Рабочая программа по чтению для 4 класса (По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕРЕВНИ МАЛИНОВКА

(МКОУ СОШ д. Малиновка)

665439 Иркутская обл., Черемховский р-н, д. Малиновка, ул. Школьная 7



РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

на заседании ШМО

МКОУ СОШ ___________/

Протокол № __ от «__»______2014г.


РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

на заседании МС

МКОУ СОШ ___________/

Протокол № __ от «__»______2014г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР:

МКОУ СОШ __________

от «__»_________2014г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом № ____ от «___»________2014г.

Директор МКОУ СОШ __________________

__________________.

м.п.







Рабочая программа по чтению

для 4 класса

По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

составлена на основе –

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой







Разработана:

Мешковой Вероникой Андреевной

учителем начальных классов МКОУ СОШ д. Малиновка









2014г.- 2015 г.


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией

В. В. Воронковой;

2.Учебного плана образовательного учреждения.

В начальном обучении предмет «Чтение и развитие речи» занимает ведущее место, так как от её усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Рабочая программа по чтению и развитию речи представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся, учебно — тематическое планирование; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Цель курса: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.

Задачи:

научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;

формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

  • совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;

  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности.

  • развитие артикуляционной моторики;

  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • расширение представлений об окружающем мире;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Специфика программы

Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения навыками чтения, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.).

Для чтения подбираются произведения народного творчества, русских и зарубежных писателей, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного.

Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

Учащиеся читают произведения о нашей Родине, о мудрости и героизме простого народа, о наших современниках, о картинах родной природы.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на протяжении всего учебного года.

Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которыми учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглость чтения, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно.

В 4-ом классе учащиеся переходят к чтению целыми словами, отдельные трудные слова читают по слогам, одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать «про себя».

Систематическое формирование выразительного чтения продолжается в 4-м классе с перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как с одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Постепенно возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении анализа произведений. Виды работ, требующие более сложных умственных действий, выполняются с помощью учителя.

Развитие устной речи. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью используются вопросы, готовый план, коллективно составленный план.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник З.Н.Смирновой и Г.М.Гусевой «Книга для чтения». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2007, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год.

Согласно действующему учебному плану школы программа для 4 класса предусматривает обучение чтению в объеме 4 часов в неделю, всего 136 часа.




2. Содержание тем учебного курса


Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика.

Техника чтения. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Понимание читаемого. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавия. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи. Самостоятельный и полный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и газетных журналов, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Примерная тематика. Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во времена войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.


Учебно — тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Что такое хорошо

17

2

Уж небо осенью дышало

16

3

Народные сказки

13

4

О труде и трудолюбии

9

5

Произведения русских и зарубежных писателей

9

6

Идет волшебница зима

15

7

Люби все живое

12

8

Весна идет

19

9

В стране чудес

9

10

Лето наступило

12

11

Внеклассное чтение.

5


Итого

136


Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;

чтение про себя простых по содержанию текстов;

понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте;

установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией;

сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста;

деление текста на части с помощью учителя, составление картинного плана, рисование словарных картин;

подробный пересказ содержания прочитанного;

драматизация простейших оценок из рассказов и сказок;

самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения;

разучивание небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.











































3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во

часов

Дата

Примечание

по план

по факт


1

Что такое хорошо…

В. Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа!».


1 ч.

1.09


2

Э. Шим «Брат и младшая сестра»

1 ч.

2.09


3

Е. Седугин «Молоток».

1 ч.

3.09


4

5

Е. Пермяк «Пичугин мост».

2 ч.

4.09

8.09


6

7

По И. Дику «Счастливая ручка».

2 ч.

9.09

10.09


8

9

10

11

По Л. Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда».

«Лелишна Охлопкова».

«Виктор Мокроусов».


2 ч.

2 ч.


11.09

15.09

16.09

17.09


12

13

14

А. Гайдар «Тимур и его команда». 1 часть.

А. Гайдар «Тимур и его команда». 2 часть.

1 ч.


2 ч.

18.09

22.09

23.09



15

В. Осеева «Печенье»

1 ч.

24.09



16

Итоговый урок «Что такое хорошо…»

1 ч.

25.09


17

Внеклассное чтение. «Жизнь дана на добрые дела»

1 ч.

29.09



18

Уж небо осенью дышало…

А. К. Толстой «Осень!


1 ч.

30.09


19

По В. Пескову «Осенний лес»

1 ч.

1.10


20

А. Твардовский «Лес осенью»

1 ч.

2.10


21

О. Высотская «Осеннее утро»

1 ч.

6.10


22

23

24

25

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 1 часть

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 2 часть

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 3 часть

В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 4 часть



1 ч.


1ч.


1 ч.


1 ч.

7.10

8.10

9.10


13.10





26

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

1 ч.

14.10



27

28

По Д. Мамину-Сибиряку

«Приемыш»

2 ч.

15.10

16.10


29

По Д. Мамину-Сибиряку

«Тарас и Соболь».


1 ч.

20.10


30

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало, …»

1 ч.

21.10




31


32

Н. Мишутин «Про лягушку-хохотушку». 1часть

Н. Мишутин «Про лягушку-хохотушку». 2 часть

1 ч.


1 ч.

22.10


23.10



33

Итоговый урок «Уж небо осенью дышало…»

1 ч.

27.10



34


35

36

НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

«Гуси – лебеди» (Русская сказка) 1 часть

«Гуси – лебеди» (Русская сказка) 2 часть


1 ч.


2 ч.

28.10


29.10

30.10


37


38

39

«Чудесный клад» (Молдовская сказка) 1 часть

«Чудесный клад» (Молдовская сказка) 2 часть


1 ч.


2 ч.

10.11


11.11


12.11


40

41

«Росомаха и лисица» (Эвенкийская сказка).

2 ч.

13.11

17.11


42

«Отчего у зайца длинные уши» (Мансийская сказка).

1 ч.

18.11


43

44

«Лиса и волк» (Русская сказка)

2 ч.

19.11

20.11


45

О труде и трудолюбии

К. Ушинский «Два плуга».


1 ч.

24.11


46

«Самое дорогое» (Русская сказка)

1 ч.

25.11


47

И. Крылов «Трудолюбивый медведь».

1 ч.

26.11


48

Айога (Нанайская сказка)

1 ч.

27.11


49

С. Маршак «Лодыри и кот»

1 ч.

1.12


50

И. Крылов «Лебедь, щука и рак» (Басня)

1 ч.

2.12


51

А. Тетивкин «Школа»

1 ч.

3.12


52

Е. Пермяк «Для чего руки нужны».


1 ч.

4.12


53

Итоговый урок по теме: «О труде и трудолюбии».

1 ч.


8.12



54


55

56

Произведения русских и зарубежных писателей.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 1 часть

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 2 часть




1 ч.


2 ч.


9.12.


10.12.

11.12


57

58


59

60

Дж. Свифт

«Гулливер в стране лилипутов». 1 часть

Дж. Свифт

«Гулливер в стране лилипутов». 2 часть


2 ч.


2 ч.

15.12

16.12


17.12

18.12



61

Братья Гримм

«Соломинка, уголек и боб».


1 ч.

22.12


62

Итоговый урок по теме: «Произведения русских и зарубежных писателей».


1 ч.

23.12


63

Внеклассное чтение. Чтение рассказов и сказок о милосердии.


1ч.

24.12


64

Идет волшебница зима

И. Никитин «Встреча зимы».



1 ч.

25.12


65

По И. Соколову-Микитову

«Зима в лесу».


1 ч.

12.01


66

И. Антонов «Сад друзей».


1 ч.

13.01


67

И. Суриков

«Детство».

1ч.

14.01


68

Л Н. Толстой

«Филипок».

1 ч.


15.01


69

Н. Некрасов

«Мужичок с ноготок».

1 ч.

19.01


70

71

Ю. Дмитриев

«Для чего нужен снег».

2 ч.

20.01 21.01


72

Н. Некрасов

«Не ветер бушует»

1 ч.

22.01


73


74

75

Н. Носов «Бенгальские огни». 1 часть

Н. Носов «Бенгальские огни». 2 часть



1ч.


2 ч.

26.01


27.01 28.01


76

По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка)

1 ч.

29.02


77

Итоговый урок по теме: « Идет волшебница зима».


1 ч.

02.02


78

Внеклассное чтение. Зимушка – зима.

1 ч.

03.02


79

Люби все живое

По В. Костылеву «Береза»


1 ч.

04.02


80

81

Л. Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом»


2ч.

05.02 09.02


82

По Н. Вагнеру «Мальчик и дворовая собака».


1 ч.

10.02


83

В. Тарасов «Четвероногий друг».

1 ч.

11.02


84

М. Пришвин «Гаечки».



1 ч.

12.02


85

86

М. Горький «Воробьишко».



2 ч.

16.02 17.02



87

88

А. Барков «Пожарник Карл».


2 ч.

18.02 19.02


89

По Г. Скребицкому «Медвежонок».


1 ч.

24.02


90

Итоговый урок «Люби все живое».


1 ч.

25.02


91

Внеклассное чтение. Ребятам о зверятах: стихи, рассказы о животных.

1 ч.

26.02


92

Весна идет!

Ф. Тютчев

«Весенние воды»



1 ч.

02.03


93

В. Ситников «Утро».


1ч.

03.03


94

По Л. Толстому «Весна».

1ч.

04.03


95

И. Никитин «Полюбуйся весна наступает…»



1ч.

05.03


96


97


98


99


100

По А. Платонову «Еще мама». 1 часть

По А. Платонову «Еще мама».2 часть

По А. Платонову «Еще мама». 3 часть

По А. Платонову «Еще мама». 4 часть

По А. Платонову «Еще мама». 5 часть

1ч.


1ч.


1ч.


1ч.


1ч.

10.03

11.03 12.03 16.03 17.03


101

Н. Саконская

«Разговор о маме».

1ч.

18.03


102

Л. Квитко

«Бабушкины руки».

1ч.

19.03


103

Внеклассное чтение. Чтение художественных произведений о матерях и детях.



1 ч.

30.03


104

По Е. Кононенко «Резеда».


1ч.

31.03


105

Н. Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы».

1ч.

01.04


106

А. Барков «Яшка».


1ч.

02.04


107

Ф. Тютчев

«Весенняя гроза».

1ч.

06.04


108

В. Орлов «Лесной цветок».


1ч.

07.04


109

Н. Сладков

«Медведь и Солнце» (сказка).

1ч.

08.04


110

Итоговый урок по теме: «Весна идет».


1ч.

09.04



111

В стране чудес.

И. Токмакова «В чудной стране»



1 ч.

13.04


112


113

114

По А. Милну «Вини-пух и все-все-все». 1 часть

По А. Милну «Вини-пух и все-все-все». 2 часть


1 ч.


2 ч.

14.04

15.04

16.04



115


116


117


118

119

120

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 1 часть

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 2 часть

А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 3 часть



1 ч



1 ч.



3 ч.

20.04



21.04

22.04

23.24.27.04


121

Итоговый урок по теме: «В стране чудес».


1 ч.

28.04


122

Лето наступило.

И. Никитин «Вечер ясен и тих…»



1ч.

29.04


123

По К. Паустовскому «Заботливый цветок».



1ч.

05.05


124


Н. Некрасов «Крестьянские дети».


1ч.

06.05



125


126


127

128

129

По Н. Носову «Огородники». 1 часть

По Н. Носову «Огородники». 2 часть

По Н. Носову «Огородники». 3 часть.

По Н. Носову «Огородники». 4 часть

5 ч.

07.05

08.05

11.05

12.05

13.05


130

И. Антонов «У речки».

1ч.

14.05


131

М. Пришвин «Золотой луг».

1ч.

18.05


132

В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй».

1ч.

19.05


133

134

М. Бородицкая «Последний день учения».

1ч.

20.05 21.05


135

Итоговый урок «Лето наступило».

1ч.

25.05


136

Внеклассное чтение. Лето наступило.

1 ч.

26.05



4. Планируемые результаты изучения курса


Учащиеся должны знать:

наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни

Учащиеся должны уметь:

читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;

читать про себя;

читать отрывки по ролям;

отвечать на вопросы по прочитанному;

выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение;

определять главную мысль произведения;

пересказывать прочитанное полно и выборочно;

участвовать в коллективном составлении рассказа на тему, близкую к теме прочитанного текста;

отличать сказку от рассказа.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

самостоятельного выбора книги по интересу;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).





























5. Контроль уровня обученности обучающихся.


Способы и формы оценки образовательных результатов

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года) : 4 класс 30-40 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.















6. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Гусева Г.М., Смирнова З.Н. Книга для чтения: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2007.

2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: — М.: «Просвещение», 2010.





Свежие документы:  Методические рекомендации по организации и выполнению курсового проекта

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: