Ростовская область
р.п.Усть-Донецкий
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Донецкая средняя общеобразовательная школа №2
«Утверждено»
Директор МБОУ УДСОШ№2
Приказ от______№____
_______С.А.Лисицына
|
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Доноведение»
количество часов:34
учитель: Казанцева Е.А.
Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривает в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Нормативно-правовой и документальной основой Программы научно- познавательного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ФГОС второго поколения, предусматривает в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности. Нормативно-правовой и документальной основой Программы научно- познавательного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа по курсу «Доноведение» разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений 1-4 классов «Доноведение» .Авторы: канд.пед.наукЕ.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина,О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко. Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название программы «Доноведение».
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью кружка «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Педагогическое обоснование введения «Доноведения» составляют такие факторы как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира
Общая характеристика программы
При отборе содержания программы учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принципцелостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания «Доноведения» положено диалектическое единство системы «природа — человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразностипредполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
Я и окружающий мир,
Природа Донского края,
Человек и природа,
Жизнь на Дону,
Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной
деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Место в учебном плане программы «Доноведение»
Программа адресована учащимся 2- 4 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Периодичность занятий – 1 час в неделю.
В процессе проведения внеурочных занятий по программе «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
об истории родного края;
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людейсельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
— составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
— оценивать собственные знания и умения;
— доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 КЛАСС (34ч)
1. Я и окружающий мир (5ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
2. Природа Донского края (14ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые — каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
3. Человек и природа ( 3ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
4. Жизнь на Дону (10ч)
Первые казачьи городки. Жилище казака. История вещей.(одежда, посуда) Казачьи семьи.
На казачьем кругу.Обычаи, обряды и праздники на Дону.
Яркие страницы истории земли Донской.
Вместе дружная семья.(города Ростовской области)
Донские писатели и поэты. Сказки и легенды Тихого Дона.
5. Повторение (2ч)
Экскурсии1
«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Золотая осень родного посёлка». «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир посёлка».Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.
Тематическое планирование
Раздел программы | Кол-во часов | Из них | Сроки прохождения | |||
теория | практика | экскурсии | ||||
1. | Я и окружающий мир | 5 |
| Рисование карты «Мой путь от дома до школы» | Экскурсия «Родной посёлок» | 04.09-02.10 |
2. | Природа Донского края | 18 |
| Проект «Растительный мир посёлка» | Экскурсия «Золотая осень родного посёлка» | 09.10-26.02 |
3. | Человек и природа | 3 |
| «Как сохранить своё здоровье»-рисунки |
| 05.03-19.03 |
4. | Жизнь на Дону | 6 |
| Маски для колядования, куклы –масленички. | Экскурсия к выставке «Рождественский перезвон» | 02.04-07.05 |
5. | Повторение | 2 |
| Моё генеалогическое древо». |
| 14.05-21.05 |
| Итого: | 34 |
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
2 класс
Тема | Кол-во часов | Образовательные задачи | Виды деятельности
| Дата проведения | ||||
1 | С чего начинается Родина…
| 1 | Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы. | Проект «История моей улицы», «Улица моего детства» | 04.09 | |||
2 | Школа – светлая гавань детства | 1 | 11.09 | |||||
3 | С днём рождения, родной посёлок (экскурсия ).
| 1 | Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями | Составление альбома о родном посёлке. Выставка рисунков, фотографий. Праздничное представление. | 18.09 | |||
4 | Дорога от дома до школы (экскурсия)
| 1 | Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:
| Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. | 25.09 | |||
5-6 | Природа (экскурсия) | 2 | Углубить понятие о живой и неживой природе родного края | Наблюдение предметов живой и неживой природы. | 02.10-09.10 | |||
7 | Город и природа (экскурсия) | 1 | Систематизировать знания детей о природе родного города (села). | Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного посёлка», «Фауна родного посёлка» | 16.10 | |||
8-9 | Что за дерево такое? | 2 | Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края) | Игра «У кого детки с этой ветки?» | 2310 30.10 | |||
10 | Кустарники (экскурсия) | 1 | Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений. | 13.11 | ||||
11-12 | Травушка-муравушка | 2 | Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края» | 20.11. 27.11 | ||||
13 | Растения и мы. | 1 | Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. | Игра «Природная лечебница» Изготовление справочника лекарственных трав. | 04.12 | |||
14 | Краски Тихого Дона. | 1 | Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам. | Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края. | 11.12 | |||
15 | Мои имя, фамилия, отчество… | 1 | Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная». | Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник» | 18.12
| |||
16 | Что ты знаешь о роде своём… | 1 | 25.12 | |||||
17-19 | Обряды на Дону. Зимние обряды (праздничное мероприятие) | 3 | Дать общее представление о зимних обрядах на Дону | Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички. | 15.01-29.01 | |||
20 | Животный мир Ростовской области (экскурсия) | 1 | Расширить представления о животном мире родного края | Наблюдение за животными в природе, дома. Посещение краеведческого музея | 05.02 | |||
21 | Домашняя мохнатая азбука | 1 | Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида). Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты. | Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы» Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное — …» | 12.02 | |||
22 | Мой домашний милый друг | 1 | Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. | Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном. | 19.02 | |||
23 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми | 1 | Закрепить правила безопасного обращения с животными. | Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» | 26.02 | |||
24 | Родные просторы (экскурсия) | 1 | Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность) | Наблюдение и изучение форм поверхности родного края. Игра «Помоги кузнечику добраться до дома» | 05.03 | |||
25 | Чем богаты наши недра? | 1 | Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. | Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?» | 12.03 | |||
26 27 | Что такое почва? | 1 | Познакомить с понятием «почва», её составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ. | Исследование состава почвы. | 19.03 | |||
Почва нам и стол и дом (экскурсия) | 1 | 02.04 | ||||||
28 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия) | 1 | Познакомить с общими представлениями о природных сообществах | Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края. | 09.04 | |||
29 | Человек – хозяин природы? | 1 | Показать влияние человека на природное сообщество. | Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества. | 16.04 | |||
30 | Спасём и сохраним! (мероприятие, посвящённое защите природы) | 1 | Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края | Ролевое театрализованное представление. | 23.04 | |||
31 | День освобождения! (экскурсия в исторический музей) | 1 | Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле. | Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике. |
30.04 | |||
32- 33 | Вместе дружная семья (Города Ростовской области) | 2 | Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край. | Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда. |
07.05-14.05 | |||
34 | Повторение
| 1 | Распределяются учителем по своему усмотрению |
|
21.05 |
Список литературы:
Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
Вавилина В.А. , Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
Донской народный костюм. СостТ.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. — Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
Моложавенко В. Тайны донских курганов. Ростов,1967.
Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. — Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
По старым казачьим станицам. Под.ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.
Лист коррекции
Вид коррекции (совмещение, использование резерва) | Номера и темы уроков, которые подверглись корректировке
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.