Технология адаптации образовательных программа в условиях разноуровнего обучения




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19









Доклад

Технология адаптации образовательных программа в условиях разноуровнего обучения







подготовила

учитель начальных классов

Коняева Лилия Петровна











г.Новочеркасск
2015



Технология адаптации образовательных программа в условиях разноуровнего обучения Модернизация содержания образования, внедрение Федерального го-сударственного образовательного стандарта нового поколения, требует фо-рмирования педагога нового типа, способного активно участвовать в созда-нии условий для обучения всех детей с учётом их потребностей и возможно-стей.
Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися опре-делённого общественного статуса и утверждении своей социальной значи-мости. Инклюзия — это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями.
В основе практики инклюзивного обучения и воспитания лежит идея при-нятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка.
В школах будущего каждый ребёнок должен быть обеспечен психоло-гической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые по-могут ему достичь лучших результатов в учёбе.
С 2013 года в нашей школе реализуется программа «Доступная среда». На данный момент наше учреждение посещают 8 детей-инвалидов. Несколько детей имеют нарушения и отклонения в развитии, у других сохранна интел-лектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет им совместно воспиты-ваться и обучаться в классах с детьми, не имеющих нарушений в развитии.
В последние годы увеличилось количество детей, имеющих отклонение от норм развития, в том числе страдающих дефектами речи. Такой ребёнок с особыми образовательными потребностями(с нарушением речи) обучается в моём классе. В этой связи знание педагогом основ логопедии необходимо для нахождения адекватных форм обучения и воспитания таких детей.
На важность этой проблемы указывают авторы: А.Куссмауль, И.А.Сикор-ский, Р.Е.Левина, Г.А.Каше, И.К.Колпаковская и другие.
Однако следует отметить, что ряд вопросов по проблеме для учителя на-чальных классов остаётся недостаточно хорошо изученным. Поэтому в своём выступлении я хочу поделиться опытом коррекционно-педагогической рабо-ты с детьми с ОВЗ.
С момента поступления ребёнка с ОВЗ в учреждение мною ведётся тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, посещающими образовательное учреждение».
На начальном этапе проводится первичная встреча с семьёй с целью зна-комства и сбора информации о развитии ребёнка, выяснения образователь-ного запроса со стороны родителей.
В соответствии с ч.1 ст.79 Федерального закона «Об образовании в Рос-сийской Федерации» установлено: «…содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возмо-жностями здоровья определяются адаптированной образовательной про-граммой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной прог-раммой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего об-разования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны раз-рабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразова-тельные программы (отдельными документами) с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Данные инди-видуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для кон-кретного ребёнка, рекомендуемые специалистами учреждения.
Не всегда есть необходимость работать по разным программам в классе,
так как это не способствует включению детей в единый образовательный процесс, а также создаёт дополнительные сложности при подготовке и проведении занятий педагогами. Для детей, имеющих трудности в обучении, я прописываю индивидуальные цели и задачи урока, основываясь на содер-
жании программы специальной школы по тем темам, которые пересекаются
с учебным планированием общеобразовательной школы. Таким образом, при едином тематическом планировании я ставлю перед учащимся различные це-ли задачи, которые в дальнейшем реализую и закрепляю достигнутый резуль-тат.
Так например, в 3 классе при изучении темы «Деление многозначного чи-сла на однозначное» я ставлю основные (для всего класса) и индивидуаль-ные (для особенного ребёнка), при этом использую весь методический ресурс (наглядность, алгоритм, комментированное действие учащимися и т.п.)
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Феде-рации» образовательная организация должна создать условия для детей с ог-раниченными возможностями здоровья.
Администрацией нашего учреждения создаются специальные условия, которые предполагают формирование адаптированной безбарьерной среды, а также для своевременной коррекции нарушений в развитиии детей с учётом структуры нарушений:
— оборудование для развития общей подвижности;
— дидактический материал для поддержки социально-эмоционального развития;
— оборудование для развития: тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка.
В нашем учреждении порядок разработки и корректировки индивидуаль-ных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов про-ходит в рамках ПМПК. Образовательная программа разрабатывается учите-лем и утверждается директором. Индивидуальная образовательная програм-ма для ребёнка — инвалида в нашем учреждении имеет такую структуру:
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3.Индивидуаотный учебный план
4. Содержание программы
5. Образовательный компонент
6. Заключение и рекомендации
До настоящего времени чёткие единые требования к содержанию и стру-ктуре индивидуальной программы для детей с ОВЗ отсутствуют, что сущес-твенно усложняет создание условий для индивидуализации образователь-ного процесса в контексте обучения детей с различными отклонениями в психическом развитии.
В настоящее время педагогам представлено право выбирать и, более того, самостоятельно разрабатывать эффективные организационные формы учеб-но-познавательной деятельности детей и педагогического взаимодействия с обучающимися.
Далее в своём выступлении хочется остановиться на коррекционно-педа-гогической работе с детьми с нарушением речи в современной школе, кото-рые я применяю в своей педагогической деятельности.
Речь — важнейшая психическая функция, присущая человеку. Речь нераз-рывно связана с мышлением. У ребёнка, который обучается в моём классе со-хранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые на-рушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики. Развитием и коррекцией фонетической стороны речи занимаются специали-сты. На уроке в школе учитель может использовать рад заданий и упражне-ний, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению сло-варного запаса, совершенствованию грамматического строя речи.
Разучивание стихов, пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов помогают развивать произвольную словесную память. Скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Игры в «слова» обогащают лексический запас ребёнка, приучают бы-стро находить нужные слова.
В процессе обучения чтению я понимала, что ребёнок с ОВЗ плохо овладевает навыками чтения на уровне требований школьной программы в установленные ею сроки. Проводимую мною коррекционную работу при-ходилось вести с ним ежедневно. В условиях коррекционной работы ставили цель — довести число ошибок ученика дол уровня, который оценивается не ниже тройки. Наибольшую диагностическую ценность имел анализ качества чтения по интервалам времени. Подсчитывала количество ошибок и неоправ-данных пауз за каждые 30 или 60 с.
Определялись слова, вызвавшие потерю темпа и качества чтения. Если удавалось установить какую либо закономерность, затруднения в чтении слов с сочетаниями согласных, далее вели работу над такими словами. Тру-дные слова подчёркивали красным карандашом, и Владик их читал особенно внимательно. Так у Владика ошибки при чтении слов с буквой «б» состав-ляли чуть меньше половины от общего числа ошибок не согласные. После работы над звуком и буквой «б» уменьшилось общее число ошибок. Работа по увеличению скорости распознавания и считывания одной лишь буквы «б» в словах позволила резко повысить качество чтения у данного учащегося.
Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты. Задача учи-теля совместно с логопедом и родителями убедить ребёнка, что речь можно исправить. Важно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. В работе с этим ребёнком исполь-зую более благоприятный (облегчённый) режим обучения. Такой режим ха-рактеризуется не снижением уровня требований к усвоению программного материала, а организацией режима обучения. Такие дети нуждаются в особой психологической поддержке со стороны учителя. Это выражается в одобре-нии, мягком тоне замечаний, поощрений. При общении с учащимися, имею-щими трудности обучения, педагог должен обращать большое внимание на качество своёй речи, поскольку от этого будет зависеть качество восприятия учебного материала детьми. речь педагога должна быть небыстрой, разме-ренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоциональ-но выразительной. А главное, общий фон поведения учителя и обращения к детям (мимика, жесты, интонация) должен быть благожелательным, вызы-вать у ребёнка желание сотрудничать. Учитывая то, что количество детей с нарушением речи и проблемами в обучении с каждым годом растёт, знание педагогом основ логопедии поможет ему найти адекватные формы обучения и воспитания таких детей.
Педагогическое сопровождение — относительно новая для нашей школы педагогическая практика. Традиционно считалось, что ребёнок, поступивший в школу самостоятельно должен справляться со всеми задачами учебной и внеурочной деятельности.. В нашей школе сложилась определенная модель сопровождения, при которой очень важным оказался эмоциональный контакт педагогов сопровождения с подопечными.
Наш опыт показывает, что дети с проблемами здоровья при соответ-ствующей помощи и поддержке могут активно участвовать не только в уче-бном процессе, но и во внеклассной работе, в праздниках и концертах, могут петь, читать стихи, исполнять роли, участвовать в играх и конкурсах. Боль-шую помощь школе также оказывают хорошо организованные родители детей с проблемами здоровья.
Конечно, вопрос об инклюзии ребёнка в каждом конкретном случае ре-шается исходя из желания родителей, индивидуальных особенностей ребёнка и возможностей школы включить его в учебный процесс, но главное о чём нужно помнить – это то, что ребёнок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей, педагогов и специалистов.
Современная школа должна максимально использовать и технические достижения для обучения детей с ОВЗ, например, специальные программы, позволяющие детям с ОВЗ использовать информационно-коммуникационные технологии и возможности Интернет-пространства.
Очень важной остаётся задача выстраивания вертикали инклюзивного образования, начиная с ДОУ и заканчивая колледжем или ВУЗом. При этом необходимо также развивать сеть профессиональных школ и трудовых цент-ров, где бы ученики с ОВЗ по достижении определённого возраста могли бы реализовать знания и навыки, полученные ими при обучении в школе, в сво-ей профессиональной деятельности. При этом они могли бы, выполняя по-сильную и полезную обществу работу, хотя бы частично себя обеспечивать и не быть иждивенцами у государства. Отсутствие этой чёткой просматри-ваемой перспективы часто не позволяет школе внедрять и развивать инклю-зивное образование. А родителям ребёнка с ОВЗ принять правильные реше-ния, касающиеся образования их детей, поскольку они могут иметь либо завышенные ожидания эффективности поучаемого образования, либо вообще не видеть смысла в обучении ребёнка.
Хочется отметить также, что инклюзивное образование важно не только само по себе. Возможности и методики инклюзивного образования могут работать на всех детей. Образовательная среда инклюзивной школы должна формировать у всех детей убеждённость в ценности образования для дости-жения жизненного успеха, толерантное отношение к людям в чём-то отли-чающихся от большинства, умение сопереживать и помогать тому, кто ря-дом, кто в этом нуждается, проявлять лучшие свои человеческие качества в конкретной повседневной практической деятельности.
А мы только делаем первые робкие шаги на пути к инклюзивной обра-зовательной среде, но самое важное, пожалуй, на данном этапе – огромное желание идти и развиваться дальше.

Свежие документы:  Телефоны помощи в кризисной ситуации



















































Список использованной литературы



1. Дмитриева Т.П., Сабельникова С.И., Хотылёва Т.Ю. Разработка и реализация индивидуальной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

2. Гусева Т.Н. Инклюзивное образование как путь развития

и гуманизации общества

3. Алехина С.В.Современный этап развития инклюзивного

образования в Москве

4. Лопатина В.И.Инклюзивное образование: широкие аспекты

5. Семаго Н.Я.,Опыт системного развития инклюзивного образования

в Центральном округе







скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: