План родительского собрания: Итоги за прошлый 2013 -2014 учебный год; Проблемы воспитания подростков в семье; Основные направления воспитательной работы; Выбор родительского комитета; Орг.вопросы.
Итоги за 2013-2014 учебный год В начале учебного года – 19 чел., к концу года – 19. 18 учащихся переведены в 9 класс, 1 ученик переведен условно. Закончили учебный год на «4» и «5» Анохинна Анна, Мингалева Юлия, Шешукова Евгения. С одной «3» закончили 2 С двумя «3» закончили 1
Проблемы воспитания подростков в семье. Начиная собрание, хочется обратиться к словам Юрия Рюрикова: «К воспитанию детей следовало бы относиться как к самой важной из земных профессий». Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его гордостью. Быть родителем – кропотливый, нелегкий труд. Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас». Наш сегодняшний разговор посвящен проблемам воспитания подростков в семье. Сейчас я вам предлагаю заполнить анкету, которая поможет понять ваше отношение к ребенку.
Анкета для родителей 1. Вы заняты своими делами, а у ребенка возникли какие-то проблемы. Вы: а) Оставите свои дела и займетесь им; б) Попросите подождать; в) «Не лезь с пустяками, некогда». 2. Если вы совершили ошибку по отношению к ребенку, то: а) Признаете это и извинитесь; б) Скажете, что ошиблись; в) Сделаете вид, что вы правы. 3. Считаете ли вы , что с детьми надо советоваться по разным вопросам? а) Да; б) Иногда; в) Нет. 4. Ребенок своим поступком вывел вас из себя. а) Вы сохранит самообладание; б) Покажете свое недовольство; в) Накричите и накажете. 5. Ребенок совершил проступок. Ваша реакция: а) Поставите себя на его место; б) Разберетесь и накажете; в) Накажете без разговоров. 6. Всегда ли вы воздерживаетесь от слов, которые могут ранить ребенка? а) Да; б) Иногда; в) Никогда. 7. Выделяете ли вы день, когда ребенок делает, что хочет? а) Да; б) Иногда; в) Никогда. 8 Можете ли вы устоять против слез, просьб, если видите, что это каприз? а) Да; б) Иногда; в) Никогда.
Уважаемые родители! Вы знаете о проблемах подросткового возраста, как порой нелегко бывает понять повзрослевшую дочь или сына и как мы сгоряча порой, сами того не замечая, отдаляем ребенка от себя. Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных они вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения. К 15 годам у ребенка накапливается немало проблем подросткового возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся преодолеть зависимость от взрослых. Порой возникают у них спонтанные агрессивные реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет. Психологи посвятили много исследований проблемам подросткового возраста. Они доказали, что на жизнь человека сильно влияет чувство самоценности, проще – самооценка. Так, подростки с низкой самооценкой – вполне способные! – хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, да и потом, во взрослой жизни, не преуспевают. Все дело в том, что подростки склонны к переживаниям, которые на профессиональном языке называются сверхценными. Самые смехотворные и нелепые коллизии они склонны рассматривать чрезвычайно серьезно, как вопрос жизни и смерти. Если вы вместе с ним сумеете обнаружить смешное в происходящем, мы поможем им выбраться из кризиса. Но не будем забывать, как бы искусственны и преувеличены ни казались нам переживания подростка, угрозу его жизни они могут создать самую настоящую. Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к себе близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким его видят другие. Каждым обращением к подростку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием – мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – именно о нем. Родителям надо помнить: если ребенок чувствует заботу, любовь родителей, у него складывается ощущение: «Со мной все в порядке». А постоянное недовольство со стороны родителей, наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастности. В результате подросток в конце концов может прийти к выводу: «Плохой, ну и пусть! И буду плохим!» Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Как же найти золотую середину, как избежать конфликтов с собственным ребенком? ПСИХОЛОГИ СОВЕТУЮТ Давайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос и долго удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Помните: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда родители и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас. Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.
У вас на партах лежат листочки с ситуациями, вы должны написать как бы вы поступили в каждой ситуации. Тоесть возможна в вашей семье такае и правильно ли это. Дочь (сын) прогуливает школу, объясняя учителю, что ухаживает за больной бабушкой. Сын (дочь) сообщил вам о своем решении подрабатывать в свободное от учебы время. Вам не нравятся друзья сына (дочери) и поэтому… (продолжите фразу). Чтобы повысить успеваемость дочери, вы решили платить дочери за каждую «5» по 10 рублей. Так же у вас на столе лежат Памятки для родителей по воспитанию культуры поведения у детей. Можете их взять себе. |