК

________


СОГЛАСОВАНА

Зам.директора по УВР

________Т.С.Макаренко

29.08.2014

УТВЕРЖДЕНА

решением Педагогического совета

от 29.08.2014 № 01


приказ № 74ОД от 01.09.2014

Директор ______________О.И.Онтина




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По курсу «Этика»______________________________________________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения ____________основное общее образование________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)

Класс _________9___________________________________________________

Количество часов __34 _____ Уровень ______базовый____________________

(базовый, профильный)

Учитель ________Гарбузова Ольга Николаевна, педагог-библиотекарь

(Ф.И.О.,квалификационная категория)

Программа разработана на основе ________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указать примерную (авторскую) программу/программы, издательство, год издания- при наличии)



2014-2015





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нравственный кризис общества приводит к росту преступности среди подростков и молодёжи. Искажению ценностей, идеалов, пренебрежению к общечеловеческим нормам. Задача учителя показать своим воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена являлись главными и почитаемыми критериями человека. А зло не перестаёт быть злом, даже если оно временно торжествует.

Учитель и родители совместными действиями способны убедить ребёнка, что истинное призвание человека-радость творческого труда, сострадание ближнему, справедливое решение проблемы, жизнь по совести.
Вопросы этического образования и воспитания приобретают особую актуальность и в связи с тем, что идеологический вакуум, образовавшийся за годы суверенитета, начал заполняться антидемократическими, антигуманными идеями различных «учений» и сект, религиозной пропагандой разного толка. Их усилия, прежде всего, обращены на молодежь, делая ставку на их доверчивость, неопытность, на повышенный интерес ко всему новому, необычному.

Все это требует принятия кардинальных решений в морально-психологическом оздоровлении общества в целом, этическом образовании молодого поколения, в частности.

Цель курса «Этика», формирование у школьников этических понятий и норм поведения, практических умений и навыков, нравственных взаимоотношений со сверстниками, с взрослыми в различных жизненных ситуациях и раскрытие нравственного потенциала обучающихся.

Формирование вдумчивого, творческого, ответственного за себя и за свою страну человека, и есть концептуальная идея данного курса.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

— воспитать культуру разумного, нравственного, гуманитарного мышления;

— выработать духовно-нравственные, мировоззренческие, этико-эстетические установки идеалов и ценностей;

— сформировать плюралистический подход к решению сложных проблем основе терпимого отношения;

— уметь ориентироваться в проблемах прикладной этики, аргументировано доказывать и защищать свою точку зрения;

— уметь самостоятельно работать со справочной литературой, учебными пособиями, монографиями, статьями.

Получаемые знания на уроках «Этики» способствуют формированию нравственного чувства учащихся, расширяют умственный кругозор, способствуют выработке научного мировоззрения, повышают уровень духовного развития школьников, и главное – способствуют нравственному самосовершенствованию молодежи.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Ролевые игры в обучении английскому языку"

Поскольку Этика – предмет не совсем обычный, обращенный в первую очередь к внутреннему миру ребенка, уроки не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы, лекции, обсуждения и т.д. на уроках будет проходить работа в группах, игры, решения моральных дилемм, мозговой штурм, уроки дискуссии, обмен опытом и т.д.

Оценивание курса будет соответствовать формативному оцениванию с учетом личности ребенка, вставляться в полугодие зачёт.

Данному курсу отводится 34 часа в год: 1четверть – 8 часов; 2 четверть – 8 часов; 3 четверть – 10 часов; 4 четверть – 8 часов.

Программа составлена с учётом принципов системности, научности, доступности.

Методы достижения поставленных целей и задач.

1.Уроки теории нравственности чередуются с практическими занятиями: практикумами, собеседованиями, диспутами, этикетными ситуациями.

2. Работа в тетрадях, выполнение заданий по самовоспитанию, самооценки.

3. Тестирование.

4. Использование материалов из различных научных и культурных источников

  1. Самопроверка знаний.

Знания, умения и навыки.

Учащиеся должны знать:

— социальные свойства человека, основу его взаимодействия с другими людьми;

— содержание и значение моральных норм, регулирующих отношения между людьми;

— источники нравственных знаний;

— нормы морали и их развитие на протяжении истории человечества.

Должны уметь:

— описывать человека как морально-нравственное существо;

— сравнивать различные модели ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия;

— оценивать поведение людей с точки зрения моральных норм;

— решать и практические задачи в рамках изученного материала, отражающего типичные ситуации в процессе общения человека;

— осуществлять поиск информации по заданной теме из различных её носителей;

— самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор, нормы морали, служащие ориентиром для действия;

— осуществлять самоконтроль, использовать приёмы саморегуляции эмоциональной сферы

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— осуществления постоянной работы по самовоспитанию;

— реализации этических познаний в повседневной жизни;

-претворение общепринятых норм нравственности в ежедневном поведении4

Нравственной оценки конкретных людей;

— сознательного неприятия антиобщественного поведения















































ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

тема

Кол-во часов

теории

практики

1

Этика и мораль, общие представления

8


1.1

Этика становление и современность

2


1.2

Сущность морали

1


1.3

Свобода и моральный выбор человека


1

1.4

Нравственное поведение

1

1

1.5

Нравственность и революция

1

1


1 четверть

Итого: 8 ч.

5ч.

3ч.

2

Биоэтика

3


2.1

Биоэтика и её проблемы

1


2.2

Медицинские опыты

1


2.3

Клонирование: аргументы за и против


1

3

Этика деловых отношений

5


3.1

Профессиональная этика

1


3.2

Правила делового поведения

1


3.3

Конфликты и способы их разрешения

1

1

3.3

Имидж делового человека

1



2 четверть

Итого: 8 ч.

6ч.

2ч.

4

Этика и PR

5


4.1

Массовая культура, PR и реклама

1

1

4.2

Средства массовой информации

1

1

4.3

Кодексы профессионального поведения PR-специалистов

1


5

Экологическая этика

5


5.1

Глобальные экологические проблемы

1


5.2

Пути выхода из экологического кризиса


2

5.3

Отношения к животным как проблема нравственности

1

1


3 четверть

Итого: 10 ч.

5ч.

5ч.

6

Благотворительность

6


6.1

Благотворительность, спонсорство и меценатство

2


6.2

Благотворительность в истории России

1

1

6.3

Мотивы и подходы к благотворительности

1

1


Зачёт (защита эссе)


2


4 четверть

Итого: 8 ч.

4ч.

4ч.


Итого по курсу: 34 ч.

20ч.

14ч.



























СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Этика и мораль, общие представления (8ч.)

Что такое светская этика? Этика и ее значение в жизни человека. Основные термины и понятия: культура, «этика», «мораль», «добро», «зло». Этические нормы. Что такое хорошо, что такое плохо.

Понятие «нравственность». Отражение нравственности в поведении человека – в поступках, делах, деятельности. Золотое правило нравственности.

Образцы нравственности в культурах разных народов Принципы морали. Нормы морали. Основные термины и понятия: мораль, культура. Материальная и духовная культура.

Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт. Значение нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества Ответственное поведение.

Свободный выбор личности. Отношения ответственности. Влияние поведения человека на других людей.

Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства

достижения цели. Действие. Результат.

Категории этики: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие.

Золотое правило нравственности. Честь. Достоинство. Законы нравственности, поиск нравственных начал в окружающем мире. Примеры

применения золотого правила нравственности, как действует это правило в жизни.

Революция. Нигилизм. Учения Белинского В. Г., Чернышевского Н.Г., Писарева Н. Д. Народничество Революции в современном мире.


Тема 2. Биоэтика (4ч.)

Понятие биоэтики. Ж. Судо о проблемах биоэтики. Медицинские опыты на человеке. Понятие клонирования. Опыты клонирования. Клонирование: аргументы за и против. Идея клонирования человека: за и против. Евгеника. Декларация в защиту клонирования. Позиция РПЦ по вопросу клонирования.

Понятие эвтаназии. Аргументы за и против. Российское право об эвтаназии.



Тема 3 Этика деловых отношений (5ч.)

Профессиональная этика. Корпоративная мораль. Профессиональные кодексы. Заповеди делового человека. Советы Д. Карнеги.

Служебный этикет. Общие принципы современного этикета. Основные правила служебного этикета.

Понятие конфликта. Конфронтация. Модель развития конфликта. Типы, причины конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Национальные стили ведения переговоров: США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Финляндия, Венгрия, Арабские страны, Китай , Корея, Япония, Россия.

Невербальные средства общения. Межнациональные различия невербального общения.



Тема 4 Этика и PR (5ч.)

Массы и толпа. Массовое сознание. Г. Ле Бон о психологии масс. Факты, определяющие принадлежность культуры России к культуре масс. Массовая культура.

Понятие PR (пиар). ФЗ России «О рекламе». Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы. Понятие ненадлежащей рекламы: недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама.. Корректность. ФЗ Росси «О средствах массовой информации». Цензура. Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающие акты терроризма и контртеррористические операции. Мнение о цензуре. Кодексы профессионального поведения пиар-специалистов.



Тема 6 Экологическая этика 4(ч.)

Восприятие мира в истории человечества. Техногенез в истории цивилизации. Глобальные экологические проблемы современности: загрязнение земли, гидроресурсов, атмосферы, уничтожение биоресурсов, ресурсов животного мира.

Пути выхода из экологического кризиса. Экоразвитие. Концепция устойчивого развития.

Радикальные экологические движения. Этика земли. А. Леопольда. Глубинная экология А. Наэсса. Социальная экология, экоанархизм – М. Букчин.

Истоки негативного и позитивного отношения к животным в эпоху античности, средневековья, Нового времени. Общества защиты животных. Вопрос о правах животных.



Тема 7 Благотворительность (6ч.)

ФЫормы милосердия. Благотворительность и филантропия. Милостыня. Закон РФ «О баготворительной деятелности блоготворителных организаций». Спонсорство. Государственная поддержка благотворительности и спонсорства. Меценатство. Русские меценаты. Благотворительность в истории России. Д. Гранин «Потерянное милосердие». Негативные точки зрения на благотворительность. Социальные функции благотворительности. Толстой Л. Н. и Достоевский Ф. М.о благотворительности. Прагматически-инженерный подход к благотворительности.

















































Список рекомендуемой

учебно-методической литературы

  1. Борисов, В. К. Этика деловых отношений: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2008.

  2. Лазановская, Г. Ю. Прикладная этика: учеб. пособие.- Волгоград: Учитель, 2006.

  3. Попов, Л. А. Этика: учебник.- М.: Центр, 1998.

  4. Сизикова, С. Ф. Основы делового общения: учеб. пособие.- М.: Дрофа, 2006.



Дополнительная литература

1. Борисов, Б. Л. Технологии рекламы и PR.-М.: Инфра-М, 2001.

2. Карнеги, Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.- М.: Порсвещение, 1989.

3. Кон, И. С. Дружба: этико-психологический очерк.- М.: Изд-во политической литературы, 1987.

4. Левицкий, С.А. Очерки по истории русской философии,М,: Просвещение, 1996.

5. Универсальный энциклопедический словарь.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.

6. Чернова Н. М, Экология: учебник / Н. М. Чернова., В. М. Галушина, В. М. Константинов.-М.: Дрофа,2012.

7.Шемшурина, А. И. Основы этической культуры.- М.: Мысль, 2000.

8.Этика: словарь.- М.: Эксмос-пресс, 2001.
















Средства обучения

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

  1. Персональный компьютер

  2. Принтер

  3. Колонки

  4. Мультимедийных презентаций



Раздаточный дидактический материал

  1. Задания по темам

  2. Практические работы по темам

  3. Хрестоматия «Вокруг тебя мир»





Свежие документы:  Конспект урока на тему "ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: