Рабочая программа по чтению и развитию речи для ученицы 6 класса индивидуального обучения на дому



Муниципальное казенное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат № 3 VIII вида»





РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании

методического совета

Председатель

Директор

МКОУ «Школа-интернат № 3»

____________ Н.А. Ивашинова

__________________ Н.Н. Яркиева

Протокол № ______

от «____» _________ 20___г.

Приказ №______

от «___» _______20__ г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по чтению и развитию речи

для ученицы 6 класса

индивидуального обучения на дому

на 2013 – 2014 учебный год









Составила:

Сигаева Асия Маликовна,

учитель индивидуального обучения на дому






Прокопьевск 2013

СОДЕРЖАНИЕ





1.Пояснительная записка…………………………………………………3



2.Основное содержание тем учебного курса…………………………..8



3.Учебно-тематическое планирование.…………………………………11



4.Требования к уровню подготовки обучающихся

по данной программе…………………………………………………….11



5.Перечень учебно-методического обеспечения. …………………….13



6.Список литературы…………………………………………………….14



7. Приложения………………………………………………………….15































Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи»  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1.Конвенция о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;

2.Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. С изменениями от 22.12.2008г.;

5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);

6.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.;

7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I — VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);

8.Письмо Министерства народного образования РСФСР «Об индивидуальном обучении детей на дому» от 14.11.1088 г. № 17-253-06;

9.Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;

10. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.

11. Программы 5 — 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;

12. Учебный план МКОУ «Школа-интернат № 3» от 02.07.2013.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе


В специальной (коррекционной) школе обучение чтению носит элементарно- практический характер. Специальная задача коррекции речи и мышления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.



Педагогическая характеристика обучающейся


Рабочая учебная программа предназначена для обучающейся 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Гетмановой Анастасии. На уроках чтения Анастасия читает целыми словами, но допускает искажения и замену слов. Чтение осознанное. Анастасия отвечает на вопросы по содержанию прочитанного, по иллюстрации к тексту. Активно высказывается и рассуждает о событиях в тексте и поступках героя. Имеет свое мнение о прочитанных либо увиденных событиях. Самостоятельно пересказывает содержание рассказа, сказки близко к тексту. Хорошо заучивает наизусть стихотворения.

Соответствие Государственному образовательному стандарту


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения уроков чтения, которые определены стандартом.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник автора Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Книга для чтения: учебник для 6 класса вспомогательной школы.– М.: Просвещение, 1994, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.

Тематика произведений подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов ребенка, расширения их кругозора. Доступность понимания читаемого достигается за счёт специального отбора жанров произведений. В книгу для чтения 6 класса включены произведения малых форм: рассказы, сказки, стихотворения, басни, пословицы, загадки. Уроки чтения являются действенным средством нравственного, экологического и эстетического воспитания обучающихся. Именно на этих занятиях девочка начнет осознавать красоту родной природы, познакомится с историей России, с поступками людей, научится давать им оценку. Программа рассчитана на 100 часов в год, 3 ч в неделю.

Свежие документы:  Конспект занятия "Лабиринт"

Срок реализации настоящей программы 1 учебный год.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших (5 — 9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале:

  • научить школьницу правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя»;

  • научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • научить быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.


Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьницы.

Основные направления коррекционной работы:

  • исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков;

  • уточнение, обогащение и активизация словаря;

  • развитие умения грамматически правильно оформлять предложения;

  • коррекция недостатков и совершенствование диалогической и монологической форм устной речи.

Специфика программы

Специальная задача коррекции речи и мышления обучающейся с ограниченными возможностями здоровья является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Кроме перечисленных задач выполняется функция коррекции недостатков детей с проблемами в развитии: исправляется произношение, регулируется темп чтения, совершенствуется память.

В 6 классе у девочки формируется и совершенствуется навык сознательного, правильного и беглого чтения на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все дети в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Структура учебников по чтению обусловлена программными требованиями. В 6 классе ещё осуществляется объяснительное чтение, представляющее собой целую систему занятий, в процессе которых у обучающихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым Анастасия в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного. Темп чтения у обучающейся зависит от сложности текста.

Беглость чтения, т. е., плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Для формирования беглого чтения важна многократность упражнений в самом чтении. Одним из эффективных приёмов работы по выработке навыка беглого чтения и правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения по воспроизведению сложночитаемых слоговых структур и слов. Эти упражнения решают и такую задачу, как совершенствование произносительных навыков обучающихся.

Основное внимание здесь уделяется осознанию читаемого, для чего вырабатываются умения выделить главную мысль прочитанного, указывать средства языковой выразительности, пересказывать текст полно и кратко, делить произведение на части, озаглавливать их.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

В 6 классе особое внимание уделено работе с иллюстрированным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.

Развитие устной речи. Большое внимание в специальной (коррекционной) школе уделяется развитию связной устной речи. Обучающаяся овладевает правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. На занятиях важно специально обучать не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Постановка вопросов — одна из форм выражения речевой активности.

Работа по развитию описательно-повествовательной речи ведётся параллельно с развитием диалога.

Используются следующие виды связных устных высказываний: развёрнутые ответы на вопросы; пересказ прочитанного; сравнение сюжета и героев данного произведения; устное словесное рисование; составление рассказа по картинкам, по опорным словам, по данному началу и концу, описание наблюдаемого объекта или явления.

На каждом этапе урока чтения осуществляется разбор значения слова или уточнение его смысла, исходя из контекста. Дальнейшее изучение прочитанного материала послужит источником активизации словаря, поскольку вышеперечисленные приёмы предполагает неоднократное повторение усвоенной и уточнённой лексики.

В процессе работы над связной речью девочка в состоянии освоить некоторые законы построения связной речи. К ним относятся умения:

  • отличать связное высказывание от набора отдельных предложений;

  • соотносить заглавие и содержание текста;

  • выбирать среди данных заголовков наиболее соответствующий теме;

  • находить части текста, относящиеся к вступлению, основному содержанию и заключению;

  • определять границы и порядок следования предложений в тексте;

  • устанавливать логическую связь между частями текста.

Усложнение работы по годам обучения идёт в плане увеличения объёма материала, сложности темы, большей самостоятельности обучающейся, в постепенном осознании ими законов построения текста, изменении основы высказывания и лексико-стилистической характеристики текстов.

Основные содержательные линии курса (разделы, структура)


Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении к ней; о знаменательных событиях в жизни страны; включение регионального компонента на примере произведений писателей и поэтов Мурманской области; сказки русских и зарубежных писателей.

Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя».

Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.

Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение

Систематическое чтение детской художественной литературы.

Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения. Проведение мероприятий, подводящих итог чтению одной или нескольких книг одного автора, книг по определённой теме или по какому-либо из литературных жанров. К таким мероприятиям могут относиться: праздники книги, игра — конкурс, конкурс рисунков к литературным произведениям, конкурс чтецов, всероссийский урок чтения, вечер сказок.


Виды и формы организации учебного процесса


Формы работы: урок, индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Методы и приемы технологий обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные.

Основными видами деятельности обучающейся по предмету являются:

  • сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя»;

  • выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц;

  • разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы;

  • деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста;

  • пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ;

  • самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ;

  • заучивание наизусть стихотворений.


Учебно-тематическое планирование



п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Моя родина

3

2

Устное народное творчество

1

3

Произведения русских писателей

71

4

Произведения русских поэтов

13

5

Произведения зарубежных писателей

12


Всего:


100



Требования к уровню подготовки обучающихся


Обучающаяся должна уметь:

  • читать вслух осознанно, правильно, выразительно;

  • читать «про себя»;

  • выделять главную мысль произведения;

  • определять основные черты характера действующих лиц;

  • пересказывать текст по плану и выборочно.

Обучающаяся должна знать:

  • наизусть 8 стихотворений.

Способы и формы оценки образовательных результатов

Систематическое и регулярное чтение обучающейся является обязательным видом работы на уроках чтения.

При оценке знаний, умений, навыков учащейся необходимо учитывать следующее:

1) при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения;

2) при оценке чтения девочки – беглость, выразительность чтения; обучающаяся должна читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;

3) при оценке пересказа текста – правильность, последовательность, логичность пересказа; обучающаяся должна выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь ребенка должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;

4) при оценке чтения наизусть – выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; девочка должна четко, без запинок проговаривать слова,  выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.

Итоговая оценка знаний и умений обучающейся

1. За учебную четверть и за год знания и умения обучающейся оцениваются одним баллом.

2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученицы, так и овладение им практическими умениями.

3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: ре­зультаты наблюдений учителя за повседневной работой девочки, устного опроса.

Перечень учебно-методического обеспечения


Основная

1. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Книга для чтения: учебник для 6 класса вспомогательной школы [Текст] / М.: Просвещение, 1994. – 208с.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] / 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой: Сб.1. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 224с.


Дополнительная

  1. Посашкова Е.В. Полная хрестоматия для начальной школы. С методическими подсказками для педагогов и родителей [Текст]: в 2 кн. Кн.1. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 512с.

  2. Посашкова Е.В. Полная хрестоматия для начальной школы. С методическими подсказками для педагогов и родителей [Текст]: в 2 кн. Кн.2. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 624с.

  3. Шалаева Г.П. и др. Новейший справочник школьника 1-4 классы [Текст]: М.: Филол.о-во СЛОВО, Эксмо, 2008. – 768с.

  4. Родничок [Текст]:книга для внеклассного чтения во 2 классе.- Изд-во Сантакс, 1994. – 224с.














Список литературы



  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 316 с. — (Коррекционная педагогика).

  2. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / С.Я.Рубинштейн. — 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986. – 192с.




























Приложение 1



Календарно-тематическое планирование


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого

24

24

30

22

100





Стартовая проверка навыка чтения

Лесной пожар

(По А. Лавровой)

Лесной пожар. При этих словах в памяти возникают страшные картины. Пламя быстро перекидывается с одного дерева на другое. Звери, не помня вражды, бегут от огня.

Но вот огонь потух. Перестали дымиться обгоревшие пни, остыла почва. Кругом зловещая тишина. Под ногами хрустят остывшие угли. Чернеют стволы берёз и елей. То там, то тут видны тушки погибших зверей и птиц.

(60 слов)

  1. Расскажи, какую картину ты себе представляешь?

  2. От чего может возникнуть пожар в лесу?

  3. Что нужно соблюдать в лесу?



Финишная проверка навыка чтения



Птицы – подсказчики

Птицы любят селиться в своей, привычной им местности.

Бреду иногда по лесу, вроде конца – края ему не видно. Вдруг серебряным колокольчиком издалека позвала овсянка. А где овсянка разливается, там опушка недалеко. Иду на её голосок – выбираюсь из лесу.

Жаворонок звенит в небе, с высоты подскажет: вот оно, поле моё любимое.

Если чибис, чайка голос подадут- тут вода близко. Птицы хранят верность своей малой родине – роще, лесу, реке, полю.

(70 слов)



  1. О каких повадках птиц ты узнал?

  2. Как знание этих повадок может помочь человеку?

  3. Как человек может помочь человеку?










скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: