«Развитие критического мышления на уроках биологии»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Чудово Новгородской области






Педагогическая статья

«Развитие критического мышления

на уроках биологии»










подготовила

учитель биологии и географии

Степахина Татьяна Анатольевна







г. Чудово

2013



«Развитие критического мышления на уроках биологии».


В своей педагогической практике я столкнулась с проблемами:

1) активность учащихся низкая;

2) учащиеся не умеют анализировать, оценивать информацию;

3) не могут грамотно построить ответ;

4) большинство детей механически запоминают информацию;

5) домашнее задание не выполняют.

Причинами выше перечисленных проблем являются:

1) сама личность. Это привычка паразитировать, сформировавшаяся за годы безделья, и неверие в свои силы, и страх перед неудовлетворительными оценками, и неподготовленность на данный момент;

2) родители перестали должным образом уделять внимание своим детям.

Из перечисленных выше проблем могут возникнуть последствия, как скудность интеллекта, скованность мышления, бедность и блёклость состояния знаний, а значит, и умений и навыков. Такое искоренить трудно, но можно. Как? Я постоянно нахожу приёмы, которые помогают мне заинтересовать обучающихся. Научить ученика осмысливать и передавать информацию – вот главная моя задача, как учителя.

Помогут решить указанные выше проблемы уроки, которые призваны:

1) развивать творческую активность учащихся;

2) развивать познавательный интерес;

3) формировать человека с активной жизненной позицией.

Что оцениваем, если говорить о навыках критического мышления?

Можно выделить:

1) умение анализировать учебную проблему;

2) оценивать предлагаемые решения;

3) соотносить свое решение с возможными вариантами других учеников;

4) выбирать эффективные задачи и т.д..

Но не все навыки можно оценить с помощью оценки. Например, как оценить способность ученика отказаться от своего мнения в пользу мнения другого, умения конкретно выражать свои суждения, умение работать в группе.

Некоторые умения и навыки проверяются. Для этого есть традиционные методики. Например, тесты, в которых есть вопросы на воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез.

Критическое мышление – подход в обучении, который развивает мыслительную деятельность ребёнка, развивает его творческий потенциал, чтобы он мог применить полученные знания в жизни и легко мог адаптироваться в окружающей среде.

Я использую на своих уроках биологии приёмы формирования критического мышления. Вовлечённые в процесс критического мышления, они добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретённые знания и умения в жизни, учатся формулировать свои мнения и идеи.

На своих уроках я использую разные приёмы и их начинаю применять

с пятого класса. Ведь учителя биологии сталкиваются с тем, что дети не справляются с программой из-за своего неумения читать. Текст – сообщение, информация. А задача читателя – понять смысл прочитанного. Когда ученик сталкивается с более сложным текстом, у него возникают трудности в обучении. Причины непонимания текста может быть разными:

— незнание отдельных слов и выражений;

— слово имеет несколько значений, нужно выяснить, в каком именно значении употреблено это слово.

Поэтому я даю детям следующие упражнения:

Задание №1.

Найти непонятные слова и выражения. Выяснить их значения.

Задание №2.

Найти слова в непривычном употреблении.

Задание №3.

Найти слова, употребляемые в переносном смысле.

Чтобы дети хорошо осмысливали текст, я даю им упражнения, которые

направлены на установление связей между тексом и смысловой целостностью:

Задание №1.

Придумайте заглавие к тексту (к абзацу), чтобы оно отражало его суть.

Задание №2.

Составьте план не словами, а рисунками, схемами, знаками.

В этом случаи информация осмысливается глубже: её приходится переводить из речевой в образную.

Часто я даю и такое задание. Составьте вопросы к тексту: чей список вопросов будет самым длинным (кто отметит мелкие подробности текста). Многие могут просто сказать, что работа с текстом не дело учителя биологии. Но не жду, что кто-то придёт и научит моего ученика, ведь я испытываю с ним трудности, обучая его своему предмету. Значит, я должна ему помочь.

Работая с текстом, я использую приём «Чтение с остановками». Я разбиваю текст на логические куски. Учащиеся читают его и останавливаются в определенном месте ( по усмотрению учителя, это может быть многоточие в середине предложения, конец абзаца). Затем я задаю вопросы о дальнейшем развитии мысли (Как вы считаете, о чём пойдёт речь в тексте дальше?). Ученики высказывают свои суждения, читают текст дальше и сопоставляют свои предложения с прочитанным.

Ученики с текстом на уроке могут работать и так. Во время чтения делать карандашные заметки на полях («+» — я это знал до прочтения текста, «V» -это новая для меня информация, «?» — это мне непонятно), записывать в колонку ключевые слова, подтверждающие высказанные во время стадии вызова версии, а также слова, характеризующие новую для каждого ученика информацию.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что обучающиеся не просто читают и ли слушают текст, а они преломляют его через призму своих целей и вопросов.

В своей практике я использую приём «Знаю, хочу знать, узнал» (ЗХУ).

Учащиеся чертят в тетради таблицу. В ней три графы: 1- знаю, 2 – хочу знать; 3-узнал. Таблица заполняется по ходу урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной проблеме. Затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотят получить ответ. В конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Часто на своих уроках биологии применяю приём «Ассоциации». Что я делаю: — пишу ключевое слово или словосочетание ; предлагаю учащимся написать слова, которые приходят на ум по выбран ной теме. У разных детей бывает записано разное количество слов. Я прошу обменяться идеями в парах, в группе. Это приводит к взаимному обучению учащихся. Этот приём помогает ученикам расширить свой словарный запас по той или иной теме, а также развивает коммуникативные умения. Ребята обмениваются своими идеями и таким образом взаимно обогащаются.

«Пятистишья» — этот приём помогает ученику самостоятельно мыслить и творить. Структура пятистишья следующая:

1) первая строка – одно слово, описывающее тему (существительное);

2) вторая строка – два слова, описывающие тему (два прилагательных);

3) третья строка – три слова, выражающее действие их по теме (три глагола);

4) четвертая строка – фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;

5) пятая строка – одно слово (синоним слова из первой строки), которое

подчеркивает сущность темы. Каждый ученик тратит 5 минут, чтобы написать пятистишье.

«Инсценировка» — этот приём заставляет ученика мыслить, помогает ему раскрыться в ходе работы, учит общению. За неделю до урока я определяю тему. Каждый ученик сам себе выбирает роль, а значит, стиль изложения своих мыслей на заданную тему. Затем они обсуждают свои наработки в группах. Такая работа развивает такие качества ребёнка, как: сотрудничество, ответственность, толератность, критическое мышление.

Урок – тренинг. Это урок активной мыслительной и речевой деятельности учащихся, форматом организации которого является групповая работа (работа в четвёрках).

Уроки тренинги могут быть использованы как при изучении нового материала+, закрепление пройденного. Однако особо целесообразно их использовать при обобщении и систематизации знаний учащихся.

Главным действующим лицом на уроке – тренинге является ученик. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательства выбора, происходит обобщение знаний и мощное развитие критического мышления.

Все приёмы, рассмотренные мной выше, направлены на развитие критичеческого мышления школьников на уроках биологии.

В настоящее время моя работа по развитию критического мышления у учащихся продолжается, так как я увидела определённые результаты своей работы:

— возросла мыслительная возможность учащихся, появилась гибкость в мышлении;

— возросла способность у обучающихся самостоятельно строить понятия и оперировать ими;

— возросла способность передавать другим свою информацию, шлифовать

её, понимать и принимать точку зрения другого человека;

— дети стали лучше анализировать получаемую информацию;

— повысилась мотивация учащихся к образовательному процессу.

Приёмы перечисленные выше нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей. А общие идеи: приоритет каждого суждения, не авторитарность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт — это не может существовать отдельно и использоваться от случая к случаю.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: