Создание наилучшего психологического климата в классе


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная школа№3»

Создание наилучшего психологического климата в классе























Учитель: Пономаренко Татьяна Анатольевна



2011г.

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного “Я”.

Психологический климат — это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В понятии психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

Первая климатическая зона — социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона — моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона — психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат — это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Создание наилучшего психологического климата в классе, воспитание культурной, творческой личности, способной делать самостоятельный нравственный выбор, одна из важнейших функций классного руководителя. Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения со сверстниками, в результате которых формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации и обучение учащихся. От того, какие отношения сложились у учащихся с товарищами, педагогами, зависит возможность адаптации учащихся и раскрытие их потенциалов.

Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих — психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.

Преобладающие эмоции, испытываемые ребенком:

При благоприятном психологическом

климате

При неблагоприятном психологическом

климате

Доброжелательность

Агрессивность

Защищённость

Незащищенность

Мобильность

Леность

Креативность

Зажатость

Оптимизм

Пессимизм

Инициативность

Пассивность

Работоспособность, свобода «Я»

 

Для того чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.

Характеристики благоприятного психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

  3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.



Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены коллектива, значим ли для них коллектив, в котором находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе. Для создания наилучшего психологического климата в классе, классному руководителю необходимо изучить особенности коллектива. Для выявления различных характеристик детского коллектива можно использовать следующие методики.

1. Социометрия.

Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.

Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.

Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из своих бывших одноклассников. Их должно быть не больше трех. Кого ты предпочтешь?

  1. Фотография класса.

Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя на групповой фотографии. Среди одноклассников он должен разместить свое «фото».

Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

  1. Урок физкультуры.

Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование учащиеся не имеют право строить ребят по росту. На листах бумаги ребята могут, по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.

Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого, степень его включенности в жизнь класса.


4. Дом, в котором я живу.

Учащимся предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники.

Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.

5.Пьедестал.

Учащимся предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они располагают своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всего ступенек-5. Есть возможность одну ступеньку определить для себя.



1




2


3


4




5


Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

5. Продолжи предложения.

Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:

  1. Самый близкий мне человек в классе, это

  2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это

  3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это….

  4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это

  5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это….

  6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это….

  7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это….

  8. Ребята, интересы которых мне чужды, это….

  9. Ребята, которые мне неприятны, это….

  10. Ребята, которых я избегаю, это….

Классный руководитель может получить дополнительную информацию о личности ребенка, используя диагностические методики. Используя данные методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для родителей и учителей.

1. Десять моих «Я».

Учащимся предлагается написать 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах. Затем расставить по порядку в зависимости от степени их значимости для себя.

2. Недописанный тезис.

Предлагается закончить предложения. При желании каждый тезис можно развить, приводя в подтверждение различные доказательства.

  1. Я считаю, что я….

  2. Главное в моей жизни — это….

  3. Мне хорошо, когда….

  4. Мне плохо, когда….

  5. Мне нравится, когда взрослые….

  6. Мне не нравится, когда взрослые….

  7. В свободное время я….

  8. Самая большая радость в моей жизни….

  9. Самая большая ошибка….

  10. Иногда мне хочется…

Блиц-опрос.

В течение одной минуты учащимся предлагается ответить на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа учащиеся могут задавать вопросы классному руководителю.

    1. Любимое имя. 5. Любимая одежда.

    2. Любимая пора года. 6. Любимый праздник.

    3. Любимый цвет. 7. Любимое животное.

    4. Любимая книга. 8. Любимая песня

Важным моментом в деятельности классного руководителя является составление характеристики класса. Классный руководитель может выбрать форму составления характеристики, наиболее соответствующую актуальным учебно — воспитательным задачам по сплочению коллектива класса. Главное в такой работе — удобство в отслеживании положительной динамики в изменениях взаимоотношений детей в классе, улучшения микроклимата, успеваемости и дисциплины.

1. Карта субъективных оценок социально-психологического климата в классе

2. Определение индекса групповой сплоченности. (Приложение)

Характеристика классного коллектива может включать следующие разделы:

      1. Формирование детского коллектива.

      2. Анализ психологического здоровья учащихся.

      3. Характеристика интересов учащихся.

      4. Характеристика интеллектуальных умений учащихся.

      5. Характеристика сформированности классного коллектива.

      6. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива.

      7. Характеристика семей учащихся.

  1. Мониторинг жизнеспособности классного коллектива.

  2. Структура классного коллектива.

Для создания наилучшего психологического климата в классе, необходимо привлекать родителей. Изучение семей учащихся позволит классному руководителю ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семей, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Для изучения семей классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

    1. Анкета знакомство с родителями (см. «Справочник Кл. руководителя» Н.И.Дереклеева, «ВАКО», Москва 2006г.)

    2. Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка».

Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем.

Только вместе классный руководитель, учащиеся, родители могут создать в классе атмосферу взаимопонимания, доверие и уважение друг к другу и создать наилучшей психологический климат в коллективе.



Приложение 1

КАРТА СУБЪЕКТИВНЫХ ОЦЕНОК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.

Цель: выявление психологического климата классного коллектива.

Возраст: уч-ся 5-11 классов.


Инструкция: Оцените следующие утверждения о вашем классе по 4 балльной шкале:

всегда — 4 часто — 3 иногда — 2 никогда — 1


  1. В нашем классе бодрое, радостное настроение.

  2. В отношениях между ребятами существует одобрение и поддержка.

  3. В классе ребята дружные.

  4. Ребятам нравится вместе проводить свободное время.

  5. Ссоры и конфликты в классе ребята справедливо разрешают сами.

  6. В классе осуждают нарушителей дисциплины.

  7. Ребята критикуют друг друга по-доброму, необидно, искренне желая помочь.

  8. Достижения и неудачи класса горячо переживаются большинством.

  9. В актив избираются ребята, пользующиеся авторитетом.

  10. Ребята в классе сочувствуют друг другу, неудачи одного огорчают многих.

  11. В классе осуждают ребят, недобросовестно относящихся к учебе.

  12. У ребят проявляется чувство гордости за свой класс, если его хвалят.

  13. Активисты способны организовать коллектив и повести его за собой.

  14. Общественные поручения выполняются ребятами охотно.

  15. Ребята знают и чувствуют, что товарищи придут на помощь, если попал в беду.

  16. Коллектив дружно осуждает тех, кто не любит трудиться.

  17. Ребята в классе чувствуют себя уютно, уверенно, спокойно.

  18. В классе часто звучит добрая шутка, юмор.

  19. На все события класс реагирует бурно, коллектив обсуждает их.

  20. Ребята ценят свой класс, дорожат его честью.

Обработка данных.

Подсчитывается общее количество баллов по всему тесту, затем эта сумма делится на количество вопросов (20 вопросов) и вычисляется средний балл.

Для оценки степени благоприятности психологического климата класса используется следующая шкала градаций:

4, 0 — оптимальный психологический климат;

3, 9- 3, 6 — положительный психологический климат;

3, 5 – 2, 6 — ситуативно-положительный климат или неустойчивый с преобладанием положительных характеристик;

2, 5 -1, 6 — отрицательный климат или неустойчивый с преобладанием отрицательных характеристик;

1,5 -1, 0 — негативный психологический климат коллектива

После диагностики следует сделать соответствующие выводы и наметить работу с классным коллективом.


Определение индекса групповой сплоченности


Назначение и инструкция: Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.

Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.


1. Как бы ты оценил свою принадлежность к классу?

  1. Чувствую себя членом, частью класса (5)

  2. Участвую в большинстве дел класса (4)

  3. Участвую в одних делах класса и не участвую в других (3)

  4. Не чувствую, что являюсь членом класса (2)

  5. Живу и существую отдельно от класса (-1)

  6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)


2. Перешел бы ты в другой класс, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

  1. Да, очень хотел бы перейти (-1)

  2. Скорее перешел бы, чем остался (2)

  3. Не вижу никакой разницы (3)

  4. Скорее всего остался бы в своем классе (4)

  5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5)

  6. Не знаю, трудно сказать (1)


3. Каковы взаимоотношения между ребятами вашего класса?

  1. Лучше, чем в большинстве других классов (3)

  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)

  3. Хуже, чем в большинстве классов (-1)

  4. Не знаю, трудно сказать (1)


4. Каковы у вас взаимоотношения с классным руководителем?

  1. Лучше, чем в большинстве классов школы (3)

  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)

  3. Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)

  4. Не знаю (1)


5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем классе?

  1. Лучше, чем в большинстве классов школы (3)

  2. Примерно такое же, как и в большинстве классов школы (2)

  3. Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)

  4. Не знаю (1)


Уровни групповой сплоченности рассчитывается как среднее значение баллов всех отвечавших членов коллектива:

  • 15, 1 баллов и выше — высокая;

  • 11, 6 — 15 — выше средней;

  • 7 — 11,5 — средняя;

  • 4 — 6,9 — ниже средней;

  • 4 и ниже — низкая.



Литература

1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М.: Просвещение, 1989

2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ https://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm

3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.

4. Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. — СПб.: Питер, 2008.

5. Маккена П., Мейстер Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами — М.: «Издательство АСТ», «Ермак», 2004

6. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. — СПб.: Речь, 2006.

7. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. — М.: «5 за знания», 2006.



Свежие документы:  Конспект урока по Алгебре "Умножение обыкновенных дробей" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: