Статья «Ученическое самоуправление как средство формирования социальной активности школьников»




Муниципальное общеобразовательное учреждение —

средняя общеобразовательная школа № 13 г. Белгорода

Белгородской области






Ученическое самоуправление

как средство формирования

социальной активности школьников






подготовила

зам.директора по УВР,

учитель математики

МОУ-СОШ №13 г. Белгорода

Могилина Диана Владимировна






















г. Белгород

2011

Ученическое самоуправление как средство

формирования социальной активности школьников

Могилина Диана Владимировна,

заместитель директора по УВР

МОУ-СОШ № 13 г. Белгорода


Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности.

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Наряду с обеспечением освоения образовательных стандартов, развитием творческих способностей, организацией досуга и отдыха, не менее важным следует признать создание поля социального творчества, наличие которого позволяет решать задачи формирования у подростков аппарата самореализации в современном социуме и освоения ими социально-одобряемых ценностных ориентаций.

Посильное и реальное участие в жизни детского общества не проходит бесследно, приобретенный опыт ложится в основу той позиции, которую будет занимать человек в течение всей жизни. Подросток, реализовавший себя в социально значимой деятельности, и во взрослой жизни будет сопричастной личностью, принимающей непосредственное участие в жизни общества, не будет бояться ответственности, будет созидателем, сможет работать в команде, вести и быть ведомым, то есть человеком, обладающим лидерской позицией.

Анализируя требования, предъявляемые современным обществом к выпускнику школы, педагогический коллектив МОУ-СОШ№13 г. Белгорода пришел к выводу о необходимости создания условий для формирования социальной компетентности учащихся посредством ученического самоуправления.

Именно ученическое самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей, способствует решению проблемы формирования и развития социальной активности личности.

Представляя интересы всего ученического коллектива, школьники могут организовывать и проводить те дела, которые им интересны, при этом проявляя и развивая свои способности. Важным является не только результат совместной деятельности школьников, но и сам процесс коллективного планирования деятельности, реализации своих планов, анализа проделанной работы.

Анализ организационно — педагогических условий школы показал наличие всех условий для организации ученического самоуправления:

— группы учащихся 9 – 10 классов: инициативных, творческих ребят, пользующихся авторитетом среди большинства учеников школы, которые составили актив;

— группы творческих педагогов, готовых к сотрудничеству и сотворчеству с детским активом;

Свежие документы:  Конспект урока по теме «Ваши права и права других людей»

— системы традиционных школьных дел, большинство из которых возникло по инициативе ребят.

Так в школе с ноября 2006 г началась работа по созданию модели ученического самоуправления.

На этом первом этапе решалась задача формирования актива школы через участие в работе городской школы актива на базе Белгородского Дворца детского творчества, организацию и проведение традиционных школьных дел; а так же разрабатывались нормативно-правовая база и структура органа ученического самоуправления.

Были определены цели функционирования ученического самоуправления: реализация права всех участников образовательного процесса на участие в управлении учреждением с максимальным использованием возможностей административного ресурса и игровой технологии; формирование активной жизненной позиции, личностное развитие участников в процессе игрового взаимодействия.

Сегодня система ученического самоуправления в школе охватывает параллели 5 – 11 классов. Высшим органом ученического самоуправления является общешкольная ученическая конференция, которая проводится не реже двух раз в течение одного учебного года.

Президент школы избирается прямым тайным голосованием учащихся 5 – 11-х классов. Президент осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции.

В исключительной компетенции Президента школы находится разработка плана работы органа ученического самоуправления школы и контроль за его реализацией; назначение руководителей Комитетов Совета старшеклассников; участие в заседаниях педагогического совета, Управляющего совета школы.

Совет старшеклассников является органом ученического самоуправления школы и осуществляет нормотворческие и контрольные функции.

В состав Совета старшеклассников входят представители 8 – 11 классов. Утверждение членов Совета старшеклассников проходит на общешкольной ученической конференции.

Основной организационной формой деятельности Совета старшеклассников является заседание, проводимое один раз в месяц. Заседания проводятся гласно и носят открытый характер.

Совет старшеклассников образует Комитеты:

  • Комитет образования координирует деятельность учебных секторов классов; содействует организации групп взаимопомощи в классных коллективах; организует проведение предметных вечеров, конкурсов осуществляет контроль за посещаемостью и успеваемостью;

  • Комитет «Патриот» проводит акции милосердия, акции патриотической, краеведческой направленности, организует экскурсии по достопримечательностям города, области краеведческих акций, координирует шефскую работу с ветеранами микрорайона

  • Комитет ЗОЖ пропагандирует здоровый образ жизни, организует и проводит спортивные соревнования, утреннюю зарядку;

  • Комитет труда обеспечивает поддержание чистоты и порядка, осуществляет контроль за состоянием дежурства в классах;

  • Комитет внутренних дел проводит рейды «Будильник», «Школьная форма», отслеживает факты нарушений Устава школы (курение, сквернословие, конфликты среди учащихся), участвует в работе Совета профилактики, имеет права выносить предупреждение за нарушение правил для учащихся, а так же обладает правом участвовать в разрешении конфликтных ситуаций «ученик – учитель»;

  • Комитет культуры организует проведение акций, мероприятий, творческих конкурсов, направленных на повышение общей культуры учащихся,

  • Комитет СМИТ координирует деятельность классных редколлегий, выпускает школьною газету, участвует в художественном оформлении школы

Ученическое самоуправление на уровне классных коллективов представлено похожей структурой: актив класса, избираемый общим классным собранием, организует работу секторов. Возглавляет актив Президент класса.

Участие в работе органов ученического самоуправления предоставляет подросткам «примерить» на себя различные социальные роли: лидера, организатора, исполнителя, руководителя, подчиненного, что способствует закреплению навыков поведения в определенных ситуациях, позволяет научиться принимать решения, брать ответственность на себя, проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и т.д. И эти навыки ценятся ребятами не меньше, чем прочные знания по предметам.

Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении служит развитию личности школьников, так как в процессе самоуправленческой деятельности у подростков развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, формируются навыки планирования и анализа собственной деятельности.









Список использованной литературы


  1. Прутченков А.С., Калиш И.В., Новикова Т.Г. Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели. – М., 2005

  2. Шаповалова Н.А. Технология обучения команды актива. – БелРИПКППс, 2007



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: