КОГОАУ СОШ г. Лузы Кировской области
Разработка родительского собрания по теме
«Алкоголь – наш общий враг»
Выполнила
социальный педагог
КОГОАУ СОШ г.Лузы:
Нелюбина Н.Б.
г. Луза
2011
Цель: подготовка родителей к антиалкогольному воспитанию в семье.
Задачи: ознакомить родителей с опасными последствиями употребления алкоголя, с причинами привыкания, особенностями влияния алкоголя на детский организм;
дать рекомендации по построению взаимоотношений с детьми в семье, ознакомить родителей с творчеством детей.
Подготовительная работа к собранию: подготовка анкет, подбор и выставка литературы на данную тему, согласование выступлений участников собрания, подготовка рекомендаций по теме.
Участвуют: классный руководитель, преподаватель биологии, родители учащихся, приглашённый врач психиатр- нарколог районной больницы, инспектор ПДН.
Ход собрания.
Классный руководитель. Показатели роста пьянства и алкоголизма среди детей и подростков в настоящее время не вызывают сомнений. Подростки, молодёжь, наша смена, будущее работоспособное население нашей страны, люди, которые должны будут решать демографическую проблему, спиваются. Разве это может не волновать нас всех, и в первую очередь родителей?
Пьянство-это, конечно, ещё не алкоголизм, но и оно приносит много бед и расценивается как антиобщественная форма поведения. Пьянство опасно переходом в алкоголизм. А это уже очень серьёзное заболевание с последующими расстройствами психического характера, поражением внутренних органов и другими, вытекающими отсюда последствиями.
Хмельные напитки из фруктов, мёда, молока люди научились готовить ещё в глубокой древности. Арабский алхимик, доктор Рагез, в результате своих экспериментов получил одурманивающую жидкость и назвал её «аль коголь». Позднее её назвали « спиритус», что означает «дух». И с тех пор этот «дух» вызывает алкогольное опьянение человека, грубо нарушая нормальное функционирование его головного мозга Смертельная доза для взрослого человека -7-8 г чистого алкоголя на 1 кг веса. А для детей и подростков она в 4-5 раз ниже.
Главным признаком алкоголизма как болезни является отсутствие контроля выпитого. И последующая жажда опохмелиться – тоже является отличительной чертой алкоголика.
Как же попадают люди в цепкие объятия алкоголя? Одни по наивности, другие по глупости. Но в большинстве- добровольно встают на путь, ведущий к гибели.
Учитель биологии. Человек в этом мире живёт, стремится к чему-то ради получения удовольствий. В природе существуют биологические вещества, которые оказывают активное влияние на «центры удовольствия» в нашем организме. Эти вещества, катехоламины, вызывают чувство эйфории, ощущение наслаждения.
К сожалению, они находятся и в алкоголе. У одних они вызывают низкий уровень удовлетворения, у других- большой. И тогда эти, другие, начинают чаще употреблять спиртные напитки. А подаёт команды выпивать гипоталамус- подкорковое образование головного мозга. Есть предположение, что у людей, злоупотребляющих алкоголем, часть нервных клеток в головном мозге перестраивается и образуется так называемый «центр алкоголизма», который и запрашивает всё новые и новые порции алкоголя. Приказы «центра» настолько настойчивы и болезненны (кстати сказать, как в физическом, так и в психологическом плане), что человек идёт на всё, чтобы их исполнить.
Врач. Алкоголь- сильнодействующий наркотик. Он отравляет организм, разрушает здоровье человека. Страдают все органы и системы организма. И чем моложе организм, тем меньше его сопротивление губительному влиянию.
Зависимость от алкоголя у подростков наступает в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых (в течение 1-3 лет). Девятилетний мальчик попал в зависимость от спиртного после употребления браги в течение двух месяцев, в другом случае десятилетнему мальчику родители перед едой давали для аппетита 30 г красного вина, мальчик стал приходить домой пьяным. И таких случаев не мало.
Алкоголь попадая в растущий организм, жадно поглощает воду из тканей организма, потому что имеет способность растворяться в воде. Его поражающее действие усиливается из-за интенсивного обмена веществ в детском организме. Поражается прежде всего нервная система. Именно поэтому подростки становятся неуправляемыми: не готовят домашнее задание, становятся дерзкими, прогуливают уроки. К тому же они часто болеют, т.к. организм теряет силу своей сопротивляемости, он становится податлив различным инфекциям.
Когда появляется физическая зависимость от алкоголя, подростку приходится уже бороться с состоянием похмелья (дрожание рук, потливость, рвота, сердцебиение, сухость во рту, головокружение, головная боль, кошмары во сне, страх, тревога)
В человеческом мозге происходят необратимые процессы, гибнут нервные клетки, снижается интеллект. Всё это постепенно приводит к развитию слабоумия. Человек уже не способен реально воспринимать явления окружающего мира. Ещё Аристотель утверждал, что опьянение – это добровольное сумасшествие.
Если алкоголизм у подростка находится в начальной стадии, то он обратим. Рецепт- воздержание от употребления любого алкогольного напитка. Лечение эффективно только на начальной стадии.
Если алкоголизм в чистом виде в подростковом возрасте встречается не так часто, то нервно-психические расстройства не являются редкостью: умственное недоразвитие, негативные изменения в характере.
А что же ждёт людей, злоупотребляющих алкоголем в недалёком будущем?
Во-первых, заболевания печени (жировая дистрофия, гепатит, цирроз). И, конечно, заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертония, ишемия, миокардиопатия, инфаркт, инсульт) Со стороны нервной системы- расстройства сознания и другие психопатические нарушения.. Именно такое состояние провоцирует человека на выяснение отношений в скандальном варианте, что в конечном счёте приводит к дракам и убийствам.
Учёными доказана связь алкоголизма с нарушением половой функции и с рождением неполноценного потомства (рождаются дети-олигофрены) Алкоголь губит половые клетки: они претерпевают изменения и передают потомству патологическую генетическую информацию (порок сердца, отставание в росте, всевозможные уродства, отставание в умственном развитии). Происходит хроническое алкогольное поражение плода в утробе матери. К моменту рождения ребёнок уже болен.
Проблема пагубного воздействия алкоголя на потомство исследовалась многими учёными. Вот к какому выводу пришёл французский учёный Моррель, исследовавший жизнь четырёх поколений алкоголиков: « В первом поколении нравственная испорченность, алкогольные излишества, во втором- пьянство в полном смысле, представители третьего поколения были склонны к самоубийствам и убийствам, в четвёртом- люди становились идиотами».
Л.Н.Толстой писал: «…Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего , губит души людей и их потомство».
Классный руководитель. Быстро растут наши дети. При этом в их организмах происходят сложнейшие процессы. Формируется их характер, происходит становление личности. Многими вопросами и проблемами встречает жизнь растущего человека. Он с большим интересом впитывает всё то, что ему предложено окружающими людьми, книгами, радио, телевидением. Многие знания из полученных необходимы. Но далеко не всё, что воспринимает ваш ребёнок, полезно.
Многие дети массу времени проводят у экрана телевизора и смотрят всё подряд. И среди этого «подряд» немало «питейных» сцен, иногда безобразных (что тоже вызывает нездоровый интерес и любопытство), а иногда красиво оформленных застолий, с яркими героями, застольными речами и нарядами. Как же волнующе, Как хочется подражать. И они подражают. Не с этого ли всё начинается? С непреодолимого желания быть таким же красивым и уверенным в себе и так же непринуждённо потянуться к рюмке?
Психолог. Наши дети, вступая в подростковый возраст (особенно мальчики), становятся членами той или иной группы (в классе, во дворе, по месту внеклассных занятий). Их привлекает новизна, общность интересов, какие-то тайны, «крутизна» поведения членов группы, пренебрежение запретами. Это гипнотизирует ребят. Подросток, став членом группы, принимает определённые групповые нормы поведения. В определённых ситуациях некоторые члены группы, особенно новички, испытывают групповое давление. Новичок либо принимает правила, либо нет. И тогда он подвергается давлению. При неподчинении член группы становится отверженным, его бойкотируют. Подростком это переносится очень болезненно.
Подростки дорожат своими «братствами», возможно, большинству из них очень одиноко и в школе и дома.
Уважаемые родители, не забывайте о детях, не смотря на свою загруженность на работе и дома и проблемы современной жизни. Нельзя оставлять детей одних с их проблемами, потому что они обязательно будут искать сочувствия и понимания в какой-то группе и не всегда положительной.
Учите детей проявлять волю в ситуациях группового давления, будьте внимательны к своим детям. Говорите им о том, что слепо следовать за толпой – значит потерять свою свободу и индивидуальность. Ведь человек волен принять своё собственное решение, сказать «нет», тем более негативному явлению. Неумение противостоять натиску может вовлечь его в действия, не соответствующие нормам морали и права. Мальчишечьи группы не всегда правильно выбирают цели и нормы поведения, некоторые из них идут по пути алкоголя и наркотиков, негативного отношения к знаниям, краж, агрессивного поведения.
Уважаемые родители, постарайтесь выстроить доверительные отношения с вашим ребёнком. Тогда вам легче будет с ним общаться и вы всегда будете знать на какого рода вечеринку идёт ваш ребёнок. Если со спиртным, то лучше посоветовать отказаться (даже если сын обещает не употреблять спиртное), спокойно обсудите все возможные последствия вечеринки. Если ситуация давления, принуждения к выпивке возникает во время празднования, посоветуйте ребёнку под любым предлогом позвонить вам . А вы всегда сможете найти причину, чтобы отозвать сына или дочь домой. В итоге подросток избежит неприятной ситуации. А вследующий раз уже задумается над тем, следует ли ему идти в такую компанию.
Дети должны твёрдо осознавать, что, не сумев однажды сказать «нет», они могут попасть в алкогольную зависимость.
Психолог предлагает родителям заполнить анкету.
Анкета.
Беседуете ли вы с вашими детьми о вреде алкоголя?
Да __ ; нет ___ ; часто ______; редко ____
Ваш сын (дочь) уже пробовал (а) спиртные напитки?
Да_____ ; нет_____ ; не знаю_____ ; не думаю______
Вы знаете, где он (она) это сделал (а) ?
Дома___; на празднике___; на дне рождения____; не знаю___; в компании____
Употребление спиртного повторялось?
Да___; не знаю____; нет____; не замечала____
Приняты ли в вашей семье застолья со спиртным?
Да____; когда приходят гости, друзья____; нет___; только по праздникам___
Ваши дети –участники праздничных застолий?
Да__-; нет____; да, но без спиртного___
7.Часто ли вы, родители, проводите своё время с детьми?
Да___; нет____; стараюсь___; слишком занят____
Кто в семье уделяет больше времени детям?
Мать___; отец___; оба стараемся___; бабушка___;дедушка___
9 Доверие и взаимопонимание – это о вас и ваших детях?
Да__; нет___; не всегда___; стараемся этого добиться___
Кто оказывает положительное влияние на ребёнка в большей степени?
Мать___; друзья___; отец___; школа____; родственники___
Что, по-вашему, отрицательно влияет на поведение вашего ребёнка?
Друзья__; улица___; безволие___; разногласия родителей в вопросах воспитания___
Есть ли у вашего ребёнка любимое занятие?
Да___; нет__; не знаю__; он всё ещё выбирает___
Сейчас, уважаемые родители, предлагаю для вас практикум по данной теме . Вопросы для обсуждения:
Считаете ли вы, что дети должны находиться за праздничным столом, если он накрыт со спиртным? Родители делятся на две группы, высказываясь «за» и «против».
Считаете ли вы, что отец и мать всегда должны быть едины в оценке поступка ребёнка при выборе наказания? Родители высказывают аргументы «за» и «против».
Ваш ребёнок пришёл домой с явным запахом алкоголя. Вы сами разберётесь или обязательно сообщите о проступке отцу (матери)? Родители высказывают аргументы «за» и «против».
Классный руководитель. Неустойчивость характера детей подросткового возраста требует от родителей знаний, внимания и, обязательно, такта. Запрещая детям употреблять алкоголь, многие родители сами относятся к его употреблению вполне терпимо. Более того разного рода вечеринки, праздники не мыслятся большинством без крепких напитков.
Чему могут научиться дети, созерцая весёлое застолье? Статистика утверждает, что подавляющий процент пьющих подростков пристрастилось к этому занятию в подростковом возрасте, а именно с 11 до 15 лет.
Совсем не секрет, что в семьях отцы употребляют алкоголь, много среди них злоупотребляющих. В таких семьях главным пропагандистом здорового образа жизни становится мать (если сама не подвержена пороку злоупотребления) Доверительные отношения между матерью и детьми дают возможность положительно влиять на детей и спасти положение Но, если мать заявляет, что не видит ничего страшного в том, что отец немного расслабился после работы, то дети со временем усвоят, что в так называемом расслаблении нет ничего плохого, а значит можно попробовать и самим.
Инспектор ПДН. Предлагает вниманию родителей статистические данные по теме собрания. Вместе с родителями делается вывод о том, что количество подростков, употребляющих алкогольные напитки, растёт.
Уважаемые родители, если вы стали замечать в поведении своих детей что-то неладное:
— они стали хуже учиться;
_допускать непосещение уроков без уважительной причины;
_стали грубыми и злобными даже по отношению к тем, кого недавно любили и уважали;
_совершают немотивированные поступки;
_проявляют агрессивность или наоборот, апатичны и равнодушны,
знайте, что у ваших детей (и у вас ) беда! И детей стоит проверить на предмет употребления алкоголя.
Спокойно, без крика и раздражения (этим делу не поможешь, а только обозлишь и оттолкнёшь ребёнка), постарайтесь выяснить причины, побудившие его (её) поднять рюмку. Тактично и настойчиво объясняйте пагубность выбранного ими пути. Скажите, что народная мудрость не зря говорит:
— с водкой дружить – здоровье прожить (а его надо беречь, потому что человек на земле живёт для того, чтобы жить, творить и радоваться жизни
— Попей, попей, увидишь чертей (алкогольные психозы, в итоге деградация личности)
— Было ремесло да хмелем поросло (пьяницам не до работы, а мужчина должен обеспечивать семью, заботиться о детях)
— Пьянством горе не кончается лишь обновляется (проблемы не уйдут, их придётся решать, но уже на тяжёлую голову, что гораздо труднее; к тому же и вред здоровью, а значит и горе близким людям)
-Где опьянение, там и преступление (у пьяного в голове работает хмель, а не ум; пьяный человек не контролирует свои эмоции и поступки; он не может правильно оценить последствия своего поведения)
— на радостях запьёшь – с горем под руку пойдёшь (частые выпивки даже по случаю приятных жизненных обстоятельств могут превратиться в привычку и зависимость от алкоголя, что и принесёт все ранее перечисленные проблемы)
— Не смотри на пьяного Фому, лучше на старателя Ерёму (бери пример с хороших людей)
Обсудите с детьми эти изречения, в каждом из них заключается краткая программа антиалкогольного воспитания.
Классный руководитель предлагает родителям обсудить всё сказанное, поделиться своими мыслями на данную тему.
После обсуждения родители приходят к выводам:
— дефекты семейного воспитания способствуют развитию у детей вредных привычек;
— низкий культурный уровень и незанятость приводят к употреблению алкоголя;
— сложившиеся обычаи и традиции семейных застолий влекут тяжёлые последствия;
— кино-и телепропаганда успешного героя с сигаретой и рюмкой не способствует формированию полезных привычек у детей;
— личный пример выпивающих людей, обладающих авторитетом в определённой микросреде, сказывается на воспитании других его членов отрицательно; это особенно опасно для подростков, склонных к подражательству;
— здоровый микроклимат семьи, положительный пример родителей – хорошая основа антиалкогольного воспитания;
— труд, разумная занятость детей – одно из главных условий воспитания положительных привычек;
— все взрослые, а родители в первую очередь отвечают за воспитание своих детей.
Литература
Гавриков В.А., Гавриков Н.А. Мудрое слово о здоровье. Краснодар, 1984.
Кондрашенко В.Т. Пьянство и алкоголизм у подростков. Мн.: Высшая школа, 1989.
Загурский В.Н., Круглянский В.Ф. Что мы знаем об алкоголизме. Мн.: Наука и техника, 1986
Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. Мн.: Народная асвета, 1987.