Статья «Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»









Метапредметный подход

в преподавании

истории и обществознания









Учитель истории и обществознания:

Пономаренко Татьяна Анатольевна

2014г.

Метопредметный подход является актуальным и востребованным в образовательном процессе, так как связан, прежде всего, с тенденциями развития российского общества, с восприятием  основополагающих  ценностей  и  исторического  опыта  своей  страны,  своей  этнической,  религиозной,  культурной  общности  и  дает  учащимся  широкие  возможности  самоидентификации  в  культурной  среде,  соотнесения  себя  как  личности  с  социальным  опытом  человечества. Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют больших усилий, направленных на развитие умений самостоятельно приобретать знания, применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Данный подход способствует воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

  Применение метопредметных технологий  в учебном процессе позволяет:

  —   сознательно  организовывать познавательную  деятельность учащихся  (от  постановки  цели  до  получения  и  оценки  результата);

—   объяснять  явления  и  процессы  социальной  действительности  с  научных,  социально-философских  позиций;  рассматривать  их  комплексно  в  контексте  сложившихся  реалий  и  возможных  перспектив;

—   анализировать  реальные  социальные  ситуации,  выбирать  адекватные  способы  деятельности; 

— овладевать  различными  видами  публичных  выступлений  (высказывания,  монолог,  дискуссия);

—  выполнять  познавательные  и  практические  задания.

— владение  умениями  работать  с  информацией  (анализировать  и  обобщать  факты,  составлять  простой  и  развернутый  план,  тезисы,  конспект,  формулировать  и  обосновывать  выводы  и  т.д.),  использовать  современные  источники  информации;

— решать  творческие  задачи,  представлять  результаты  своей  деятельности  в  различных  формах  (сообщение,  эссе,  презентация,  реферат  и  др.);

Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Причин этого достаточно много:

-перегруженность школьных программ,

-оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.

Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. Метопредметный подход дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания Для  обеспечения  позитивных  метапредметных  результатов  деятельности  учащихся  по  истории  и  обществознанию  в  условиях  модернизации  образования  необходим  подбор  оптимального  комплекса  образовательных  педагогических  технологий. 

Свежие документы:  Игра "Звёздный час" по теме "Кубань - житница России" для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

1.         Групповые  технологии  обучения  предусматривают  решение  трех  основных  задач:  конкретно-познавательной,  коммуникативно-развивающей,  социально-ориентированной.  Эти  задачи  способствуют  формированию  основных  навыков  работы  в  группе,  необходимые  для  социализации  индивида  в  обществе.  Это  могут  быть  такие  формы  как  диспут,  групповой  проект,  решение  проблемно-познавательной  задачи  и  т.д.

2.         Проблемное  обучение  через  решение  проблемных  задач,  логических  заданий,  написание  обществоведческих  эссе  на  заданную  тему  —  это  тип  развивающегося  обучения,  в  котором  сочетаются  систематическая,  самостоятельная  поисковая  деятельность  учащихся.  Система  методов  проблемного  обучения  построена  с  учетом  целеполагания  и  принципа  проблемности.  Процесс  взаимодействия  учителя  и  ученика  при  данной  технологии  ориентирован  на  развитие  индивидуальности  школьника  и  социализации  его  личности.

3.   Мощнейшим  средством  становятся информационно-коммуникативные  технологии.  Особую  роль  приобретают  ИКТ  при  их  интегрировании  с  другими  перспективными  образовательными  технологиями.  В  частности,  с  технологией  проектирования.

4.    Технологии  проектирования. Метод проектов как педагогическая технология – это технология совокупности исследовательских, поисковых, творческих, проблемных методов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у учащихся умение решать различные проблемы и осваивать новые способы их решения. Метод проектов позволяет создать образовательные ситуации, в которых учащиеся самостоятельно решают поставленную проблему. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учениками комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Применяя эти технологии на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяются возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышается интерес к предметам, учащиеся учатся быстро  находить,  анализировать  и  правильно  использовать  информацию,  работать  с  базами  данных,  что  позволяет  им  социализироваться  в  современном  обществе. 










 Литература:

1. Иванова  Л.Ф.  Проектная  работа  в  обучении  обществоведению  //  Преподавание  истории  и  обществознания  в  школе.  2007.  №  2,  3.

2.Концепция  федеральных  государственных  стандартов  общего  образования.  М.,  «Просвещение».

3.Кузнецов  А.А.  О  школьных  стандартах  второго  поколения.  //  Муниципальное  образование:  инновации  и  эксперимент.  2008.  №2. 


Источники:

https://nsportal.ru/site/18005/metapredmetnyy-podhod-v-prepodavanii-istorii-i-obshchestvoznaniya

https://sibac.info/13157

https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: