Муниципальное образовательное учреждение
МОУ «Рождественская СОШ»
с. Рождествено, Калининский район, Тверская область
Система оценивания и контроля по предмету биология
подготовила Трофимова Людмила Валериевна,
учитель биологии
с. Рождествено
2011 год
Система контроля по предмету биология
Любая тема в предмете имеет ряд оценок, которые проверяют следующие знания и умения:
теоретические
практические
общеучебные
В процессе изучения темы теоретические знания проверяются в форме тестов ( поурочных0 и устных ответов по интересным мировоззренческим темам, зачетов..
Практические умения проверяются в форме решения биологических задач, практических и самостоятельных работ
Общеучебные умения и навыки прорабатываются с помощью монологической и диалогической видами речи, при анализе и рефлексии.
Тест.
Тест проводится на каждом уроке по теме изученного материала. Цель теста: Выявить проблемные вопросы, необходимые для повторения на уроках обобщения знаний в конце темы
Тест представляет собой 10 вопросов со свободным ответом.
Критерии оценивания теста:
10 правильных ответов отметка «5»
9=8 ————————— отметка «4»
7-6 ————————— отметка «3»
5 или менее—————— отметка «2»
Устный ответ
Устный ответ предлагается каждому ученику с определенной периодичностью Цель устного ответа: 1. развивать речь ребенка
2. развивать умение работы со справочной и научной литературой. Тема задается учителем, а материал прорабатывает ученик (возможна помощь учителя.) После каждого устного ответа идет анализ, самоанализ и рефлексия
( см. Учебное общение)
Оценивается по критериям устного ответа.
Критерии оценивания устного ответа
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов
степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений
самостоятельность ответа
речевую грамотность и логическую последовательность ответа
Отметка «5»
полно раскрыто содержание материала
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений, опытов
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»
раскрыто основное содержание материала
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.
ответ самостоятельный
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях
правильные и четкие ответы на вопросы уточняющего характера (позиция понимающий)
Отметка «3»
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно
определения понятий недостаточно четкие
не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, допущены ошибки при их изложении
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определение понятий
правильные и четкие ответы на вопросы наводящего и конкретизирующего характера ( позиция критик)
Отметка «2»
основное содержание учебного материала не раскрыто
не даны ответы на вопросы наводящего и конкретизирующего характера
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка «1»
Ответ на вопрос не дан
Биологические задачи
Биологические задачи проводятся на уроках обобщения знаний и представляют собой вопросы, которые требуют анализа всей темы, сообразительности, творчества. Цель биологических задач применение теоретических знаний на практике. Оценивание данного вида деятельности не предусматривается, так как считается подготовкой к итоговому зачету
Практическая работа
Практическая работа проводиться в рамках урока, заложенного в тематическое планирование программы.
Цель практической работы удостовериться в своих теоретических знаниях через практические у3мения и навыки. Оценивается по сделанным выводам и проделанной работе.
Критерии оценивания практической работы
Учитель должен учитывать:
правильность определения цели работы
правильность проведения работ
умение выделять существенные признаки у наблюдаемых объектов
логичность и научная грамотность в оформлении результатов работы и в выводах.
Отметка «5»
сформулирована цель работы
правильно проведена работа
выделены существенные признаки
логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4»
Цель сформулирована с подсказки учителя
правильно проведена работа
при выделении существенных признаков названы второстепенные
допущены небрежность в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Отметка «3»
Цель сформулировано с помощью учителя
допущены неточности и 1-2 ошибки при проведении работы
при выделении существенных признаков объекта выделены лишь некоторые
допущены ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Отметка «2»
Цель сформулирована учителем
допущены 3-4 ошибки при проведении работы
не выделены существенные признаки объекта
отсутствие результата наблюдений и выводов.
Отметка «1»
не владеет умением проводить работу
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа проводится на уроках закрепления и изучения нового материала
Цели самостоятельной работы:
На уроках закрепления проверка детьми своих знаний и умений по данной теме
На уроках нового материала обучение и совершенствование способов работы ( графики, схемы, таблицы, работа с учебником). Самостоятельная работа не оценивается, так как не преследует данную цель.
Проект
Проектная деятельность предлагается ученикам в конкретных темах. Цель: 1.повысить интерес учащихся к исследовательской деятельности в рамках предмета, 2. повысить уровень самостоятельной работы с различными источниками информации, 3. развитие познавательной активности учеников
Оценивание проекта осуществляется набором баллов, которые ученик получает на протяжении выполнении всей проектной деятельности. Куда входят:
1.целеполагание
2.формулирование задач
3. выдвижение гипотез
4.работа с информацией
5.практическая деятельность
6.анализ и рефлексия.
Критерии оценивания проекта на данный момент находятся в стадии разработки.
Зачет
Зачет проводится в конце изучения темы. Заложен в тематическое планирование программы Цель зачета : поверка знаний и умений на конец темы (освоение темы)
Представляет собой набор дифференцированных заданий. Ученик в праве выбирать уровень сложности .
на оценку»3» вопросы с однозначным ответом «да» и «нет» Число вопросов 20
на оценку «4» вопросы в выбором ответа Число вопросов 20
на оценку «5» ответы на биологические задачи Число задач в среднем 5.
В результате за зачет выставляется фактически заработанная отметка.
В старшем звене 10-11 классы зачеты проводятся в форме ЕГЭ
Критерии оценивания (см. приложение 1.)
Критерии оценивания зачета
Отметка «3»
из 20 предложенных утверждений 17 верных
Отметка «4»
из 20 предложенных вопросов 18 верных
Отметка «5»
Из 5 предложенных задач в ответах 1-2 задач не полностью дан развернутый ответ
Механизм формирования четвертной отметки
В журнал выставляются следующие отметки:
за тесты
за устный ответ
за практическую работу
за проект
за зачет
Первичная оценка за зачет выставляется в журнал, с последующей пересдачей, если ребенок хочет повысить первичную отметку.
Пересдача не возможна, если зачет являлся административным контролем.
( см. Положение о зачетной системе РСОШ.)
За все остальные виды работ неудовлетворительная отметка закрывается в результате пересдачи. Четвертая отметка выставляется по результатам зачетов. Если оценка спорная, то во внимание принимается средний арифметический балл за текущие отметки.
ЛИТЕРАТУРА