Тренинг-беседа «Жизнь прекрасна! Не потрать её напрасно!» 8-9 класс


МОУ «Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

С.Красное Ленинск-Кузнецкий район Кемеровская область













Тренинг-беседа для учащихся 8-9 классов



«Жизнь прекрасна!

Не потрать ее напрасно!»







Подготовила педагог-психолог:

Уханова Юлия Викторовна






С.Красное


2012 г.

Тренинг-беседа

«Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!»

Цели

  • повышение уровня информированности по данной проблеме.

  • выработка и развитие навыков предотвращения зависимости от психоактивных веществ у подростков.

Задачи

  • 1) выявить исходный уровень информированности подростков, актуализировать проблему табакокурения

  • 2) информировать учеников о вредном влиянии дыма на организм и развитии никотиновой зависимости

  • 4) проверить уровень усвоения информации и закрепление навыков.


Для того чтобы тренинг был тренингом, нужны специальные правила. Правила — это законы группы, по которым она жи­вет во время всего тренинга.

Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:

• мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;

• не боялся стать объектом насмешки и критики;

• был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;

• получал информацию сам и не мешал получать ее другим.

СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ОБЕСПЕЧИТЬ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ.

Напомнить правила.

НУЖНО НЕЛЬЗЯ

Выражать свое мнение Начинать свою речь словами

«я считаю, я думаю» «ты, вы, он, она»

Смотреть на того к кому Шуметь, когда кто-то говорит

ты обращаешься Перебивать

Внимательно слушать, Обзываться, передразнивать

когда говорят другие Рассказывать о чувствах

Уважать чужое мнение другого человека за пределами

Говорить искренне группы

Говорить по одному Ставить другим оценки

Не давать оценок Опаздывать


Вступительное слово: “Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества — никотине. Вы, наверно, не раз слышали о вреде курения. Сегодня на нашей встрече мы поговорим об этой несерьезной забаве. И тема нашего тренинга-беседы: «Жизнь прекрасна! Не потрать её напрасно!» на занятии мы узнаем об истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка.

  1. «Ассоциации по имени»

Ребята, посмотрите, на доске я не случайно написала свое имя и к каждой букве своего имени, написала ассоциации, относящиеся к табакокурению и никотину.

-Сейчас я предлагаю Вам написать свое имя. Рядом с каждой букве своего имени написать по слову, начинающемуся с этой буквы, относящемуся к табакокурению и никотину.

-Теперь прошу ответить, какие ощущения Вы испытывали, когда выполняли задание..(Ответы ).

-Ребята, ваша реакция — это реакция нормального, психологически здорового человека.

-А теперь, как Вы понимаете, мы будем говорить об табакокурении и его вреде — проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека. Возможно, кто-то скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что никотин не щадит никого, он поражает человека.

2. Информация к размышлению:

Учеными давно доказана зависимость отсутствия здоровья и маленькая продолжительность жизни от употребления наркотиков, алкоголя и никотина. Сегодня пьянство и курение – это доказательство слабоволия и невежества человека.

Курение – это втягивание в себя тлеющих растительных продуктов. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют в подростковом возрасте. Согласно статистике, курение преобладает в школе над спиртным и наркотиками. Курят с 6 по 11 класс: 6 класс – 5%; 7 класс – 12%, а 10-11 класс – 65%.

Вызывает особую тревогу то, что слабый пол тоже не прочь покурить. Вот идет по улице стройная, красивая, элегантная девушка, а в руках – сигарета. Для девушки – это, прежде всего, ранняя старость и неприятный запах изо рта и от одежды.

Табак – это самый распространенный легальный наркотик нашего времени. Курение является одним из главнейших факторов риска в развитии рака легких, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Каждые 10 секунд от последствий употребления табака на планете гибнет один человек (без учета так называемых «пассивных курильщиков). Таков ре­зультат исследований Всемирной организации здравоохранения. В последние десятилетия опасность курения еще более возросла, посколь­ку, кроме миллионов мужчин и женщин, она охватила миллионы юношей, девушек и даже детей.

Более того, в семьях, где курят родители, вполне правомерно поставить вопрос: «Сколько сигарет в день выкуривает ваш ребенок!». Аналогичен вопрос и в отношении некурящих, но окуриваемых людей, вынужденных по различ­ным причинам вдыхать табачный дым. По данным доктора медицинских наук Л. В. Орловского, полуторачасового пребывания в накуренном помещении достаточно для того, чтобы уровень никотина в организме некурящего чело­века увеличился более чем в 7 раз и приблизился к уровню никотина в орга­низме курящего.

Пассивный курильщик, человек некурящий, находящийся в помещении с активными курильщиками, в течение одного часа вдыхает такую дозу некото­рых газообразных частей табачного дыма, которая равносильна выкуриванию половины сигареты. Установлено, что 25 % вредных веществ задерживается организмом, 20% сгорает, 5% задерживается в окурке и 50% загрязняет окру­жающую среду.

У детей, рожденных от курящих родителей, чаще наблюдаются злокачест­венные опухоли, в том числе в детском возрасте. Не случайно один известный ученый-медик сказал: «Если бы я был ребенком и мог выбрать себе мать, ею стала бы некурящая женщина».

Табачные компании, чтобы найти сбыт своей продукции и получить прибыль, пытаются заманить молодежь в ряды курильщиков.

Послушайте высказывания опрошенных на улице людей о рекламе сигарет. «Мелькнула у меня добра мысль, что курить надо бросить, и … пропала. Посмотрела на один, на второй, на 25-й рекламный плакат и решила, что глотание дыма – это нормально, это спутник удачи!»

Еще бы, на это реклама и рассчитана! Посмотри – ковбой с сигаретой, он такой бравый малый!



3. «Тихая дискуссия» (приложение № 1)

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в дискуссии. Что такое дискуссия? (выражение собственного мнения относительно рассматриваемого вопроса). Но эта дискуссия необычна, т.к. свое мнение надо выражать на листке мнений. Этот листок, прочитав предыдущие утверждения и написав свою мысль, соглашаясь или не соглашаясь с предыдущим заявлением, выражая собственную мысль (одно или несколько предложений), передаем следующему. Тем для дискуссии три.

  1. Сигареты – распространенное явление в жизни нашего общества.

  2. Проблему табакокурения решить нельзя, т.к. продажа сигарет приносит огромные средства отдельным людям и в бюджет государству.

  3. Табакокурение- это проблема всего человеческого общества , а не отдельных людей.

Приступаем.

По окончании работы листы мнений зачитываются вслух. Все участвуют в обсуждении.

4.Термины-ассоциации (МИНЗДРАВ)

Ребята, а что такое здоровье, как его изменить? По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

По данным отечественных ученых, на наше здоровье влияют: образ жизни (50-55%), состояние окружающей среды (10%). Получается, что в большей степени здоровье человека зависит от него самого.

Представление табличек (таблички: Молодые, Интеллектуальные,

Непьющие, Здоровые, Деловые, Раскованные, Активные, Веселые)

Рассмотрение каждой таблички и обсуждение по каждому термину.

Да, здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы говорим о здоровье, когда его теряем.

(таблички. На них написаны вредные привычки: Алкоголизм, Наркомания, Табакокурение, Распущенность, Воровство, Ложь, Тунеядство.)

Рассмотрение каждой таблички и обсуждение по каждому термину.

5.Разбор ситуаций в группе.

Ситуация

Во дворе Наташа и Катя предложили Ирине пойти в подъезд и покурить. Ирина не курит, и поэтому отказалась, на что получила в ответ: «Ну и трусиха же ты! Кого из себя строишь? Посмотри, почти все девочки нашего двора курят». Как поступить Ирине в данной ситуации?

6.Анкетирование (приложение № 2)

Сейчас я предлагаю вам, заполнить анкету «Курение и здоровье».

(Объяснение инструкции и разбор вопросов индивидуально)


7.Подведение итогов

Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел. А кто болеет один раз в году. А кто болеет два и более раз? Посмотрите, мы привыкли к тому, что человек ежемесячно болеет! А ведь это неверная установка. Давайте изменим установку и запомним, что человеку естественно быть здоровым! Ученые доказали, что человек должен жить 150-200 лет. Как же этого можно добиться? Во-первых, вести Здоровый Образ Жизни.

Соблюдать режим дня, заниматься спортом, уметь управлять собой в любых ситуациях.

В заключении я хочу сказать вам вот такие слова:

Да – здоровью, да – мечте. Нет – наркотику, беде.

Быть здоровым – классно! Пить, курить – опасно!

Лучше спортом заниматься, чем в подвале задыхаться!

Лучше уж глотать котлетки, чем смертельные таблетки!

Лучше уж здоровым быть, чем как труп живой ходить!


А вы в ответ скажите мне тему нашего тренинга-беседы.

И мы говорим: «Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!»

  1. Рефлексия«Сегодня Я…»

Сейчас я прошу каждого продолжить одно единственное предложение:

«Сегодня я….»


 

ЛИТЕРАТУРА:

1. ВШ 4-89 Углов Ф. “Открытое письмо курящей девушке” с. 98
2. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М., П., 1986 г.
3. ВШ 3-98 Амосов Н. Здоровый образ жизни, с. 73
4. ВШ 5-90 Бойко А. “Как избавиться от курения”, с. 72
5. Лисицын Ю.П. Когда привычка приводит к болезни. Факультет здоровье. 10-86 г.
6. Шицкова А.П. Здоровье здоровых (Факультет здоровье, №3-87г) с. 44






































Приложение № 1


Лист мнений


Ф.И. учащегося

Сигареты – распространенное явление в жизни нашего общества.

Проблему табакокурения решить нельзя, т.к. продажа сигарет приносит огромные средства отдельным людям и в бюджет государству.


Табакокурение- это проблема всего человеческого общества , а не отдельных людей.


1




2




3 и т.д.





Приложение № 2

Анкета по теме: «Курение и здоровье»

1. Ваш пол: ��мужской ��женский

2. Возраст

3. Состав вашей семьи:

4. Как вы учитесь: ��отлично ��хорошо ��удовлетворительно ��неудовлетворительно

5. Курят ли ваши родные:

отец: ��да ��нет ��изредка

мать: ��да ��нет ��изредка

брат: ��да ��нет ��изредка

сестра: ��да ��нет ��изредка

дедушка: ��да ��нет ��изредка

6. Курите ли вы?

��да ��нет ��изредка: ��на дискотеке ��в школе ��в компании

7. В каком возрасте вы стали курить?

��до 7 лет ��8 — 10 лет ��11 — 12 лет ��13 — 15 лет ��16 — 17 лет

8. Сколько сигарет в день вы выкуриваете?

��1 ��1 — 2 ��3 — 5 ��6 — 7 ��8 — 10 ��более 10 ��пачку сигарет в день

9. Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки:

��от нечего делать ��модно

��за компанию ��любопытство

��успокаивает ��хочется быть взрослым��для снятия напряжения ��помогает похудеть

��поднимает настроение ��просто так

��баловство ��затрудняюсь ответить

10. Если вы курите, отмечаете ли вы по утрам кашель?

��да ��нет ��изредка

11. Как часто вы болеете простудными заболеваниями?

��1 раз в месяц ��1 раз в 3 месяца ��1 раз в полгода ��1 раз в год ��не болею

12. На какие органы и системы действует курение?

��на дыхательную систему ��сердечно-сосудистую систему

��пищеварительную ��на органы чувств

��на нервную систему ��на репродуктивную систему

��не знаю ��затрудняюсь ответить

13. Знаете ли вы, что такое пассивное курение?

��да ��нет ��затрудняюсь ответить

14. Влияет ли пассивное курение на окружающих людей?

��да ��нет ��затрудняюсь ответить

15. Совместимы ли спорт и курение?

��да ��нет ��затрудняюсь ответить

16. Пытались ли вы бросить курить (для тех, кто курит)?

��да ��нет ��пытался: ��но безуспешно ��бросил курить

17. Какие меры вы могли бы предложить для предупреждения курения?

Запретить продажу сигарет: ��вообще ��до 21 года ��нет

Запретить рекламу сигарет:

��да ��нет ��затрудняюсь ответить

Ввести штрафы за курение в общественных местах:

��да ��нет ��затрудняюсь ответить

Получать достоверную информацию о вреде курения:

��да ��нет ��затрудняюсь ответить




Свежие документы:  Конспект урока для 8 класса «Степень окисления»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: