РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2 КЛАССЕ «НРАВСТВЕННОСТЬ — НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ»


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО 2 КЛАССЕ «НРАВСТВЕННОСТЬ — НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ»


Цель собрания: помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.


Подготовила:Ю.В. Ивахненко

Дата поведения: 21 января



АНКЕТА:

  1. Кого или что ты больше всего любишь?

  2. Что тебе дома делать нельзя?

  3. Что было бы, если бы ты стал взрослым?



ХОД СОБРАНИЯ.

Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей. Мы поведём беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми.

Конечно, все вопросы разрешить сегодня нам не успеть, но думаю, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы.

Разъясним сначала понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова:

(слайд2) Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

Фундамент нравственного поведения закладывается в школьном возрасте, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная нравственность личности. Основной деятельностью для него становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Все чаще ему приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется.

Поэтому формирование навыков и привычек культурного поведения учащихся и усвоение знаний о моральных нормах и правилах поведения являются единым процессом. Разрозненные усилия учителей и родителей не дадут ощутимых результатов.

Непременным условием успешного воспитания, в том числе и культуры поведения, является единство требований. Единые требования к внешнему виду, к речи, к поведению на перемене, в классе, в школьной столовой, на улице, в общественных местах и т. д. Это единство требований должно распространяться и на семью.

(слайд3) Василий Александрович Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.

(слайд4) Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

(слайд5) Задачи родителей в воспитании культуры поведения у детей:

  • Воспитание уважения к людям и результатам их труда.

  • Правила поведения и хорошие манеры в гостях, дома, на улице, в общественных мустах.

  • Культура речи ребёнка.


Итак, составной частью нравственного воспитания младших школьников является культура поведения.

Вежливость — это самая простая и необходимая форма общения человека с другими людьми. Дети должны хорошо усвоить формы вежливого отношения к разным людям: к родителям и близким, к учителям и другим работникам школы, к незнакомым.

Школьники нередко считают, что вежливыми они должны быть только со взрослыми, и забывают о правилах культурного поведения при общении со сверстниками. На это следует обращать особое внимание, потому что в подростковом возрасте привить эти навыки и привычки будет намного сложнее.

 

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети − наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни. (Ролик на сайте.)


(слайд6) Будем помнить о том, что личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей.

(щелчок ) СЕМЬЯ.

Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь. А показателем нравственного воспитания ребёнка будет не то, как он ведёт себя в вашем присутствии, а то, как ведёт себя ребёнок в ситуации общения с другими людьми без вашего присутствия и контроля: говорит ли он вежливые слова, не проявляет агрессию, доброжелателен к собеседнику.

Ваши ребята писали о том, кого или что они любят больше всего.

Слайд7


Результаты анкеты. Слайд8

Приятно, что все ваши дети отметили, что они любят маму и папу, своих родных, домашних животных

Я думаю, что вам уже удалось воспитать в них чувство любви и уважения к себе и близким.

Хочется верить, что духовные ценности останутся у ваших детей в ряду главных. Надо только помочь им в этом, больше времени уделяя общим семейным делам, совместным выходам на природу, в гости к бабушкам и дедушкам.

(слайд9)

Ситуация № 1.

« Мама, стараясь помочь своему ребёнку в учебном процессе, заполняет за него дневник, целиком делает за него задания творческого характера, во многом перекладывает на себя выполнение учебных заданий. Помощь ребёнку осуществляется и в бытовых вопросах: зашнуровать ботики, помыть обувь и т.д.» Ваши советы и пожелания этой маме.


(слайд 10) ВЫВОД: поведение родителей определяет поведение детей. Ребёнок не научится самостоятельности. Поскольку это не обусловлено поведением мамы.

Какими же быть нам с детьми: добрыми или строгими? А как найти эту «золотую» середину, ведь рост ребёнка включает в себя и конфликты?

(слайд11) Давайте посмотрим, что же НЕЛЬЗЯ нашим детям.

Анализ ответов на второй вопрос анкеты.

НЕЛЬЗЯ ДОМА:

  • Нельзя трогать спички

  • Смотреть телевизор и играть в компьютер

  • Трогать сигареты и зажигалку

  • Трогать плиту, электрические приборы

  • Баловаться

  • Ломать что-то

  • Открывать дверь чужим

  • Выходить из дома без разрешения

  • Играть в мяч

  • Долго играть в компьютер –

  • Ссориться с сестрой (бить брата)

Как вы думаете, что же по-настоящему НЕЛЬЗЯ и что всё-таки можно разрешать нашим детям?


(слайд12) ВЫВОД: Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. Сохрани в себе всё хорошее и передай это детям.


Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо. Ролик на сайте)


Школа – общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много конфликтных ситуаций. Учитель старается избежать и разрешить их, но не всегда это удаётся. Поэтому, если с вашим ребёнком что-то случается, а учитель не в полной мере сумел разобраться, — не задерживаясь, приходите в класс. Мы вместе попробуем справиться с проблемой. Помните о том, что учитель — прежде всего хочет помочь Вам и это Ваш союзник в воспитании ребёнка. А для сотрудничества нам нужны положительные эмоции, терпение, такт. Старайтесь не игнорировать замечания учителя, даже если Вы не согласны. Если Вас что-то не устраивает, скажите это, не держите обиды в себе. Только вместе мы сможем добиться хороших результатов.


Слайд 13. Как правильно делать замечания ребёнку? Можно с раздражением крикнуть: «у тебя опять беспорядок в комнате, быстро всё убери!» такое замечание ничему не научит ребёнка. Замечания – приказы развивают в ребёнке боязливость. Он станет выполнять всё из страха перед Вашим гневом. А можно сделать это замечание в виде просьбы близкого человека. Дети, как и взрослые болезненно относятся к критике. Грубое, резкое замечание может заставить ребёнка замкнуться в себе. Поэтому чаще вуалируйте замечания под пожелания и обязательно объясняйте, почему Вы просите ребёнка что-то сделать. Только не стоит постоянно взывать к чувству долга ребёнка и спекулировать на его любви к родителям.

Слайд.14

Представления о культуре поведения, внушаемые ребёнку:

помни, что твои поступки могут радовать и огорчать окружающих людей, родителей, других членов семьи;

будь внимателен к родителям; старайся им помогать; оберегай их отдых; уходя из дома скажи куда идешь, когда придёшь, знай, что о тебе беспокоятся;

не обижай и не давай в обиду маленьких, слабых;

будь внимателен в своим товарищам;

вежливость необходима в отношениях с людьми, вежливый человек всегда встречает доброе отношение к себе, желание с ним общаться;

говори «спасибо» за оказанные тебе внимание и помощь, «пожалуйста» — обращаясь с просьбой, «извините» — за нечаянную неловкость; «здравствуйте» — при встречи.


Третьим пунктом воспитания культуры поведения является культура речи ребёнка.

Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Заострю ваше внимание на том, как мы, взрослые, выражаем свой гнев и по какому поводу. В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям.

(слайд15) Третий пункт анкеты: Что было бы, если бы ты стал взрослым?

  • Поступил в институт;

  • женился, вышла замуж;

  • устроился (лась) на работу;

  • купила бы дом;

  • родил(а) детей;

  • служил бы в армии;

  • буду заниматься танцами (спортом) ;

  • был бы президентом;

  • вставлял бы окна;

  • сделал бы так, чтобы мама была счастлива ;

  • устроилась на работу в суд ;

  • купила бы хомячка;

  • куплю машину, поеду отдыхать.

Что ж, методы воспитания налицо. И нам стоит задуматься, как сделать так чтобы ценности семьи, добра остались, чтобы не воспитать в нём чёрствость, жестокость, грубость.


II. Практическая часть.

 

 

Слайд 16. Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:

Если:

1)ребенка постоянно критикуют, он учится (ненавидеть):

2)ребенок живет во вражде, он учится … (быть агрессивным);

3) ребенок растет в упреках, он учится … (жить с чувством вины);

4)ребенок растет в терпимости, он учится … (понимать других);

5)ребенка хвалят, он учится … (быть благородным);

6) ребенок растет в честности, он учится … (быть справедливым);

7)ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей);

8)ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя);

9) ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым);

10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).


Слайд 17 ВЫВОД: с сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что дети нам во всём подражают.

А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные, беседуйте о нормах этического поведения.

Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми.

Слайд 19

Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных жизненных ситуациях.

Свежие документы:  Конспект родительского собрания «Здоровая семья - здоровый ребенок. Здоровьесбережение в детском саду и семье»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: