Родительское собрание «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ CЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»




Родительское собрание «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ CЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Цель: способствовать формированию ценностного отношения к институту семьи, ее традициям.

Задачи:

выявить представление родителей о психологиче­ских особенностях подросткового возраста; охарактеризовать стили семейных взаимоотношений;

определить пути, средства и приемы формирования семейных отношений с детьми старшего школьного возраста.

Форма проведения: дискуссия.

Участники: классный руководитель, родители учащихся .

Подготовительный этап:

I. Тестирование.

Достаточно ли ты уделяешь внимания и даришь тепла своей се­мье? Чтобы проверить себя, ответь на вопросы теста.

  1. Можешь ли ты сразу же назвать день рождения мамы, папы, дедушки, бабушки, брата, сестры, других членов твоей семьи? За каждый правильный ответ поставь себе 1 балл.

  2. У тебя дома:

а) есть определенные хозяйственные обязанности, которые ты регулярно выполняешь;

б) обязанности-то есть, но не всегда удается вспомнить о них без напоминания взрослых;

в) определенных обязанностей нет, но если родители попро­сят о чем-то — сделаешь;

г) нет обязанностей, домашнее хозяйство — это не для тебя.

3. Если ты где-то задерживаешься, то:

а) родителей всегда предупредишь заранее;

б) не всегда вовремя вспоминаешь о том, что нужно преду­предить родителей;

в) обычно родители сами начинают тебя разыскивать;

г) домой не звонишь, не маленький все-таки! Вот придешь домой, тогда все родителям и объяснишь.

  1. Можешь ли ты назвать любимые цветы мамы?

Если ты уверен в своем ответе, поставь себе 1 балл.

  1. Ты считаешь, что подарок на день рождения родителям:

а) нужно выбирать, руководствуясь принципом: дорог не подарок — дорого внимание, поэтому любой подарок сойдет;

б) дарить не нужно, ведь ты сам — лучший подарок;

в) должен быть сделан своими руками (самостоятельно заработан) и приносить радость и пользу;

г) лучше купить в магазине, поэтому для подарка маме нужно попросить деньги у папы, и наоборот.

6. Мама просит сходить в магазин, но в этот момент звонит твой друг и приглашает в кино на

сеанс, который вот-вот должен начать­ся. Ты:

а) говоришь маме, что рад бы помочь, но … и стараешься по быстрее улизнуть из дома;

б) выступаешь с краткой обвинительной речью об угнетении младших по возрасту, в негодовании хлопаешь дверью и уходишь;

в) договариваешься с мамой о том, что в магазин зайдешь по дороге в кино (или из кино);

г) говоришь, что выполнить это поручение не можешь, но вызываешься по возвращении из кино пропылесосить все ковры в доме (и т. п.).

7. Ты собираешься в театр. Мама уверяет тебя, что твоя одежда совершенно не подходит к такому

случаю. Ты:

а) отмахиваешься от маминых советов — ну что она может по­нимать в современной моде;

б) внимательно приглядываешься к своему отражению в зеркале и пытаешься представить, как ты будешь смот­реться среди бархатных кресел и портретов театральных деятелей;

в) понимаешь, что, возможно, мама права, однако, чтобы у нее не возникло сомнений в твоей независимости, оде­жду не меняешь;

г) для независимой экспертизы приглашаешь папу или еще кого-то из членов семьи.


Подсчитай баллы.


Вариант ответа


Номер вопроса




1

2

3

4

5

6

7





Количество балловбаллов



а

1

4

4

0 или 1

1

1

б

1

2

2

0 или 1

4

в

1

1

0 или 1

4

4

г

1

0 или 1

1

4

2

25-20 баллов. Ты можешь с уверенностью считать себя по­дарком для родителей. Ты внимателен и заботлив, и это, безус­ловно, заслуга. Но не только твоя, ведь таким тебя воспитали родители.

19-15 баллов. Не всегда тебе удается быть образцовым ребен­ком, хотя ты и стараешься проявлять заботу о родителях. Попробуй внимательнее прислушиваться к их советам и просьбам.

14 баллов и меньше. Да, своих родителей ты не балуешь осо­бенным вниманием и заботой. Это несправедливо — вспомни, кто первый приходит к тебе на помощь, когда тебе плохо, ты болен и т.д. Но если ты надеешься на поддержку родителей, то почему они не могут рассчитывать на тебя?

II. Анкета.

Прочти внимательно список, приведенный в таблице. Какие тре­бования со стороны взрослых ты считаешь справедливыми, а с ка­кими не согласишься? Почему?



Родительские требования

Вправе ли родители предъяв-

лять ко мне такие требования

и почему?

Родители могут решать, с кем мне можно, а с кем нельзя общаться


Родители имеют право запрещать мне употреблять алкоголь


Родители могут выбирать мне будущую профессию


Я должен отчитываться перед родителями о расхо­довании карманных денег


Я должен всегда предупреждать, куда и с кем я иду гулять


Родители могут запрещать мне курить


Родители имеют право решать, во сколько я дол­жен возвращаться домой


Родители могут требовать, чтобы я всегда выпол­нял какую-то определенную работу по дому


Родители имеют право запрещать мне носить та­кую одежду, делать такую стрижку и т. д., которые кажутся им вызывающими


На доске:

«Уважение — это застава, охраняющая отца и мать так же, как и ребенка: первых оно спасает от огорчений, последнего — от угры­зений совести» (Оноре де Бальзак).

«Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка» {А.И. Герцен).

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» {Л.Н. Толстой).







Ход собрания

  1. Вступительное слово классного руководителя

Добрый день, уважаемые родители! Спасибо вам большое за то, что нашли время прийти сегодня на наше собрание, которое мы посвятили вопросам сдачи государственной итоговой аттестации в 9 классе, а также поговорим о педагогике семейных отношений.

Есть дом, в котором я живу,

И для меня он лучший самый,

В нем и во сне и наяву

Я слышу добрый голос мамы.

А вечерами папа мне,

Когда смолкают птицы в гнездах,

Расскажет о луне,

Ракетах, спутниках и звездах.

Пускай мой дом пребудет вечно,

Пускай в нем будут хлеб и смех.

Туда я буду возвращаться бесконечно,

И только с ним возможен мой успех.

Семья — понятие, имеющее особый смысл для каждого из нас. Семья — это самые близкие, дорогие нам люди, любящие нас и за­ботящиеся о нас. Это они радуются нашим победам и огорчаются из-за неудач. Их внимание и забота помогают нам. Каждый день в семье, где есть дети, возникают десятки различных педагоги­ческих ситуаций. Родители должны правильно оценить поступок ребенка, занять определенную позицию по отношению к нему, применить меры воздействия, то есть выступить в роли воспи­тателей.

Даже в самой счастливой семье могут возникать ссоры и кон­фликты. Зачастую они связаны с тем, что требования, предъявляе­мые родителями, кажутся их детям слишком строгими, несправед­ливыми и т. д. Так было всегда и у всех народов. Марк Твен писал одному юноше, который жаловался, что его родители малопонят­ливы: «Потерпите. Когда мне было четырнадцать лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен тем, насколько этот старый чело­век за истекшие семь лет поумнел».

На определенных временных этапах дети меняют мнение о ро­дителях, и вот, что они думают:

  • до 5 лет — полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во всем»;

  • 6-11 лет — частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то все-таки не знают;

  • 12-16 лет — нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего, не разбираются ни в чем»;

  • 17-25 лет — зачатки веры в родителей: «родители многого не знают, но…»;

  • 26-35 лет — восстановление частичной веры в родителей: «родители все-таки что-то знают, что-то понимают и в чем-то разбираются»;

  • 36-45 лет- полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во многом разбираются»;

  • старше 45 лет — полное признание родителей: «родители зна­ли ответы на все вопросы, были во всем правы».

Ребенок — удивительное существо, признающее свои ошибки, опыт других людей (пусть на рубеже 45 лет), и бесконечно благо­дарное…

II. Работа родителей в группах. Моделирование ситуаций

Давайте сейчас мы поработаем в группах.

Прочитайте внимательно описания ситуаций. Представьте себя на месте родителей подростка и попробуйте дописать диалог. Ваша задача — найти убедительные аргументы для своего «неразумного чада», постараться предостеречь его от необдуманных или опасных поступков, предложить вариант решения проблемы, который уст­роил бы всех членов семьи.


Ситуация 1. Родителей Андрея очень беспокоит его новая ком­пания. Их сын в последнее время стал заметно хуже учиться, поздно приходить домой, не предупреждая об этом заранее, начал курить, объясняя, что среди его друзей курят все и ничего опасного в этом нет. Родители решили поговорить с сыном.

Отец.____________________________________________________________________________

А н д р е й. Я не понимаю, из-за чего вы беспокоитесь. Я совсем взрослый, мне скоро 16, в этом возрасте не курить просто непри­лично.

Мама.____________________________________________________________________________

Андрей. Мне нравятся мои друзья, и я имею право общаться с теми, с кем я хочу.

Отец. ___________________________________________________________________________

А н д р е й. Да вы не волнуйтесь из-за школы. Я передумал по­ступать в медицинский. Мы с ребятами решили свою группу музы­кальную организовать.

Мама. ___________________________________________________________________________

Андрей. Почему я должен выполнять ваши требования? У меня своя жизнь, и я хочу самостоя-тельно принимать решения.

Отец. ____________________________________________________________________________

А н д р е й. Ну, этот вариант мне подходит. Я согласен на такие условия.


Ситуация2. Лена познакомилась с Александром на дискотеке. Молодой человек сразу понравился девушке, он заметно отличался от ее сверстников, был остроумен, галантен, умел красиво ухажи­вать, к тому же Александр учился на первом курсе юридического института, куда Лена тоже собиралась поступать после школы. Через неделю после знакомства Александр пригласил Лену вместе с его друзьями поехать на выходные на дачу. Однако родители девушки боятся ее отпускать.

Лена. Мамочка, ну чего ты боишься? Александр очень хороший, он заботится обо мне, и ничего плохого со мной не случится!

Мама.___________________________________________________________________________

Лена. Какие у вас основания сомневаться в этом человеке -я ведь его лучше вас знаю. Вы что, мне не доверяете?

Отец.____________________________________________________________________________

Л е н а. Я не хочу отказываться от этой поездки. Вы меня в смеш­ном свете перед Александром выставляете, он решит, что я малень­кая и за меня все решают родители.

Отец.____________________________________________________________________________

Лена. Пожалуй, папа, ты меня убедил.


— Уважаемые родители, обратите внимание на экран, здесь представлены еще две ситуации. Прочитайте, и выскажите ваше мнение, правильно ли поступают родители по отношению к своим детям, как бы вы поступили на их месте.


Ситуация 3. У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Света получила по истории «пять». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радо­стная Света.

  • Папа! Папа! Я сегодня по истории «пять» получила! Отец, не отрываясь от газеты, спокойным тоном:

  • Молодец.

  • Папа, ты слышал? Я же по истории «пять» получила.

  • Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди, встречай. Света бросается к матери:

  • Мам! А у меня сегодня «пятерка»!

— Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не вымыла и не при­
брала? Вечно лодыря гоняешь.

Света начала мрачно мыть посуду. И про школу больше не рас­сказывала.


Ситуация 4. Игорю 15 лет. Обычно он вечером приходит домой в 10 часов. Комната. Мать и отец сидят у телевизора.

Мать. Что-то Игорька нашего нет. Уже почти десять часов.

Отец. Сейчас придет.

Мать. Отец, да ты посмотри на часы. Одиннадцать часов! Ну куда он пропал?! Надо позвонить


Жене. Алло! Женя? Это мама Игоря. А Игорь не у тебя? Нет? Не знаешь? Ну, господи! Куда же он мог деть­ся? Ну что ты сидишь? Делай что-нибудь. Выйди на улицу, посмотри. А может, он попал в плохую компанию? А может, его и в живых нет. Что делать? Куда бежать?

Плачет. Неожиданно стук в дверь. Входит Игорь. Не говоря ни слова, она ударила его по лицу.


Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания, я хочу предложить вам несколько советов, как следует относиться к ребенку.


Памятка «Как относиться к своему ребенку»

  1. Смотри на своего ребенка как на самостоятельную лич­ность.

  2. Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, где сэко­номить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива.

  3. Все время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово.

  4. Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с лю­бым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.

  5. Прежде чем пристыдить или наказать ребенка, постарайся понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.

  6. Не обращайся с ним все время как с маленьким ребенком.

  7. Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам.

Помните! Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные род­ственники должны действовать согласованно.

Заповеди педагогики сотрудничества

  • Не унижайте достоинства подростка.

  • Не угрожайте ему.

  • Не требуйте того, что не соответствует его возрасту.

  • Не допускайте непоследовательности в требованиях.

  • Не требуйте от подростка немедленного повиновения.

  • Не морализируйте, не допускайте назойливых назиданий.

  • Не потакайте подростку.

  • Не опекайте его излишне.

  • Не вымогайте у него обещаний.

  • Не лишайте его права оставаться подростком.


III. Экспресс-тест «Искусство жить с детьми»

Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр? Настав­ления? Или то душевное внимание, близость детей и взрослых, ко­торые любой конфликт делают разрешимым, а дело — радостным и интересным?

Вам предлагается лаконично ответить на следу­ющие вопросы, записывая отдельно — «да», «нет» и «отчасти», «ино­гда». Думаю, вам будет интересно знать, благополучны ли ваши отношения с детьми или недостаточны.


  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

  2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по «личным делам»?

  3. Интересуются ли они вашей работой?

  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

  5. Бывают ли они у вас дома?

  6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

  7. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

  8. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?

  9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

  1. А «детские праздники» — предпочитают ли они, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?

  2. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

  3. А телевизионные передачи и фильмы?

  4. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и кон­цертах?


  1. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Результаты. За каждое «да» поставьте себе 2 балла,

за каждое «отчасти», «иногда» — 1 балл, за «нет» — 0.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетво­рительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.


IV. Подведение итогов

Обсуждая сегодня проблемы взаимоотношений родителей и де­тей, мы только частично затронули сложности и тонкости влияния сферы семейных отношений на формирование личности ребенка. Какой стиль взаимоотношений выбрать? Может быть, родителям надо занимать половинчатую позицию: в меру запрещать, в меру по­пустительствовать? Но как определить меру? Что и когда запрещать? Чему потворствовать? Что считать личным делом, а что — общим? Ар­тур Владимирович Петровский, академик, доктор психологических наук говорил: «Если бы меня спросили, какое воспитание хуже — ав­торитарное или попустительское, я бы ответил: и то и другое плохо, но еще хуже — непоследовательное воспитание». Собрание я хочу закончить одной китайской притчей, которая лучше всего подведет нас к выводу нашей встречи.


«Ладная семья»

(китайская притча)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая, мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил прове­рить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать караку­ли старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

  • И все?

  • Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей се­мьи. — И подумав, добавил: — И мира тоже.

Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда были любовь, прощение, терпение. Чтобы вы понимали своих детей, а дети понимали вас и только тогда в вашей семье будет мир и лад.

Спасибо всем вам, уважаемые родители, за удовольствие общаться с вами и за эту встречу.














Свежие документы:  Конспект классного часа в 8 классе "Жить здорово!"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: