Разработка внеклассного мероприятия «Правила поведения в лесу»


Государственная бюджетная специальная (коррекционная)

школа-интернат VIII вида с. Малый Толкай

Похвистневского района Самарской области















Разработка внеклассного мероприятия
«Правила поведения в лесу»









подготовила

классный руководитель

Чуватова Любовь Петровна







с. Малый Толкай

2013



Внеклассное мероприятие « Правила поведения в лесу»

Слайд

Цель:

  • воспитать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе,

  • выработать потребность в общении с природой.

Оборудование:

  • выставка рисунков детей на тему: «Наша прогулка в природу»,

  • иллюстрация по правилам поведения в природе,

  • грамзапись «Голоса птиц в природе»,

  • презентация в Microsoft PowerPoint.

Предварительная работа:

  • экскурсия в природу,

  • рисунки «Наша прогулка в природу»,

Участники: педагог, дети.

Слайд 2-3

Учитель: Ребята! Мы с вами уже много знаем о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила?

Ученик: Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились и птицы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало.

Слайд-4-5

Учитель: Давайте подумаем, что нас радует в природе. (Ответы детей.) Да, красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. (Грамзапись «Голоса птиц».) Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Обратите внимание на эту красоту.

Чем же вы больше всего занимаетесь, бывая на прогулках? (Ответы детей.) Играете в мяч, ловите рыбу, катаетесь на лодке, купаетесь в реке, собираете грибы, отдыхаете у костра.

Слайд- 6 Отгадайте ребусы.

(Костёр)

(Огонь)

Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на этой линейки? (Ответы детей.) О пожарах лесных и степных.

Учитель: Когда огонь друг, а когда враг? (ответы детей) Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается во зло. Большая часть пожаров происходит по вине людей из-за их беспечности. Вы сейчас слушаете и думаете, что к вам это не относится, — вы лично спичками не играете и друзьям своим не позволяете это делать. А количество пожаров растёт. Отчего же происходят пожары? (Ответы детей.)

Например, ребята собирали тополиный пух во дворе и подожгли его. Правильно ли дети поступили или нет и почему? “Причины лесных пожаров”

  • удар молнии;

  • горячий пепел, вытряхнутый из курительной трубки;

  • зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных участках;

  • брошенная горящая спичка;

  • непогашенный окурок;

  • тлеющий после выстрела пыж;

  • брошенный в лесу пропитанный бензином или керосином обтирочный материал;

  • заправка топливом баков машин при работающем двигателе;

  • использование машин с неисправной системой питания двигателя горючим;

  • курение или пользование открытым гнём вблизи машин, заправляемых горючим;

  • непотушенный костёр;

  • разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности;

  • оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д.

Пожар легче предупредить, чем погасить, и маленькая спичка может обернуться большой бедой. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающие от пожара лесные массивы требуются нечеловеческие усилия, огромные силы и средства. Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике государства и окружающей нас природное среде. Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они представляют чрезвычайную опасность и для населения, поскольку к моменту начала борьбы, как правило, уже успевают развиться на большой площади. При этом возникает непосредственная угроза уничтожения огнём населённых пунктов и объектов народного хозяйства, расположенных вблизи лесных массивов, а также сильное задымление и загазованность территорий, даже удалённых от кромки леса. Так, в 1998 году в с. Климовка Ромненского района выгорели 12 подворий и 15 семей остались без жилья и имущества. Аналогичная ситуация произошла в 2007 г. в селе Калиновка Ромненского района. Основной причиной возникновения лесных пожаров является безответственное отношение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании о гнём, особенно в пожароопасный сезон.

Учитель: О каком красном петухе говорится? (Ответы детей.)

Давайте выясним причины пожаров.

(По ходу показа слайдов выясняется причина возникновения пожара.)

Учитель: Как можно затушить огонь? (ответы детей.)

Если пламя только занялось, можно попробовать сбить его сломанными ветками, небольшими деревцами или даже куртками. Вспыхнувшую траву можно затоптать ногами или забросать землёй.

Если у вас окажется лопата, можно окопать загоревшуюся траву до полуметра в ширину.

Если рядом находится ручей, можно принести воду из него и залить огонь.

(По ходу показа слайдов выясняется, чем страшен пожар).

Учитель: Почему птенчики погибнут? (Ответы детей.)

Учитель: А, теперь я хочу загадать вам загадки

Загадки:

  • Чего на свете нет сильнее? (Огня)

  • Ест бело, даёт черно. (Огонь)

  • Без рук, без ног к небу ползёт. (Дым ,Огонь)

  • Что выше дерева растёт? (Дым)

  • В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Спички)

  • По деревне прошёл — ничего не осталось. (Огонь)

  • Жевать не жуёт, а всё поедает. (Огонь)

  • Маленький конёк, вместо гривы – огонёк. (Спичка)

  • Он красив и ярко-красен
    Но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь)

  • Он даёт тепло и свет,
    С ним шутить не надо, нет. (Огонь)

  • Если дым валит клубами,
    Пламя бьётся языками,
    И огонь везде, и жар
    Это бедствие — … (Пожар)

  • На привале нам помог:
    Суп варил, картошку пёк.
    Для похода он хорош,
    Да с собой не понесёшь. (Костёр)

  • По деревне прошёл – ничего не оставил. (Огонь)

  • Красный телёнок чёрную корову лижет. (Огонь, котёл)

  • Шипит и злится, воды боится,
    С языком, а не лает,
    Без зубов, а кусает. (Огонь)

  • Вот такая мошка –
    Осиновая ножка!
    На стог села –
    Всё сено съела. (Спичка)

Учитель: Ну вот, теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.

Всегда ли при этом вы выполняете правила поведения?

Учитель: В лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава. Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища.

Знаете ли вы, что место под костром не зарастает травой в течение 5-7 лет? Пожалуйста, не делайте новых костровищ!

Какие же дрова можно использовать для костров? Правильно, сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток.

Учитель: Посмотрите на рисунок. Найдите туристов, которые правильно разводят костёр, и тех, кто этого делать не умеет. Почему вы так считаете? (Ответы детей.)

Что же останется на этом месте? А ведь под костром выгорит и верхний, плодородный слой почвы. Почва образовалась из минералов и горных пород, а также из разлагающихся органических веществ (остатков). 0,5 — 1 см почвы образуется за 100-300 лет. Берегите почву!

Учитель: Чьё изображение вы видите в середине плаката? Что нарисовано слева? Что нарисовано справа?

Учитель: Есть шалость, переходящая в хулиганство и даже преступление. Люди совершенно не думают, к каким последствиям могут привести такие «развлечения». А последствия могут быть самые трагичные. Бывают случаи, когда ребята поджигают сухую траву, среди которой приносящие пользу природе насекомые, например муравьи. Что произойдёт с насекомыми?

К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономно, а эгоистично, расточительно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт.

Ученик: Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко

(Ответы детей.)

Учитель: Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.

(По ходу показа слайдов выясняется, кто тушит лесные пожары, почему трудно тушить лесные пожары.)

Учитель: Помните, только взрослые могут потушить лесной пожар и чаще всего с применением специальной техники.

Загадки:

  1. Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я — огня сестричка, маленькая : (спичка).

  2. Дым увидел — не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные)

  3. Кто меня не бережётся, тот так скоро обожжётся. (Огонь)

  4. При пожаре не сидим, набираем : (01)

Учитель: Если вы почувствовали запах гари в лесу, не дожидайтесь, пока огонь станет видно, начинайте двигаться. Огонь всегда идёт по направлению ветра, значит, вам нужно бежать в поперечном направлении, иначе огонь может вас догнать: ведь он движется с огромной скоростью! При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды. Хорошо если вам удастся перебраться через реку: тогда пожар вас не догонит. Следует помнить:

  • местность понижается по направлению к воде — ведь вода всегда течёт вниз;

  • большие просветы в лесу — признак озера, болота или вырубки.

Выйдя из леса, обязательно сообщите о пожаре взрослым или в специальную службу по тушению лесных пожаров.

Учитель: Назовите причины пожаров. (Ответы детей.)

Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины: источника огня среди деревьев нет. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще человек.

Учитель: Давайте сформулируем правила поведения в природе и постараемся следовать им.

Учитель: Послушайте отрывки из стихотворения Д. Лапиня, П. Юрциньш «Не шали с огнём»

Ученик: Огонёк всегда такой —
И хороший и плохой:
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.

Ученик: Трое маленьких зайчат
С огоньком сидят, шалят.
Им, зайчатам, невдомёк,
Что опасен огонёк.

Ученик: Взгляд лесничего суров:
— Здесь не место для костров!
Погасить велел костёр,
И закончил разговор.

Ученик: Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудиться.
И огня не разжигай
Там, где зреет урожай.

Ученик: Побежал, как ручеёк,
В старой травке огонёк.
Разве скажет кто-нибудь,
Где он свой закончит путь?
(Д. Лапиня, П. Юрциньш)

Давайте еще раз вспомним правила, которые необходимо соблюдать в лесу.

И всю красоту и богатство земли нашей сбережем для наших потомков.


Список литературы

1. М.А. Алоева, В.Е. Бейсова. Настольная книга классного руководителя в 5-8 классах – Ростов-на-Дону.: «Феникс»,2005.

2. С.И. Семенака Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно- развивающие занятия. М.: «Аркти», 2006


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: