сценарий классного часа «Толерантность и мы» 9 класс



муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Коношеозерская средняя общеобразовательная школа» Коношского района, Архангельской области

Толерантность и мы

Сценарий классного часа в 9 классе









Подготовила социальный педагог Глазкова Надежда Николаевна, 1 кв. категория






п. Коноша, 2013





«Толерантность и мы»

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой как рыбы,

Нам не хватает только одного: научиться жить на земле,

как люди.

Б. Шоу

Цель: развить умение понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоить стандартные приемы этических форм общения и творческого использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению; раскрыть причины отсутствия взаимопонимания; воспитывать чувство толерантности среди подростков.

Ход мероприятия

В начале занятия проводится упражнение «Поменяйтесь местами»

Цель: разрядка, сплочение, настрой на работу.

Пожалуйста, поменяйтесь местами те: у кого зеленые глаза, кто любит спорт, у кого есть младший брат или сестра, у кого самый лучший в мире друг, кто умеет прощать, кто любит общение и т.д.

Вступление

Педагог читает наизусть стихотворение Е.Евтушенко «С. Преображнскому»

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой всё особое, свое,

И нет планет, похожих на неё.


А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.


У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но всё это не ведомо для нас.


И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.


Да, остаются люди и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит всё равно!


Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры

Людей мы помним, грешных и земных

А что мы знаем, в сущности, о них?


Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная всё, не знаем ничего.


Уходят люди. Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности бежать.


Педагог: Какое пронзительное стихотворение. Надеюсь, вам ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения друг к другу. Теперь это понятие носит понятие толерантность.

Что же такое толерантность?

Немного из истории. (можно дать подготовить материал обучающимся)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах». Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер. Эта декларация — предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости. Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

Свежие документы:  Урок на тему "Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования"

Tolerangia (испанское) – способность признавать отличные от своих собственные идеи и мнения.

Tolerange (французское) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Kuan rong (китайское) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Tasamul (арабское) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпимость.

Толерантность (русское) – способность терпеть что-то, кого-либо; быть выдержанным, выносливым, мириться существованием чего-то, кого-либо, считаться с мнением других.

Педагог: В жизни нам часто приходиться страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье- это когда тебя понимают», — говорит герой фильма «Доживем до понедельника».

Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто полноценного общения.

Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: случались ли в вашей жизни конфликты со сверстниками, родственниками из–за отсутствия взаимопонимания? (ответы обучающихся).

А теперь подумаем, в чем причина одиночества людей, написавших следующие письма:

«Мне было очень трудно. Иногда не могла сдержать слез, иногда подавляла слезы, просто отворачивалась, чтобы не видеть счастливые лица своих одноклассников. Я им вовсе не нужна. Я не могла подойти к ним. Если обращалась за чем-нибудь, то мне казалось, что я им навязываюсь».

«Одиночество я почувствовал остро и сразу. Обычная тема разговора наших ребят не выходит за обсуждение глупых выходок. Я понял, что не смогу продолжать эти бессмысленные разговоры, что я так далек от этих тем. Я хочу к людям. Мне нужно с кем-то дружить, общаться…По характеру я робкий. Да к тому же краснею по пустякам».

Вопросы для обсуждения:

  1. Что бы Вы ответили авторам письма?

  2. В чем причина одиночества ребят?

  3. Как им можно помочь?

  4. Как можно охарактеризовать одноклассников этих ребят?

  5. А как возникает взаимопонимание?

  6. В чем причина его отсутствия?

  7. Ощущаете ли вы поддержку и понимание со стороны одноклассников, учителей, родителей?


Педагог: А сейчас проведем тест «Толерантны ли вы?»

Тест на толерантность

1. Неприятна ли Вам ситуация, в которой приходится отказаться от плана, придуманного Вами, потому что принят план, предложенный другом?

а) да б) нет

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто –то предлагает начать игру. Что вы предпочтете:

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет

б) чтобы играли все желающие, даже если еще не знают правил

3. Вы спокойно воспринимаете неприятные для Вас новости?

а) да б) нет

4. Вызывают ли у Вас неприязнь люди, которые появляются в общественных местах в нетрезвом виде?

а) если они не переступают допустимых границ, Вас вообще это не интересует?

б) вам всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать

5. Можете ли Вы легко войти в контакт с обучающимися из других школ?

а) вам обычно это трудно сделать

б) вы не обращаете внимания на такие различия

6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой являетесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники

б) если даже шутка будет неприятна, Вы постараетесь ответить в такой же шутливой форме

7. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят на своем месте»:

а) да б) нет

8. Вы приводите в компанию друга или подругу, и он (а) становится центром внимания. Как Вы реагируете?

а) Вам неприятно, что при этом внимание отвлечено от Вас

б) Вы радуетесь за своего друга

9. Пожилой человек критикует молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы?

а) промолчите или просто уйдете в сторону

б) вступите в спор

запишите себе по 2 очка за ответы:

1б, 2б, 3а, 4а,5б, 6б, 7а, 8б, 9а

От 0 до 4 очков

Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы Вы не находились, может возникнуть впечатление, что Вы склонны навязывать свое мнение другим: чтобы добиться своего, часто повышаете голос. Вы авторитарны, и с Вами трудно поддерживать продуктивный контакт людям, если они думают иначе , чем Вы; Вас раздражает, если с Вами не соглашаются

От 6 до 12 очков

Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Но порой способны и излишнюю резкость, проявление неуважения к мнению собеседника. В такой момент Вы можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер

От 14 до 18 очков

Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью. Гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую позитивную идею, даже если не вполне ее разделяете. Вы достаточно самокритичны и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от своих взглядов, которые, как выяснилось , были ошибочным

Педагог: Ребята, давайте проанализируем цитаты.

Конфуцианство: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы от других».

Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову»

Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте вы с ними».

Индуизм: «Не делай другому того, от чего больно тебе»

Ислам: «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя».

Джайнизм: «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

Иудаизм: «Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе».

Сикхизм: «Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны»

Даосизм: «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

Зороастризм: «Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что нехорошо для нее самой».

Задание:

  1. Подумайте, какой общий смысл содержится в этих цитатах времен и народов.

  2. Сформулируйте принцип, который мог бы выразить взаимное уважение друг к другу обучающихся в классе, в школе и взаимное уважение между учителями и обучающимися.

Резюме: жизнь учит людей реализовывать ценности, достигать цели, решать проблемы. И школа в том числе: у нас есть общие ценности, общие цели, общие проблемы. И мы их можем решать на основе принципа толерантности, т.е. снисходительности и уважения.

Уверенные в себе люди принимают других такими, какие они есть, не раздражаясь, не унижая, не навязывая своего мнения.


Работа в группе

Взаимопонимание во многом зависит от того насколько правильно мы оцениваем своих товарищей, насколько хорошо знаем их. Попробуем выяснить владеем ли мы умением правильно оценивать людей. Задание следующее: дать словесный портрет одноклассника . в характеристике необходимо отразить: физические данные, внешность, особенность поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, преобладающие интересы, привычки и слабости.

Анализ ситуации.

Двум-трем обучающимся предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитываются ситуации:

На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция:

— с возмущением посмотрю на обидчика

— сухо, без эмоций сделаю замечание

— выскажусь не стесняясь в выражениях

В классе начался спор на повышенных тонах.

Ваша реакция:

— не приму участия

— лишь кратко выскажусь в пользу той точки зрения, которую считаю правильной

— активно вмешаюсь в спор и «вызову» огонь на себя

Обучающимся предлагается высказать свои предположения о том, как бы поступили в этой ситуации испытуемые. Затем спросить самих испытуемых.

Подведение итогов.

Педагог: Ты живешь среди людей. Не забывайте, что каждое слово, каждый поступок, желание, отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям. Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Я вам предлагаю на листе лежащим перед вами обвести свою руку и на пальчиках написать те ваши качества, которые являются толерантными, а в центре ладони то качество, которое вы бы хотели изменить.

Я желаю вам, чтобы то, что вы задумали изменить в себе, вам удалось изменить.


Памятка

20 шагов к толерантности

1 . Наличие четкой цели.

2. Желание быть толерантным.

3. Стремление человека стать лучше.

4.Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других.

5. Не осуждать.

6. Видеть шире:

—    замечать мелочи и тонкости;

—    замечать особенности ситуации;

—    принимать во внимание предысторию.

7. Подключать интуицию и воображение.

8. Расширять свой круг общения.

9. Знакомиться с другими культурами (традициями):

—    язык, рисунки, литература, архитектура;

—    костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.

10. Наблюдать.

11. Общаться с представителями других культур.

12. Улучшить самоконтроль.

13. Развить в себе умение молчать/слушать.

14. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).

15. Менять точки зрения.

16. Направленность «на понимание».

17. Сопереживать.

18. Не зацикливаться.

19. Быть активным.

20. Не оценивать.



Список литературы

  1. Классные часы/под ред. А.В.Давыдова. М.: «Вако», 2008

  2. Кулакова О. Тесты. М.: Молодая гвардия, 1990

  3. Словарь социального педагога и социального работника/под ред. И.Каличевой. Минск: Бел. Энцыклапедыя, 2001

  4. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах: М.: АСТ-Пресс книга, 2006





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: