Социально-психологический тренинг «Среди людей»



Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Кежемский районный центр детского творчества»

г. Кодинск, Красноярский край







СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ


«СРЕДИ ЛЮДЕЙ»




для детей 14 – 17 лет



Срок реализации 16 часов





подготовила

Карпенкова Светлана Андреевна,

педагог-психолог, заместитель директора

















Кодинск

2013



«СРЕДИ ЛЮДЕЙ».
Социально-психологический тренинг

коммуникативных умений для старшеклассников




ПРОГРАММА


Данный тренинг для старшеклассников направлен на формирование навыков и умений общения с разными группами людей. Работа в тренинговой группе призвана существенно облегчить и ускорить процесс сплочения коллектива, овладения знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, способствовать форсированной оптимизации коммуникативных возможностей участников, необходимых для организации полноценного продуктивного взаимодействия участников с другими людьми в практической деятельности и межличностных отношениях, создать возможности для более полного самопознания и самоопределения. Кроме полного и точного представления о себе как индивидуальности старшеклассникам крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, не избегать, а использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять людей и себя.


Цели и задачи тренинга


  1. Создание условий для лучшего знакомства участников, установка на дальнейшую совместную деятельность, формирование благоприятного психологического климата в группе, команде.


  1. Овладение определенными социально-психологическими знаниями.


  1. Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.


  1. Познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми.


  1. Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.


  1. Повышение уровня психологической культуры старшеклассников.


Режим работы групп


Тренинг состоит из четырех занятий продолжительностью 3 –4 часа. Работа проводится в течение двух тренинговых дней по два занятия в день. Таким образом, тренинг ориентировочно рассчитан на 12 – 16 часов.



Содержание тренинга



Заня-

тие №


Цели, задачи


Наименование форм работы


Лит-ра


Оборудование


1



2


3


4


5


ДеньI

Заня-

тие 1


  • Создать благоприятные условия для знакомства и работы группы;





  • ознакомить участников с принципами тренинговой работы, принять правила работы;

  • определение индивидуальных особенностей участников, самопредставление, развитие навыков рефлексии;

  • обеспечение участников теоретическими знаниями;




  • определить особенности общения каждого участника, начать освоение активного стиля общения;



  • выделение и обсуждение качеств, определяющих эффективность общения;

  • закрепление чувства особенности групповой тренинговой работы, психологической близости участников.



1. Представление.

Знакомство.



2. Разминка «Что в имени тебе

моем?»


3. Сообщение целей, задач,

принципов работы в тре-

нинговой группе.

Обсуждение правил

работы группы.

4. Проективное рисование

«Я – реальный. Я глазами

других. Я идеальный».



5. Информирование «Понятие

общения. Роль общения в

жизни и развитии человека.

Общение как деятельность

человека».

6. Работа с тестом «Общитель-

ный ли вы человек?».

7. Психотехническая игра

«Как мы общаемся?».

8. Упражнение «Кто Я?».


9. Групповая дискуссия

«Качества, важные для

общения».

10. Этюд «Австралийский

ливень».



11, с.52




7, с. 35



11, с. 14





2, с. 200





1, 14,

16, 9




5, с. 78


11,с. 56


4.с. 44


11,с. 62



авт.


Бумага,

цветные

маркеры

иголочки.

Мячики,

мелкие

предметы.






Бумага,

цв. каран-

даши,

музыка.


Доска,

мелки.




Бумага.


Бумага,

ручки.

Бумага

(карточки).

Таблицы,

доска.


О Б Е Д


Заня-тие 2


  • Создание настроения, эмоционального настроя на работу в группе;

  • обеспечение участников

теоретическими знаниями;




  • формирование чувствительности к невербальным средствам общения;




  • развитие коммуникативных навыков в общегрупповых игровых процедурах.

  • создать условия, способствующие развитию навыков самоанализа, рефлексии участников;

  • психологический настрой на дальнейшую работу.


  1. Разминка «Молекулы».



  1. Информирование «Виды

общения. Психологические

установки на общение с

окружающими. Невербаль-

ные средства общения».

  1. Работа с тестом «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?».


  1. Этюд «Ноев ковчег».



  1. Психотехническая игра «Антикиллер».


  1. Рефлексия

(диалог в кругу):

  • сегодня я понял, что…

  • для меня было главным…

  • для того, чтобы стать более эффективным в общении, мне нужно…


4, с.45



7, 4, 14,


8, 10, 17




5, с. 82




7, с. 31


авт.


авт.


Музыка.



Доска,

цветные

мелки.



Схемы.




Карточки с изображ. животных.

Карты.



Музыка,

объединя-ющий предмет.


ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРВОГО ТРЕНИНГОВОГО ДНЯ



День

II

Заня-тие 3


  • Способствовать углублению процессов самораскрытия;

  • создание настроения, эмоциональный настрой на работу в группе;

  • обеспечение участников теоретическими знаниями;

  • преодоление психологических барьеров, препятствующих полноценному самовыражению;



  • развитие способности принимать решения: самостоятельно, совместно с игровым партнером, в команде;

  • развитие навыков эффективного ведения дискуссии;


  1. Рефлексия «здесь и теперь».


  1. Разминка «Путаница».



  1. Информирование

( с обсуждением в кругу)

«Вербальные средства

ния. Обращение. Привлече-

ние внимания. Умение

слушать и слышать.

Эмпатическое понимание.

Склонение людей к своей

точке зрения».

  1. Психотехническая игра «Кораблекрушение».



авт.


4, с. 34



1, 3, 4, 5, 8, 9, 12,

17.







7, с. 37


Музыка.





Доска,

цветные

мелки,

ватман.






Таблицы.


  • совершенствование коммуникативных умений в активном игровом взаимодействии;

  • развитие умений видеть, слушать, чувствовать, адекватно воспринимать других людей их поведение, ситуации, возникающие в общении;

  • закрепление благоприятного психологического климата, взаимопонимания в группе.





  1. Работа с таблицей «Качества, важные для общения».

  2. Интерактивные упражнения на эмпатию

«Шаг навстречу»,

«Оглянись, уходя…».





11, с. 72



7, с. 58





Таблицы.



Музыка.

О Б Е Д


Заня-

тие 4

  • Создание настроения, эмоциональный настрой на работу в группе;

  • обеспечение участников теоретическими знаниями;





  • выработка общегруппового представления о критериях эффективности общения;

  • закрепление коммуникативных умений и навыков участников в групповой проектной деятельности и дискуссии;










  • завершение работы тренинговой группы;

  • психологическая поддержка участников, настрой на дальнейшую совместную работу в команде;

  • развитие навыков рефлексии, создание условий для развития самосознания.


  1. Разминка «Хозяин и тени».


  1. Информирование

« Правила эффективного общения. Факторы, препятствующие межличностному общению».

  1. Групповая дискуссия «Модель эффективной коммуникации»:

  • Обсуждение проблемы в микрогруппах, построение «Модели эффективной коммуникации (групповое проективное рисование).

  • Представление микро-

группами своих идей.

  • Обсуждение представленных проектов, их анализ и обобщение в групповой дискуссии.

  • Построение универсальной «Модели эффективной коммуникации.

  1. Психотехническая игра «Чемодан в дорогу».

  2. Информирование «Несколько полезных установок в общении».

  3. Этюд «Я к вам пишу…»

  4. Рефлексия

  • во время работы в группе я понял, что…

  • тренинг помог мне…


4, с. 27


3, 4, 8, 9






4, с. 16

















7, с. 60


авт.



15а, с.27

авт.


Музыка.


Доска,

мелки.





Ватман, цветные

маркеры,

фломасте-

ры, краски.



















Музыка.


Список использованной литературы



1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.- М.,1987.

2. Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред В.В. Петрусинского в 4-х кн. Кн.3. Коммуникативно-лингвистические игры.-М.,1999.

3. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.-Киев,1989.

4. Клюева Н.В. Программы социально-психологического тренинга.-Ярославль,1992.

5. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – Тесты, опросники, ролевые игры.-М.,1991.

6. Козлов Н.И. Как относиться к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день.-М.,1999.

7. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение.-М.,1997.

8. Мелибруда Е.Я. Я – ты – мы. Психологические возможности улучшения общения.-М.,1996.

9. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о самих себе.-М.,1990.

  1. Немов Р.С. Психология. В 3 кн.-М.,1998.

  2. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» Методические разра-

ботки социально-психологических тренингов.-М.,1998.

12. Слободчик н. Уроки общения для подростков // Школьный психолог, 2002.

  1. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.-М.,1999.

  2. Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения // Классный

руководитель.-2001 -№ 8, 2002 – № 2.

15. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего.-М.,1999.

15а. Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения в 4-х кн.-М.,2001.

16. Фридман Л.М. Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.-М.,1991.

  1. Шепель В.М. Имиджеология: секреты личного обаяния.-М.,1997.

18. Я в пространстве группы //Школьный психолог, 2000 — № 48.

Свежие документы:  Классный час для 7 класса "Мы за здоровый образ жизни"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: