Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Кежемский районный центр детского творчества»
г. Кодинск, Красноярский край
СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
«СРЕДИ ЛЮДЕЙ»
для детей 14 – 17 лет
Срок реализации 16 часов
подготовила
Карпенкова Светлана Андреевна,
педагог-психолог, заместитель директора
Кодинск
2013
коммуникативных умений для старшеклассников
ПРОГРАММА
Данный тренинг для старшеклассников направлен на формирование навыков и умений общения с разными группами людей. Работа в тренинговой группе призвана существенно облегчить и ускорить процесс сплочения коллектива, овладения знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, способствовать форсированной оптимизации коммуникативных возможностей участников, необходимых для организации полноценного продуктивного взаимодействия участников с другими людьми в практической деятельности и межличностных отношениях, создать возможности для более полного самопознания и самоопределения. Кроме полного и точного представления о себе как индивидуальности старшеклассникам крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять людей и себя.
Цели и задачи тренинга
Создание условий для лучшего знакомства участников, установка на дальнейшую совместную деятельность, формирование благоприятного психологического климата в группе, команде.
Овладение определенными социально-психологическими знаниями.
Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
Познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми.
Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
Повышение уровня психологической культуры старшеклассников.
Режим работы групп
Тренинг состоит из четырех занятий продолжительностью 3 –4 часа. Работа проводится в течение двух тренинговых дней по два занятия в день. Таким образом, тренинг ориентировочно рассчитан на 12 – 16 часов.
Содержание тренинга
Цели, задачи |
Наименование форм работы |
Лит-ра |
Оборудование | |
1
|
2 |
3 |
4 |
5 |
ДеньI Заня- тие 1 |
|
1. Представление. Знакомство. 2. Разминка «Что в имени тебе моем?»
3. Сообщение целей, задач, принципов работы в тре- нинговой группе. Обсуждение правил работы группы. 4. Проективное рисование «Я – реальный. Я глазами других. Я идеальный».
5. Информирование «Понятие общения. Роль общения в жизни и развитии человека. Общение как деятельность человека». 6. Работа с тестом «Общитель- ный ли вы человек?». 7. Психотехническая игра «Как мы общаемся?». 8. Упражнение «Кто Я?».
9. Групповая дискуссия «Качества, важные для общения». 10. Этюд «Австралийский ливень».
|
11, с.52
7, с. 35
11, с. 14
2, с. 200
1, 14, 16, 9
5, с. 78
11,с. 56
4.с. 44
11,с. 62
авт. |
Бумага, цветные маркеры иголочки. Мячики, мелкие предметы.
Бумага, цв. каран- даши, музыка.
Доска, мелки.
Бумага.
Бумага, ручки. Бумага (карточки). Таблицы, доска. |
О Б Е Д | ||||
Заня-тие 2 |
теоретическими знаниями;
|
общения. Психологические установки на общение с окружающими. Невербаль- ные средства общения».
(диалог в кругу):
|
4, с.45
7, 4, 14,
8, 10, 17
5, с. 82
7, с. 31
авт.
авт. |
Музыка.
Доска, цветные мелки.
Схемы.
Карточки с изображ. животных. Карты.
Музыка, объединя-ющий предмет. |
ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРВОГО ТРЕНИНГОВОГО ДНЯ
| ||||
День II Заня-тие 3 |
|
( с обсуждением в кругу) «Вербальные средства ния. Обращение. Привлече- ние внимания. Умение слушать и слышать. Эмпатическое понимание. Склонение людей к своей точке зрения».
|
авт.
4, с. 34
1, 3, 4, 5, 8, 9, 12, 17.
7, с. 37 |
Музыка.
Доска, цветные мелки, ватман.
Таблицы. |
|
|
«Шаг навстречу», «Оглянись, уходя…». |
11, с. 72
7, с. 58 |
Таблицы.
Музыка. |
О Б Е Д
| ||||
Заня- тие 4 |
|
« Правила эффективного общения. Факторы, препятствующие межличностному общению».
группами своих идей.
|
4, с. 27
3, 4, 8, 9
4, с. 16
7, с. 60
авт.
15а, с.27 авт. |
Музыка.
Доска, мелки.
Ватман, цветные маркеры, фломасте- ры, краски.
Музыка. |
Список использованной литературы
1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.- М.,1987.
2. Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред В.В. Петрусинского в 4-х кн. Кн.3. Коммуникативно-лингвистические игры.-М.,1999.
3. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.-Киев,1989.
4. Клюева Н.В. Программы социально-психологического тренинга.-Ярославль,1992.
5. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – Тесты, опросники, ролевые игры.-М.,1991.
6. Козлов Н.И. Как относиться к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день.-М.,1999.
7. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение.-М.,1997.
8. Мелибруда Е.Я. Я – ты – мы. Психологические возможности улучшения общения.-М.,1996.
9. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о самих себе.-М.,1990.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн.-М.,1998.
Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» Методические разра-
ботки социально-психологических тренингов.-М.,1998.
12. Слободчик н. Уроки общения для подростков // Школьный психолог, 2002.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.-М.,1999.
Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения // Классный
руководитель.-2001 -№ 8, 2002 – № 2.
15. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего.-М.,1999.
15а. Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения в 4-х кн.-М.,2001.
16. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.-М.,1991.
Шепель В.М. Имиджеология: секреты личного обаяния.-М.,1997.
18. Я в пространстве группы //Школьный психолог, 2000 — № 48.