Разработка классного часа по теме: «Друг в беде не бросит» 6 класс


Государственная бюджетная специальная (коррекционная)

школа-интернат VIII вида с. Малый Толкай

Похвистневского района Самарской области








Конспект классного часа
в 6 классе

«Друг в беде не бросит»





подготовила

классный руководитель

Чуватова Любовь Петровна

















с. Малый Толкай

2012



Классный час на тему: «Друг в беде не бросит»

Цели:

  • Расширить и углубить представления детей о доброжелательных отношениях к окружающим его людям

  • выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

  • раскрыть значимость моральной поддержки товарищами, которая может быть выражена сочувствием;

  • формировать ценное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.

Задачи

Образовательная: закрепить представление детей об уважении, дружбе, порядочности, честности.

Воспитательная: воспитывать в детях чуткое, внимательное, уважительное отношение к ближнему.

Коррекционная: развивать у детей умение ценить и дорожить великим даром общения и дружбы

Подготовительная работа:
чтение книг о дружбе, поиск пословиц и поговорок, классный конкурс рисунков на тему «Мой друг».

Оборудование:
магнитофон; минусовка песни “Когда мои друзья со мной”, « Вместе весело шагать», наглядный материал.

План:

I.Подготовительная часть

1. Приветствие.

2. Оргмомент.

II. Основная часть.

  1. Знакомство с понятием «дружба»

  2. Обсуждение пословиц о дружбе.

  3. Качества настоящего друга

  4. Законы дружбы

III. Заключительная часть.

  1. Итог занятия.

  2. Рефлексия

Ход занятия.

  1. Приветствие.

Чтение учителем слов из песни М.П. Пляцковского «Совершите чудо»


Землю обогнула тоненькая нить

Нити паралелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните

Надо, чтобы в дружбу верил человек!

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.


— Ребята, передавая цветок друг другу по кругу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите свои пожелания. (ребята говорят друг другу пожелания)

2. Оргмомент.

Присаживайтесь

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»)


-Ребята, кажите, о чем эта песня?

Правильно, и в песне и стихотворении говорилось о дружбе.

И сегодня на классном часе мы будем говорить о чём? Кто скажет?

— Всё верно, о дружбе. Наш классный час называется «Друг в беде не бросит»

II. Основная часть.

  1. Знакомство с понятием «дружба»

— Мы с вами выяснили, что будем говорить о дружбе

Учитель: Что такое дружба, друг?

Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба — это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

Учитель: Согласны ли вы с таким объяснением дружбы? (Ответы детей)

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба — это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

Учитель: Какими слова, в этих стихах, выражается дружба? (Ответы детей)

Учитель: А кто такой друг? (Дети высказывают свои версии и рассуждения.)

Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и уче­ные, и философы. Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Ребята возьмите в кейсах пословицы. (дети читают, разбор пословицы)

Друг за друга стой- выиграешь бой.

С хорошим товарищем веселее в удаче, легче в беде

Без друга на душе вьюга

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Учитель: Мне хочется уточнить значение понятия «дружба». Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова.( показ словаря) В нём можно найти:

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь друж­бой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Учитель: Что вы можете рассказать о своих друзьях?(ответы детей)

Учитель: В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием:

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Учитель: А есть ли у вас друг?

Учитель: А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?

(Добрые, веселые, умные и т. д.)

  1. Качества настоящего друга Игра «Ромашка»

И так мы с вами рассказывали друг другу, кто такой друг. А сейчас я предлагаю вам поиграть в «Ромашку». Возьмите в кейсах цветок и конверт в которых лепестки цветка на них написаны качества человека. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а наклеите главные качества, без которого дружба не может состояться. (Ребята наклеивают слова) помощь, забота о человеке, добрый, веселый, умные, преданность, правдивый, поддержка, предательство, лесть, злые, грубый, ненависть, защита, долг, верность

После того как лепестки наклеют на ромашку, читают их. Все вместе, используя «Ромашку», еще раз отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»

Учитель: Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, по­мощь позволяют охарактеризовать поня­тия «дружба» и «друг».

Учитель: Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. Ребята, я хочу, чтобы вы наклеили ромашки на выставку своих рисунков, где вы изобразили своих друзей

Учитель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок —
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам?

Учитель: Друг — это тот человек, который тревожится, волнуется, пережива­ет и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

Учитель: А для чего нужны друзья?

Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете
Для хороших славных дел.

  1. «Законы» дружбы

Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Ведь есть определенные правила дружбы

Учитель: Давайте распределим слова, которые относятся дружбе, а какие нет. Что же у нас получилось?

(Правила распределяются на доске: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)

  • уступать

  • Не бояться просить прощения, если обидел друга

  • Не грубить

  • Не злиться

  • Не жадничать

  • Помогать другу

  • Быть честным

Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга — ищи, а нашел — береги».

Законы дружбы:

  1. Помогать друг другу.

  2. Умей с другом разделить радость

  3. Не смейся над недостатками друга.

  4. Умей принять помощь, совет.

  5. Не обижайся на критику

  6. Не обманывай друга

  7. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

  8. Не предавай своего друга

  9. Относись к другу так, как хотелось бы чтобы относились к тебе


III. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов занятия.

Я надеюсь, что мы теперь будем более внимательно относиться друг другу. Будем стараться выполнять законы дружбы. Эти законы мы поместим в нашем классном уголке.

  1. Рефлексия

Учитель: Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произой­ти в нашем классе, если все вокруг подружатся?

Чтобы солнышко светило
Чтоб на всех его хватило,
Чтоб цвели в лугах цветы,
Чтоб дружили я и ты.
За руки возьмемся, встанем в круг.
Каждый человек человеку — друг!
За руки возьмемся, пусть пойдет
По земле огромный хоровод!

Учитель: Пожелание — Удачи всем в поисках настоящего друга! После ваших открытий у меня настроение стало таким приподнятым, что в конце нашего классного часа захотелось вместе с вами спеть. А вам?

Исполнение песни «Вместе весело шагать» (Слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского, из кинофильма)

Припев:
Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам!
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепелка, перепелочка!
Раз иголка, два иголка — будет елочка!
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!
Раз словечко, два словечко — будет песенка!

Припев.

В небесах зари полоска заполощется.
Раз березка, два березка — будет рощица!
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!
Раз словечко, два словечко — будет песенка!

Припев.

Нам счастливую тропинку выбрать надобно.
Раз дождинка, два дождинка — будет радуга!
Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!
Раз словечко, два словечко — будет песенка!

Список использованной литературы


1.С.И. Ожегов Словарь русского языка.- М.: «Русский язык», 1988.

2. М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. Настольная книга классного руководителя в 5-8 классах – Ростов-на-Дону.: «Феникс»,2005.

3. С.И. Семенака Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия. М.: «Аркти», 2006


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


  1. Песни «Вместе весело шагать» (Слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского).

  2. Песня «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского).

  3. Песня М.П. Пляцковского «Совершите чудо»

  4. Л. Измайлов стихотворение «Монолог о дружбе»:

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: