Родительское собрание на тему: «Какой папа нужен ребенку?»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №4 г. Озёры Московской области

















Родительское собрание

на тему:



«Какой папа нужен ребенку?»























Составила: Редькина Т.А.

учитель начальных классов



2010г.

Родительское собрание на тему: «Какой папа нужен ребенку?»



Цели:

  • Выявить представление родителей о роли отцов в воспитании своих детей.

  • Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания.



Форма:

  • Информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.



Подготовительный этап:

  • Проведение конкурса рисунков «Мой папа»

  • Написание сочинения «Мой папа»



Ход собрания.



I.Вступительное слово учителя.



Отец – это звучит гордо! Ведь мой ребенок – это я, только завтрашний, тот, кому я могу передать все лучшее, что есть во мне. Добрые, взаимообогащающие отношения строятся между отцом, сыном или дочкой, когда он подходит к его развитию с такой установкой.

Хорошими отцами не рождаются, ими даже не сразу становятся с появлением младенца.

Еще Аристотель замечал, что отцовство – признак зрелости, гражданской и личностной. Поэтому-то и призывал молодых людей откладывать появление потомства за тридцатилетний рубеж.

Совсем не просто грамотно выбирать стратегию и тактику семейного развития. Но наше желание создать благополучную семью со счастливым настоящим и будущим обязывает нас, мужчин, брать эту ответственность на себя. Иначе, какие же мы отцы, если наш корабль бьет и мотает на волнах житейского моря, как судно без руля и ветрил? Там, на капитанском мостике, место истинного мужчины и отца. Думаю, что рядом каждая женщина вполне согласилась бы стать штурманом рядом с опытным капитаном и не чувствовала бы от этого ущемленного самолюбия.

А теперь давайте же заглянем в школьный класс, где идет родительское собрание…

Кто примостился за партами, внимательно слушая учителя? В основном, конечно, матери.

А отцы? Где же мы?

К сожалению, воспитание детей стало по преимуществу женским делом, и это дает о себе знать уже сегодня – в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, и к отцовскому счастью, которое далеко не всегда осознается как высшая ценность.

Часто можно услышать: «Нашему мальчику не хватает мужской руки». И мы понимаем, речь идет не о той руке, которая может крепко ударить, а о той, на которую можно опереться.

Дети должны знать: есть на свете нечто, что могут сделать и вынести лишь мужские руки, мужские плечи. Такое знание не усваивается на словах – только на опыте.

Если мальчик хоть раз в жизни видел, как его отец бросился выручать женщину, если заметил, как он уступает место тому, кто в этом больше всех нуждается, такой мальчик уже в детстве усвоит нормы порядочности, нормы естественного мужского поведения.

Самая лучшая женщина в мире, самоотверженная и преданная мать, не восполнит мальчику, да и девочке того, что может дать ему только отец.

Воспитание ребенка только тогда может быть полноценным, всесторонним и естественным, когда в нем участвуют оба родителя. Кстати, статистика неблагополучных подростков, оказавшихся в колониях, свидетельствует: более 70% из них – из так называемых неполных семей. То есть тех, где отец отсутствует.

Даже в условиях раздельного проживания родителей несовершеннолетний должен постоянно ощущать их внимание и заботу. И как важно, чтобы горькое последствие развода между родителями по возможности меньше отражалось на детях, для которых мы всегда остаемся матерью и отцом. И эту кровную, созданную природой связь, нельзя прерывать.

Полная безотцовщина уродует души детей, прежде всего, дурно воздействует на них через беспокойную, настороженную мать. Отсюда повышенная реактивность и агрессивность, отмечаемая психологами у детей, выросших в неполных семьях: нет уверенности, устойчивости, которые придает всему дому отец.

Но и неумный, недобрый родитель скорее вредит домашнему самочувствию, делу воспитания, чем помогает.

К сожалению, бывают семьи, где папа уверен в собственном совершенстве и считает, если он озоровал в детстве, а потом приличным человеком сделался; плохо учился, а не глупей иных образованных жизнь ведет; сам не чурался алкоголя, никотина и беды не находит в раннем пристрастии сына к этим порокам – если все традиционные мужские пороки возводит в мужские доблести, то можно заключить: он – родитель, но не отец-воспитатель, поскольку это не одно и то же.

Но хорошего человека на одних благих пожеланиях не вырастить. Важно не только, что хотят в ребенке заложить родители, но и как они это делают.

Ведь не секрет: в иных семьях отец выступает в роли грозного судьи, прибегая к помощи ремня. Как правило, ничего доброго из этой системы воспитания не получается: насилие порождает равнозначный протест, зло и жестокость.

А вот уважительная справедливость, дружеское участие в сочетании с принципиальной требовательностью – такое отношение отца к ребенку может быть наиболее благоприятным, в особенности, когда оно сочетается с нежностью, лаской, заботливостью, которые оказывает ребенку мать.

Важная и интересная сфера воспитания – отношение отца и дочки.

Вспомните сказки… С кем грозный и беспощадный царь более всего мягкотел и добродушен? Ну, конечно же, со своей дочкой-принцессой, чьи желания – непреложный закон для упрямого правителя. «Я у батюшки жила, сладко ела и пила» — такой лейтмотив многих народных песен и сказаний. Таким видится взрослым дочерям отчий дом.

И как бы ни желал страстно отец появления сына, как бы ни сетовал поначалу на рождение дочери, с полным основанием можно сказать, что потом дочерей любят как-то нежнее, чем мальчишек. Подумать только: от тебя «отпочковалось» существо иного пола и сути, хотя на тебя и похожее, но совсем особое. Можно без преувеличения сказать, что любовь к дочери – самое святое и возвышенное чувство, на которое только способен мужчина.

Отец для девочки – это еще и воплощение мужского начала вообще. То ли восхищаться и уважать, толи раболепно подчиняться, то ли бояться и презирать. Так что хороший, добрый отец воспитывает будущую жену и мать семейства из своей дочки своим поведением в собственном доме, своим авторитетом.

Макаренко писал о родительском авторитете, что смысл авторитета в том, что он не требует никаких доказательств, что принимается как несомненное достоинство старших, как его сила и ценность.

Часто приходится слышать вопрос : «Что делать с ребенком, если он не слушается?» Вот это самое «не слушается» навряд ли и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

В чем же должен состоять настоящий родительский авторитет?

Главным его основанием является образ жизни и работы родителей, их гражданское лицо.

Если родители живут честно, разумно, если перед ними стоят значительные и прекрасные цели, если они всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть родительский авторитет. Как можно раньше дети должны узнать, где работают родители, чем интересуются. Дело отца и матери должно выступать перед ребенком как серьезное, заслуживающее уважения дело.

Но вы не только гражданин, вы еще и отец.

Вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок.

Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях, вы должны их предугадывать и предупреждать. Поставьте дело так, чтобы дети сами рассказали о своих делах, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

Зная своего ребенка, вы всегда сможете вовремя помочь ему.

Родители должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но, если надо, и решительный тон в своих деловых распоряжениях, а дети должны уметь подчиняться распоряжению и выполнять его охотно.

Необходимо следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

— оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением;

— оно должно быть пассивным и разумным для ребенка;

— оно не должно противоречить распоряжению другого родителя.

Давая повторное распоряжение и добиваясь его выполнения, задумайтесь, почему возникло сопротивление вашему распоряжению, и вы обязательно увидите, что в чем-то сами были виноваты, что-то сами сделали неправильно.

Самое важное в этой области, чтобы не накапливался опыт непослушания. Если вы этого не допустите, вам никогда не придется впоследствии прибегать к наказанию. (Кстати, физическое наказание – это показатель не только слабости, растерянности, бессилия родителей, но и крайнего педагогического бескультурья. Ремень и тумак убивают в детском сердце тонкость и чувственность, утверждают примитивные инстинкты. Дети, воспитанные ремнем, делаются бездушными, скрытными и лживыми)

А.С.Макаренко не раз обращал внимание родителей и на то, что гораздо веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать сами. И наоборот, всегда вызывает жалость тот, кто не приспособлен к жизни, не умеет себя обслуживать, постоянно нуждается в помощи. Следовательно, чтобы дети были счастливы, нужно воспитывать их трудолюбивыми, умелыми. Приучая ребенка к труду, постарайтесь соблюдать следующие заповеди:

— предоставьте ему самостоятельность;

— не подсказывайте ему готовое решение;

— не пропустите момента, когда достигнут первый успех;

— старайтесь быть требовательным, но добрым воспитателем, а главное, не гоните детей от себя, когда вы занимаетесь какой-нибудь работой: потраченные сегодня минуты внимания к ребенку избавят вас от долгих часов мучения в более старшем возрасте.

Вся школьная жизнь наших детей состоит из проблем. И кто, как не мы, отцы, должны стать настоящими друзьями ребенку с первых школьных дней. Будьте готовы к тому, чтобы уметь понять и разделить проблемы и трудности. Конечно, нужно приучать ребенка к необходимости учиться самому. Но осознайте и другой принцип: нет в школьных учебниках наших детей ничего, что может быть вам непонятным. Да, кое-что вы забыли, но зато на вашей стороне житейский опыт, возраст.

Ребенок должен быть уверен – мама и папа знают все, они во всем помогут, они не бросят меня наедине с тем, что у меня не получается. Боритесь за детское чувство безопасности. Вникайте в каждый учебный день своего сына и дочери, чтобы в любой момент сразу почувствовать, в чем нужна ваша помощь. Каждый ребенок должен знать, что есть на свете такой человек, который поймет и защитит.

Хочется затронуть и еще одну проблему. Проблему усталости родителей от детей. Конечно, в общении с ребенком много такого, что вызывает нервное напряжение. Ребенок шумит, а нам так хочется тишины. И подчас мы не осознаем, как под воздействием накапливающегося утомления ухудшается наше отношение к детям. И мы выплескиваем на ребенка все эмоции, все раздражение.

Родительская усталость толкает и к равнодушию, к постепенной потере родительского интереса к подробностям детской жизни. А «выключение» родителей из участия в жизни ребенка – первый путь к отчуждению.

«Выключаясь», папы и мамы, чаще всего папы, сами, подчас не осознавая, начинают отодвигаться от ребенка, «уходить» от него внутренне. И сын и дочь отвечают тем же. Наступает пора взросления, видят родители, что вырастили весьма далеких себе людей. Усталости можно и нужно противостоять. Может, полезно изредка отдыхать от ребенка. И особенно надо отдыхать нашим мамам, уважаемые папы. Во-первых, и устают они больше, во-вторых, с детьми они больше имеют дело. Так и хочется сказать папам: «Берегите мам!»

Отдохнувшая добрая мама – лучшая в мире мама.

И еще один подход, на наш взгляд, помогает противоборствовать усталости. Это желание понимать собственных детей. Детям редко бывает присуще желание бессознательно вредить, неоправданно причиняя зло. Разберитесь, и вы увидите, что отрицательное поведение детей вызвано мотивами, вызывающими не осуждение, а сочувствие. Не будем торопиться клеить ярлыки «трудных» на всех ребят, с которыми бывает нелегко нам, — взрослым. Ведь часто по нашей собственной вине мы не хотим услышать их, забываем дни и проблемы своего детства. А ведь известно: чтобы понять «их», надо понять себя. Будем же помнить о том, что понять человека – значит войти в его положение, посмотреть на мир его глазами, поместить себя в систему его смыслов, целей, ценностей.

И в заключение мне хочется сказать: трудная это должность – быть отцом. Трудная, но прекрасная. И пусть любовь к детям, освещенная сознанием высокой человеческой мысли, поможет нам воспитать настоящих людей, гармонично развитых, высоконравственных. Думайте, фантазируйте, изобретайте, утепляйте, освещайте свой дом обязательно вместе со своими детьми.



II. Зачитывание учителем выдержки из сочинений ребят (естественно, не указывая на автора)





III. Анкетирование отцов.

Анкета.

  1. В чем, по-вашему, заключается функция отца в семье?

  2. Сколько времени вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?

  3. Ругаете ли вы ребенка при посторонних, друзьях?

  4. Курите ли вы в той же комнате, где находится ребенок?

  5. Какие испытываете трудности в общении с ребенком?







Используемая литература:

  1. Алеева М.А. «Лучшие родительские собрания» ; И. «Феникс»; 2007г.

  2. В.Б. Бондаревский «Воспитание интереса к знаниям»; Москва «Просвещение», 1985г.

Свежие документы:  Анализ работы историко-краеведческого музея «История села и школы» МКОУ Верхурюмской СОШ за 2012-2013 учебный год

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: