Статья «Формирование нравственных ценностей школьника на уроках литературы»


Формирование нравственных ценностей школьника

на уроках литературы


Парфенюк Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31

с углубленным изучением отдельных предметов»

города Омска, Омской области


Особая сфера воспитательной работы –

ограждение детей, подростков, юношества

от одной из самых больших бед – пустоты

души, бездуховности… Настоящий человек

начинается там, где есть святыни души…

В. А. Сухомлинский [5, с. 86]

Огромную роль в решении вопросов духовного и нравственного воспитания молодежи играет современная школа. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас, учителей. При этом роль учителя русского языка и литературы становится особо значимой.

Русская литература – это выражение совести народа, его традиций, нужд и чаяний, его души. Вскрывая все наболевшее, она ставит перед обществом жгучие, требующие ответа вопросы, учит решать их гуманными средствами, призывает к добру, взаимопониманию и состраданию. Имея огромную силу воздействия, она воспитывает лучшие качества человека [4, с. 146].

Возьмем, к примеру, басни И. А. Крылова, которые, по словам писателя Н. В. Гоголя, «составляют книгу мудрости самого народа» [1, с. 52]. Они помогают зримее чувствовать мир, острее воспринимать жизненные ценности, задумываться о смысле жизни. Каждая басня Крылова «есть мораль в действии» [4, с. 27]. Каждая басня преподает урок, и очень важно, чтобы школьники усвоили эти уроки и поднялись на новую ступень в своем духовном развитии [3, с. 49].

Басни Крылова разоблачают разные изъяны человеческих характеров и учат искусству жить достойно. Читая басню «Демьянова уха», школьники понимают: история вовсе не про конкретных Демьяна и Фоку – она высмеивает навязчивость, придирчивость, назойливость, неумение с уважением относиться к желаниям другого человека. Невежд и неучей разоблачает Крылов в баснях «Мартышка и Очки», «Свинья под Дубом». А басня «Ворона и Лисица» осуждает не лукавство и хитрость, а подхалимство и тех, кто верит льстивым словам. В своей басне «Лягушка и Вол» писатель говорит: не будьте излишне самонадеянными, умейте объективно оценивать свои силы.

Басня «Стрекоза и Муравей» знакома школьникам с раннего детства, и большинство ребят понимают ее очень прямолинейно: труженик Муравей правильно наказал бездельницу Стрекозу. Но, на наш взгляд, эта незамысловатая история должна вызывать не только удовлетворение справедливостью трудолюбивого Муравья, но и чувство жалости, гуманного отношения к тому, кто нуждается в помощи. Умение подняться над рассудочностью ради сострадания к ближнему должно стать нормой, мерилом человечности.

Свежие документы:  Воспитательная система класса «Любовь и Доброта помогут нам всегда»

Неумение работать совместно, заботясь об общем деле, а не о собственных вкусах, олицетворяют персонажи басни «Лебедь, Щука и Рак». Басня помогает понять: прежде чем взяться за какое-то дело, нужно хорошо взвесить свои возможности. «Квартет» также учит слаженной, дружной работе, басня утверждает: только слаженные усилия помогают достичь поставленной цели, только правильное распределение сил ведет к успеху. Убедиться в справедливости этой мысли ученикам помогает урок, который мы проводим в заключение изучения басен – урок-конкурс. Остановимся подробнее на этой форме урока.

Работая в школе много лет, помимо традиционного урока литературы мы использовали различные формы занятий: урок-викторина, урок-путешествие, урок – дидактическая игра. Особенно нравится учащимся урок-конкурс. Как правило, для подобного урока мы берём произведения, над которыми ученики работают самостоятельно, либо это итоговый урок по какому-либо произведению. Подготовка к уроку заключается в следующем: чтение или повторение художественного произведения; самостоятельная работа с материалами учебника; ответы на вопросы по тексту и на теоретические вопросы, связанные с литературоведческим анализом, которые даёт учитель; составление вопросов командам соперников; иллюстрации к произведениям; инсценировка. Все эти задания учащиеся получают за 3-4 недели до урока, так как они требуют серьёзной подготовки и большой совместной работы школьников.

Общение и совместная деятельность ребят имеет особое значение для накопления нравственного опыта. Ученики класса разделены на постоянные группы по 5-6 человек, вместе готовятся к уроку, само занятие (всегда 2 часа) строится как урок коллективной мыслительной деятельности.

Такая организация дает возможность всем ученикам класса участвовать в работе и способствует развитию у них ключевых образовательных компетентностей: познавательной, личностной, самообразовательной, социальной. Составляя группы для коллективной работы, мы учитываем товарищеские связи между ребятами, их взаимные симпатии, уровень подготовленности детей.

Групповая работа дает возможность приобрести такие нравственные качества, как: внимание и доброжелательность к товарищам, тактичность, терпимость к мнениям других, требовательность к себе и одноклассникам, взаимопомощь и другие.

Расскажем о том, как проходит урок-конкурс по басням И. А. Крылова в конце изучения темы «Басни» по программе М. Б. Ладыгина. Задания носят интеллектуальный и творческий характер. В процессе подготовки к уроку ученики понимают, что от участия каждого, от его ответственности зависит общий успех. Уже на этом этапе школьники ощущают себя как часть целого и видят свою роль в коллективе: распределяют задания, ставят цели, самостоятельно приобретают знания, контролируют собственную деятельность. Очень хорошо, если в группе проявится лидер, который пользуется авторитетом у ребят; если нет – необходима помощь учителя.

Свежие документы:  Конспект внеклассного мероприятия «Дружба»

В начале урока мы обращаем внимание на правила, соблюдение которых создаст атмосферу сотрудничества и творчества: внимательно слушайте вопросы учителя; прислушивайтесь к мнениям своих товарищей по команде;

будьте внимательны к ответам соперников; работайте дружно, доброжелательно, дисциплинированно.

Первая часть урока посвящена жизни и творчеству Крылова. Она включает в себя вопросы, требующие лаконичного ответа. Следующее задание требует переосмысления знакомого материала: каким человеком был Крылов? В этой ситуации проявляется умение анализировать, давать нравственные оценки, а также развивается гибкость применения знаний.

После повторения теоретических аспектов команды составляют памятку «Советы юному баснописцу», при этом они учатся оперировать своими знаниями. Наблюдение за командами в этот момент помогает учителю определить, насколько развиты у ребят навыки общения, ведь именно в отношении друг к другу прежде всего проявляются нравственные качества личности. Это становится материалом учителя для дальнейшего совершенствования взаимоотношений детей в коллективе.

Второй урок более эмоционален и разнообразен, он раскрывает индивидуальные творческие способности и таланты ребят: это работа с иллюстрациями, конкурс моралей (вспомнить басню и придумать ситуацию), конкурс «Литературные вещи» (по предмету узнать басню: тарелка – «Демьянова уха», нотная тетрадь – «Квартет» и т.д.), «Поле чудес». Такие задания и делают урок конкурсом, вносят элемент неожиданности и соревнования. Настоящей кульминацией урока-конкурса является инсценировка, это любимое задание учащихся: они самостоятельно выбирают басню, готовят костюмы, декорации, репетируют – и выступление перед одноклассниками становится миниспектаклем. А зрители всегда очень доброжелательны.

После подведения итогов урока, оценивания и награждения предлагаем учащимся творческое задание: придумать басню, используя нашу памятку. Конечно, далеко не многие сумеют сочинить басню. Но попробуют сделать это большинство ребят. Предлагаем вам лучшую – результат нашего с учениками совместного творчества.

Змея и Медведь

Змея на камешке сидела,
Подставив солнышку бока,
Но тут вдруг туча налетела,
И солнце скрыли облака.
И день, и ночь холодный ветер;
Дождь поливает, гром гремит.
Гадюка всех хитрей на свете,
Подумала и говорит:
– Какая жуткая погода!
Я вся продрогла до хвоста!
Сейчас мне не нужна свобода –
Поищем теплые места.

Тут видит: шлепает Топтыгин
По лужам, холоду назло;
Ей мех его косматый виден:
Медведю с шубой повезло!
– Постой! – Гадюка прошипела. –
Остановись хотя б на миг!
Давно сказать тебе хотела,
Как ты могуч, как ты велик!

Медведь застыл от удивленья.

Но кто не любит льстивых слов?

Умен иль глуп, но, без сомненья,
Их каждый выслушать готов.

Медведь, мы знаем, туг на ухо,
И, чтобы лучше разобрать,

Змею он положил на брюхо
К себе, как в теплую кровать.

Устроилась, в кольцо свернулась,
Шептала добрые слова
И задремала, а проснулась:
Дождь капал лишь едва-едва.
Потом он вовсе прекратился.
А как пробился солнца луч,
То нрав коварный возвратился.
И, хоть был наш Медведь могуч,
Его Гадюка укусила –
Злом за заботу отплатила… 
***
Вам жаль доверчивого Мишку?
Так помните мораль мою:
Не будьте простодушны слишком,
Не грейте на груди Змею
!


Свежие документы:  Проект: Социализация детей с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида (для детей с нарушением интеллекта)








Список использованной литературы

  1. Гоголь. Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. – М.: Дрофа, 2006.

  2. Жуковский В. А. Сочинения, т. 4. – М.; Л.: Художественная литература, 1960.

  3. Коровин В. И. Поэт и мудрец: Книга об И. Крылове / В. И. Коровин. – М.: Терра, 1996.

  4. Крылов И. А. Басни. Комедии. Повесть. – М.: Олимп; АСТ, 1999.

  5. Сухомлинский. В. С. Сердце отдаю детям. – К.: Радянська школа, 1988.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: