Технология профилактики дезадаптации пятиклассников



Кимличенко Наталья Евгеньевна

педагог-психолог МБОУ гимназия №2 г. Чехова Московской области

Технология профилактики дезадаптации пятиклассников в среднем звене


Психологическое занятие «Мои достижения и цели»

5 класс

































СОДЕРЖАНИЕ



1.Введение……………………………………………………………………………………………………………………………….3

2. Основная часть……………………………………………………………………………………………………………………4

3. Тематическое планирование занятий……………………………………………………………………………….5

4. Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….6

5. Приложения…………………………………………………………………………………..……………………………………7

6. Литература…………………………………………………………………………………………………………………………10




  1. Введение.

Технология: «Профилактика школьной дезадаптации пятиклассников».

После окончания начальной школы учеников ожидает резкая смена ситуации обучения. В настоящее время существуют серьезные основания для сложной адаптации пятиклассников: большое количество новых предметов, новые учителя со своими требованиями, изменение состава класса, повышение требований к самостоятельным формам работы пятиклассников, необходимость принятия новой позиции – ученика основной школы, появление чувства взрослости.

Период адаптации в пятом классе – считается одним из труднейших периодов обучения. Дети, перешедшие в среднее звено, отличаются низкой организованностью, снижением интереса к учебе, снижением самооценки, высоким уровнем школьной тревожности. Наблюдение и общение с детьми показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как теперь им общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а какие нет.

На занятиях программы пятиклассники учатся дружить со школой, с уроками, с самим собой, со сверстниками и учителями. Упражнения направлены на формирования позитивной «я – концепции», представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития; формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам.

Основная цель программы – оптимизация образовательного процесса, психологическая поддержка пятиклассников на этапе адаптации к школе.


Занятия программы направлены на решение следующих задач: создание атмосферы доверия и комфорта в школе, повышение самооценки, обучение способам преодоления тревожности, развитие уверенного поведения, формирование навыка уверенного ответа, развитие ответственности и самостоятельности как личностных качеств, определяющих успешность в современном мире.

Форма проведения групповые занятия с элементами тренинга.

Количество занятий –10.







  1. Основная часть.



1 этап: психодиагностический.

Задачи:

1)Диагностика уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено (групповой интеллектуальный тест, приложение 2).

2)Диагностика тревожности пятиклассников: первичная (приложение з), итоговая.



2 этап: аналитический.

Задачи:

1)Получение данных о контингенте риска.

2)Индивидуальная работа с учащимися группы риска по результатам обследования.

3) Работа на психолого – медико – педагогическом консилиуме. Разработка индивидуального плана психолого – педагогического сопровождения учащихся с вероятной дезадаптацией.

4)Разработка рекомендаций учителям для успешной адаптации пятиклассников(см. приложение 1).

5) Работа с родителями на родительских собраниях, проведение индивидуальных психологических консультаций. Разработка рекомендаций для родителей.



3 этап: коррекционно – развивающий.

Задачи:

  1. Обучение учащихся способам преодоления тревожности, приемам саморегуляции.

  2. Развитие навыков уверенного поведения.

  3. Повышение самооценки, формирование позитивной «я – концепции».

  4. Развитие навыков взаимодействия со сверстниками.




Тематическое планирование профилактических занятий для работы в группе психологической поддержки


Занятие

Тема

Количество

часов

1.

Знакомьтесь, это Я!


2 ч.

2.

Мои достижения и цели.


2 ч.

3.

Покидаем планету

детства.



2 ч.


4.

Волнительные ситуации в школе. Создаем психологическую аптечку.




2 ч.

5.

Школьная тревожность.

Сказкотерапия.



2 ч.

6.

Преодолеваем неуверенность в себе.



2 ч.

7.

Учимся общаться со сверстниками.



2 ч.

8.

Наука отдыхать.


2 ч.

9.

Учимся уверенно отвечать.



2 ч.

10.

У тебя все получится!

Заключительное занятие.


2 ч.














  1. Заключение.



В результате применения технологии: «Профилактика школьной дезадаптации пятиклассников» в образовательном учреждении отмечается к концу учебного года уменьшение численности учащихся группы риска, особенно уменьшается число детей с поведенческой дезадаптацией. Учащиеся в ходе практических занятий получили полезные навыки саморегуляции, релаксации, уверенного поведения, эффективного взаимодействия со сверстниками. Дети учились преодолевать тревогу и страх в различных учебных и жизненных ситуациях. Занятия способствовали повышению самооценки, оказали эмоциональную поддержку на этапе адаптации в среднем звене.

В результате работы с педагогами на психолого-медико-педагогическом консилиуме учителя стали больше внимания уделять преемственности обучения в начальном и среднем звеньях, произвели корректировку программного материала, посещают занятия в 4 и в 5 классах, регулярно проводят методические объединения.

Мы живем в сложное время – мир вокруг нас перестал быть чем-то постоянным. И основное противоречие заключается в том, что мир изменяется быстрее, чем изменяется человек (в том числе и школьник). Вот ребенок пошел в первый класс. Что ожидает его через 10 лет? 5 лет? Через год? Насколько пригодятся ему знания по химии и географии?

Одно известно – каждому пригодятся психологические знания и умения.

Успешность человека в личной жизни, профессиональной и общественной деятельности обеспечивается в значительной степени уровнем его психологической подготовки. Поэтому разработанная технология профилактики дезадаптации пятиклассников направлена на создание условий для целенаправленного развития таких качеств личности, как произвольность, самостоятельность и, как следствие, ответственность.









  1. Приложение (1).



Подготовка учащихся к переходу в среднее звено

Рекомендации учителям начальных классов

Учащимся 4 классов предстоит совершить резкий скачок из одной системы обучения в другую, что обусловлено несостыковкой программ, дисциплинарных требований, стилей общения. На протяжении 4 класса необходимо формировать так называемое «чувство взрослости». Это чувство должно проявлять себя в трех основных моментах:


  1. Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности. Дальнейшая образовательная деятельность будет успешной, если ученик примет и поймет смысл учения для себя, научится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формировать и регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием.


  1. Новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам. Необходим переход от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка отношений с педагогами к отношениям межличностным. Школьнику предстоит занять самостоятельную, во многом равноправную позицию и научиться сочетать ее с уважением к мнению педагога.

  2. Новая личностная позиция по отношению к одноклассникам.

Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния педагогов. От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять в новом социальном микро – сообществе устраивающее его статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.

Для успешной адаптации учащихся необходимо также:

-согласовать с педагогами среднего звена систему требований и ожиданий;

-посещение уроков в 5 классах;

-обсуждение с классными руководителями 5 классов индивидуальных особенностей учащихся.






Группа психологической поддержки пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене «Секреты успеха в школе»

Занятие «Мои достижения и цели»



Цель занятия: формирование чувства успешности, повышение самооценки, развитие навыков уверенного поведения.

Материалы: музыкальное сопровождения, цветок достижений.

Ход занятия.

Наш тренинг как всегда начинается с небольшой разминки, которая придаст нам энергии, сил, улучшит настроение. Упражнение «Дождик»:с каждым из вас я встречюсь взглядом, показывая определенное движение. Вы повторяете это движение. Затем я снова встречюсь взглядом с вами и покажу новое движение, которое вы повторяете. Слушайте и наслаждайтесь производимым нами звуковым эффектом.(Необходимо выполнить следующие движения: потереть ладони,щелкнуть пальцами, похлопать в ладоши, потопать ногами, затем повторить те же действия в обратном порядке.)

-Все, весенний дождь закончился, выглянуло солнышко. Как вы себя чувствуете? Изменилось ли состояние, настроение? Замечательно, я рада, что вы теперь готовы к нашей работе.

-Тема нашего занятия: «Мои достижения и цели». Давайте обратимся к толковому словарю русского языка Ожигова и Шведовой для выяснения смысла этих понятий. Итак:

ДОСТИЖЕНИЕ — положительный результат каких-либо наших усилий.

УСПЕХ – удача в достижении цели, хорошие результаты в работе, учебе.

-Поскольку название нашей группы «Секреты успеха», давайте раскроем один из секретов успеха в школе – это наша уверенность, вера в свои возможности, силы, успех. Для появления этой уверенности необходимо вспомнить и осознать свои достижения. Тем самым мы раскрываем собственные ресурсы для новых достижений, успехов.

Инструкция: У каждого из вас цветок достижений. Внимательно послушайте задание. В центре напишите свое имя. На желтых лепестках напишите свои достижения – все то, что вы уже достигли в школе, в жизни вообще. (Каждый ученик многое достиг: хороший результат по предмету, удачный ответ у доски…).На зеленых лепестках напишите свои цели — чего бы вы хотели достичь в ближайшее время. Цели могут быть направлены на укрепление здоровья, учебу, дополнительное образование (кружки, секции). Включить приятную музыку во время выполнения упражнения.

-Пожалуйста, расскажите о своих достижениях и поставленных целях.

И в заключении, давайте раскроем 5 шагов на пути к успеху.

  1. Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах и соответственно сформулируйте, чего вы хотите от жизни.

  2. Наметьте для себя две – три главные цели в жизни.

  3. Подумайте, какие промежуточные цели необходимо достичь для достижения главных целей.

  4. Решите, что необходимо предпринять для их достижения, и выполняйте свое решение.

  5. Радуйтесь каждому своему успеху на пути к этим целям. Хвалите себя!

Помните, что вы – воплощение надежд ваших родителей, вы – творцы своей жизни.

Если вы уверены в себе, то препятствие станет для вас вызовом, а вызов побуждает к действиям.

Как говорила Маргарет Тэтчер: «Единственный способ взобраться на вершину лестницы – преодолевать ступеньку за ступенькой, по одной за раз. И в процессе этого подъема Вы внезапно обнаружите у себя все необходимые качества, навыки и умения, нужные для достижения успеха, которыми Вы, вроде бы, никогда не обладали».

-Наше занятие заканчивается. Прослушайте заключительное упражнение: нужно вытянуть руки вперед, на левую руку мысленно положить все те знания, личный опыт, с которым вы пришли; на правую руку – положим все то новое и полезное, что вы получили на занятии. Необходимо соединить эти знания: когда я скажу: «ГОТОВО» мы соединяем ладони в хлопке со словами «СПАСИБО!»


Педагог – психолог города Чехова Московской области МБОУ гимназии №2 Кимличенко Н.Е.
























Литература



  1. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз. СПб.,2001.

  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.,2001.

  3. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.





10


Свежие документы:  Авторская педагогическая разработка "Этика и этикет в начальной школе"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: