Родительское собрание на тему «Психологические особенности старших подростков» для родителей учащихся 9-11-х классов


Родительское собрание на тему

«Психологические особенности старших подростков»

для родителей учащихся 9-11-х классов


Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях старшего подросткового возраста.

План

  1. Вступление. Тест для родителей “Знаете ли вы подростковую психологию?”

  2. Психологические особенности старших подростков.

  3. Ознакомление родителей с результатами исследования по опроснику «Виды лжи» и «Отношение ко лжи»

(опрос обучающихся 10-11 классов проводился заранее)

  1. Проблемные ситуации для родителей.

  2. Результаты исследования “Знаете ли вы подростковую психологию?”

  3. Анкета “Обратная связь”.

  4. Заключение.

Подготовка к собранию.

  • Подготовить бланки для проведения среди родителей теста “Знаете ли вы подростковую психологию?” 

  • Оформить выставку книг, буклетов об особенностях подросткового возраста.

  • Подготовить плакаты с высказываниями о лжи (приложение 5)


Ход собрания

1. Вступление.

Сегодня нам представляется важным рассмотреть вопрос о психологических особенностях старших подростков. Но вы можете задуматься: “А зачем, я воспитываю двух-трёх детей, я и так всё знаю, могу сама или сам дать совет”. Вот и замечательно, в течение нашей встречи вам представиться такая возможность. А достаточно ли вы знаете подростковую психологию? В начале моего выступления я предлагаю Вам выполнить тест “Знаете ли вы подростковую психологию?” (Приложение 1). Затем я его обработаю и в конце нашей встречи сообщу результаты. Бланки подписывать не нужно (анонимно), можете поставить свою подпись, что бы при желании, забрать свой бланк ответов для самоанализа.


2. Психологические особенности старших подростков.

Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период?

Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития.

Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.

Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.

Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

Юность – пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.

В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние “Я”. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Старший школьник может быть уже способен к глубоким “взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивым чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.

Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе “Я”. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.

Меняются взаимоотношения с взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.

Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе – нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторых части старших школьников элементы безверия и цинизма.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.


  1. Ознакомление родителей с результатами исследования по опроснику «Виды лжи» и «Отношение ко лжи»

(опрос обучающихся 10-11 классов проводился заранее)


4. Проблемные ситуации для родителей.

Психолог предлагает родителям разделиться на 2-3 команды (с помощью разноцветных жетонов).

В течение 5 минут подготовить для соперников типичную ситуацию из жизни, связанную с проблемами лжи, обусловленными особенностями подросткового возраста.

Каждая команда предлагает свою ситуацию соперникам, а те предлагают варианты решения. После этого озвучивается собственный вариант решения.


Когда родители готовят ситуации, психолог обрабатывает анкеты.

5. Результаты исследования “Знаете ли вы подростковую психологию?” (приложение 2)

6. Анкета “Обратная связь” (приложение 1)

7. Заключение.

Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. Мы с вами рассмотрели сегодня психологические особенности ранней юности. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста.

Если у вас есть конкретные вопросы, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы (Педагог-психолог может предоставить родителям график индивидуальных консультаций).























Приложение 1

Анкета «Обратная связь»

Просим Вас ответить (анонимно) на поставленные вопросы с целью получения обратной связи после окончания родительского собрания.

Заранее Вам благодарны!


  1. Оцените степень Вашей включенности в занятие:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Что мешало Вам быть включенным? _______________________________________________________

2. Какова Ваша мотивация на использование полученных знаний?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


3. Что полезного и значимого вы почерпнули для себя? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Что Вам не понравилось на прошедшем собрании? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Ваши замечания и пожелания ведущему: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





















Приложение 2

Тест для родителей

«Знаете ли вы подростковую психологию?»


Инструкция: Предлагаем вашему вниманию опросник, который содержит высказывания, с каждым из которых вы можете согласиться или не согласиться, или дать «нейтральный» ответ.

Если вы согласны с данным высказыванием, то слева, рядом с номером этого высказывания ставьте знак «+»; если не согласны – знак «-»; если затрудняетесь дать определённый ответ – знак «?».

вопроса

Высказывания

Ответ

Поверхность – характерная черта подростков.


По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию.


Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное «то, что ожидается в будущем».


Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.


Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.


Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности.


К детям в большей степени, чем к подростам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.


Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность – характерные черты подросткового периода.


Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте.


Дети в большей степени, чем подростки, склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах.


Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.


В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.


Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.


«Чувство одиночества» – характерное переживание подросткового возраста.


Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.


Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей.


Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития.


Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влиянием и т.д.) – характерная черта подросткового возраста и самооценки.


Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.


Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.


Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.


Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.


Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.


Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам.




















































Приложение 3

Опросник «ВИДЫ ЛЖИ»

(автор И.П.Шкуратова)

Инструкция:

Люди в повседневной жизни часто прибегают к искажению информации о себе. Нет такого человека, который говорит одну только правду. Вам предстоит оценить, насколько Ваше поведение соответствует следующим утверждениям, пользуясь следующими градациями:

3 балла — очень характерно для меня;

2 балла — характерно;

1 балл — мало характерно;

0 баллов — совсем не характерно.


Утверждения:

1. Вы делаете вид, что очень рады приходу друзей, хотя у Вас совсем другие планы.

2. Вы не скажите другу, что случайно узнали о намерении начальника вскоре его уволить.

3. Вы склонны немного преувеличивать, когда рассказываете о себе.

4. Вы считаете, что нет таких случаев, когда ложь бывает во благо.

5. Вы в детстве часто фантазировали, когда рассказывали о себе друзьям или родителям

6. Вы готовы привести несуществующие аргументы, смягчающие вашу вину, когда Вас в чем-то обвиняют.

7. Вам чаще всего приходится обманывать ради того, чтобы не испортить впечатления о себе.

8. Гости испачкали скатерть, но вы их уверяете, что ничего не произошло.

9. Вы передаете сплетни о знакомых.

10.Когда у вас завязываются романтические отношения, Вы любите напустить тумана, рассказывая о себе.

11.Вы считаете, что сплетничать — безобидное дело.

12.Вам приходилось быть источником неверной информации (сплетни) о знакомых или сотрудниках.

13.Вы предпочитаете сказать неправду, чем потерять симпатию со стороны близкого человека.

14.Если Вы узнаете, что Вашего друга недолюбливают сотрудники, Вы не скажете об этом ему, чтобы он не расстраивался.

15.Вы искажаете информацию о себе, чтобы другие люди не контролировали Вашу жизнь.

16.Вы считаете, что можно немного преувеличить свои способности и навыки в ситуации собеседования при приеме на работу.

17.Гости явно задержались у Вас, Вы хотите спать, но убеждаете их еще немного посидеть с вами.

18.Вы пресекаете распространение сплетен на работе.

19.Вы стараетесь не посвящать близких людей в свои планы и действия, чтобы они не контролировали Вашу жизнь.

20.Вам приходится обманывать близких, чтобы не огорчать их.

21.Когда кто-нибудь из ваших знакомых жалуется вам на свой плохой вид, Вы ободряете его, даже если он прав.

22.При знакомстве с новыми людьми, Вы приукрашиваете себя, чтобы создать хорошее впечатление о себе.

23.В процессе рассказа Вы так увлекаетесь, что немного искажаете факты, чтобы сообщение получилось интереснее.

24.Когда вы рассказываете сплетню, то предупреждаете собеседника, что не отвечаете за истинность информации.

25.Кто-то обидно пошутил в Ваш адрес, но Вы делаете вид, что не обиделись.

26.Вам нравятся рассказчики, которые приукрашивают свой рассказ в ущерб правдивости сообщения.

27.Вы могли бы вести переписку по Интернету от лица противоположного пола или другого возраста.

28.Вы считаете, что сплетни на работе неизбежны, и поэтому бороться с ними бессмысленно.

29.Друг задерживает возвращение долга. Но Вы его уверяете, что можете ещё подождать, хотя вам самому нужны эти деньги.

30.Если Вы узнаете, что тяжело больны, то долго не будете говорить об этом близким, чтобы их не расстраивать.

31.Когда вас обвиняют в том, что вы не выполнили какие-то обязательства, Вы чаще всего ссылаетесь на недостаток времени, хотя его было достаточно.

32.Вы можете изобразить те чувства к человеку, которые он ждет от Вас, даже если Вы их не испытываете.

33.Вы часто ловите себя на том, что сказали о себе больше правды, чем хотели.

34.Вы редко говорите истинную причину, по которой Вы не выполнили чью-то просьбу.

35.Вы всегда даете окружающим минимум информации о своих делах и чувствах.

36.Если вы узнаете, что близкий человек неизлечимо болен и об этом не подозревает, то не скажете ему правду.

37.Вы умеете так ответить на вопрос, чтобы не сказать о себе ничего лишнего.

38.Вам случалось в общении с посторонними людьми преувеличивать свой социальный статус (свое происхождение, уровень доходов или уровень образования).

39.Вы предпочитаете, когда люди рассказывая о себе, придерживаются фактов и не фантазируют.

40.Вам приходится искажать информацию о себе, чтобы не испортить отношений с окружающими.

41.Вам легко удается изобразить внимательного слушателя, когда говорит начальник, хотя Ваши мысли при этом очень далеко.

42.Вы стараетесь ничего не рассказывать сотрудникам о своих семейных делах.

43.Вы считаете, что человек имеет право знать о себе правду, даже если это его сильно огорчит.

44.Вы считаете, что без элемента фантазии любой рассказ будет скучным.

45.Вы любите ссылаться на несуществующую болезнь, когда Вас обвиняют в невыполнении какого-либо поручения или работы.

46.Вам часто приходится искажать информацию о себе, потому что вы боитесь упреков со стороны окружающих.

47.Вы стараетесь не рассказывать родственникам подробности своей жизни, чтобы зря их не волновать.

48.Вы редко открыто признаете свою вину.


Ключ к опроснику «Виды лжи»

1. Этикетная ложь (6 п.): 1, 8, 17, 21, 25, 29.

2. Ложь во благо (6 п.): 2, -4, 14, 30, 36, -43.

3. Ложь-фантазия (6 п.): 3, 5, 23, 26, -39, 44.

4. Ложь-оправдание (6 п.): 6, 13, 31, 34, 45, 48.

5. Ложь умолчание (6 п.): 19, -33, 37, 42, 47, 35.

6. Ложь-сплетня (6 п.): 9, 11, 12, -18, -24, 28.

7. Ложь-самопрезентация (6 п.): 10, 16, 27, 32, 37, 41.

8. Мотивы лжи (6 п.): 7, 15, 20, 22, 40, 46.


Ключ методики «виды лжи» содержит «обратные» вопросы (утверждения № 4, 18, 24, 33, 39, 43). То есть, там, где испытуемый поставил 3 балла, необходимо оценить это утверждение как 0 баллов, соответственно 2 балла = 1 балл, 1 балл = 2 балла.


Интерпретация:

1. Этикетная ложь. Самый распространенный и безобидный вид лжи, поскольку она осуществляется на основе всеобщего договора о соблюдении этикета. Все об этом знают и потому сами должны делать поправку при восприятии этого вида лжи.

2. Ложь во благо. Вариант лжи, при которой субъект мотивирован на сокрытие какой-то важной информации от другого лица из-за опасения, что эта информация может негативно повлиять на его здоровье.

3. Ложь-фантазия. Достаточно безобидный вид лжи, при котором ложь не направлена на причинения вреда слушающим людям. Ее целью, как правило, является придание своему образу черты незаурядной личности. Она характерна для демонстративных личностей.

4. Ложь-оправдание. Очень распространенный тип лжи, который имеет место в ситуации разоблачения неблаговидного поступка. Эта ложь наиболее тесным образом связана с действием защитных механизмов личности, и главная ее цель — это обеление себя для смягчения санкций.

5. Ложь-умолчание. Не является собственно ложью, поскольку искажение информации осуществляется за счет неполноты картины.

6. Ложь-сплетня. Представляет собой очень распространенный вид лжи, при котором люди передают друг другу плохо проверенную информацию о своих знакомых или известных личностях.

7. Ложь-самопрезентация. Вид лжи, направленный на приукрашивание своего образа. Он чаще применяется в отношении малознакомых или незнакомых людей, которым неизвестны обстоятельства реальной жизни говорящего.

8. Мотивы лжи. Данная шкала содержит утверждения, связанные с приписыванием себе разных мотивов лжи. Чем больше человек называет разных мотивов, тем больше он мотивирован на искажение информации.














Приложение 4

Опросник «ОТНОШЕНИЕ КО ЛЖИ»

(автор И.П.Шкуратова)

Инструкция:

В повседневной жизни мы часто становимся свидетелями искажения передаваемой информации. В одних случаях мы делаем вид, что ничего не заметили, в других случаях — возмущаемся. Сейчас Вам будет предложен ряд житейских ситуаций, в которых Вы становитесь свидетелем искажения информации. Вспомните, как обычно Вы реагируете в таком случае, и выберите один из вариантов ответа. Если Вы не оказывались в такой ситуации, постарайтесь ее представить.

Варианты ответа:

А — я сделаю вид, что ничего не заметил, и буду вести себя обычным образом.

Б — я сделаю вид, что ничего не заметил, но изменю, свое поведение под влиянием услышанного или учту, что человек говорит неправду.

В — я прямо скажу человеку, что он говорит неправду.


Утверждения:

1. Знакомый человек при прощании говорит Вам: «Звони, заходи», но Вы понимаете, что он это сказал из вежливости.

2. При Вас Вашему другу говорят, что он скоро поправится, хотя Вы знаете, что это не соответствует действительности.

3. В компании Вы становитесь свидетелем того, как Ваш друг, рассказывая о Вас, сильно искажает факты, чтобы сообщение получилось интереснее.

4. Ваш друг перед Вами провинился и старается оправдаться, но Вы видите, что он говорит неправду.

5. Вы чувствуете, что Ваша подруга что-то не договаривает, когда рассказывает Вам о случившейся с ней неприятностью на работе.

6. Вы становитесь свидетелем передачи сплетни о ваших друзьях.

7. Ваш знакомый рассказывает о своих больших связях, но Вы знаете, что это неправда.

8. Вы замечаете, что друг, к которому Вы пришли, не рад Вашему приходу, хотя утверждает, что очень рад Вас видеть.

9. При Вас сотрудники уверяют пожилого коллегу, уходящего на пенсию, что его будет не хватать, хотя это неправда.

10. Ваш сотрудник рассказывает Вам о том, как его работа понравилась коллегам, хотя Вы знаете, что он сочиняет.

11. Один из членов Вашей семьи не выполнил Ваше поручение и оправдывается, но Вы знаете, что он на самом деле просто забыл о Вашей просьбе.

12. Ваш друг объясняет Вам, почему он не пришел на встречу, но Вы чувствуете, что он что-то не договаривает.

13. Вам кто-то говорит явную неправду о Вашем сотруднике.

14. Вы становитесь свидетелем того, что Ваша подруга сильно преувеличивает свои достоинства, когда рассказывает о себе.

15. Вам делают комплимент относительно Вашей внешности, который совсем не соответствует действительности.

16. При Вас подруга уверяет больную сотрудницу, что она хорошо выглядит, но Вы видите, что это не так.

17. Ваш друг рассказывает Вам, как было весело на вечеринке, хотя Вы знаете от присутствовавших там, что было скучно.

18. Друг задерживает возвращение долга и уверяет, что не может сейчас отдать деньги, но Вы знаете, что он говорит неправду.

19. Ваша подруга объясняет Вам, почему она не пришла на встречу, но Вы чувствуете, что это не вся правда.

20. При Вас на работе несправедливо обвиняют отсутствующего человека, которого Вы хорошо знаете.

21. Ваш сотрудник уверяет, что у него хорошие отношения с вышестоящим руководством, но Вы знаете, что это не соответствует действительности.

22. Вас приглашают в гости, но Вы понимаете, что это пустая формальность.

23. Врач говорит Вашему родственнику, что его болезнь не опасна, но Вы знаете, что болезнь гораздо серьезнее.

24. Кто-то из членов Вашей семьи хвастается тем, как весело прошла ваша поездка, но Вы считаете, что все очень преувеличено.

25. Ваша подруга опоздала на свидание и рассказывает о том, что ей помешало прийти вовремя, но Вы знаете, что она обманывает Вас.

26. Ваши родители объясняют, почему они не купили то, что Вы просили, но Вы чувствуете, что они что-то недоговаривают.

27. При Вас кто-то говорит заведомо ложную информацию о Вашем родственнике.

28. Кто-то из членов Вашей семьи хвастается при Вас влиятельными родственниками, но Вы знаете, что это не соответствует действительности.

Дополнительная инструкция:

Теперь, пожалуйста, оцените, какие мотивы (причины) искажения информации являются самыми главными, с Вашей точки зрения.

Поставьте в бланке для ответов соответствующие оценки против каждого пункта:

2 балла — это одна из главных причин лжи;

1 балл — это часто бывает причиной лжи;

0 баллов — это редко бывает причиной лжи.

Утверждения:

  1. Людям чаще всего приходится обманывать ради того, чтобы не испортить впечатления о себе.

  2. Люди искажают информацию о себе, чтобы окружающие не контролировали их жизнь.

  3. Людям приходится обманывать близких, чтобы не огорчать их.

  4. Людям приходится искажать информацию о себе, чтобы не испортить отношений с окружающими.

  5. Люди часто искажают информацию о себе, потому что боятся упреков со стороны окружающих.

  6. При знакомстве люди часто приукрашивают себя, чтобы создать хорошее впечатление о себе.


Ключ к опроснику «Отношение ко лжи»

1.Шкала Этикетная ложь: 1 8 15 22

2.Шкала Ложь во благо: 2 9 16 23

3.Шкала Ложь — фантазия: 3 10 17 24

4.Шкала Ложь-оправдание: 4 11 18 25

5.Шкала Ложь умолчание: 5 12 19 26

6.Шкала Ложь-сплетня: 6 13 20 27

7.Шкала Ложь-самопрезентация: 7 14 21 28


При обработке значения суммируются по строкам. Перед этим ответы испытуемых надо перекодировать: А — 0, Б — 1, В — 2. Чем выше значение, тем более негативно испытуемый реагирует на чужую ложь.

Шкала «Мотивы (причины лжи)» обрабатывается отдельно путем суммирования всех баллов.


Приложение 5

Представления различных авторов о феноменах искажения информации


Автор

Виды искажения информации

1


Блаженный Августин

Ложь — это сказанное с желанием сказать ложь.


2

Платон

Выделял «ложь в уме» (ошибка), «ложь в словах» (обман). Ложь — орудие самообороны против любопытства


3



А. Шопенгауэр

Ложь — намеренная, связанная с желанием обмануть, неправда, которая отнимает или ограничивает у ближнего возможность суждения, на которую он, согласно молчаливому соглашению, имеет естественное право.


4


Х. Граткус



Ложь — волевое деяние, направленное на результат.


5

О. Липман


Ложь — сознательное неверное показание, служащее для того, чтобы посредством обмана достичь определенных целей.


6

В. Штерн


Ложь — это психологический словесный, или нет, акт внушения, при помощи которого стараются более или менее умышленно, посеять в уме другого какое-либо положительное или отрицательное верование, которое сам внушаемый считает противным истине.


7

Ж. Дюпра


Выделил 2 вида лжи: сознательная (продуманная, намеренная), бессознательная.


8

Т. Карсон


Ложь — умышленное ложное утверждение, сделанное устно, письменно или посредством какого-то другого использования языка.


9

П. Экман

Ложь, или обман — действие, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без отчетливо выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды.


10

С.Бок


Выделил 2 основные формы лжи: умолчание (сокрытие правды), искажение (сообщение ложной информации). А также множество разновидностей лжи: жульничество, сообщение правды в виде обмана, полуправда, увёртка, «белая ложь».


11

И. Гофман


Ложь — это искажение, а умолчание — тайна. Наглая ложь проявляется, если существуют неоспоримые доказательства лжи, а обманщик, зная об этом, всё равно продолжает лгать и это не просто ложь.


12


Х. Лернер


Притворство — ложное или ограниченное определение себя (симулирование). Эта ложь основана на самоубеждении и самообмане.


13

Г. Лассистер


Выделяет три типа обмана: просоциальный (во благо обществу), антисоциальный (вне закона) и санкционированный (безобидная ложь).


14

Д. Вилсон


Манипуляция — стратегия социального поведения, манипуляция другими в личностных целях.


15

Д. Майерс


Самопрезентация — акт самовыражения и поведения, направленный на то чтобы создать благоприятное впечатление.


16

Н. Бердяев


Ложь — явление социального порядка. Человек лжет главным образом другому и другим.



17

В.И. Даль


Лгать — врать, говорить неправду, противное истине.


18






В.В. Знаков



Неправда — высказывание, основанное на заблуждении или неполном знании. Ложь — сознательное искажение знаемой субъектом истины. Обман — полуправда, провоцирующая понимающего её человека на ошибочные выводы из достоверных фактов.


19

Б.С. Шалютин


Выделяет откровенную ложь (неправда, основанная на неверном знании), эгоцентрическую ложь, ложь во спасение, добродетельскую (не альтруистическую, лжецы лгут в соответствие со своими представлениями «о добре»).


20

В.П. Шейнов



Ложь — специфическое воздействие из числа осуществляемых через коммуникацию, и оно направленно — непосредственно — на адресата лжи. Обман — сознательное и недобросовестное сообщение жертве заведомо ложной информации с неблаговидной целью.


21


В.С. Соловьев


Обман — частный случай мошенничества. Ложь — в отличие от заблуждения и ошибки — сознательное и поэтому нравственно предосудительное противоречие истине.


22


Д.И.Дубровский



Обман — ложное, неверное сообщение, способное ввести в заблуждение того, кому оно адресовано. Неправда — это высказывание, основанное на искреннем заблуждении говорящего или на его неполном знании о том, о чем говорит.


23



Ю.И. Холодный



Обман в чистом виде (дезинформация), амфиболия — неопределенность высказывания, лжесвидетельство, нарушение клятвы.


24

А. Игнатенко


Ложь — заведомо лживые высказывания с целью кого-либо ввести в заблуждение.

25



В.В.Зеньковский



Ложь — «интенциональная дезинформация» — человек, обладая истинным знанием, сообщает собеседнику намеренно ложную информацию.


26

В.И. Свинцов

Приравнивает умолчание и полуправду к «обычной лжи».

27














И.П. Шкуратова














Выделяет:

  1. ложь-умолчание,

  2. этикетную ложь,

  3. ложь во благо,

  4. ложь — заблуждение,

  5. ложь — фантазию,

  6. ложь — сокрытие,

  7. ложь — оправдание,

  8. ложь-самопрезентация,

  9. ложь — розыгрыш,

  10. ложь — надувательство,

  11. ложь — предательство,

  12. ложь как атрибут профессии

  13. ложь — наговор.

28






Н.Н. Панченко






Выделяет:

клевету, сплетни, слухи; преувеличение, бахвальство, хвастовство, небылицы;

лесть, неискренность, пассивную ложь (умолчание), притворство, «акциональный обман» (надувательство, плутовство).

29

Е.А. Душина

Выделяет:

социальную/индивидуальную ложь; сознательную/бессознательную;

утверждающую, отрицающую, пассивную ложь; инструментальную (ложь как средство);

реактивную (ложь как реакция);

немотивированную (когда лгун не преследует никаких целей).




























Свежие документы:  ХАРАКТЕРИСТИКА на учащегося школы - ОБРАЗЕЦ

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: