Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
города Урай Ханты-Мансийского автономного округа
Содержание и формы работы
с трудными детьми
подготовила
социальный педагог
Кабирова Майя Петровна
г. Урай
2012
Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой трудных школьников. Поведение таких детей вызывает беспокойство у педагогов, психологов, социальных педагогов и родителей. Часто такое поведение называют девиантным. Девиантное поведение включает, в свою очередь, несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.
Первая из таких форм – делинквентное поведение, направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие оведение, направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребёнка на грани закона.
Вторая форма – аддикативное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость).
Скрытые формы неблагополучия ребёнка. Например, школьники, характеризующиеся пассивным поведением, повышенной тревожностью. К сожалению, такие дети часто не попадают в поле внимания педагогов и психологов, хотя нуждаются в особом педагогическом подходе.
Самая сложная задача учителя и родителя – найти ключик к пониманию трудного ребёнка. Этот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.
При разработке стратегии работы с такими детьми учителям и родителям необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определённые мотивы. Причём, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребёнка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого – компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребёнка. Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения трудного ребёнка, то есть понять его. Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно-следственной связи поведения трудного школьника.
Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к трудному ребёнку. В течение жизни у нас вырабатываются определённые стереотипы отношения к трудным детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения. Такие эмоциональные реакции являются естественными и нормальными для педагогов и родителей, и вряд ли демонстрируемое школьниками поведение должно вызвать бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов. Умение педагога и родителя увидеть себя глазами ребёнка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам – вот шаги, позволяющие принять трудного школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения «очеловечивания» воспитательной стратегии к трудному школьнику.
Третий этап – этап применения воспитательных воздействий к трудному школьнику – будет иметь положительный результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребёнку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребёнок будет открыт для общения с нами и зёрна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребёнок пожелает изменить своё негативное поведение.
Итак, ПОНЯТЬ, ПРИНЯТЬ, ПОМОЧЬ – основа психолого-педагогического подхода к трудному ребёнку.
Типизация трудных учащихся
Преобладающие причины соответствующего поведения | Способы преодоления причин соответствующего поведения | |
1. Грубость | а) аффективность, невыдержанность, возбудимость нервной системы; б) самоуверенность, заносчивость; в) несправедливо обиженные, нашедшие поддержку со стороны плохих людей; | а) создание спокойной обстановки, помощь врача и психолога; б) необходим постоянный анализ поведения детей; включение их в коллективную деятельность; воспитание умения подчиняться к требованиям других людей; в) чуткий подход к учащимся, убеждая их на конкретных примерах, что доля плохих людей ничтожно мала; обучение детей умению понимать других людей. |
2. Лень | а) безвольность, неумение преодолевать трудности; б) полное безразличие к учёбе в) переоценка собственных способностей. | а) необходимо создавать такие условия, где постепенно будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий; развенчание ложных авторитетов; б) использование всевозможных педагогических средств, чтобы пробудить у ребёнка любознательность и желание учиться; в) оценка на конкретных примерах собственных достоинств. |
3. Замкнутость, стремление находиться вне коллектива | а) самоуверенность, противопоставление себя коллективу; б) кем-то несправедливо обиженные или игнорируемые; в) какие-то физические недостатки (рост, зрение, заикание и пр.);
| а) формирование адекватной самооценки; б) выявление причин обиды, игнорирования и отвержения, коррекция поведения коллектива в целом, и ребёнка в частности; в) тактичные беседы с ребёнком, разговоры «по душам», формирование у окружающих благоприятного и снисходительного отношения к ребёнку. |
4. Склонность к правонарушениям | а) инициаторы, организаторы, устроители неблаговидных поступков; б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию; в) действующие в одиночку. | а) использовать их активность и энергию в различных общественных и индивидуальных поручениях; б) привлечение к положительной деятельности, способствующей исправлению; в) вовлечение в захватывающую увлекательную коллективную деятельность. |
Изучение личности трудного ребёнка
Общие сведения о ребёнке.
Состояние здоровья, особенности физического развития, соответствие физического развития возрасту (рост, вес, недостатки зрения, слуха, нарушение осанки и т.п.)
Направленность личности (эгоистическая, деловая, общественная; характеристика осознанных мотивов; взгляды и убеждения, интересы, наличие единства сознания и поведения; потребности, намерения, стремления, мечты, идеалы, ценности).
Самооценка (заниженная, завышенная, адекватная), уровень притязания; требовательность к себе; отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей, отношение к самовоспитанию и его проявление.
Темперамент. Черты какого типа темперамента преобладают.
Особенности эмоционально-волевой сферы. Характер эмоциональной реакции на педагогические воздействия, развитие чувств моральны, интеллектуальных, их глубина и устойчивость, степень эмоциональной возбудимости, волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность и пр.
Способности (общие и специальные).
Характер. Какие положительные и отрицательные качества характера в поведении проявляются в отношении к учению, труду: активность, дисциплинированность, добросовестность, ответственность, легкомыслие, беспечность, упрямство, лживость; в отношении к людям (старшим и младшим): уважительность, внимательность, чуткость, доброта, грубость, эгоизм, высокомерие, жёсткость; к самому себе: скромность, достоинство и др. Имеются ли вредные привычки: курение, сквернословие, употребление спиртных напитков, наркотических веществ.
Характеристика межличностных взаимоотношений воспитанников:
— в семье (условия семейного воспитания, характеристика семьи по структуре, материальному обеспечению, воспитательному потенциалу, особенности взаимоотношений между взрослыми членами семьи, ребёнка со взрослыми, позиция ребёнка в семье);
— в классном коллективе (характеристика классного коллектива, социальный статус ученика, его положение в коллективе (лидер, популярный, принятый, изолированный), отношение воспитанника к мнению коллектива, отношение к своей позиции в классе).
— в сфере свободного общения ( с кем общается в свободное время, в состав какой группы входит, какова направленность группы, как и с кем предпочитает проводить досуг).
Участие в различных видах деятельности:
— отношение к учебной деятельности (успеваемость, уровень знаний, степень сформированности учебных навыков; основные мотивы учения, проявление особого интереса к какому-либо предмету; особенности памяти, мышления, уровень развития внимания);
— отношение к трудовой деятельности (наличие трудовых навыков, умений; предпочитаемые виды труда; способность к длительным трудовым усилиям, участие в общественно-полезном труде; трудовые обязанности по дому).
— проявление устойчивого интереса к какому-либо виду деятельности (член какой-либо секции, кружка, клуба);
— наличие профессиональной направленности (намерения, ориентация, мотивы выбора будущей профессии).
Причины отклонения в поведении:
— отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушение в физическом и психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, акцентуации характера, неврозы, дефекты памяти, мышления);
— нарушения в сфере межличностных отношений (непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован; примыкающий ценой жертв, отвергаемый в группе свободного общения, конфликтен, отчуждён, бесконтролен и пр.);
— ошибки педагога (превышение педагогической власти; наказания связанные с унижением личности ребёнка; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей воспитанника, конфликтные отношения между педагогами и родителями ребёнка или между педагогом и ребёнком);
— ошибки семейного воспитания;
— социальные причины;
— психотравмирующие ситуации.
Список использованной литературы
Методика и технологии работы социального педагога: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. доктора пед. наук, проф. Ю.И. Юрички – М.: Изд.-во МГПОУ им. Шолохова, 2005
Комарь В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков. Классный руководитель №4, 2003 г., с.86-99
Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Москва. Академия. 2004 г.