Систематизация материала через структурно-логические схемы, как один из способов эффективного усвоения учебного материала, его целостное восприятие и осмысление





МОУ «СОШ №3 г. Козьмодемьянска»










«Систематизация материала через структурно-логические схемы, как один из способов эффективного усвоения учебного материала, его целостное восприятие и осмысление»




Разработала: Шатрова Наталья Анатольевна

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №3 г. Козьмодемьянска»































2011 г.


Учение без размышления 
бесполезно.
Конфуций

Мастер-класс


«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов технологии критического мышления»


Цель: предложить участникам мастер — класса опыт использования и применения технологии критического мышления в развитии интеллектуальных способностей учащихся.

Задачи:

  • вызвать интерес у коллег к технологии критического мышления;

  • сформировать представление об эффективности систематизации материала через структурно-логические схемы


Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри!


Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику.

 Хороший урок – урок – беседа, исследование, взаимодействие учителя и ученика.

Условия:

 — принцип наглядности (ученик должен хорошо представлять изучаемую эпоху или событие, явление истории)

 — принцип научности (электронный материал должен быть действительно необходимым для изучения того или иного материала, не должен носить развлекательный характер)

 — принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой учащихся)


В моей профессиональной практике учителя истории часто возникал вопрос: «Как обеспечить эффективное усвоение учебного материала, сложность и объемность которого затрудняют его целостное восприятие и осмысление? Как преодолеть информационную перенасыщенность и не всегда продуманное структурирование материала?» Поиск ответов на этот вопрос привел меня к пониманию того, что решить эту проблему поможет систематизация материала через структурно-логические схемы. Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. 


Сегодня я проведу мастер-класс на тему

«Систематизация материала через структурно-логические схемы, как один из способов эффективного усвоения учебного материала, его целостное восприятие и осмысление»

Главная особенность систематизации материала через структурно-логические схемы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности, позволяет представить исторические события в максимально сжатом виде и без ущерба содержанию.
 Каждая схема состоит из определенного количества «матриц», между которыми существуют причинно-следственные связи. Эти связи обозначаются стрелками. 

Матрица – это основная единица информации, которая отражает главные аспекты учебного материала. Все матрицы делятся по степени значимости на основные и дополнительные. Основные являются стержнем, обозначая главное направление, дополнительные матрицы носят более детализированный характер. 

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления. Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей школьников.

— Что же такое критическое мышление?…

критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Г.Селевко)

критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».

критическое мышление — это непредвзятое изучение предмета или проблемы

критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.

 

Методика критического мышления включает три этапа или стадии. 

Первая стадия — вызов. 

Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

— актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

— вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

— побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия — осмысление. 

Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

 получить новую информацию;

— осмыслить ее;

— соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия — рефлексия. 

Здесь основным является:

— целостное осмысление, обобщение полученной информации;

— усвоение нового знания, новой информации учеником;

 формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

  Любая тема (задание) и есть своего рода предмет изучения или проблема.

Задание: тема «Человек – существо биосоциальное»

— Подумайте, что вы уже знаете о данном предмете?

На чистых листочках напишите слова или словосочетания связанные с предметом изучения или характеризующие его. Из другой стопы выберите слова, которые с вашей точки зрения, также могут характеризовать изучаемый предмет, но при этом рядом со словом, которое вы выбираете нужно поставить определенный знак: «+» я это знаю; «-» я так не думал; «?» не понял; «НИ» новая информация, а остальные уберите в сторону.

— Почему вы написали или выбрали данные характеристики?

— Какие слова для вас непонятны или не известны?

На следующем этапе работы вам необходимо составить из данных слов структурно-логическую схему (работа в группах, индивидуально)

Слово 1 группе

Слово 2 группе. Сделайте Вывод.

Обратимся к схеме. Подведем итог – один из важных моментов урока на любой ступени обучения.

— Считаете ли вы данную схему сложной для вашего восприятия?

— Считаете ли вы данную схему логичной для вашего восприятия?

— Что нового вы сегодня для себя открыли?

Наглядность и логичность схем повышает уровень понимания учащихся. Структурно-логические схемы дают возможность системно (связно и полно) представить содержание нового раздела, темы. Это упрощает усвоение (запоминание) трудного и объемного материала. Схемы позволяют учащемуся визуально определить необходимый объем знаний по разделу и теме.

Схема выполняет важную роль – формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков. При составлении схем у ученика включаются в работу слуховая, зрительная и смысловая память, которая повышает интеллектуальную активность.

 Практика проведения уроков по принципу системности в личностно ориентированном обучении показала возможность: 
1. вовлечения в работу всех учащихся без исключения
2. увеличить объем изучаемого материала
3. усилить мотивацию к обучению
4. обеспечить самоконтроль учащихся
5. закрепить знания и умения в процессе изучения материала
6. дать большую самостоятельность
7. расширить логические способности и познавательную активность учащегося
8. развивать нравственное сознание и самосознание
9. включать ученика в мыслительный процесс для получения самостоятельного удовлетворительного результата. 

Применение в учебно-воспитательном процессе описанной выше технологической модели соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей.

Спасибо.

И в завершение я хотела бы поблагодарить за активную работу и добрые слова. Сегодня вы поднялись на еще одну ступень знаний. Надеюсь, эти знания пригодятся вам в вашей педагогической деятельности.

Литература:

Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2006. – 168 с.

Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. — М: НИИ школьных технологий, 2005. — 224 с.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.


Свежие документы:  Комбинаторика и элементы теории вероятностей и статистики в задачах ГИА

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: