Статья Искусство наказывать и прощать


МБОУ СОШ “с. Никольское” МО “Енотаевский район”
















Статья

Искусство наказывать и прощать”






подготовила:

Маркова Лия Викторовна,

педагог-психолог












с. Никольское, Енотаевского района, Астраханской области

2013

То, что идет от сердца,

до сердца и доходит.

Пиэтт

Дорогие родители! Каждый из Вас задумывался, как правильно наказывать и поощрять своего ребенка. Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Ведь воспитательная проблема заключается не в количестве наказаний и поощрений, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело родителя и ребенка, в нем сфокусировано все, что их связывает и сближает.

Для начала зададимся вопросом, что же такое наказание. В голову сразу приходят воспоминания о полученных в детстве нескольких затрещинах или домашнем аресте за небрежно нацарапанное домашнее задание, либо за шалость. Но, наверняка, вспомнятся и друзья, для которых затрещины были обычным делом, поскольку сыпались справа и слева, и никакая «домашняя тюрьма» не могла заставить их аккуратнее писать. Ведь наказание-это вовсе не действие со стороны наказывающего, а то, что происходит в наказываемом ребенке. То, что он при этом переживает. С точки зрения психологии это хорошо всем известное неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется как можно скорее избавиться и никогда более не переживать. Так же обстоит дело с поощрением. Награда-это отнюдь не всегда то, что мы считаем таковой, а то, что воспринимается ребенком как поощрение. Приятная, возвышающая удовлетворенность делом, за которое похвалили дорогие нам люди. Удовольствие от того, что нас любят и симпатизируют нам. Разумеется, подобное чувство хочется подольше удержать и почаще переживать в будущем.

Мы часто, наказывая ребёнка, даже не задумываемся о том, к каким последствиям это может привести. Американский психолог Аллан Фромм в своей работе сформулировал некоторые опасности, таящиеся при наказании:

1. Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас.

2. Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.

3. Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

4. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

«Вот пороли же меня, били — и вырастили человеком». Это типичное высказывание родителя, который использует ремень для обучения ребенка. В нем нет доказательства того, действительно ли говорящий стал человеком, но оно свидетельствует о том, что он хорошо усвоил родительский урок: использовать агрессию, когда ребенок совершает ошибку. Именно в детстве ребенок учится у родителей тому, как вести себя в будущем со своими детьми. Ребенок не может учиться другим способом, кроме как совершая ошибки. Родитель показывая ребенку на собственном примере показывает как реагирует взрослый когда другой человек делает ошибки двумя способами: агрессией и ли демонстрацией правильного навыка и обсуждением проблемы. Доказано, что дети, которых били или которые наблюдали агрессивное поведение своих отцов по отношению к матерям, в будущем вели себя двояким способом. Если ребенок во время родительской драки становился на сторону одного из родителей, то, вырастая, он также начинал бить свою жену. Если он был вне их отношений, то чаще всего он не использовал кулаки в своей семье. Если отец использовал ремень только как угрозу, то, вероятнее всего, так же будет поступать в будущем его сын. При жестоких видах наказания возможны разные результаты, которые зависят еще и от поведения матери. Тем не менее, вырастая и становясь сильным, сын может наказать уже более слабого своего отца, повторяя его поведение. Криминальная статистика бесстрастно свидетельствует о том, что более тысячи детей в год «заказывают» своих родителей. И это только раскрытые преступления.

Чтобы наказание возымело действие, ребенок должен пережить чувство вины. Ему надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с родителями или иными воспитателями. Без этого чувства наказание всего лишь открытый акт насилия, бессмысленное терзание, либо напрасная трата энергии. Оно не является воспитанием. Хуже того, весь возбуждаемый в ребенке негативный эмоциональный заряд обращается против того, кто так «хладнокровно» наказывает. Воспитатель оказывается в роли надсмотрщика, который высек провинившегося, но тот за собой никакой вины не видит.

Из этого следует, что если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, а также по причине находящих на нас приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения и урока на будущее.

Как же правильно наказывать ребенка, если это необходимо?

Психологи говорят следующее:

1. Наказание действенно, когда оно понятно ребёнку, и он считает его справедливым. После наказания о нём не вспоминают, а с ребенком сохраняются нормальные отношения.

2. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз. Даже если поступков совершено сразу несколько, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу.

3. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необходимости.

4. Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

5. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что ребенка наказывают для его же пользы.

6. Наказание не должно вредить здоровью ребенка — ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен — воздержитесь от наказания.

7. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо. Не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения.

Нельзя в качестве меры наказания лишать ребёнка прогулки, еды, того, что необходимо ему для нормального развития. Кроме того, следует помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

В качестве наказания может быть использована и отсрочка ожидаемого поощрения.

Поощрение как воспитательное средство более действенно. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошие и закрепляет их. Под поощрением нельзя понимать конфеты, футбольный мяч или велосипед за школьные успехи. Лучшая награда для ребенка — сознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это. Там, где символ становится главным и самоцельным, где лишь он заставляет ребенка хорошо вести себя — означает, что в семье что-то неладно.

Аллан Фромм предложил ряд правил — за что не следует хвалить ребёнка. Вот некоторые из них:

1.за то, что дано от природы;

2. за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой;

3. больше двух раз за одно и то же;

4. из жалости; из-за желания понравиться.

Ни в коем случае нельзя считать наградой прощение. Это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания, по сути своей примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать, и переживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вести себя впредь.

Но никогда ничего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, поведение. Оно лишь углубит пропасть между вами и вашим ребенком. Но всегда с готовностью прощать всё — значит потерять авторитет и возможность влиять на ребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребенка будут служить нам лучшим ориентиром.

Овладение искусством применения поощрения и наказания требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», — подчеркивал А. С. Макаренко. То же самое следует и в отношении поощрения.

Единого подхода в воспитании детей нет. Один и тот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется это тем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих только одному ребенку индивидуальных качеств. Каждому, кто имеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные и возрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.

Список используемой литературы:

1. Акимова Г.Е. “Как помочь своему ребенку”, Екатеринбург, 2003г.

2. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. “В школу с радостью”, Минск, 1998г

3. Гиппенрейтер Ю.Б. “Общаться с ребенком. Как?”, М., 1995г.

4. Николаева Е.И. «111 баек для детских психологов».- СПб.: Питер,2008г.

Приложение 1

Игры

«Погремушечка, играй»

Взрослый поет песню. Дети повторяют за ним движения с погремушками:

Динь-динь-динь-динь-дон,

Всюду слышен перезвон.

Погремушечка играет, (2раза)

Всех ребяток забавляет.

Дети бегают по залу, гремя погре­мушками.


Тук, тук, попляши,

Пусть посмотрят малыши.

Погремушка, играй, (2раза)

Всех ребяток забавляй.

Присаживаются на корточки, стучат погремушками по полу.


Динь-динь, высоко,

Будет слышно далеко.

Погремушечка играет, (2раза)

Наших деток забавляет.

Высоко поднимают погремушки и гремят.


Погремушка, не звени,

Тише, тише, отдохни.

Погремушка, не играй, (2раза)

Не играй и отдыхай.

Поворачивают корпус вправо-влево, стоя на месте.


Динь-динь, побежим,

Погремушкой позвеним.

Погремушечка, играй, (2раза)

Наших деток забавляй.

Бегают по комнате.


Нет, нет, не звенит,

Где-то спряталась, молчит.

Погремушка, не шути. (2раза)

Где же нам тебя найти?

Прячут погремушки за спиной и кружатся.


Повторение 1-го куплета.

Приседают на месте и тихо гремят погремушками.

«Кошка в гости к нам пришла»

Взрослый достает игрушку из-за спины или из коробки и гово­рит: «Посмотрите, кто к нам пришел! Кошка, киса». Предлагает детям назвать: «Скажи, Таня, кто это? Саша, назови, кто это?» Сам назы­вает игрушку разными словами: «Кошка, киса, котя».

Все вместе рассматривают: «Какая красивая кошка, мягкая, пу­шистая!»

Воспитатель предлагает детям потрогать, погладить кош­ку, поддерживает их эмоциональную реакцию.

Воспитатель берет игрушку и лапками дотрагивается до одного, другого ребенка, говорит: «Какой хвостик красивый у кошечки! Где хвостик?» Опять дотрагивается до детей, щекочет их: «Вот хвостик!» Действия повторяются несколько раз. «Красивая кошка к нам пришла!» Подносит игрушку к своему уху и говорит: «Кошка хо­чет молока, надо ее покормить. Давайте нальем молоко в блюдце. — Делает это вместе с ребенком. — Кисонька-мурысонька, попей молочка!» Кошка пьет молоко.

Взрослый приговаривает:

Котя, котенька, коток,

Выделяет голосом.

Котя — серенький хвосток,

Поглаживает.

Приди, котя, в гости к нам,

Молочка тебе я дам.

Я тебе, коту, своих деток покажу.


Можно предложить покатать кошку в машине. Дети с удоволь­ствием это делают. Грузовик опрокидывается, взрослый читает стихи:

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине,

Кот кататься не привык,

Опрокинул грузовик.

А. Барто

Игра повторяется. Игрушку опять сажают в машину. Дети про­износят слова «бух», «упал». Это доставляет им много радости.

«Догони зайчика»

Дети сидят на стульях. Воспитатель поет и подходит к кому-либо с игрушечным зайчиком. Зайчик прыгает около ребенка, которого воспитатель называет в песне. После песни ребенок пугает зайчи­ка (хлопает в ладоши) и бежит догонять его:

К Саше зайчик подбежал,

Возле Саши прыгать стал:

Прыг-скок, прыг-скок —

Догоняй меня, дружок!

«Мячик»

Дети стоят в кругу, воспитатель делает движения в соответствии со словами:

Мячик к детям покатился,

На площадке очутился.

Кто, кто мячик взял,

Детям показал?

Дети называют имя ребенка, у которого мяч. Игра повторяется.

«Лошадка»

Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает игрушечную лошадку, которая скачет, цокает копытами, останавливается, когда воспитатель говорит: «Тпру!» — и снова скачет после возгласа «Но!».

Лошадка останавливается возле каждого ребенка, кланяется и говорит: «Здравствуй, Вовочка (Танечка и т.д.)»:

Посмотрите на лошадку,

Посмотрите на лошадку.

Вот бежит она, да, да!

Эй, лошадка, ты куда?

Скачет к Вовочке лошадка,

Скачет к Вовочке лошадка:

Цок, цок, цок, цок!

Здравствуй, Вовочка-дружок!

«Солнышко и дождик»

Дети сидят на стульчиках (это их домики), положив ладошки под щечку. Воспитатель говорит:

Дождик, дождик,

Хватит лить!

Сидят дома деточки,

Словно птички в клеточке.

Солнышко, солнышко,

Посвети немножко.

Выйдут детки погулять,

Станут бегать и играть.

Дети встают и бегают по группе, хлопают, топают, прыгают или делают «пружинку», подражая взрослому и проявляя самостоятель­ность. На слова воспитателя «Опять пошел дождь» дети бегут в домики.

«Воронята»

Дети изображают воронят. Взрослый показывает, где их гнездышки (круги, нарисованные на полу по количеству воронят). Вспоминает с детьми, как кричат воронята, как клюют зернышки. Затем воронята занимают свои гнездышки, а взрослый читает стихи:

Воронята крепко спят,

Все по гнездышкам сидят,

А проснутся на заре —

Будут каркать во дворе.

В соответствии с текстом воронята присаживаются на корточки, склоняют головку, закрывают глазки. На последние слова текста они просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар!», затем летают по комнате, машут «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами:

Полетели, полетели,

Воронята полетели,

Кар-кар, кар-кар!

Вышла Таня на дорожку,

Воронятам сыплет крошки.

Воронята прилетали,

Все до крошки поклевали.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Клювами стучали.

Воронята-дети присаживаются на корточки и стучат пальцами об пол, произнося: «Тук-тук-тук!» Взрослый берет собачку и говорит:

Тузик по двору гулял,

Вороняток испугал:

«Ав-ав, ав-ав!»

Собачка догоняет воронят, а воронята улетают в свои гнездышки.

«Мотыльки»

Дети изображают мотыльков, взрослый поет или говорит:

На зеленом на лугу

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают.

Дети бегают, машут крыльями, порхают.



Таня вышла на лужок,

У нее в руках сачок.

Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!

Воспитатель держит в руках яркий сачок и пытается поймать мотыльков. Дети убегают.



«Гуляка»

По дорожке — топ-топ-топ —

Мы шагаем дружно.

Не идет проказник дождь?

Посмотреть нам нужно.

Все в порядке: нет дождя,

Солнышко сияет,

Наши щечки, нос и лоб

Нежно согревает.

Руки к солнцу подниму,

Лучики поймаю,

Их я с пальчиков стряхну,

С ними поиграю,

А потом протопочу.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.


«Игра на самопознание»

Нос, рот, голова,

Уши, щеки и глаза,

Спина, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Ножками топ-топ,

Ручками хлоп-хлоп.

Шаг вперед, шаг назад.

Это нет, а это да.

По дороге ровной, гладкой

Скачут ноги, как лошадки,

Цок-цок, цок-цок.

Скачет резвый табунок.

Воспитатель выполняет движения в соответствии с текстом.








Приложение 2

Звучащие игры.

Шуршалки

Воспитатель обращается к ребенку: «Сейчас мы с тобой будем шуршать, вот так…». Взрослый встряхивает большой лист бумаги, газеты; мнет фантики от конфет, различные бумажки; привязывает спичечный коробок за веревочку и тянет его за собой; проводит ладонью по любой поверхности.

Звенелки

Воспитатель обращается к ребенку: «А сейчас мы с тобой будем звенеть, вот так…». Взрослый встряхивает связку ключей; двумя металлическими крышками ударяет друг о друга; встряхивает железную банку с монетами; ударяет ложкой о ложку и т.д.

Стучалки

Воспитатель обращается к ребенку: «А сейчас мы с тобой будем играть в «стучалки», вот так…». Взрослый потряхивает бумажный пакет с небольшим количеством крупы, гороха, фасоли, бобов; де­ревянными ложками постукивает по твердым предметам друг о друга; постукивает рукой, деревянной ложкой о донышко металлической кастрюли.

Дребезжалки

Взрослый натягивает пальцем и отпускает нить, проводит палоч­кой по ней, как по струнам; оттягивает и отпускает щепку или ли­нейку.

Скрипелки

Взрослый проводит пальцем по стеклу; покачивается на стуле, прыгает на диване; ходит по скрипучему полу.

Приложение 3

Потешки

Потешки при кормлении

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.


Вкусно повар нам готовил,

Мы порадуем его:

съедим в своих тарелках,

Не оставим ничего.

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот,

Глубоко, не мелко,

Корабли в тарелках,

Картошка, морковка

И крупки немножко.

Ну и каша!

Так в рот и просится.

Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталась,

И мизинчик попробовал малость.

Чуточку съели лобик с макушкой,

Остальное докушали ушки.

Две маленькие белочки

Кушали с тарелочки.

Мама им из шишек

Напекла коврижек,

Из еловых веточек

Сделала котлеточек.

Вот как вкусно белочки

Покушали с тарелочки.



Упражнение: «Вот так, хорошо»

Буль, будь, будь — журчит водица,

Вот так, хорошо, хорошо!

Все ребята любят мыться

Вот так, хорошо!

Руки с мылом мы помыли

Вот так, хорошо!

Нос и щеки не забыли

Вот так, хорошо!


Не ленились вымыть уши

Вот так, хорошо!

После вытерлись посуше

Вот так, хорошо!

Мы помылись, как большие,

Вот так, хорошо!

Вот мы чистые какие!

Вот так, хорошо!

Очень хорошо!


«Уговорушки»

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

А у нашего Петра настроенья нет с утра!

Хнычу-плачу, хнычу-плачу,

Не помогут доктора!

Ну а если доктор — Дынька?

Доктор Персик? Виноград?

Пусть приходят, прилетают!

И домой, и в детский сад!

Абри-фини, абри-кос!

Едут слезы без колес!

Едут, едут, ка-тят-ся!

Капают на платьице!

Плачут щечки, плачет нос:

Нам не дали аа-бри-кооос!

Ну, подумаешь — не дали

Абри-фини, абри-кос!

Но зато — по-це-ло-вали

В самый мокрый в мире нос!

Чмок!!!


Левушка?

Не Левушка…

Ревушка?

Не ревушка…

Так откуда

«уу-уу!!»

Раздается — не пойму.

Нету ревушек у нас.

Кто ж тут плачет целый час?

Чей тут мокрый кулачок?

Ой, размокнет мужичок.

Не размокнет, чики-чок!

Посмотрите в кулачок.

Лева слезки прячет —

Больше он не плачет!

Где ты, дедушка Молчок?

Чики-чики, чики-чок,

Где ты, дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим,

Помолчим…

Слышишь, добрый старичок?

Тишина! Пришел Молчок!

Не спугни его смотри,

Ничего не говори.


Го-ро-шинки,

Не-про-шенки,

Откуда вы взялись?

Трамваем или поездом

До Насти добрались?

Не-е-ет,

Портить настроение

Никто вас не просил!

А может, мы не плакали,

А дождик моросил.


Потешки при одевании на прогулку

Вот они, сапожки:

Этот — с левой ножки,

Этот — с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот — с правой ножки,

Этот — с левой ножки.

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу.

Потешка «Мирит нас мирилочка»

Поссорились?

Бывает.

Подойдите к ребенку и погладьте его по голове, загляните в глаза, обнимите,

Это — ты, а это — я.

Ты хороший у меня,

Мой подарок дорогой,

И не нужен мне другой!

произнося:


Приложение 4

Пальчиковые гимнастики

«Твои пальчики»

Этот пальчик — самый большой,

Самый веселый, самый смешной!

Воспитатель показывает ребенку большой палец.

Этот пальчик — указательный.

Он солидный и внимательный.

Указывает на что-нибудь указательным пальцем.

Этот пальчик средний,

Ни первый, ни последний.

Отгибает средний палец.

Этот пальчик — безымянный,

Он не любит каши манной.

Сгибает безымянный палец, как будто он не хочет каши.

Самый маленький — мизинчик

Любит бегать в магазинчик!

Оттопыривает мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев.

«Погладим Котенка»

Киса, кисонька, кисуля… —

Позвала котенка Юля.

Не спеши домой, постой! —

И погладила рукой.

Одной, потом другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев.



«Зайчик»

Зайка серый скачет ловко,

В лапке у него морковка.

Локоть поставить на стол, указательные и средние пальцы раз­вести в стороны, остальные сжать в кулак.


«Веселый оркестр»

Кот играет на баяне,

Зайка наш — на барабане,

Ну а мишка — на трубе

Поиграть спешат тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.



«Шарик»

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой,

Вдруг шар лопнул, воздух вышел —

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в щепотке и соприкасаются. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: