Родительские собрания. Новые формы взаимодействия.
Направления деятельности классного руководителя обширны и разнообразны: учение, здоровье детей, досуг, общение. Но главным направлением деятельности я считаю работу с родителями. В.А. Сухомлинский сказал: «Семья — это первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества (педагог, родитель, ребенок).
Для упорядочения и систематизации работы с родителями я составляю циклограмму, определяю дела, которые периодически повторяются и занимают большую часть времени. Примерная циклограмма, направленная на организацию сотрудничества с родителями. Ежедневно: индивидуальные звонки и SMS сообщения. Еженедельно: индивидуальные беседы с родителями, чьи дети часто пропускают уроки без уважительной причины или плохо успевают по предметам; проверка дневников; выражение благодарности. Ежемесячно: встреча с родительским активом (комитетом); работа над портфолио класса. Один раз в четверть: проведение родительского собрания или его вариативной формы (родительское чтение, родительский вечер родительский ринг); проведение совместного мероприятия для родителей и детей; анкетирование, награждение родителей по итогам четверти. Один раз в год: проведение творческого отчета учащимися, награждение родителей по итогам года.
В своей практике я использую как традиционнее формы работы, так и не традиционные. Традиционные: родительские собрания, беседы, лекции, диспуты, индивидуальные консультации, посещение семьи. Нетрадиционные формы: тренинги, психологические разминки, круглые столы, родительские вечера, родительские чтения, родительские ринги.
Родительское собрание остаётся на протяжении многих лет наиболее распространенной формой организации работы с родителями, как в детских садах, так и в школах. Чаще всего родители посещают собрания, когда их ребенок ходит в детский сад или в начальную школу. К 7,8 классу наблюдается спад активности родителей. Не многие папы и мамы стремятся на «вечерние встречи», где на них обрушивается «снежный ком» успеваемости класса или лекция о возрастных особенностях детей. Вот почему педагогам приходится находить новые, нестандартные формы работы.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости я провожу их чаще. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию я готовлю выставку работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. Мультимедийная презентация с фотографиями помогает родителям увидеть их детей в различных видах деятельности. На каждом родительском собрании я знакомлю родителей с литературой, к которой они могут обратиться по различным проблемам: питание, здоровье, права ребёнка, возрастные особенности и т.д. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно стать плодотворной беседой, направленной на определённый результат.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей, специфику классного коллектива.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии, психологические разминки и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Выбор родительского комитета сложная задача для многих классных руководителей. Но если попробовать предложить родителям поработать в учебном году по микрогруппам, то активность родителей увеличиться. В нашей школе воспитание школьников организуется по программе «Семь шагов к вершине». Таким образом, родителям целесообразнее предложить выбрать одно из семи направлений, в котором они могут сотрудничать. Работу всех микрогрупп родителей координирует родительский комитет. Для выбора родительского комитета можно провести деловую игру.
Для создания благоприятной, доверительной атмосферы общения я провожу игры, педагогические ситуации, психологические разминки, конкурсы, круглые столы по типу бумеранга, родительские чтения, родительские вечера.
Приведу несколько примеров.
Упражнение «Здравствуйте». Это упражнение может стать традиционным от первого родительского собрания. Ход упражнения – все находятся в кругу, классный руководитель предлагает всем участникам продолжить фразу, начинает сам. Фраза одного собрания – «Здравствуйте. После прошлого собрания я …». Следующее собрание можно начать фразой- «Здравствуйте. После прошлого собрания я поняла, что…» и т.д. заменяя одно слово. (Почувствовала, решила, осознала …) Данное упражнение позволяет вернуть к общему общению, взаимодействию; настроить на открытое общение друг с другом.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Одной из новых форм взаимодействия с родителями является родительское собрание, проводимое в форме студии. Суть студийных занятий – это обучение на трёх уровнях: теоретическом, практическом, технологическом. Оно проводится в виде групповой дискуссии, “круглого стола” или имитационно-ролевой игры, в конце которой проводится рефлексия. Главное отличие собраний – студий от традиционных собраний:
— неформальный характер общения педагогов и родителей;
— равноправное положение и активность всех участников обсуждения;
— положительный эмоциональный фон, который создаётся за счёт просмотра занятий, игр, видеозаписей разнообразной работы с детьми в рамках обсуждаемой темы;
— обязательная рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения.
Хорошо, когда у вас и ваших родителей существуют традиции. Это могут быть бутылочки с пожеланиями, черный ящик для отрицательных эмоций, устный журнал. Иногда новый взгляд на проблему в нестандартной, игровой ситуации помогает в корне изменить отношение к ней. Рассказ из «Веселых картинок». Учитель сказал каждый человек своим поведением напоминает какое нибудь животное. Попробуйте нарисовать своих мам и пап в виде симпатичных животных. Когда, я пришел домой, папа лежал на диване и читал газету. Мама возвратилась с работы с тяжелыми сумками. Я нарисовал папу медведем в берлоге, а маму верблюдом с огромными тюками. Потом родители спросили, для чего я рисую, и посоветовали не выдавать домашних секретов. Папа с казал: «Нарисуй меня лучше в виде бобра, а мама пусть будет беззаботно порхающей птичкой» Я так и сделал. Я сдал рисунок учителю. И тогда папу привлекли к ремонту школы, а маму заставили петь в родительском хоре.
Новая форма взаимодействия? Да. Какими будут ваши формы работы? Решать вам. Я нашла свое решение: надо быть естественной, искренней и нестандартной.