Социальный проект «Воспитывая — обучаем, обучая — воспитываем»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №19

муниципального образования Гулькевичский район









Социальный проект:



«Воспитывая – обучаем,

обучая — воспитываем»





Заместитель заведующего

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад

комбинированного вида №19

г.Гулькевичи муниципального образования Гулькевичский район Хмель Ольга Павловна















2010 г.









Социальный проект МДОУ д/с №19 г. Гулькевичи:

«Воспитывая – обучаем, обучая — воспитываем»



Изменения в обществе быстрее всего сказывается на подрастающем поколении, будущем нашей страны. Мы видим, как социальное и имущественное расслоение, резко усилившиеся различия в уровне и образе жизни проявляются и в поведении, и в ценностях, и в жизненных планах общества.

За последние годы школа предъявляет большие требования к детям, их готовят к обучению в школе и на первое место ставят обучение. ДОУ подстраивается под влияние школы и воспитатели начинают учить маленького кроху геометрии, азбуке, а еще лучше иностранным языкам, только что заговорившего кроху в угоду его «продвинутым» родителям, забыв пред этим прочесть ему «Что такое хорошо и что такое плохо».

В связи с этим остро стал вопрос: что важнее – воспитывать или обучать?

Поиски ответа на этот вопрос мы начали с изучения мнения по данному вопросу людей разных категорий:

  • Родителей воспитанников,

  • Педагогов ДОУ,

  • Педагогам и работникам социальных служб: детской поликлиники, библиотеки, школы искусств.

Им была предложена анкета со следующими вопросами:

  1. Что важнее в дошкольном возрасте – обучать или воспитывать?

  2. Можно ли одновременно обучать и воспитывать?

  3. Как связанно между собой воспитание и обучение?

  4. Является ли воспитание проблемной областью, с чем связаны эти проблемы?

  5. Какие пути решения проблемы вы видите?



Родители давали ответы с позиции отношения вопроса к своему ребенку. По их мнению, обучение в дошкольном возрасте должно преобладать, чтобы ребенку было легче обучаться в школе по «трудным программам», т.к. это требования школы.

Педагоги ДОУ давали ответы с позиции отношения вопроса к самому себе. По их мнению, воспитание, конечно, должно преобладать, но, что делать с заказом родителей, которым нужен практически готовый ученик с большим багажом знаний?

Представители общественности давали ответы с позиции отношения к обществу в целом. По их мнению должно преобладать воспитание, ведь дошкольник- это будущее и от взрослых зависит каким будет это будущее.

Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что проблема воспитание и обучения стоит очень остро. Можно выделить следующие причины возникновения этой проблемы:

  • Недостаточная квалификация и культурный уровень педагогов,

  • Школа и родители диктуют заказ на обучение,

  • Вопросу воспитания уделяется меньше внимания и времени,

  • Программное обеспечение современного детского сада, т.к. хотелось бы, чтоб в современных программах шире развивалось это



Теперь, давайте более подробно остановимся на каждой причине:

Слайд Кадровый потенциал – вся жизнь педагога, его духовный мир, увлечения, вкусы, симпатии, сильные и слабые стороны – все проходит на глазах детей, все подвергается их строгой, но объективной оценке. Ребята изучают педагога, выставляют ему свои отметки в особых дневниках памяти. Воспитывая ребенка, мы только и думаем, как воздействуем на него, и совсем не предполагаем, что дети тоже на нас воздействуют куда сильнее, чем нам кажется. Именно они делают нас красивее, умнее, собраннее, счастливее. Мы у них многому можем поучиться. Поэтому воспитательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам педагог. Ребенок не рождается личностью, а становится ею. Помогает ребенку в его становлении – педагог-личность.

Слайд Заказ на обучение – школа предъявляет требования родителям о том, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ребенок при поступлении в школу, родители в сою очередь перенаправляют требования к сотрудникам детских садов.

Слайд Воспитательный кризис — большой спектр образовательных мероприятий постепенно выталкивает мероприятия, носящие сугубо воспитательный характер.

Слайд Программное обеспечение – современное образование перенасыщено разнообразием образовательных программ, где главной задачей стоит – учить детей. Некоторые методические пособия даже не учитывают в своей структуре воспитательного момента.

Исходя из этого, можно сформулировать следующие задачи решения проблемы воспитания подрастающего поколения:

  1. Научить педагогов стратегическому мышлению, помочь увидеть результат своих действий или бездействия.

  2. Прививать детям чувства уважения, доброты, сочувствия, милосердия по отношению к ближнему.

  3. Донести до сознания родителей, что обучение не может идти в отрыве от воспитания, что без воспитания не может формироваться гармоничная, всесторонне развитая личность.

  4. Проводить больше мероприятий воспитательного характера.

  5. Синтезировать образовательные и воспитательные задачи.

Для реализации этих задач мы разработали мероприятия по следующим направлениям:

Работа с детьми


Работа с педагогами


Работа с родителями и социумом


Бюро добрых дел

Педагогическая гостиная: «Что важнее — обучать или воспитывать?»

Консультация: «Растим маленького человека и гражданина»

День вежливости

Консультация: «Нравственность – основа воспитания»

Заседание круглого стола: «Сначала воспитываем, потом обучаем»

Беседа по стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Решение педагогических ситуаций на тему воспитания дошкольников.

Выпуск листовок на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо»



Качество проведенной работы можно отследить по следующим критериям:

  • Мнение родителей (изменилось ли после проведенной работы),

  • Социальная адаптация выпускников (наблюдения учителей, педагогов дополнительного образования, представителей библиотек и т.д.)

  • Мониторинг реализации воспитательных задач,

  • Банк данных передового опыта педагогов (насколько популярной стала проблема в тематике исследовательских работ педагогов)

  • Популяризация передового педагогического опыта через СМИ, публикации



Будущее нашей страны во многом зависит от нас взрослых и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. От тех основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние государства и общества. Ведь каков человек и его деятельность, таков и мир, который он создает.



Благодарю за внимание!







Свежие документы:  Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная Война глазами детей»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: