Статья по социальной педагогике «Дети из социально-неблагополучных семей как объект профилактики наркомании»











Статья по социальной педагогике


ДЕТИ ИЗ СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ КАК ОБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ




Григорьева Алина Геннадьевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 32














Наркомания — многоликое зло. И, что самое страшное, она часто вовлекает в свои сети подростка, безвозвратно разрушая его здоровье, уродуя личность, порождая агрессивность и жестокость. Наркотические вещества несут в себе разрушительную для организма и психики человека силу.

В социологии насчитываются десятки теорий, рассматривающие специфические причины возникновения и течения наркотизма. Их можно условно подразделить на личностные, межличностные и теории, рассматривающие взаимоотношения человека и общества 1. Личностные теории рассматривают существование нарушений или особенностей личности, причинно связанных с потреблением наркотиков. Согласно теории личностной неполноценности (Personality-Deficiency theory, Ausubel, 1958), приобщение к наркотикам происходит у лиц, прежде всего подростков, с незрелой мотивационной сферой, неспособных противостоять социальному окружению, провоцирующему потребление наркотиков. Теории межличностного общения в качестве факторов, влияющих на потребление наркотиков, рассматривают отношения личности и ее ближайшего социального окружения. Модель семейных проблем (Incomplete Mourning and Addict/Family Transactions A Theory for Understanding Heroin Abuse) рассматривает стадии развития семьи или кризисы, в ходе которых возникают различные стресс-факторы как внутреннего, так и внешнего происхождения, влияющие на потребление наркотиков (Stanton, 1979). Теория социально-психологических связей рассматривает структуру проблемного поведения подростков в контексте особенностей социализации, влияния семьи и акцентуации личности (Jessor, 1977). Согласно теории наркотической субкультуры потребление наркотиков зависит от: а) предыдущего опыта потребления алкоголя, б) социальных факторов – успешности в личной жизни, связей с семьей, политических и религиозных убеждений и пр. и в) наличием референтной группы, где принято или не принято потребление наркотиков (Johnson, 1973).

Условно можно выделить четыре основные группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и алкоголизации и наркотизации в частности. 1. Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению,

отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственных ситуаций и решений; утрата «перспективы жизни», видения путей развития своей личности; терпимость к пьянству, наркотикам.

2. Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; сильная занятость родителей; отсутствие братьев и сестер; искаженные семейные отношения, приводящие к неправильному освоению социальных ролей, неправильное воспитание; раннее (12-13 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение от опеки родителей; легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей; низкий образовательный уровень родителей. 3. Индивидуально-биологические особенности личности: наследственная отягощенность в отношении психологических заболеваний и алкоголизма, тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве; органические поражения мозга, умственное недоразвитие и психологический инфантилизм. 4. Индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация, особенно в сложных условиях, различной выраженности акцентуации характера, преимущественно конформного, гипертимного, неустойчивого типов, неврозы и психопатии. Таким образом, можно сделать вывод о том, что нередко формирование наркотической зависимости уходит корнями в ближайшее окружение будущего больного наркоманией – в его семью. Часто люди, страдающие этими заболеваниями, растут в социально-неблагополучных семьях.

Очевидно, что решение проблемы наркотизации несовершеннолетних в принципе невозможно в отрыве от рассмотрения всего комплекса социально-психологических факторов развития ребенка в семье.

Семья – один из элементов микросреды, в которой формируется личность человека. Семья представляет собой динамическую микросистему, находящуюся в постоянном развитии. В ней, как в интимной первичной группе, предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу, уважение, преданность, симпатия и любовь, которые способствуют доверительности в отношениях.

Анализировать структуру семьи необходимо по ее основным параметрам сплоченности, иерархии, гибкости, внешним и внутренним границам, ролевой функции каждого из ее членов, характеру структурных проблем. Эти параметры имеют важное значение с точки зрения анализа семейных причин приобщения детей к наркотикам, а также организации первичной и вторичной профилактики наркомании.

Сплоченность определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи. Понятие иерархии используют в изучении структуры ролей, правил внутри семьи также в определении степени влияния каждого члена семьи на других. Термин «граница» применяют в описании взаимоотношений между семьей и ее социальным окружением (внешняя граница), а также между различными членами семьи (внутренняя граница). Если внешняя граница слишком жесткая, то ограничен обмен информацией между семьей и окружением, наступает застой в системе, если слабая — члены семьи больше связаны с внешней средой, чем между собой. Если внутренние границы между родителями и детьми жесткие, то родители заняты только собой; если слабые, то происходит перераспределение ролей в семье и вмешательство в интимную сферу друг друга. Во внутренних границах существует также понятие «границы поколений», которое раскрывает сущность отношений внутри каждого из поколений семьи. В хорошо функционирующих семьях правила, управляющие взаимодействиями между родителями и между детьми, отличаются от правил родительско-детских отношений. Родительские диады показывают более высокую степень сплоченности.

Практически в 95% случаев наркомании у подростков можно столкнуться с семьями, где перечисленные параметры нарушены и имеют негативное влияние на развитие личности ребенка. Анализ семейных причин наркотизации убеждает в том, что в фокусе профилактической работы должна быть, прежде всего, семья. В настоящее время семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.

Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождение детей, рождённых вне брака, ежегодно около 1миллиона детей остаётся без одного из родителей, доля неполных семей достигает 15% по стране, растёт преступность и что особенно опасно, увеличивается число преступлений совершаемых подростками. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические, и так далее.

Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких–либо универсальных показателей. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением ее членов, ответом на вопрос «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию — по тому, хорошо ли ему в семье: чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.2 Неблагополучная семья для ребенка — это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.

С учетом достаточно большого количества причин обуславливающих функциональную несостоятельность семьи, существует весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. Так на примере классификации, в основу которой положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи можно выделить:

Проблемные семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем воспитания (авторитарные, гипо — или гиперопекающие).

Кризисные семьи переживают внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т.д.).

Асоциальную семью отличают алкоголизм родителей, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско — родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими братьями и сестрами, продолжают учиться в школе).

Аморальная семья – это семья, полностью утратившая семейные ценности, гибнущая от алкоголизма, наркомании, жестокого обращения с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, становятся жертвами насилия, уходят из дома.

Крайняя степень семейной дисфункции наблюдается в антисоциальных семьях:

противоправное, антиобщественное поведение, несоблюдение моральных, нравственных норм

, нарушение экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни

зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

К числу социально-психологических факторов, влияющих на формирование

нарастающего течения аддитивного поведения, относится неполная семья. Исследования показывают, что 51% наркоманов росли в неполной или деформированной (с приемным родителем) семье.3 Негативный характер влияния этого фактора в наибольшей степени сказывается на мальчиках. Роль неполной семьи опосредована фактором наследственности (распад семей чаще всего происходил под влиянием злоупотребления алкоголем), так и фактором неправильного воспитания. Кроме безнадзорности, патогенным являлся также тип воспитания с противоречивой направленностью родительских установок.

Согласно исследованиям американских ученых, качество воспитания в семьях, где детей воспитывает одна мать, снижается, а риск приобщения детей к наркотикам повышается.

И это происходит, преимущественно, из-за падения авторитета матери-одиночки в глазах собственных детей.

Крайние уровни сплоченности и гибкости свойственны проблемным семьям. 100% обследованных семей наркоманов в период, предшествующий их наркотизации, были проблемными. 4Анализ биографии наркоманов периода взросления, а также данные, полученные в результате реконструкции структуры семейных отношений на разных этапах жизни семей наркоманов, показывают, что в период, предшествующий началу употребления наркотиков, 91% наркоманов имели высокую тревожность в своих семьях. 5

Примерно в двух третях неблагополучных семей есть алкоголики – один из родителей или оба, бабушка или дедушка. Как отмечают психологи (Б. С. Братусь, В. Д. Москаленко, Е. М. Мастюкова, Ф. Г. Углов и др.), взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными6 Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам.

Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско-родительских отношений. В них десоциализирующее влияние на детей проявляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.

Независимо от того является ли конфликтная семья шумной, скандальной, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося аддитивного поведения.7 В 17% случаев наркоманы-подростки в качестве фактора, способствующего формированию наркотической зависимости, называли постоянные конфликты между родителями.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Дети из неблагополучных семей «группы риска» имеют ряд специфических особенностей. Они эгоцентричны, страдают “взрывом” эмоций, грубые, долго не поддаются уговорам, не терпят порицаний, реагируют на них, не соблюдая такта. В их общении со сверстниками наблюдается непостоянство, неумение довести до конца начатое дело. Для таких детей характерны повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.8

Чем меньше возраст ребенка, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье. Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе. Тревожность таких детей, их неуверенность приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. Нарушается нормальное развитие чувств детей. Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье — таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска по аддитивному поведению».

Подростки с аддитивным поведением изначально характеризовались нарушенными взаимоотношениями с окружающими, при этом в наибольшей степени страдала откровенность с родителями (особенно с отцом) и учителями. Откровенность с окружающими имела ряд препятствий, главным из которых являлась боязнь ухудшения отношений и дискредитации в глазах значимого микросоциума.

Для проведения мероприятий первичной и вторичной профилактики наркозависимости, включая зависимость от табака и алкоголя, крайне необходимо знать особенности каждого ребенка в группе, иметь психолого-педагогическую характеристику на каждого из них.

Результаты исследований показывают, что существует ряд общих черт, свойственных подросткам, употребляющим табак, алкоголь. В частности, это слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая устойчивость к всевозможным воздействиям, неумение прогнозировать последствия действий и преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость и незрелость, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации. Эти черты свойственны плохо социально адаптированным людям. Такие личностные характеристики отмечаются в подростковом возрасте, особенно, если этот период развития протекает с осложнениями. Очевидно, что для людей с подобным складом личности наркотики, алкоголь и другие объекты зависимости выступают как средство избегания напряжения при их взаимодействии с жизнью.

Анализ научных трудов российских ученых, занимающихся проблемой наркозависимостей, показал, что стремление к наркотикам возникает в том случае, если их употребление снижает уровень генерализованной неудовлетворенности, являющейся фоновой характеристикой жизни подростка. Основным источником неудовлетворенности является семья. Основными факторами семейной природы, повышающими риск приобщения подростков к наркотикам, а также влияющими на прогредиентность наркомании, являются нарушение функций семейных структур, дисгармония семейного воспитания и личностные особенности родителей. Наибольший риск приобщения к наркотикам имеют подростки, семьи которых могут быть отнесены хотя бы к одному из следующих видов: деструктивная, распадающаяся, неполная или ригидная семья. Таким образом, процесс приобщения к наркотикам может быть рассмотрен как система отношений между подростком, семьей, наркокультурой и обществом, где семья – источник причин наркотизации, наркокультура – инструмент приобщения к наркотикам, общество – условие распространения наркомании, а подросток – субъект, определяющий их взаимодействие. Здоровая семья является одним из важнейших факторов социализации ребенка и профилактики наркомании. Это одинаково справедливо, когда речь идет как о первичной, так и о вторичной профилактике наркомании. Важным направлением первичной профилактики наркомании является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института. Реализация проектов и программ первичной профилактики наркомании должна предполагать обеспечение повышения статуса этой деятельности в образовательном учреждении.



Список используемой литературы и источников

1.Березин С.В. Лисецкий К.С. Психологические основы профилактики наркомании в семье. Самара: Изд-во «Самарский университет»,2001г.

2. Березин С.В. Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2000г.

3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988г.

4. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций./А.Я.Варга -СПбю:АРГУС.

5. Вострокнутов Н. В., Пережогин Л. О. Диссоциальное расстройство личности несовершеннолетних: диагностика, коррекция, профилактика, принципы правовой поддержки. Аналитический обзор. М.: РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. 2003 г.

6. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). Москва: Изд-во «Теория и практика физической культуры»,2002 г.-270с.

7. Галичкина О. В. Система работы по профилактике наркомании. Волгоград, « Учитель», 2006 год.

8. Гарашкина Н. В. Технология социальной работы: Учебно-методическое пособие: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2004. – 157 с., Тамбов.

9. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф.Дивицына – Ростов на Дону.: Бином , 2005г.

10. Жирова Т. М. Твоя жизнь – твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. (психолого – педагогические рекомендации).- М., « Панорама»- 2006 г.

11. Информационно-публицистический ресурс НАРКОТИКИ. РУ – 2005. // URL: www.narkotiki.ru .

12.Лисецкий   К.С., Мотынга   И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. Самара, 1996.

13. Райский Б.Ф. Условия и причины возникновения и развития отклонений в поведении детей и подростков. Волгоград: ВГПИ, 1998. — 88с.

14.Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. «Организация работы органов социальной защиты» М.: 2001г.

1 Lettieri, D.J., M. Sayers, H.W. Pearson, Theories on drug abuse. Selected Contemporary Perspectives. NIDA 1980.

2 Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988

3 Райский Б.Ф. Условия и причины возникновения и развития отклонений в поведении детей и подростков. Волгоград: ВГПИ, 1998. — 88с.

4 Психологические основы профилактики наркомании в семье. Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, Самара,2001 г.

5

Психологические основы профилактики наркомании в семье. Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, Самара,2001 г.

6Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф.Дивицына – Ростов на Дону.: Бином , 2005- 274с.

7 Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций./А.Я.Варга -СПбю:АРГУС, 2001- 252с.

8 Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. «Организация работы органов социальной защиты» М.: 2001г.

9


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: