Статья «Выбор методов и форм нравственной переориентации личности воспитанника, разработка программы деятельности по реализации индивидуального подхода» 11 класс



М


БОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им.

А.Д. Бондаренко Волоконовского района Белгородской области»










Статья



«Выбор методов и форм нравственной переориентации личности воспитанника, разработка программы деятельности по реализации индивидуального подхода»





подготовила

классный руководитель 11 класса

Морозова Алла Станиславовна













2013


У педагога сегодня разносторонний спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о содержательной деятельности классного руководителя.

Классный руководитель несет ответственность за целевую воспитательную работу в классном коллективе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Классный руководитель определяет конкретную цель и стратегические задачи своей деятельности. Необходимость конкретизации стратегических задач приводит классного руководителя к необходимости планирования воспитательной работы. Одним из основных разделов воспитательного плана является индивидуальная работа с учащихся.

Индивидуальная работа с учащимися — работа по развитию индивидуальности, которая предусматривает изучение классным руководителем личности школьника и пути ее преобразования, педагогического воздействия на личность школьника в целях корректировки влияний на школьника и коллектив при взаимодействии с педагогами, родителями, специалистами. Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей развития каждого ребенка. Опора на положительное — главный принцип в индивидуальной работе с учащимися. Вовлечение воспитанника в процесс совершения морально-ценных поступков способствует усилению положительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Эта работа предполагает включение воспитанников в коллективную, творческую общественно-полезную деятельность.

Программа деятельности классного руководителя по реализации индивидуального подхода к воспитаннику может быть представлена следующими этапами:

  1. Изучение личности ребенка, выявление причин отклонений в поведении подростка.

  2. Выбор методов и форм нравственной переориентации личности воспитанника, разработка программы деятельности по реализации индивидуального подхода.

  3. Работа с воспитанником по разработанной программе.

Изучение личности учащегося проводится с помощью ряда методик: наблюдения, анкетирования, беседы, интервью, обобщения независимых характеристик, изучения и анализа школьной документации, анализа поступков и деятельности в различных ситуациях, видах деятельности.

Наиболее эффективными направлениями и видами индивидуальной работы классного руководителя и с целью нравственной переориентации школьников являются:

  • Изучение индивидуальных способностей учащихся, специфики условий и процесса их развития.

  • Оказание помощи в организации положительных связей в школе и вне школы.

  • Помощь в налаживании взаимоотношений в семье подростка.

  • Привлечение учащегося к общественной работе, в кружки познавательного характера, к занятиям в спортивных секциях, в различных видах общественного труда и т.д.

  • Тактичный контроль за соблюдением режима, выполнением требований педагогов, общественных заданий.

  • Поручение нужных для коллектива дел с постепенным их усложнением.

  • Постепенное приобщение учащихся к роли организатора в общественной работе.

  • Оказание при необходимости помощи подростку в учебной работе.

  • Нейтрализация отрицательного влияния ровесников или взрослых на подростка, разрушение нежелательных связей.

  • Установление межличностных контактов с каждым ребенком.

  • Создание условий для развития личности учащегося.

  • Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями, другими членами школьного сообщества, выполнении норм поведения в школе и вне школы.

  • Взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологическими и другими службами с целью проектирования развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном, физическом развитии их личности.

  • Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению, саморазвитию.

  • Диагностика результатов обучения, воспитания, развития каждого учащегося, учет их личностных достижений.

Классными руководителями могут использоваться различные формы и способы индивидуальной работы: приемы и методы диагностики, изучение материалов медицинского и психологического обследования школьника, создание индивидуальных карт, характеристик воспитанников, оформление карты увлечений и интересов, ведение дневника достижений учащихся, индивидуальные консультации и беседы, педконсилиум, кружок «Познай себя», разработка и осуществление плана коррекционной работы.

Для того чтобы классному руководителю спланировать работу с отдельными группами учащихся, необходимо объединение некоторых учащихся класса в группы по определенным критериям. Например, пассивных, не желающих при­нимать участие в обществен­ной жизни учащихся классный руководитель должен привлекать к жизни коллектива, найти им дело по ду­ше. Формирование активной жиз­ненной позиции классный руководитель будет осуществляться через постоянную поддержку и поощрение, выполнение посильных поручений.

Сущность индивидуального подхода в работе с детьми выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед классным руководителем, решаются им посредством педагогического воздействия каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс. Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям подростка. При проведении индивидуальной работы, в процессе различной детской деятельности, педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувства взаимопомощи, ответственности за общее дело.

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение в индивидуальном подходе имеет не столько знания воспитательного возраста и индивидуальных особенностей, сколько учёт личностных характеристик и возможностей воспитанников. Индивидуальный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные для воспитания характеристики — направленность личности; её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), просматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно-ориентированного воспитания. Ценностная ориентация, жизненные планы, направление личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учёт качеств.

Проектируя будущие результаты воспитания, классный руководитель стремится выбрать такие формы и методы нравственной переориентации личности, которые оказывают особое эффективное влияние на воспитание. Характерной особенностью таких форм работы с детьми является приучение к практической деятельности, умелое сочетание слова и дела. Организация деятельности учащихся на основе их интересов – одно из направлений нравственной переориентации личности, получившее широкое распространение за последние годы.

Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию. Переубеждение – призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных потребностей и привычек. «Взрыв» разрушает отрицательный стереотип поведения. («Взрыв» — мгновенное разрушение отрицательных качеств). «Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное. Переключение служит задаче изменения направленности и переориентации воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру. Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают отрицательное.

Каждый метод нравственной переориентации личности при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, критериев оценки себя и других, нравственных установок в общественном мнении коллектива; переучивание органически связанно с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. Ведущим условием действительности специфических методов нравственной переориентации личности выступает воспитание в коллективе и взаимовоспитание, а также самовоспитание.
Общим требованиям к методам нравственной переориентации личности является применение их через коллектив. Сплоченный детский коллектив обеспечивает воспитателю привлечение авторитетных для трудных детей сверстников при
осуществлении того или иного метода. В этом случае требования учителя
выступают в единстве с требованиями товарищами, взыскание, воспринимается как осуждение товарищей, поощрения – как одобрение действий коллективом, контроль педагога перерастает в контроль коллектива. Такой подход увеличивает силу воздействия любого метода и создает условия для перехода перевоспитания в самовоспитания.
Эффективность методов нравственной переориентации личности в значительной мере зависит от восприятия и переработки подростками тех воспитательных мер, которые применяют взрослые сверстники. И в этом плане решающее значение имеет воспитание чувства ответственности за себя, за свое поведение. Пока не выработана личная ответственность за свои действия и поступки, трудно рассчитывать на эффективность общих методов воспитания.

Ведущими методами нравственной переориентации личности являются переубеждение, переучивание и «взрыв» – разрушение отрицательного. Переубеждение выступает как самостоятельный метод перевоспитания и одновременно как условие действенности других методов. Поэтому ему придается особое значение. Переубеждение одновременно направленно на изменение сознания, жизненного опыта и нравственных чувств. У личности в результате воздействия на ее сознание возникает чувства неудовлетворенности, отвращения к плохому в себе. Активизируя нравственные чувства, классный руководитель помогает воспитаннику осознать причины эмоциональной неудовлетворенности и изменить осмысление воспитанником своего поведения с порцией нравственных требований. Ощущение радости от нравственных поступков и недовольства от безнравственных способствуют формированию социально ценного жизненного опыта.
В детской среде иногда устанавливается неправильное отношение к нравственным требованиям взрослых, т.е. то, что мы называем антиидеалами (учиться отлично не нормально, учатся добросовестно лишь «зубрилы», «зазнайки», «любимчики»). Поэтому двойки умного и способного школьника не влияют на его положение в коллективе; вести себя безукоризненно – значит быть паинькой. Нормальный школьник должен иметь замечания от учителей, иначе его не будут уважать; обманывать учителя – признак ума и находчивости, не грех и разыграть товарища, даже смошенничать; Пренебрегать правилами поведения в школе, быть «объектом» постоянной критики учителей может, по мнению многих подростков, только человек с сильным характером.

Переубеждение совершается быстро, если подростка удается включить в коллектив (спортивный, учебный, трудовой), где его неправильные взгляды оказываются несовместимыми с общими нравственными установками.

Необходимо усиливать педагогический контроль за поведением тех учащихся, которые пытаются отстоять свои неверные убеждения. Классный руководитель, учителя должны предупреждать отрицательные действия и поступки, отражающие неправильные убеждения. Если этого удается достигнуть, они разрушаются под влияние здорового общественного мнения.

Устранение отрицательных привычек, исправление нездоровых потребностей и отучение от неправильных действий у подростков совершается с помощью метода переучивания. Он осуществляется в единстве и взаимосвязи с переубеждением.
Переучивание состоит из двух частей – отучения и приучения. Применяя данный метод, следует помнить, – что исправление личности всегда совершается при замене или компенсации устраняемого отрицательного – положительным, т. е. взамен дурных привычек формируются здоровые, взамен неправильных действий – рациональные, нравственные. Первая часть метода переучивания – отучение, осуществляется приемами запрета, и контроля, и проверки выполнения предписаний и требует одновременных, скоординированных педагогических действий.

Отучение должно завершаться приучением. В целом переучивание опирается на переубеждение и закрепляет его результаты. Эти два метода являются главными, ведущими, практически ими можно решить любую задачу нравственной переориентации личности.

Специфическим методом нравственной переориентации личности является «взрыв». Метод «взрыва» осуществляется в естественных условиях, в реальной обстановке. Он сильно действует на самочувствие личности, обостряет положительные и отрицательные переживания, поэтому применяют его редко, в крайнем случае, чтобы не нервировать коллектив, не превращать жизнь детей в «нервную горячку».

«Взрывается» не внутренний мир личности в целом, а ее испорченные отношения с обществом и коллективом. «Взрыв» предполагает доведение до предела конфликта личности с коллективом; при этом четко ставится альтернатива: измениться, чтобы стать уважаемым членом коллектива, или уйти из него, чтобы стать объектом презрения товарищей. Метод «взрыва» характеризуется также обнаженностью истинных отношений воспитанника.
«При «взрыве» подросток переживает «катастрофу внутри себя», — говорил

А.С. Макаренко, — ему некогда раздумывать, взвешивать, рассчитывать, хитрить, пытаться сохранить свое негативное «Я». Ошеломленный бурей чувств, он впадает в стрессовое состояние, разрушается отрицательный стереотип. Тогда-то и возникают благоприятные предпосылки для эффективного воздействия других методов перевоспитания.
Метод «взрыва» необычайно эффективен в том случае, когда он происходит в сильном детском коллективе в благоприятных воспитательных условиях при умелом педагогическом руководстве, когда поведение трудного ребенка настолько прочно, что в нём отрицательное явно преобладает.

Однако следует помнить, что такое разрушение личности неэкономно и неразумно там, где у ребенка преобладают положительные качества, где можно обойтись без крайностей.
В учебно-воспитательном процессе необходимо постоянно формировать критерии положительного и отрицательного в оценке поведения людей и самого подростка, анализировать конкретные действия и поступки с позиций этих критериев.

С помощью общественного мнения коллектива разъяснять подросткам, почему нельзя следовать примеру того или иного человека; противопоставлять отрицательному примеру положительный. Дать трудному подростку возможность самоутвердиться в положительном отношении. «Развенчивать» лжегероизм, ложное товарищество путем раскрытия истинных мотивов высоко нравственного поведения и одновременного разъяснения того, что в действительности стоит за красивой фразой.

Существует много разнообразных упражнений, техник, которые специалисты используют в индивидуальной или групповой работе с клиентами. Они же применяются и в воспитательной работе классного руководителя. Но все они – воплощение какого-либо метода психотерапии. Вот какие они бывают…

Игротерапия. Это наиболее популярный и известный метод, используемый в работе с детьми. Почему? Игра – это деятельность, которая развивается у ребенка практически с первых лет жизни и активно способствует его развитию. Игра сама по себе – «психотерапия». Особенно, когда она оказывается «в руках» знающего все тонкости ее использования психолога. Она позволяет в доступной форме обучить какому-то навыку.
Арттерапия. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. В отличие от игры, в искусстве есть один немаловажный «плюс» – оно позволяет создавать! Будь то рисунок, поделка из глины или коллаж. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта различают рисуночную терапию, библиотерапия (как литературное сочинение или прочтение литературных произведений), драмотерапия, музыкотерапия и пр. При работе с детьми, чаще всего используется рисуночная, песочная терапия и сказкотерапия.

Тренинг. Поведенческий тренинг – это разновидность групповой формы работы. Они направлены на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, на общение с социальным миром, на развитие способностей познания себя и других людей. Иногда у ребенка может не хватать каких-то значимых навыков, и тогда тренинговая работа поможет этот пробел заполнить.

Есть ли шансы все же воспитать подростка сегодня с положительными нравственными идеалами?

Шансов много и они большие. Основных два. Первое – необходимо удовлетворить глубинную потребность подростка в личном общении. Это самый сильный шанс. Вы сможете передать ему истинные ценности, если на личном общении произойдет контакт, и тогда никакие внешние ценности – ТВ, Интернет, группы подростков – ничто не будет работать, все окажется малозначимым перед этим действием, перед этой глубинной потребностью все остальные потребности подростка окажутся поверхностными.
Если же этот шанс не реализуется по нашим личным трудностям, если мы не готовы к такой полноте общения с подростком, тогда – надежда на второй шанс. Это организация групповых ценностей, выход на доверие с группой и работа с группой, постепенное выведение ее через групповые ценности на все более глубокие ценности, то есть на душевные свойства.

Будем справедливы к подростку. Поймем, что и резкость, и негативизм его порой если не простительны, то объяснимы. И не надо на каждое его резкое слово, на каждый, пусть и не лучший жест, поступок реагировать резким замечанием, назиданием, категоричной оценкой. Ваша молчаливая сдержанность, ваше не высказанное, но очевидное огорчение подействуют на него больше, чем замечания и назидания. И конфликт не разгорится, отношение не обострятся.





Список использованной литературы


1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. – Ярославль, 1998

2. Байкова Л.А, Гребёнкина Л.К. Методика воспитательной работы: Учебное пособие. – Рязань, 1993

3. Гаврилин А.В. Личность в воспитательной системе школы. – Владимир, 1993

4. Гордин Л.К. Организация классного коллектива. – М., 1984


Интернет-ресурсы


1. https://do.gendocs.ru/docs/index-95924.html?page=3С.

2. https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b2ad68b5d43a89421306d27_0.html

3. https://www.vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/1008-algoritm-individualnogo-podxoda-k-podrostku-

4. https://do.gendocs.ru/docs/index-168560.html?page=23



Свежие документы:  Сценарий конкурсной развлекательной программы, посвящённой 8 марта

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: