Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка»


Родительское собрание

Тема: Знаете ли вы своего ребенка.

Цель: способствовать формированию доверительных и добро­желательных отношений между родителями и детьми, педагогами и учащимися.

Задачи: обобщить знания родителей об индивидуальных осо­бенностях подростков; обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Участники: классный руководитель, родители.

Подготовительная работа

I. Детям незадолго до собрания предлагается выполнить следу­ющие задания:

— Расположи на лучах солнца роли, которые ты играешь в жизни, или ответь на вопрос «Кто ты?» (Мальчик, сын, внук, школьник, танцор и т. д.)

— На обратной стороне листка напиши свое полное имя верти­кально, рядом с каждой буквой имени напиши слово, характе­ризующее тебя, твой характер, твои способности.

Например:

М — медлительная

А — артистичная

Р — разумная

И — искренняя

Я — яркая


Ход собрания


Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Многие родители считают, что своего ребенка они знают досконально. Чем меньше наш ребенок, тем мы действительно лучше его знаем. Но, уже общаясь с воспита­тельницей в детском саду, замечаем, что наши суждения становятся все более приблизительными, через 10-12 лет довольно часто обнаруживаем в собственной семье, в лице собственного ребенка прекрасного (а бывает и совсем наоборот) незнакомца.

Знаете ли вы своего ребенка и что надо знать о нем?


Классный руководитель. На доске вы видите работы ваших детей, они не подписаны. Учащимся необходимо было на каждый лучик солнца определить свои роли. Потом попробуйте найти работу своего ребенка.


Размышления родителей на тему: «Что надо знать о своем ребенке?»

Классный руководитель. Так что же надо знать о своем ребенке? И для чего это надо знать? (Выслушиваем мнения родителей.)

Вы все абсолютно правы. Однозначный ответ на данный вопрос: о ребенке надо знать все! А поскольку это практически невозможно, стараться быть ближе к нему, знать, чем он живет, кого и за что лю­бит, отчего у него мгновенно портится настроение, что ему по плечу, а с чем ему никогда не справиться, во что он верит и в чем сомнева­ется и т. д.

Однако из этого большого набора сведений о ребенке можно выделить и самое важное:

состояние его здоровья,

темперамент (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик),

эмоциональная ста­бильность или невротичность (повышенная нервная возбудимость),

замкнутость (повадки интроверта) или общительность (повадки экс­траверта), направленность личности (личностная, деловая, коллек­тивистская).

Итак, допустим, вы знаете, что ваш сын практически здоров, по темпераменту он флегматик, эмоционально устойчив, интроверт, его преобладающая направленность — личностная, мальчику 12 лет.

Как это будет проявляться в его поведении, деятельности и об­щении с окружающими? (Мнения родителей.)

Наверное, вы будете радоваться степенности, основательности, уравновешенности вашего сына, тому, что он не водит шумные ком­пании, любит читать, мастерить, не бегает из дома.

Но есть у вас и повод для беспокойства. У него мало друзей, он бо­лезненно переживает свои неудачи, кажется иногда вялым, упрямым, не любит, когда вовлекают его в общественную работу и т. д.

Свежие документы:  Итоговый тест по физике за 7 класс

Что вы предпримите? Начнете перевоспитывать? Не стоит этого делать. Те психофизиологические особенности, которыми обладает ваш сын, способствуют именно проявлению тех личностных свойств, которые были названы выше. Зная особенности ребенка и учитывая их, вы сможете избежать многих ошибок в воспитании.


Мини-лекция на тему «Что надо знать о своем ребенке?»

Классный руководитель. Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы удивляемся, почему им часто недоволь­ны педагоги, почему никто с ним не дружит. И делаем спасительный вывод: учителя несправедливы, а дети — глупые, невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также, чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психо­логические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребенка с требованиями возрас­та, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность (т. е. наибольшее благоприятствование и оптимальность) для развития каких-то сторон, качеств и свойств личности.

Не раз приходилось слышать от родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!» Такие родители строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не удалась.

Беда в том, что такой стереотип отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко угнездился в сознании. Ро­дители считают себя властителями будущей жизни ребенка. Очень часто они программируют систему взглядов, даже профессию своих детей, тем самым подавляя в них личность и возможность более пол­но реализовать свои способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает проблема. А почему? Потому что многие родители не способны сказать себе, что это мой ребенок, но у него свои ценности, мой долг — помогать ему их реализовать. Родители видят свою задачу в другом: «Я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!»

Родители исходят из того, что ребенок, даже взрослый, не имеет главного — жизненного опыта, а у родителей он есть, и они хотят по­мочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое суждение оттого, что у родителей нет уверенности, что сын или дочь правиль­но выберут свой путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои планы в детях и делают это неосознанно. Психологи, изучая мотивы и цели, которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал мотив «пусть мой ре­бенок реализует то, что мне не удалось осуществить!» А когда у наше­го сына или дочки жизнь не получается, мы ищем виноватых в школе, на улице, среди друзей, но не думаем, что виноваты сами.

Чувство тревоги ненасыщаемо, и повод для нее находится все­гда. Так появляется гипертревога. Наряду с этим мама пытается соз­дать фасад внешнего психологического благополучия, не обсуждает с ребенком проблемы своей жизни. Дети не знают о материальных затруднениях, мало помогают по дому. Это приводит не только к не­гативным последствиям для ребенка, но и для матери это не менее губительно. Отдавая все свободное время дому и ребенку, она мало занимается собой, у нее нет времени для общения с друзьями, под­ругами, круг интересов сужается. Она становится раздражительной и болезненно переживает свое одиночество. Появление любого третьего человека в доме становится для ребенка психологической проблемой.

Свежие документы:  "Причины межнациональных конфликтов и пути выхода из них" (конспект урока) 8 класс

Одна из распространенных ошибок одиноких мам — завышение требований к ребенку, желание компенсировать свои неудачи за счет его удач.

Многочисленные исследования детей из трех типов семей — не­полной, полной конфликтной и полной благополучной — обнаружили, что по большинству показателей (школьная успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполной семьи чаще оказыва­ются успешнее, чем их сверстники из полной семьи, но конфликтной и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей.

В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архи­тектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства, сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребенка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах сво­их и радужных надеждах такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы пере­прыгнуть невозможно, психика развивается в определенной после­довательности.

Каковы же они, главные законы детства? Что необходимо ре­бенку для полноценного развития?

Если очень кратко, то это:

— нормальные родители,

— хорошие усло­вия жизни и воспитания,

— полноценное общение со сверстниками и взрослыми,

— постоянная, активная, соответствующая возрасту дея­тельность.

Могучая потребность в деятельности — вечный двигатель разви­тия человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого воз­раста характерен не только определенный состав видов деятельно­сти, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями — папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще го­воря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону.

Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств приводит в конечном счете к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в под­ростковом возрасте.

Свежие документы:  Круглый стол для родителей "Что мешает ребенку развиваться?"

Если педагогическая запущенность — это состояние личности ре­бенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятель­ности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы.

Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дис­комфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом труд­ном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности.


Педагогический практикум

Классный руководитель. Вы родители. А какие вы родители?

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Желаю­щие могут выполнить тест на бланках.

Инструкция. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете

с детьми:

1. Сколько раз тебе повторять!

2 балла

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, что бы я без тебя делала.

1 балл

4. Ив кого ты только уродился!

2 балла

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1 балл

б. Ну на кого ты похож(а)!

2 балла

7. Я в твое время!

2 балла

8. Ты моя опора и помощник(ца).

1 балл

9. Ну что за друзья у тебя!

2 балла

10. 0 чем ты только думаешь!

2 балла

11. Какая ты у меня умница!

1 балл

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1 балл

13. У всех дети как дети, а ты?

2 балла

14. Какой ты у меня сообразительный!

1 балл


Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Ко­нечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов — вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов — вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие под­вержено влиянию случайных обстоятельств.

Классный руководитель. Вот вы и узнали, какой вы роди­тель, оценили достоинства и недостатки своего ребенка. Но совпадает ли ваше мнение с представлениями ребенка о себе самом?

Для проверки правильности ваших предположений и правильно­сти выбора рисунка своего ребенка обратите внимание на оборотную сторону листка. Изучите мнение ребенка о себе.

Какие чувства вы сейчас испытываете? Как вы думаете почему?

Причиной несовпадения вашего мнения и представления подро­стка о себе может быть неправильное воспитание в семье.

Причины неправильного вос­питания весьма различны. Но это тема нашего следующего собрания.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: