Родительское собрание «Роль семьи в правильной профориентации учащихся»


Родительское собрание

«Роль семьи в правильной профориентации учащихся»


Уважаемые родители перед началом сегодняшней встречи у вас была возможность ознакомиться с мнениями ваших детей о выборе их будущих профессий. Замечательно, что у большинства ребят есть мечта, желание посвятить себя тому или иному делу. Однако выбор для некоторых остается только мечтой – не верят в себя, сомневаются, еще окончательно не выбрали свой дальнейший путь. И если для 10-тиклассников еще есть время на раздумья, то для 11- ого класса этого времени уже нет. Приведу цитату из сочинения: «

Часто молодые люди занимают пассивную позицию относительно работы (не важно какой) – и это результат неправильного воспитания в семье. Сегодня наши дети неплохо разбираются в вопросах, связанных с техникой, они интеллектуально более развиты, чем их сверстники в прошлом. Однако «Молодежь трудится, в общем-то, немало, но этот труд всегда опекаем взрослыми. Очень мало в этом труде самостоятельности мысли, суждения, решения, ответственности – тех качеств, без которых не может быть и речи о гражданственности труда» – говорил Сухомлинский. Детям разрешается попробовать все, но не воспитывается главное – трудолюбие в широком смысле слова. И такое у молодых людей встречается не так уж редко.

Результаты анкетирования о труде:

Любишь ли ты трудиться? Да — Нет –

Какой труд тебе больше нравится? Умственный — Физический — Оба –

Сколько времени в день у тебя занимает умственная работа?

Сколько времени в день у тебя уходит на физическую работу?

Назови, чем ты занимаешься, выполняя умственную работу?

Какие виды физического труда ты выполняешь?

ежедневно – 1-2 раза в неделю – иногда –

Какие чувства ты испытываешь, когда трудишься умственно или физически?

Когда ты занят трудом, что больше всего нравится?

Что ты испытываешь, когда ничем не занят?

Что побуждает тебя трудиться? Интерес — веление сердца и разума –

требование родителей — любовь и уважение к родителям –

материальная нужда — что-то еще —

Какое общественное поручение ты выполняешь? –

Что побуждает тебя заниматься общественной работой? Интерес — Давление кл.рук. –

общественное мнение кл. коллектива — что-то еще –

Осознаешь ли ты важность выполняемой работы? –

Знаешь ли ты, что должен делать согласно твоему общественному поручению? –

Труд – главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная. И если человек не может найти себя в труде, то ищет другие способы реализации своего «Я» и находит их в бесцельном времяпрепровождении, в потребительском образе жизни.

Свежие документы:  Проект "Аллея Славы", посвященный 65-летию Победы, 10 класс

Не менее важной сферой для определения будущей профессии является сложившаяся система ценностей молодежи. Они опора и основа для того, чтобы подрастающему человеку помочь подняться над обыденностью, найти позитивный смысл в жизни.

Давайте сейчас проведем диагностику наших ценностей (работают индивидуально, затем в группах все суммируют и говорят полученный результат – чем меньше, тем ценнее (лучше))

Список ценностей:

1. Хорошее образование –

2. Хорошая работа и карьера –

3. Счастливая семья –

4. Слава –

5. Деньги, богатство –

6. Дружба –

7. Достижения в искусстве, музыке, спорте –

8. Уважение и восхищение окружающих –

9. Наука как познание нового –

10. Хорошее здоровье –

11. Уверенность в себе и самоуважение –

12. Хорошая пища –

13. Красивая одежда, ювелирные украшения –

14. Власть или положение –

15. Хороший дом, квартира –

16. Сохранение жизни и природы на Земле

17. Счастье близких людей –

18. Благополучие государства –

(На доске таблица для общих ценностей уч-ся и родителей)

Ответы показали, что значимой ценностью для уч-ся является –

Второе место уверенно занимает – Далее идут –


Глядя на результаты опроса можно сделать вывод, что большинство ребят мечтает о хорошей работе, карьере в будущем и счастливой семейной жизни. Видим, что выросла ценность здоровья, так как оно может стать средством достижения высокого материального благосостояния.

В процессе профессионального самоопределения необходимо особое внимание обращать на формирование у молодежи инициативы, самостоятельности, ответственности, и самое главное – повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе. Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения и внимания, излишняя эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению необходимо формировать у ребят коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость. Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности. Поэтому в последние годы в старших классах школы и введена профессиональная подготовка учащихся: в этом году – для юношей – машинист-тракторист и автодело; для девушек – овощевод и повар.

В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, но манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко. На выбор профессии влияет много факторов: ее популярность (а она меняется год от года), престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, а также – советы окружающих, пример друзей, родителей, просто желание иметь диплом и другое.

Свежие документы:  Консультация для родителей: «Играем вместе с детьми»

(выступление учащихся и родителей о том как они готовятся к будущему выбору профессии — какая будущая профессия, кто повлиял на выбор, согласны ли родители с выбором своего ребенка, как готовитесь?)

Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомленности о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача может обернуться для молодого человека катастрофой: возникает комплекс неполноценности, теряется уважение к себе. Поэтому мы сегодня и завели этот разговор, чтобы помочь ребятам в том, чтобы они в будущем состоялись как профессиональная личность.

Работаем группой — Я попрошу сейчас вас назвать 10 наиболее привлекательных для вас профессий (расположите их в порядке значимости)

(сверяем детей и родителей)

В настоящее время наиболее востребованными являются:___________________

Кем быть? Проблема профессионального самоопределения волнует не только ребят, родителей, педагогов, всех тех, кому не безразлична дальнейшая судьба подрастающего человека.

Взрослые всячески стараются помочь определиться молодому человеку: для учащихся организуются дни старшеклассников – где представители учебных заведений знакомят ребят с правилами приема и обучения в этих заведениях. И мы предлагаем вам сегодня небольшой видеоролик с таким знакомством (фильм)


Подросток, выбирая достойную профессию, стремится получить соответствующее образование, развить необходимые качества личности. А мы с вами ему в этом помогаем. Исключительно важно формировать у учащихся:

  • гражданские и нравственные ценности;

  • личностные качества, помогающие им самостоятельно ориентироваться в сложной социальной ситуации, принимать важные решения;

  • поддерживать инициативу, самостоятельность;

  • воспитывать ответственность, дисциплинированность;

  • развивать коммуникативные способности,;

  • формировать эмоциональную устойчивость, заинтересованность и потребность в гибкости , способности в перемене труда (ведь в жизни всякое бывает, может получиться так, что пока учится и данная профессия будет не востребована), к освоению новых профессий, к переквалификации;

  • самое главное – повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.


А теперь нам нужно принять решение: (предлагаем следующее, будут добавления, изменения – говорите)

1. Провести в классах классные часы «Мир интересных и нужных профессий» — по данным области

2. Познакомить учащихся с современными новыми профессиями.

3. Организовать компьютерное тестирование учащихся для уточнения их профессиональных интересов и склонностей.

4. Оформить уголок по профориентации


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: