Родительское собрание №1 в 11 «А» классе
«Гражданское воспитание в семье»
Кл. рук. Джиоева Л.О.
РФМЛИ
2014
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
1.Лекция учителя
2.Анкетирование родителей «Гражданско-патриотическое воспитание. Приоритетные ценности».
3.Памятка для родителей
4.Обмен мнениями
5.Разное:
* в преддверии выпускных экзаменов;
*успеваемость: проверка и контроль подготовки учебного процесса;
*опоздания;
*внешний вид
Эпиграф:
Ребёнок учиться тому,
Что видит у себя в дому
Родители пример ему
Учитель: Тема нашего разговора «Гражданское воспитание детей в семье».
Сегодня мы постараемся разобраться, как же мы воспитываем своих дорогих детей.
Итак, что же такое гражданское воспитание?
Это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам. Основная цель гражданского воспитания — воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием.
Многие помнят знаменитую фразу Владимира Маяковского о том, что человек может не быть поэтом, но гражданином быть обязан. В настоящее время извечные ценности стали уходить на второй план, поэтому эта проблема встаёт особенно остро. Гражданское воспитание школьников подразумевает прививание детям интернациональных, патриотических чувств, знакомство с правовой, нравственной культурой.
Это и собственное достоинство, внутренняя дисциплинированность, доверие и уважение к государству, другим гражданам. Значение гражданственности трудно переоценить, ведь это важный духовно-нравственный фактор, который призван сохранять общественную стабильность, безопасность и независимость государства….
В чем же особенности школьного гражданского воспитания?
Наши усилия в школе направлены на социализацию личности. Повышение у ученика чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции, патриотизма. Мы должны способствовать неприятию норм поведения, являющихся антиобщественными. Стараемся сформировать патриотические чувства, чувства гордости за свою страну. Прививая школьникам любовь к окружающему миру, природе, способствуем закладыванию основ экологической культуры. А также формируем активную гражданскую позицию посредством школьного самоуправления….
Чтобы работа по развитию у ребёнка гражданского самосознания была более эффективной, оно должно прививаться и дома. …
Воспитание гражданина начинается в семье. У родителей учится ребенок заинтересованному, активному, деятельному отношению к жизни, подлинно гражданскому поведению. Главный фактор успешного воспитания наших детей – это мы сами, наше гражданское поведение, наша сознательность и ответственность. Нравственная высота наших дел и поступков. Успех воспитания обеспечен, если отец и мать – неутомимые труженики, отзывчивые люди, активные граждане, если детей они рассматривают как младших членов своего дружного семейного коллектива, в котором каждый является предметом всеобщего уважения и заботы и в котором у всех вместе есть одна общая забота о Родине. Сегодня, как никогда, подросткам нужно раскрывать идеал гражданина, воспитывать у них гражданские чувства, объяснять, в чем суть гражданственности сегодня. Воспитание гражданственности основывается на формировании мировоззрения. На взгляды, идейные убеждения подростков огромное влияние оказывает все то, что ребенок видит и слышит вне школы, особенно дома. В каждой ли семье он находит всегда и во всем подтверждение тому, что внушается школой? Взрослые призваны заинтересовать школьников чтением газет, для детей должно стать потребностью быть всегда в курсе событий жизни. При правильных отношениях с детьми ребенок именно к родителям обращается со всеми вопросами, с которыми постесняется обратиться в школе, опасаясь выдать свое незнание, непонимание. Надо уметь дать убедительные ответы на эти вопросы. При этом нельзя забывать, что дети усваивают только то, что сказано нами искренне, от всего сердца. Но родители тоже растеряны. Они привыкли жить в обстоятельствах, когда плюсы или минусы расставлены раз и навсегда. Когда обо всех исторических деятелях и писателях раз и навсегда сказано, кто вреден, а кто полезен. А теперь каждый номер газеты, журнала, сведения в интернете приносят все новые и новые, подчас разноречивые сведения об этих людях. Как же быть родителям? Единственный сегодня путь к детям – думать вместе с ними. Думать, не боясь признаться в том, что не все понял и не все пока принял. Думать, потому что без этого не двинешься дальше. Мы обязаны осознать смысл понятия «гражданин», тоже оболганного и униженного вбитым в нас представлением, будто бы гражданское поведение исчерпывается повиновением, безусловным послушанием и согласием с командами, которые подаются сверху.
Гражданин – это сплав знания, ума и совести. Утрата хотя бы одного из этих слагаемых делает в сущности невозможным гражданский образ мыслей и поступков.
Пагубное влияние на сознание детей оказывают и те взрослые, которые часто выражают вслух в минуту раздражения или усталости неудовольствие по поводу каких-либо временных трудностей в нашей жизни, передают услышанные где-то обывательские слухи. Эти разговоры опасны для школьников, не имеющих еще твердых взглядов и убеждений, потому что они заражают их душу ядом сомнения, неверия, прививают пренебрежительное отношение ко всему, что делает человека выше, сильнее, благороднее. Взрослый, говорящий о наших недостатках со злорадством, а не с позиции человека, который тоже несет ответственность за имеющиеся недостатки, прививает и детям иждивенческие, не гражданские взгляды и чувства. Важно сейчас не оставить наших подростков один на один со сложной действительностью, не отгораживаться от них, а вместе с ними искать истину, осознавать объективность общечеловеческих ценностей, их доминирующую роль в развитии человеческих отношений.
Семья, как и школа, должна сосредоточить основное внимание на том, чтобы:
– воспитывать у своих детей любовь к идеалам гуманизма, зажигать их передовыми идеями и взглядами; учить всегда и везде страстно отстаивать свои идеи и убеждения;
– вырабатывать у школьников потребность при всех обстоятельствах поступать в соответствии со своими убеждениями и взглядами на жизнь.
Родители должны добиваться того, чтобы лучшие устремления подростков всегда находили свое отражение в их делах. Эта педагогическая задача не вызывает особых затруднений в семьях, где родители живут активной жизнью общества, руководствуются в своих мыслях и действиях общественными интересами. Такие отцы и матери раскрывают перед детьми лучшие стороны своей личности, а потому вызывают стремление подражать им. Если отец или мать не замыкаются в четырех стенах своей квартиры, то это обязательно, конечно, скажется на всем укладе семейной жизни. В подобной семье дети в течение дня не один раз убеждаются, что человека должен радовать не только свой личный успех, огорчать не только своя беда. Когда отец, мать рассказывают дома о своих интересных и полезных делах, а дочь, сын – о своих школьных, то родители получают возможность постепенно незаметно для детей формировать их общественные взгляды и общественную активность.
Гражданин начинается с малого: сказать правду в глаза, когда удобнее промолчать, открыто высказать свою точку зрения, вступиться за слабого, не уйти от ответственности за порученное тебе дело. Это все требует мужества. Если ребенок нашел в себе решимость сказать сверстнику: «Ты говоришь неправду», «Ты поступил нечестно», это уже гражданский поступок. Только совершая такие поступки, ребенок может вырасти принципиальным, непримиримым к фальши и равнодушию. Все родители учат своего ребенка, как и в каких случаях необходимо проявить активность. Но бывает, что, боясь за своего ребенка, мы растим его чрезмерно осторожным. Он в результате вырастает вялым, безынициативным и трусливым приспособленцем.
Надо иметь в виду, что подросток ищет себя, думает, имеет право на ошибку, на свое место и позицию. Пусть ищет, думает, ошибается, но находит свой собственный путь в этот мир, лишь бы он был осознан, прочувствован, выстрадан, нес заряд гуманизма, помогал жить.
Родители должны работать над принятием детьми универсальных, общечеловеческих ценностей, над уважением их к человеческой жизни.
Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Начинать можно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Нас беспокоит небрежение памятью своего рода, заслугами отцов и дедов. Мы замечаем снижение интереса к прошлому своих городов и сел, невнимание к памятникам истории и культуры. В семье необходимо культивировать уважение к семейным реликвиям, собирать и хранить солдатские письма, знать свою родословную. Важно проводить беседы об истории города, показывать памятные места, знакомить с достопримечательностями, ведь знание родного города – важное средство гражданского воспитания.
Настоящий патриотизм неразрывно связан с уважением к другим народам, к их обычаям, быту, культуре, национальным традициям. Национальная ограниченность, проявление в какой бы то ни было форме национального высокомерия, шовинизма чужды истинному патриоту. Интересно в этом свете отношение ребят к армии, ее назначению в эпоху новых отношений, абсурдности войны и стремления к мирной жизни.
По данным опроса 43% ребят считают, что конкретно нашей стране армия нужна.
44% согласны с этим, но критически настроены по отношению к армии в ее теперешнем состоянии и думают: «Армия нужна, но не такая».
6% указали, что «Армия не нужна»,
а 7% на вопрос совсем не ответили.
Зачем же, по мнению ребят, нужна армия? Большинство поддерживают такое объяснение: «Пока еще есть угроза войны, армия нужна для защиты Родины». Другие думают, что «армия и военная служба закаляют здоровье, воспитывают волю, смелость, уверенность в себе». Но рядом другое мнение: «Армия и военная служба воспитывают жестокость, учат убивать людей». И, наконец, некоторые считают, что «армия сейчас не нужна ни одной стране, так как это мешает сохранить мир на земле». Острое ощущение жизненной необходимости мира и питает заинтересованность ребят в армии. Здесь в сознании детей действует традиционная схема: «чем сильнее армия, тем надежнее мир». Вместе с тем афганская и чеченская трагедии, непосредственное общение с реальными солдатами, воевавшими «там», общественная критика современных порядков в армии, вносят критическую ноту в настроение ребят, что наглядно отражается в данных исследованиях. Будущая война является недопустимой, но было бы неверным предавать забвению ратные подвиги народа. Уважение к этим подвигам, память о тех, кто завоевал нам мирную жизнь, должны остаться элементом семейного воспитания. Не эта память является опасной, не она питает милитаризм и агрессивность. Куда важнее не допустить насаждения культа силы, национальной розни, задуматься над причинами жестокости в детской среде, сделать все, чтобы исключить условия для ее возникновения.
Подростковый возраст является наиболее ответственным и благоприятным периодом для воспитания гражданственности. Именно в этом возрасте происходит существенная перестройка организма подростка, его психических процессов, активизация всей его жизнедеятельности. Формирование гражданственности является целенаправленным процессом выработки у подростков гражданского сознания, чувств и привычек поведения, жизненной позиции. В семье необходимо создавать условия для систематического упражнения подростков в нравственных поступках с целью формирования готовности к истинно гражданскому поведению. Нравственное содержание гражданственности характеризуется бескорыстным отношением личности ко всему, что ее окружает. Задача родителей видится в формировании у детей качеств творчески мыслящей личности, лишенной догматизма, способной понять точку зрения своего оппонента, терпимой к инакомыслию, привычной к многообразию мнений, то есть в воспитании терпимой к инакомыслию личности.
Воспитание гражданственности всегда ставилось во главу угла системы формирования подрастающего поколения. Вспомним слова Н. А. Некрасова: «Надо, надо нам граждан!» Осуществляя эту задачу, родители помогают школе, а в целом обществу в решении важнейшей педагогической проблемы.
Памятка для родителей
1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.
5. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).
6. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу, она наказуема!» и т. д.
7. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
8. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.
9. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.
Проводится анкетирование родителей
Анкета для родителей «Гражданско-патриотическое воспитание. Приоритетные ценности».
1.Что Вы понимаете под термином «гражданское воспитание»?
2.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за гражданское воспитание детей — педагоги или родители?
3.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
4. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка, города? Если не, то почему?
5. Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи? Подчеркните. Ответов может быть несколько.
• Семья
• Нравственность
• Родина
• Здоровье
• Образование
• Дружба
• Творчество
• Карьера
• Другое (допишите)
6. Как Вам кажется, на что должна сделать акцент школа?
• на обучение
• на воспитание
• на сочетание обучения и воспитания
7. Как Вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что – семья и родители?
Школа должна:
• обучать
• воспитывать
• обучать и воспитывать
• другое (допишите)
Семья должна:
• обучать
• воспитывать
• обучать и воспитывать
• другое (допишите)
8. Я считаю, что патриотизм — это
9. Считаете ли Вы себя патриотом?
10. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Подчеркните: да, нет, не знаю.
11. Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у учащихся? Подчеркните: семья, школа, общество, никто.
12. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?
13. Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье?
14 В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют формированию гражданских чувств ребенка:
15 Что бы вы посоветовали классному руководителю для того, чтобы неформально развивать патриотизм и гражданственность учащихся?
16. Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности учащихся?
17. Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности учащихся?
18. Что значит быть гражданином?
Быть гражданином – значит
19. Имеет ли гражданин какие-либо права? Подчеркни: да или нет
20. Имеет ли гражданин какие-либо обязанности? Подчеркни: да или нет.