Система воспитательной работы (6 класс)



Частное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Личность»















Система воспитательной работы

6 класс













Учитель математики: Померанцева Анна Васильевна












Г. Новороссийск

2009 г.

Содержание:




Стр.

  1. Введение. 3

  2. Информационная справка. 6

  3. Воспитательная система класса. 7

  4. Циклограмма деятельности классного руководителя. 13

  5. Законы классного коллектива. 14

  6. Направления воспитательной работы. 15

  7. Сотрудничество семьи и школы. 23

  8. Оценка качества. Эффективность работы системы. 25

  9. Анализ воспитательной работы с классом. 26

  10. Список использованной литературы. 30






























Введение.

Самая сложная, самая

благородная работа – это

творение человека.

В. А. Сухомлинский

Что такое воспитание?

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

  • Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на тесном сотрудничестве школы, семьи и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

  • Воспитание – это искусство, искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

  • Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

  • Воспитание – это творчество. Дело воспитания – процесс постоянного “сотворения” личности. Это — подвиг времени. Нужно уделять этому делу много сил, внимания. Оно требует размышлений, чтения специальных книг, бесед с родителями. А главное наших детей нужно очень-очень сильно любить по-настоящему, безусловно. Всю нашу жизнь построить ради этого и этим жить. Только тогда может что-то получиться.

Актуальность

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.

Нормативно-правовая база

Так, предпочтение в системе образования в настоящее время отдается воспитательному аспекту, который должен быть интегрирован в общий процесс обучения и развития и стать органичной составляющей педагогической деятельности. Подобное предпочтение определено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации. «Концепция модернизации российского образования», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2001-2005 годы, федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы, рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин. образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б), методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин. образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б) также помогают мне обозначить стратегию своей деятельности, используя понятийно-категориальный аппарат принятых нормативно-правовых документов.

Минобразования России подготовлены развернутые «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» (приложение к письму Минобразования России от 3 февраля 2006 года №21; см. «Вестник образования России», 2006г, №5). В данных рекомендациях четко определены цель и задачи классного руководителя, а также функции классного руководителя, которые я стараюсь выполнять.

Применяемая техника целепологания.

Получая и осмысливая диагностическую информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, я уточняю свои задачи и корректирую способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно проектирую динамику становления личности каждого ребенка, формирование его духовно-нравственных качеств. Собрав все фактические данные, комплексно анализирую эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий и, как следствие, координирую учебную деятельность каждого воспитанника, всего классного коллектива, оцениваю сплоченность класса, достигнутый уровень развития творческих способностей воспитанников, сложившиеся взаимоотношения с другими участниками целостного (общешкольного) воспитательного процесса. Я убедилась в том, что система таких исследовательски-педагогических действий помогает выполнять поставленные задачи, которые сформулированы в имеющейся нормативно-правовой базе. Это дает возможность определить стратегию воспитательной работы с классом, определить основные и перспективные задачи воспитательного процесса.




































Информационная справка

6 класс.

Классный руководитель: Померанцева Анна Васильевна

  • Общие сведения о классе и история его формирования

6 класс – общеобразовательный класс ЧОУ СОШ «Личность». Обучается в нем 16 человек, из них 9 девочек и 7 мальчиков.

  • Социальный паспорт класса

Дети в классе из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции.

Большинство родителей интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета. Родители одобряют выбранное направление работы, а также ценностные приоритеты данной воспитательной системы.

  • Уровень воспитанности учащихся

Учащиеся класса имеют достаточно хороший уровень воспитанности. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как активность, доброжелательность, любознательность.

Но еще нужно развивать в детях прилежание.

  • Уровень сплоченности и развития классного коллектива

По результатам проведенной диагностики можно констатировать высокий, но недостаточный уровень сплоченности детского коллектива.

Ребята достаточно ответственно относятся к своим обязанностям. Совершенно равнодушных к делам класса и школы нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказывать помощь своим одноклассникам. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.

Яркого лидера в классе нет, хотя можно выделить небольшую группу учащихся, которые обычно стараются занять лидерскую позицию в микрогруппах.

Учащиеся любят проводить вместе время и в школе, и вне ее, стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).

  • Предпочтительный вид деятельности: самостоятельная работа, где педагог является наставником и помощником. Многие учащиеся могут самостоятельно ставить цели своей деятельности, но не все выдерживают учебную нагрузку. Необходимы моменты релаксации, систематический отдых. Не все учащиеся умеют распределить время рационально.

  • Мотивы участия детей в деятельности класса: проявление лидерской позиции, социальная значимость в классе, проявление самостоятельного творчества

  • Характеристика занятости учащихся во внеурочное время

100 % ребят заняты в сфере дополнительного образования.


Воспитательная система класса.

«Орудием и посредником

воспитания должна быть

любовь, а целью –

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ…»

В.Г.Белинский


Для постановки целей воспитательной работы в классе при помощи различных диагностических методик, проведенных среди учащихся и родителей класса, мною выявлены следующие противоречия в социальной среде класса:


  1. Между оценкой ребёнка родителями и самооценкой ребёнка.

  2. Между психофизическим состоянием ребёнка и динамикой и содержанием учебного материала.

  3. Между необходимостью осваивать учебный материал и недостаточностью ситуаций успеха.

  4. Между желаниями ребёнка и его возможностями.

  5. Между неумением ребёнка планировать свою деятельность и требованиями режима.

  6. Между желанием проявлять лидерскую позицию и нежеланием брать на себя ответственность (мотивационно – волевой структурой).

  7. Между социально – культурными потенциалами семьи и воспитательным пространством школы.

  8. Между статусом школы (требованиями учителей) и запросами родителей.

  9. Между закрытой социальной средой семьи и открытой воспитательной системой в школе.


Все эти противоречия создают в воспитательной сфере и в сфере взаимодействия «школа – семья – ребенок» основные воспитательные проблемы:


  1. Процесс вхождения ребёнка в социально – культурную среду школы.

  2. Процесс соразмерности и взаимодействия системы педагогических требований в семье и в школе.

  3. Искажённость понимания семьёй своих функций.


Отсюда возникает необходимость определенной пед. корректировки воспитательных воздействий на ребенка со стороны семьи и школы, что влечет за собой необходимость тесного взаимосотрудничества между педагогом и родителями и ставит перед классным руководителем следующие воспитательные цели:


  1. Создание сферы мотивационной деятельности.

  2. Создание сферы адекватной самооценки и самоконтроля.

  3. Создание психологического комфорта в коллективе.

  4. Создание условий для развития личности; для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.

  5. Создание ситуаций и организация деятельности, направленной на развитие внутренних способностей ребёнка.

  6. Обеспечить освоение учащимися технологий самообучения, самовоспитания.

Отсюда вытекает основная цель воспитательной системы.


Цель воспитания – личность, способная вести созидательный образ жизни, имеющая активную гражданскую позицию, обладающая экологической и экономической грамотностью, духовной культурой, умеющая определиться и адаптироваться в условиях современного информационного общества.

Путь к достижению цели моей воспитательной системы основан на осознании и принятии таких ценностей, как:

  • свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);

  • оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот всем неприятен);

  • требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);

  • любознательность (стремление все знать и всему учиться; познавая мир, познай и самого себя);

  • самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);

  • человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);

  • веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а, следовательно, приносит удовлетворение);

  • сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)


В своей работе придерживаюсь следующих принципов воспитательного взаимодействия с классом:


  1. Личностно-ориентированный — признание каждого воспитанника полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, по­строенном на глубоком знании педагогом каждого воспитанника, жизни в школе и вне ее.

  2. Деятельностный — предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человече­ских взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельно­сти всех субъектов воспитательной системы.


  1. Принцип сотрудничества — взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости, т. е. тех ка­честв, которых требует от них демократическое общество.


  1. Гуманизация воспитания — поворот школы к ребенку, уваже­ние его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его лично­стных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка, гуманизация максимальных отношений.


  1. Природосообразность воспитания — предполагает обязатель­ный учет половозрастных осо6енностей учащихся.


  1. Культуросообразность воспитания — предполагает опору в воспитании на национальные традиции, на национальное своеобразие.


  1. Принцип открытости — участие в процессе воспитания всех социальных институтов.


  1. Дифференцированный — отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельности.


  1. Средовьй — учет, использование в процессе воспитания среды (семьи как главного воспитателя).


  1. Человековедческий — не только во внеурочной работе, но и в традиционные предметы включать материал, помогающий детям по­нять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, про­ектировать свою жизнь, т. е. помогать ученику в создании «Я — Кон­цепции».


  1. Эмоциональный — опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.


  1. Отношенческий разумное сочетание в воспитательной рабо­те антиподов: объекта — субъекта, коллективности — индивидуально­сти, традиции — новации, общения — обособления, поощрения — нака­зания, управления — самоуправления, воспитания — самовоспитания.


  1. Диалогический — выход на определенном этапе совместной деятельности на субъект — субъектные отношения.


В настоящее время идет этап становления воспитательной сис­темы, когда формируются целевые установки, вырабатываются глав­ные ориентиры в организации образовательного процесса, создается воспитательный коллектив в школе, складывается управленческая система с опорой на диагностико — аналитическую деятельность.


Основополагающие идеи-принципы воспитательной системы:


  • принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками, прежде всего, нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры);

  • принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге — своей жизни);

  • принцип индивидуальности (нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).


Дидактические принципы воспитательной системы:


  • принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

  • принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

  • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

  • принцип высокой мотивированности любого вида деятельности;

  • принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

  • принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

  • принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности (индивидуальными, групповыми, коллективными);

  • принцип самоактуализации;

  • принцип выбора;

  • принцип творчества и успеха;

  • принцип доверия и поддержки.


Приоритетные виды деятельности класса:


  1. Диагностическая.

  2. Учебно-познавательная.

  3. Трудовая.

  4. Общественно – полезная.

  5. Эстетическая.

  6. Ценностно-ориентированная.

  7. Художественно – творческая.

  8. Спортивно – оздоровительная.

  9. Коррекционная.


Ожидаемые результаты:


    1. Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом.

    2. Ощущение себя равноправным членом общества.

    3. Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.

    4. Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.

    5. Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, работу творческого коллектива.

    6. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.

    7. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.


Образ выпускника 6 – го класса:

Шестиклассник имеет потребность в знаниях, желает и старается учиться, способен к самообразованию, обладает культурой информационного взаимодействия с миром. Интересуется хотя бы одной из областей человеческих знаний и культуры, готов изучать ее углубленно. Гордится своим учебным заведением, чувствует прича­стность к нему, знаком с его историей, освоился с особенностями системы обучения, знает права и обязанности, заложенные в Уставе школы, старается им следовать. Чувствует себя уютно, комфортно в школьных стенах, предан традициям учебного заведения. Умеет быть учеником; уважая опыт и знания старших, стремится передать свои знания и опыт тем, кто младше, нуждается в помощи. Обладает стремлением к качеству исполнения в любой деятельности.


Признает коллектив как ценность, рассматривает его как своеобразную форму самозащиты, возможность самореализовать се­бя, утвердиться в социуме, приобрести значимые для себя социаль­ные черты и опыт.


Умеет быть членом коллектива, владеет основами коммуни­кативной культуры личности, навыками неконфликтного поведения, способен корректировать в общении свою и чужую агрессию, умеет высказывать и отстаивать свою точку зрения, обладает способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в жизненной кризисной ситуации. Проявляет в отношениях с окружающими доб­роту, честность, порядочность, вежливость. Обладает организатор­скими навыками, активен в коллективной деятельности.


Хороший сын (дочь): внимательный, заботливый, порядочный.
Познаёт родословную семьи, социальную роль отца, матери, девушки,
юноши. Старается строить свою жизнь по законам гармонии и красоты. Проявляет заботу о членах семьи. Овладевает навыками культуры полоролевых отношений. Бережно относится к своему здоровью и здоровью своих близких. Стремится к физическому со­вершенству.


Является патриотом своего Отечества: изучает историю своего края и города; его традиции, активно участвует в общественной жизни школы. Владеет нормами поведения и общения, основами безопасности жизнедеятельности. Принимает экологические проблемы, участвует деятельности, направленной на решение экологических проблем.


Изучает историю России, национальную культуру, традиции, деятелей науки, культуры, искусства. Ориентируется в общественно-политической, экономической жизни страны, имеет свою точку зрения по отноше­нию к происходящим событиям. Знает государственные праздники, понимает государственные символы России. Знает основные по­ложения Конституции Российской Федерации. Проявляет активную жиз­ненную позицию.



















Циклограмма деятельности классного руководителя:


Ежедневно:

    1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствующих.

    2. Организация питания учащихся.

    3. Организация дежурства класса.

    4. Индивидуальная работа с учащимися класса.

Еженедельно:

      1. Проверка дневников учащихся

      2. Проведение мероприятий в классе (по плану)

      3. Работа с родителями (по ситуации)

      4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации)

      5. Встреча со школьной медсестрой (по справкам о болезни учащихся)

Ежемесячно:

        1. Посещение уроков в своем классе.

        2. Консультации у школьного психолога.

        3. Встреча с родительским активом

        4. Совещание по планированию работы или организации и проведению общешкольных мероприятий.


Один раз в четверть:

1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

2. Сдача отчетов по классу (успеваемость, питание и т.д.)

3. МО классных руководителей.

4. Проведение родительского собрания.


Один раз в полугодие:

1.Анализ выполнения воспитательного плана работы за полугодие.

2. Коррекция плана воспитательной работы на новое полугодие.

Один раз в год:

          1. Проведение открытого классного часа и мероприятия.

          2. Оформление личных дел учащихся.

          3. Анализ и составление плана воспитательной работы класса.

          4. Статистические данные класса (1 сентября).









Законы классного коллектива:


Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.


Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.


Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.


Закон любви: Люби своих друзей, Родину и все то, что тебя окружает.


Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям

добро.


Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!


Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны

трудности и препятствия.


Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек,

которому нужна помощь. Помоги!!!





















Направления воспитательной работы.


            1. Диагностическое.

Чтобы выяснить требования, пожелания и тревоги родителей за ребенка, я обычно провожу анкетирование.

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе:

Предмет изучения

Методы и приемы изучения

  1. Состояние межличностных отношений, влияние лидеров в классном коллективе.

  2. Интересы и увлечения

  3. Условия развития личности учащегося

  4. Самооценка личности ребенка

  5. Удовлетворенность учащегося жизнью в классе

  6. Представления учащихся об идеальном образе человека

  7. Нравственная направленность учащихся

  8. Сформированность классного коллектива

  9. Удовлетворенность учащимися и родителями жизнедеятельностью в классе

  10. Воспитанность учащихся

Социометрия

  • анкетирование

  • составление карты интересов

  • посещение учащихся на дому (по необходимости)

  • беседа с родителями

  • микроисследования

  • педагогически направленное наблюдение

  • методика для исследования самооценки, типа темперамента

  • социально-психологическая самоаттестация коллектива”

  • игровое психо-скульптурирование

  • методика, “какой у нас коллектив”

  • методика для определения мотивов участия учащихся в делах класса.

  • тесты

  • коллективный анализ

  • стандартизированная характеристика учащихся

Результаты диагностики:

  1. Социометрия:


Лидеры: 3 (По результатам голосования именно они занимают позиции старосты и зам. старосты в классе)

Приближенные: 7 (актив класса – инициативная группа)

Пренебрегаемые: 6 (вовлекаемые в общеклассную деятельность)


  1. Ценностные отношения учащихся (фрагмент серии классных часов по социализации учащихся «Познавая себя – познаю мир»)

  • Если бы вы могли на недельку поменяться с кем-либо местами, то кого бы вы для этого выбрали? Почему?

в % от опрошенных

Ориентированы на себя

11

Ориентированы на ближайшее окружение

33

Ориентированы на других людей

56





  • Если бы добрая фея обещала исполнить три ваших желания, то что бы вы пожелали?

Ориентированы на себя

45

Ориентированы на ближайшее окружение

33

Ориентированы на других людей

22





  • Представьте, что вы перенеслись на 300 лет назад (вперед), что бы вы стали делать?

Ориентированы на себя

45

Ориентированы на ближайшее окружение

Ориентированы на других людей

55





  • Если бы вы были три дня невидимы, то, как бы вы этим воспользовались?

Ориентированы на себя

45

Ориентированы на ближайшее окружение

33

Ориентированы на других людей

22





  • Если бы вы обладали способностью читать мысли другого человека, то кого бы вы для этого выбрали? Почему?

Ориентированы на себя

11

Ориентированы на ближайшее окружение

55

Ориентированы на других людей

33





  • Представьте себя (и свое окружение), каким бы вам хотелось быть?

Ориентированы на себя

22

Ориентированы на ближайшее окружение

Ориентированы на других людей

78





Анализ данных показывает, что учащиеся класса стремятся стать социально значимыми в обществе, но в силу их возрастных особенностей, приоритетным является социальный статус среди сверстников, т. к. дети младшего подросткового возраста более ориентированы на ближайшее окружение.

Поэтому одним из приемов пед. воздействия является воспитание коллективом. Часто повторяю детям «Наш класс – единый организм. Если кому – то плохо, то плохо всему коллективу. Ведь если у вас болит палец, то уже весь организм чувствует себя некомфортно»


  1. Определение темперамента. Позволило определить основные виды и темп деятельности при взаимодействии с детьми, подсказало приемы психологической разрядки в стрессовых и конфликтных ситуациях.

Холерики — 3

Сангвиники — 8

Флегматики — 3

Меланхолики – 2

2. Учебно-познавательное.

Цель: способствовать развитию самостоятельности и активности детей в учебном процессе.

Задачи:

  • изучение особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией;

  • на основе диагностики интеллектуальных умений учащихся совместно с педагогами определить приёмы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и во внеурочное время.

  • изучать и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения;

  • организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.


Формы работы:

  • познавательные классные часы

  • экскурсии

  • участи в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах

  • проектные дни

  • экспедиции

  • беседы по правилам дорожного движения.



3. Трудовое.


Цель: способствовать развитию навыков обслуживающего труда.


Задачи:


  • способствовать воспитанию коллективизма;

  • способствовать формированию ответственного отношения к труду;

  • способствовать развитию аккуратности и взаимовыручки.


Формы работы:


  • генеральные уборки класса

  • участие в оформлении кабинета

  • дежурство по классу

  • дежурство в столовой



4. Нравственно — эстетическое.

Цель: содействовать формированию у школьников нравственно – эстетических норм и правил поведения.

Задачи:

  • способствовать развитию осмысленного усвоения подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении;

  • способствовать формированию основ культуры общения;

  • способствовать сплочению классного коллектива;

  • создание благоприятного психологического климата в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности);

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • воспитание эстетического вкуса.

Формы работы:

  • участие в общешкольных мероприятиях;

  • традиции класса;

  • встречи с интересными людьми;

  • экскурсии;

  • библиотечные уроки;

  • практикум по культуре общения;

  • трудовой десант; уход за памятниками;

  • посещение театров, кинотеатров

  • экскурсии в музеи.

  • классные часы «Моя семья»

  • беседы с учащимися с целью предупреждения конфликтов, правонарушений


5. Ценностно-ориентированное.

Цель: содействовать формированию у школьников ценностного отношения к себе и другим людям.

Задачи:

  • способствовать развитию осмысленного усвоения подростками ценностно-ориентированных норм, закреплению этих норм в их повседневном поведении;

  • способствовать сплочению классного коллектива;

  • способствовать проявлению самостоятельности учащихся, осознанности выбора и ответственности за сделанный выбор;

  • создание благоприятного психологического климата в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности);

Формы работы:

  • классное самоуправление

  • школьный парламент

  • информация о правах ребёнка

  • посещение музеев, выставок, театров, библиотек

  • акции милосердия и гуманитарные акции

  • дни самоуправления

  • большие психологические игры

  • беседы по технике безопасности

  • дни толерантности

  • проектные дни

  • оформление папок личных достижений


6. Художественно – творческое.

Цель: содействовать развитию у школьников творческих способностей,

Задачи:

  • вовлекать учащихся в творческие дела класса;

  • способствовать развитию творческого подхода к деятельности;

  • способствовать сплочению и развитию классного коллектива;

  • способствовать развитию самостоятельности и активности детей в творческой деятельности;

Формы работы:

  • кружковая работа

  • классные мероприятия

  • участие в общешкольных мероприятиях

  • коллективные творческие дела

  • участие в конкурсах художественной самодеятельности

  • творческие отчёты

  • участие в проектной деятельности


  1. Коммуникативное.

Цель: заполнять активно-деятельным эмоционально и психологическим комфортным содержанием свободное время ребенка.

Задачи:

  • изучать и влиять на кругозор учащихся, на их интересы, увлечения;

  • способствовать формированию основ культуры общения;

  • способствовать сплочению классного коллектива;

  • создание благоприятного психологического климата в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности);

Формы работы:

  • игры (ролевые, спортивные, театральные).

  • общение (классные огоньки).

  • развлечения (школьные дискотеки, балы, тематические вечера).

  • большие психологические игры

  • хобби (выставки детского творчества).

  • общешкольные линейки

  • психологические акции

  • классные часы


  1. Спортивно – оздоровительное

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;

  • обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и тобакокурения;

  • сохранение и укрепления здоровья детей;

  • формирование у детей и родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни;

Формы работы:

  • участие в спортивных мероприятиях

  • дни здоровья

  • экскурсионно-туристическая работа

  • пропаганда физической культуры

  • встречи с работниками здравоохранения

  • конкурсы плакатов и газет

  • участие в туристических слетах

  • работа спортивных секций.

  • общешкольные спортивные соревнования по различным видам спорта

  • профосмотр учащихся школы (фельдшер школы).

  • классные часы «Мое здоровье в моих руках».


  1. Экологическое.

Цель: содействовать формированию у школьников ценностного отношения к окружающему миру

Задачи:

  • способствовать формированию экологической культуры,

  • содействовать вовлечению детей в природоохранную деятельность.

  • способствовать развитию у школьников ответственного и грамотного отношения к природным богатствам.

Формы работы:


  • участие в гуманитарных акциях «Береги берега»

  • экологическое просвещение

  • экологическая пропаганда

  • проектные недели «Черное море»

  • участие в экологических конкурсах и конференциях


  1. Коррекционное.

Направления коррекционной деятельности:

    1. Разрешение конфликтов в классе:

  • вникать в суть конфликта, а не в ситуацию вокруг него;

  • опираться не на интересы сторон, а на справедливость;

  • относиться к существу проблемы жестко, а к интересам сторон – мягко;

  • вовлечение конфликтующих в совместную деятельность.


    1. Работа с одаренными детьми:

  • собеседование с учителями, работающими в классе, построение индивидуальной образовательной траектории.

  • организация участия детей в школьных олимпиадах.

  • мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог)


    1. Работа с детьми, проявляющими лидерские качества:

  • организация работы по системе чередующихся традиционных поручений.

  • организация индивидуальной творческой деятельности

  • включение в общешкольное воспитательное пространство


    1. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:

  • собеседование с родителями.

  • собеседование с психологом.

  • наблюдение и особое внимание, коррекция.

  • организация деятельности, способствующей расширению круга

общения и повышению статуса детей в классе.























Сотрудничество семьи и школы.


Цель: Развитие эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитании детей


Задачи:

  1. Расширить сферу участия родителей в организации жизнедеятельности класса

  2. Организовать постоянно действующий педагогический консилиум для родителей для оказания помощи в вопросах воспитания детей.

  3. Способствовать повышению роли семьи в воспитании детей.

  4. Способствовать повышению психолого-педагогической грамотности родителей.

  5. Побуждать родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

  6. Совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

  7. Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культурного взаимодействия с ребенком, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс


Взаимодействие с семьей с целью усиления ее роли в становлении и

развитии личности ребенка – важное направление работы.

Реализуя это направление, опираюсь на информацию о семьях.


Методы изучения семьи:

  1. наблюдение;

  2. индивидуальные беседы;

  3. тестирование;

  4. анкетирование;

  5. диагностика;

  6. деловые игры;

  7. анализ детских рассказов, сочинений и рисунков о семье.

Направления деятельности классного руководителя:

  • Повышение психолого-педагогических знаний классного руководителя

  • Вовлечение родителей в воспитательный процесс

  • Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса, так как просвещение семьи должно опережать просвещение ребенка.


Формы работы с родителями:

  • Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни.

  • Исследование психологического климата семьи каждого ученика класса.

  • Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе.

  • Привлечение родителей к воспитательной работе в классе, активизация работы родительского комитета.

  • Проведение родительских собраний, темы которых соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащихся, специфическим проблемам класса, задачам школы.

    • Поддержание регулярного общения. Организация совместного проведения досуга.

    • Проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья и открытых дверей).

    • Совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса.

  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости).

  • Привлечение родителей к сотрудничеству.

  • Организация взаимного творчества детей и родителей.

  • Поощрение родителей и учащихся к активному участию в жизни класса и школы.

  • Привлечение (по мере необходимости) администрации школы к решению проблемных ситуаций в классе.


Правила, которые я соблюдаю в работе с родителями:

  • О самом отчаянном нарушителе дисциплины всегда можно сказать что-нибудь позитивное.

  • Не предъявлять родителям претензии по поводу их ребенка, а вместе с ними искать подходы, пути воздействия на ребенка, проявляя свою заинтересованность.

  • Родители пойдут навстречу классному руководителю только тогда, когда увидят заинтересованность в успехах их детей, понимание и уважение к ребенку и к их родительским чувствам.

  • Опираться на реалистический оптимизм, не ставя диагноз о безнадежности ситуации. Есть ситуации, в которых пока не найден выход.


При оценке качества своей деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на определенные критерии:

  • Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся;

  • Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом;

  • Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива;

  • Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе;

  • Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях;

  • Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность;

  • Степень вовлечения родителей в дела класса;

  • Осознанный выбор учащимися приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.


Эффективность работы системы с данным классом подтверждается следующими результатами:

  • все обучающиеся успевают, из них большинство учатся на “4” и “5”;

  • все обучающиеся занимаются в кружках, спортивных секциях, факультативах;

  • нет детей, стоящих на учете в школе и ПДН;

  • класс занимает призовые места в спортивных соревнованиях, конкурсах;

  • ребята являются участниками и организаторами общешкольных дел; в классе есть хороший актив;

  • найден тесный контакт с родителями; родительские собрания посещают все родители.


Родители – самые главные помощники классного руководителя в воспитательном процессе. Администрация школы ежегодно награждает активных родителей почетными грамотами и благодарностями.
Неотъемлемой частью работы классного руководителя является систематическое общение с педагогами, работающими в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся. Большую помощь классному руководителю оказывает психологическая служба школы. По просьбе классного руководителя психолог работает с учащимися и предоставляет ему аналитический отчет о психологическом климате в классе.

Анализ воспитательной работы с классом.

Социальный паспорт класса.

(2008 -2009 уч. год)

Класс: 6

Классный руководитель: Померанцева Анна Васильевна

Количество учащихся: 16

Количество: девочек — 9, мальчиков – 7

1. Какие цели и задачи ставились:

Цели и задачи работы с классом:

-Формирование ученического коллектива;

-Формирование успешной личности с активной жизненной позицией;

— Воспитание творческой активной личности, толерантной в общении с окружающими людьми;

— Создание условий для развития толерантной личности, способной принимать самостоятельные решения в различных жизненных ситуациях.

Приоритетные задачи:

— Создание сферы мотивационной деятельности;

— Создание сферы адекватной самооценки и самоконтроля;

— Создание сферы психологического комфорта в коллективе;

— Создание условий для развития личности, для побуждения её к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;

— Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива и украшающих его жизнь.

Главная цель: создание условий для развития толерантной личности, способной принимать самостоятельные решения в различных жизненных ситуациях.

2. Какие средства использовались для решения поставленных задач

— Обсуждение ситуаций в классе, разбор положительных и отрицательных сторон поступков;

— Индивидуальные беседы;

— Участие в общешкольных акциях и мероприятиях;

— Участие в кружковой деятельности;

— Участие в коллективной проектной деятельности.

Формы воспитательной работы с классом

— классные часы,

— экскурсии,

— коллективные творческие дела.

3. Результаты воспитательной работы (соответствие их поставленным целям):

Цели и задачи, поставленные для работы с классом успешно выполнены. Дети отличаются достаточно высоким уровнем осознанности выбора, активны, проявляют высокий уровень самостоятельности. С удовольствием участвуют в общешкольных мероприятиях, активно включаются в общеклассную деятельность. В классе развивается самоуправление. Староста класса и зам. старосты активно участвуют в школьном парламенте.

Какие формы самоуправления существуют в классе?

Выбран актив класса, распределены обязанности в классе. По итогам четверти учащиеся отчитываются о результатах работы, находятся в постоянном контакте с классным руководителем. Планируется работа в развитии самоуправления в классе и на следующий год. Элементы этой работы вводились в этом учебном году при создании групповых проектов по географии, группового проекта класса.


4. Наиболее эффективные средства:

— Личный пример;

— Похвала за проявление самостоятельности в деятельности, оказание помощи;

5. Цели и задачи дальнейшей работы:

— Развитие самоуправления в классном коллективе;

— Воспитание творческой активной личности, толерантной в общении с окружающими людьми.

— организация деятельности, направленной на развитее внутренних способностей всех учащихся класса.














Отчет о проделанных мероприятиях класса


Классные часы

Проектная деятельность

Общешкольные мероприятия

Сентябрь

5.09 «Правила поведения учащихся»

23.09 «Правила поведения в школе «Личность»

29.09 «Учимся предотвращать и разрешать конфликты»

19.09 Музей СОШ №14

19.09 Посещение места гибели и захоронения героя ВОВ Унана Аветисяна

1.09 Линейка « 1 сентября»

5.09 День здоровья

Октябрь

2.10 «Давайте жить дружно»

20.10 БПИ «Репортёр»

24.10 «Правила дорожного движения»

31.10 «Итоги 1 четверти»

10.10 Гуманитарная акция «Береги берега»

13.10 Релакс по итогам гуманитарной акции

3.10 День самоуправления

31.10 Генеральная уборка класса

Ноябрь

14.11 «Познавая себя – познаю мир» (по социализации учащихся)

21.11 «Учимся слушать – изучаем других» (по социализации учащихся)


13.11 Поездка в г. Краснодар на спектакль «Голый король»

12.11 Городская олимпиада по математике

14.11 «Русский медвежонок»

14.11 Школьная дискотека

28.11 Концерт в МКЦ «10 – летие школы»

Декабрь

5.12 «Учимся читать других людей»

10.12 «Мы – подростки» (с мальчиками)

12.12 Родительское собрание «Мы – родители подростков»

19.12 «Слушаю или слышу» (по социализации учащихся)

26.12 «Учимся предупреждать и разрешать конфликты»

26.12 «Подведение итогов 2 четверти»


19.12 Новогодняя дискотека

Январь

16.01 «Делаем домашнее задание сами» (по социализации учащихся)

23.01«Мы – подростки» (с девочками)



Февраль

6.02 «Малая Земля – Священная земля»

19.02 «Учимся разрешать и предотвращать конфликты»

20.02 «Поздравление мальчиков с 23 февраля»

3.02 Встреча с историком, преподавателем НГМА Г.А. Крымпоха «Бескозырка»

13.02 Встреча с Н.М.Стародубцевой — ветераном ВОВ.

18.02 «А, ну – ка, парни»

26.02 Посещение спектакля школьного театра «Как убить вечер».

Март

6.03 «Поздравляем девочек с праздником весны»

10.03 «Предварительные итоги 3 четверти»

18.03 «Внешний вид учащихся школы «Личность»

20.03 «Подведение итогов 3 четверти»


4.03 «А, ну-ка, девушки»

Апрель

10.04 «Портфолио»

20.04 «Межличностные отношения» (по социализации учащихся)


8.04 Посещение голографической выставки.

9.04 Посещение концерта «Да здравствует любовь»

17.04 Концерт фортепианной музыки

Май

4.05 «Война в истории моей семьи.

13.05 «Предварительные итоги 4 четверти»

14.05 Родительское Собрание «Восприятие информации»

14.05 «Смотр портфолио»

22.05 «Подведение итогов 4 четверти и года»

7.05 гуманитарная Акция к 9 мая (побелка памятника Унана Аветисяна)

15.05 День здоровья (поездка в Черкесский аул)

18.05 Отчетный концерт вокально – хореографических коллективов школы

19.09 «Спортивная линейка» Награждение победителей

21.05 Ученическая премия «Успех»

23 . 05 «Последний звонок»

28 – 30. 05 Экспедиция на плато Лаго — Наки

















Список использованной литературы

  1. Азаров Ю.П. «Семейная педагогика». М.: Политиздат, 1985 г.

  2. Воспитание и развитие личности в социуме (Комплексно-целевая программа) Арабеск. 2000 г.

  3. Гуткин Я.Д. «Настольная книга классного руководителя». Центр «Педагогический полк». 2000 г.

  4. Закон РФ «Об образовании» 1996 г.

  5. Конституция РФ.

  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  7. Национальная доктрина образования РФ.

  8. Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004гг.

  9. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996 г.

  10. Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг.»

  11. Семейный кодекс РФ 1996 г.

  12. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва, 1999 г. Составили: Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремина, Н.А.Жокина, Н.В.Мартишина.

  13. Спутник классного руководителя. М.Центр «Педагогический поиск», 2003г.

  14. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. – Псков, 1998 г.

  15. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы. М., 2004г.

  16. Шилина З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. – М., 1997 г.

  17. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. Москва, 1997 г.

  18. Ямбург Е.А. Школа для всех (адаптивная модель: теоретические основы и практическая реализация). Москва, «Новая школа», 1997 г.












Свежие документы:  День защитника Отечества. Внеклассное мероприятие

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: