Родительское собрание
ТЕМА
«О детской дружбе»
Составлено:
Учителем начальных классов
М.В. Капраловой
Санкт-Петербург
2014 г.
Цели:
выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха.
Участники: учащиеся 4-го класса, родители и классный руководитель.
Подготовка.
За две — три недели до собрания классный руководитель приглашает членов родительского комитета и вместе с ними обсуждает замысел собрания и содержимое материалов книг и журналов, предполагаемых для использования при подготовке и проведении совместного собрания родителей и учащихся.
Одному из членов родительского комитета поручается изучить статью «Снова о драках» (журнал «Семья и школа») и познакомить с её содержанием на родительском собрании всех родителей.
С детьми читаются и обсуждаются тексты из книг «Азбука нравственного воспитания» и «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками».
— «Один за всех и все за одного» М. Водопьянова;
— «Пёрышко» В. Осеевой;
— «Высшая мера наказания» Б. Никольского;
— «Терёшка» В. Косова;
— «Мои друзья Колька и Сергей» В. Клевцова;
— «Над кем лучше смеяться» Л. Сергеева;
— «Требуется друг» А. Барто.
IV. За неделю до собрания родителям раздаются бланки анкеты, ответы на вопросы которой анализируются членами родительского комитета вместе с классным руководителем.
Оформление, оборудование, инвентарь:
В классной комнате оборудуются рабочие места для четырёх микрогрупп и ведущих собрания. На столах, за которыми будут работать члены той или иной микрогруппы родителей и учащихся, лежат: текст для коллективного обсуждения, фломастеры и половинка листа ватмана.
Классная доска условно разделена на три части. На первой части выписано определение понятия «дружба» из «Толкового словаря» В.И. Даля: «Дружба — … бескорыстная стойкая приязнь», а на второй помещены следующие пословицы о дружбе:
Без беды друга не узнаешь.
Друг познаётся в несчастии.
С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Дружба дружбе рознь, а иную брось.
Третья часть доски остаётся свободной, так как на это место микрогруппы в ходе собрания будут прикреплять листы ватмана с ответами на полученные ими задания.
Ход проведения.
П е р в а я ч а с т ь
Родители и их дети занимают отведённые места для работы микрогрупп. В каждую микрогруппу входит один из членов родительского комитета. Он выполняет роль организатора работы группы.
Собрание открывает председатель родительского комитета. Он сообщает тему собрания, называет причины, побудившие его провести, знакомит с регламентом совместной работы, а затем предоставляет слово классному руководителю.
Классный руководитель: Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, — эгоизм. Если человек – эгоист, то у него не может быть настоящего друга… Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» проводит такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, на доске.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки – буду с ним дружить, нет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть по-настоящему счастлив… Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.
Работа в микрогруппах. Каждая группа получает один или два текста для коллективного обсуждения, отвечает на заданные в конце них вопросы и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывает на листе ватмана.
Для обсуждения в микрогруппах предлагаются следующие тексты:
— первая микрогруппа – «Как на свете жить?» В. Сухомлинского;
— вторая микрогруппа – «Надёжный человек» Е. Пермяка;
— третья микрогруппа – «Дружба» И. Туричина;
— четвёртая микрогруппа – «Одинаковые» Н. Чабаевского.
V. Защита правил. Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, даёт на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.
Правило ещё раз читается хором всеми участниками собрания. Среди пословиц учащиеся находят ту, которая подходит к данному правилу, читают её хором и объясняют её смысл.
Затем учитель зачитывает подходящее к данному правилу ответы на вопросы анкеты детей.
Слово предоставляется следующей микрогруппе и т.д.
В конце представления правил дружбы дети читают последние две пословицы, объясняют их смысл, приводят примеры из жизни класса.
Правила дружбы ещё раз читают учащиеся хором. Делается обощение. Принимается решение собрания: ежедневно жить по правилам дружбы. В качестве возможного варианта таких правил могут быть опубликованные в книге «Азбука нравственного воспитания» следующие правила товарищества:
Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.
Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями – всем, что могло бы помочь другу.
Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.
Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.
В т о р а я ч а с т ь
Родители читают и обсуждают статью «Снова о драках» из журнала «Семья и школа». Эту работу организует заранее подготовленный член родительского комитета.
Другой член родительского комитета информирует о результатах анкетирования родителей. Наиболее интересные анкеты, в которых родители очень подробно отвечали на вопросы, высказывали полезные для жизни класса предложения, зачитываются. При этом фамилии авторов этих анкет не называются.
Список использованной литературы
Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой.
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками.
Семья и школа.
Приложене №1.
Анкета для родителей
Есть ли друзья у вашего ребёнка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?
Знаете ли вы друзей вашего ребёнка?
Как вы встречаете друзей своего ребёнка?
– всегда доброжелательно, приветливо;
– в зависимости от настроения;
— сухо, с недовольным видом.
4. Нравится ли вам друг вашего ребёнка? Если да, то чем? Если нет, то почему?
5. Кого бы вы хотели видеть другом своего реб ёнка?
— только отличника;
— хорошего ученика, спокойного, уступающего во всём вашему ребёнку;
— вам всё равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребёнку.
6. Знаете ли вы родителей друга вашего ребёнка?
7. Дружите ли вы семьями?
8. Замечали ли вы, что у вашего ребёнка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?
9. Как вы считаете, ваш ребёнок – хороший друг? Почему?
10. Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?
Приложение №2
Анкета для детей
(можно использовать не все вопросы, а выборочно)
Есть ли у тебя в классе друг?
Что ты больше всего ценишь в своём друге?
Какие радости и огорчения бывают в дружбе?
Что значит дружить хорошо?
Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил?
Когда мы говорим «ябеда», а когда – «хороший товарищ»?
Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?
Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?
— отличника;
— хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всём подчиняться;
— тебе всё равно, как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.
9. Приходит ли друг к тебе домой?
10. Как его встречают твои родители?
— приветливо;
— по настроению;
— с недовольным видом.
11. Бываешь ли ты в гостях у друга?
12. Как тебя там встречают?
— приветливо;
— по настроению;
— с недовольным видом.
13. Ты считаешь себя хорошим другом?
14. Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно?
15. Что можешь сделать для этого ты?
Приложение № 3
Тексты для работы микрогрупп
В. Сухомлинский
КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?
У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.
А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.
Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:
— Наш папа выздоровел!
Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять в мяч.
Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».
— Наш папа выздоровел, — сказала она.
Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила.
— Ну и что же?
Катя почувствовала, как к горлу подкатывается тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.
Вопрос для коллективного обсуждения: почему заплакала Катя?
Е.Пермяк
НАДЁЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК
На первой парте и в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.
Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А ёё не пересаживали.
Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
С этого и началось… Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
— Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.
— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна, — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.
Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом — на Асино.
— Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся школа…» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!». С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
— А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.
— Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.
Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.
— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. — Если хочешь, пойдём в школу вместе.
Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.
— Да, — тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.
И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступали дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.
Рядом с Андрюшей она вдруг чувствовала себя сильной и смелой.
Вопросы:
Действительно ли вначале Андрюша хотел помочь Асе избавиться от трусости?
О чём рассказала Андрюше учительница Анна Сергеевна?
Почему после рассказа Анны Сергеевны Андрюша изменил своё отношение к Асе?
Почему рассказ называется «Надёжный человек»?
И.Туричин
ДРУЖБА
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Серёжа:
— Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных!
-Давай! – согласился Вася.
Серёжа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
— Пожар! Пожар! – кричит.
Подбежали другие ребята:
— Мы тоже пожарные!
Серёжа заслонил машину от ребят.
— Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принёс во двор паровоз с вагончиками.
Подбежал к нему Серёжа.
— Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.
— Давай, – согласился Боря. Стали они в машинистов играть. Пришёл Вася.
— И меня примите.
— Не примем, – сказал Серёжа.
— Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.
— То – вчера, – сказал Серёжа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
Вопросы:
Почему Серёжа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?
Можно ли назвать Серёжу настоящим другом?
Н.Чабаевский
ОДИНАКОВЫЕ
Жили две неразлучные подружки — первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятёрки.
— Мы во всём, во всём одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
— Я получила по математике пять, а Вера – только тройку.
Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
— Да, ты хуже стала…
— Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку получила не я!.
— Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела.. А ты…
Вопросы:
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?
Какие качества характера проявились в поступке девочки?
Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?