Статья «Деятельностный подход в образовании для активизации учения школьников»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №120

Свердловская область












Статья

«Деятельностный подход в образовании для активизации учения школьников»






подготовила

учитель французского языка

Тимофеева Елена Станиславовна





















г. Екатеринбург

2013


Необходимо привлекать в учебный процесс умелые и разумные «приманки», способные заинтересовать обучаемого, пробудить в нем желание учиться с увлечением.

Ш.Фурье


Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

А.Франс




Изменения, происходящие в стране в последнее десятилетие повлекли за собой развитие системы образования и его главной фигуры — учителя. Развитие, как известно, осуществляется через инновационный процесс, то есть через процесс разработки и освоения новшеств, а последнее предполагает поисково-исследовательскую, экспериментальную деятельность педагогов. Творить, искать, экспериментировать, постоянно обновлять содержание и методы работы по созиданию личности школьника является теперь не только правом, но и обязанностью учителей, что официально закреплено в Законе РФ «Об образовании» и в примерном положении о средней общеобразовательной школе.

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности.

Учитель, готовясь к проведению урока, должен думать о том, через какую деятельность он будет обучать ученика. Знания, навыки, умения – это результат психических процессов. Они возникают в результате собственной деятельности ученика, то есть необходима собственная психическая активность самого ученика. Таким образом, обучение можно определить как процесс стимулирования и управления деятельностью ученика, в результате которой у него сформируются определенные знания, умения и навыки.

Познавательная деятельность ученика включает:

  1. Деятельность перцептивную. Восприятие осуществляется с

помощью перцептивных действий: отбор ориентиров, движение взгляда по предмету, конструирование образа и т.д. Учитель должен руководить восприятием учащихся: на что смотреть и как смотреть.

  1. Умственную деятельность. Включает в себя действие анализа и

синтеза; отождествления и различения; абстрагирования и обобщения; ориентирования и селекции. Учитель руководит не только процессом восприятия, но и осмыслением того, что воспринято.

  1. Мнемоническую деятельность. Запоминание регулируется с помощью

специальных мнемонических действий: упорядочение и организация материала, выделение в материале смысловых ориентиров и связей, называние, схематизация, моделирование и повторение.

Соотношение этих видов деятельности может быть различным, но во всех случаях должна быть активная познавательная деятельность учащихся.

Таким образом, рассмотрев основные виды познавательной деятельности, перейдем рассмотрению деятельностного подхода в образовании и его главным характеристикам.

При деятельностном подходе в образовании человек, взаимодействуя с миром, строит сам себя, происходит саморазвитие, самоактуализация его личности. При деятельностном подходе: процесс обучения есть всегда обучение деятельности:

  • либо предметно-практическим действиям

  • либо умственным (действия восприятия, осмысления, запоминания)

Обучение деятельности — это:

  • делать учение мотивированным

  • учить ученика ставить перед собой цель

  • находить пути и средства ее осуществления

  • помогать ребенку сформировать навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки

Поскольку познавательная активность – качество деятельности, в котором проявляется прежде всего отношение ученика к предмету и процессу деятельности, то на первое место среди всех ее условий следует поставить формирование у учащихся положительных мотивов учения, то есть создать мотивацию.

Источником активности человека являются его потребности. О потребностях говорят языком мотива, который побуждает активность в определенном направлении. Мотив появляется, если человек видит способ удовлетворения своих потребностей. Далее, мы рассмотрим классификацию потребностей и мотивов учения по А. Маслоу:



Потребности

Мотивы учения

Самоактуализация, самоосознание

Самопознание, развитие представлений о себе и своих возможностях

Эстетические и творческие потребности

Творческие: приятное творческое озарение, приведение в порядок взгляда на мир

Развитие интеллектуального уровня: понимание и объяснение

Интересно учиться

Самоуважение, самопринятие

Достижения: учиться хорошо, чтобы уважать себя

Принадлежность: любовь, принятие группой

Социальные: учиться, чтобы уважали и любили

Безопасность: физическая и психологическая

Под угрозой наказаний: учиться, чтобы не наказали

Потребности выживания: пища, вода, жилье..

Материальные: учиться, чтобы получить вознаграждение


Как мы видим из приведенной таблицы, все основные потребности человека имеют определенный мотив учения. Согласно А. Маслоу, в течении жизни существует последовательность в возникновении потребностей. Успешный педагог должен учитывать, что главный «возрастной» мотив школьников – мотив достижения, то есть стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.

В процессе учения школьников важно не только сформировать интерес и создать мотивацию, но и сохранить их на всех этапах учебного познания. В психологии различают эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают и сохраняются лишь в процессе конкретной деятельности; после ее прекращения они угасают. Постоянные же интересы не зависят от конкретных условий, они характеризуются тем, что побуждают к деятельности в интересующей человека области. Наличие у школьников постоянного интереса к учению и создает условие, при котором их внутренние усилия согласуются с внешними воздействиями учителя, что и обеспечивает оптимальный уровень активности в учебно-познавательной деятельности учащихся.

Поиск путей повышения качества обучения и нравственного обучения школьников является главной задачей поставленной перед школой. Одним из принципиальных подходов к решению этой задачи является корректировка системы обучения, требующая отбора средств, которые бы обеспечивали его реализацию. В обучении таковыми являются средства активизации учебно-познавательной деятельности. Очевидно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности учеников. Таким образом, для достижения успеха учителю необходимо знать механизмы мотивации, и особенности деятельностного подхода для активизации учения школьников, что в свою очередь сделает учебный процесс более интересным и продуктивным для всех его участников.























Список использованной литературы


1.Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: «Педагогический поиск», 1999.

2. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. – М.: «Центр педагогического образования», 2007.

3. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент.- М.: «Педагогическое общество России», 2006.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: «Евразия», 1999.

5. Скороходова Н.Ю.Психология ведения урока. — СПб.: «Речь», 2002

6. Шамова Т.И., Активизация учения школьников. – М.: «Педагогика», 1982.

7. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. – М.: «Российское педагогическое агентство», 1997.




Свежие документы:  консультация для педагогов "Особенности развития мелкой моторики кисти руки, ее роль в развитии речи у дошкольников"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: