МОУ «Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
С.Красное Ленинск-Кузнецкий район Кемеровская область
Тренинг-беседа для учащихся 8-9 классов
«Жизнь прекрасна!
Не потрать ее напрасно!»
Подготовила педагог-психолог:
Уханова Юлия Викторовна
С.Красное
2012 г.
Тренинг-беседа
«Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!»
Цели
повышение уровня информированности по данной проблеме.
выработка и развитие навыков предотвращения зависимости от психоактивных веществ у подростков.
Задачи
1) выявить исходный уровень информированности подростков, актуализировать проблему табакокурения
2) информировать учеников о вредном влиянии дыма на организм и развитии никотиновой зависимости
4) проверить уровень усвоения информации и закрепление навыков.
Для того чтобы тренинг был тренингом, нужны специальные правила. Правила — это законы группы, по которым она живет во время всего тренинга.
Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:
• мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;
• не боялся стать объектом насмешки и критики;
• был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;
• получал информацию сам и не мешал получать ее другим.
СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ОБЕСПЕЧИТЬ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ.
Напомнить правила.
НУЖНО НЕЛЬЗЯ
Выражать свое мнение Начинать свою речь словами
«я считаю, я думаю» «ты, вы, он, она»
Смотреть на того к кому Шуметь, когда кто-то говорит
ты обращаешься Перебивать
Внимательно слушать, Обзываться, передразнивать
когда говорят другие Рассказывать о чувствах
Уважать чужое мнение другого человека за пределами
Говорить искренне группы
Говорить по одному Ставить другим оценки
Не давать оценок Опаздывать
Вступительное слово: “Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества — никотине. Вы, наверно, не раз слышали о вреде курения. Сегодня на нашей встрече мы поговорим об этой несерьезной забаве. И тема нашего тренинга-беседы: «Жизнь прекрасна! Не потрать её напрасно!» на занятии мы узнаем об истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка.
«Ассоциации по имени»
— Ребята, посмотрите, на доске я не случайно написала свое имя и к каждой букве своего имени, написала ассоциации, относящиеся к табакокурению и никотину.
-Сейчас я предлагаю Вам написать свое имя. Рядом с каждой букве своего имени написать по слову, начинающемуся с этой буквы, относящемуся к табакокурению и никотину.
-Теперь прошу ответить, какие ощущения Вы испытывали, когда выполняли задание..(Ответы ).
-Ребята, ваша реакция — это реакция нормального, психологически здорового человека.
-А теперь, как Вы понимаете, мы будем говорить об табакокурении и его вреде — проблеме, которая губит людей, уничтожая в человеке человека. Возможно, кто-то скажет, что меня это не касается, и будет совершенно не прав. Это касается каждого из нас, потому что никотин не щадит никого, он поражает человека.
2. Информация к размышлению:
Учеными давно доказана зависимость отсутствия здоровья и маленькая продолжительность жизни от употребления наркотиков, алкоголя и никотина. Сегодня пьянство и курение – это доказательство слабоволия и невежества человека.
Курение – это втягивание в себя тлеющих растительных продуктов. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют в подростковом возрасте. Согласно статистике, курение преобладает в школе над спиртным и наркотиками. Курят с 6 по 11 класс: 6 класс – 5%; 7 класс – 12%, а 10-11 класс – 65%.
Вызывает особую тревогу то, что слабый пол тоже не прочь покурить. Вот идет по улице стройная, красивая, элегантная девушка, а в руках – сигарета. Для девушки – это, прежде всего, ранняя старость и неприятный запах изо рта и от одежды.
Табак – это самый распространенный легальный наркотик нашего времени. Курение является одним из главнейших факторов риска в развитии рака легких, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Каждые 10 секунд от последствий употребления табака на планете гибнет один человек (без учета так называемых «пассивных курильщиков). Таков результат исследований Всемирной организации здравоохранения. В последние десятилетия опасность курения еще более возросла, поскольку, кроме миллионов мужчин и женщин, она охватила миллионы юношей, девушек и даже детей.
Более того, в семьях, где курят родители, вполне правомерно поставить вопрос: «Сколько сигарет в день выкуривает ваш ребенок!». Аналогичен вопрос и в отношении некурящих, но окуриваемых людей, вынужденных по различным причинам вдыхать табачный дым. По данным доктора медицинских наук Л. В. Орловского, полуторачасового пребывания в накуренном помещении достаточно для того, чтобы уровень никотина в организме некурящего человека увеличился более чем в 7 раз и приблизился к уровню никотина в организме курящего.
Пассивный курильщик, человек некурящий, находящийся в помещении с активными курильщиками, в течение одного часа вдыхает такую дозу некоторых газообразных частей табачного дыма, которая равносильна выкуриванию половины сигареты. Установлено, что 25 % вредных веществ задерживается организмом, 20% сгорает, 5% задерживается в окурке и 50% загрязняет окружающую среду.
У детей, рожденных от курящих родителей, чаще наблюдаются злокачественные опухоли, в том числе в детском возрасте. Не случайно один известный ученый-медик сказал: «Если бы я был ребенком и мог выбрать себе мать, ею стала бы некурящая женщина».
Табачные компании, чтобы найти сбыт своей продукции и получить прибыль, пытаются заманить молодежь в ряды курильщиков.
Послушайте высказывания опрошенных на улице людей о рекламе сигарет. «Мелькнула у меня добра мысль, что курить надо бросить, и … пропала. Посмотрела на один, на второй, на 25-й рекламный плакат и решила, что глотание дыма – это нормально, это спутник удачи!»
Еще бы, на это реклама и рассчитана! Посмотри – ковбой с сигаретой, он такой бравый малый!
3. «Тихая дискуссия» (приложение № 1)
Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в дискуссии. Что такое дискуссия? (выражение собственного мнения относительно рассматриваемого вопроса). Но эта дискуссия необычна, т.к. свое мнение надо выражать на листке мнений. Этот листок, прочитав предыдущие утверждения и написав свою мысль, соглашаясь или не соглашаясь с предыдущим заявлением, выражая собственную мысль (одно или несколько предложений), передаем следующему. Тем для дискуссии три.
Сигареты – распространенное явление в жизни нашего общества.
Проблему табакокурения решить нельзя, т.к. продажа сигарет приносит огромные средства отдельным людям и в бюджет государству.
Табакокурение- это проблема всего человеческого общества , а не отдельных людей.
Приступаем.
По окончании работы листы мнений зачитываются вслух. Все участвуют в обсуждении.
4.Термины-ассоциации (МИНЗДРАВ)
Ребята, а что такое здоровье, как его изменить? По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
По данным отечественных ученых, на наше здоровье влияют: образ жизни (50-55%), состояние окружающей среды (10%). Получается, что в большей степени здоровье человека зависит от него самого.
Представление табличек (таблички: Молодые, Интеллектуальные,
Непьющие, Здоровые, Деловые, Раскованные, Активные, Веселые)
Рассмотрение каждой таблички и обсуждение по каждому термину.
Да, здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы говорим о здоровье, когда его теряем.
(таблички. На них написаны вредные привычки: Алкоголизм, Наркомания, Табакокурение, Распущенность, Воровство, Ложь, Тунеядство.)
Рассмотрение каждой таблички и обсуждение по каждому термину.
5.Разбор ситуаций в группе.
Ситуация
Во дворе Наташа и Катя предложили Ирине пойти в подъезд и покурить. Ирина не курит, и поэтому отказалась, на что получила в ответ: «Ну и трусиха же ты! Кого из себя строишь? Посмотри, почти все девочки нашего двора курят». Как поступить Ирине в данной ситуации?
6.Анкетирование (приложение № 2)
Сейчас я предлагаю вам, заполнить анкету «Курение и здоровье».
(Объяснение инструкции и разбор вопросов индивидуально)
7.Подведение итогов
Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел. А кто болеет один раз в году. А кто болеет два и более раз? Посмотрите, мы привыкли к тому, что человек ежемесячно болеет! А ведь это неверная установка. Давайте изменим установку и запомним, что человеку естественно быть здоровым! Ученые доказали, что человек должен жить 150-200 лет. Как же этого можно добиться? Во-первых, вести Здоровый Образ Жизни.
Соблюдать режим дня, заниматься спортом, уметь управлять собой в любых ситуациях.
В заключении я хочу сказать вам вот такие слова:
Да – здоровью, да – мечте. Нет – наркотику, беде.
Быть здоровым – классно! Пить, курить – опасно!
Лучше спортом заниматься, чем в подвале задыхаться!
Лучше уж глотать котлетки, чем смертельные таблетки!
Лучше уж здоровым быть, чем как труп живой ходить!
А вы в ответ скажите мне тему нашего тренинга-беседы.
И мы говорим: «Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!»
Рефлексия«Сегодня Я…»
Сейчас я прошу каждого продолжить одно единственное предложение:
«Сегодня я….»
ЛИТЕРАТУРА:
1. ВШ 4-89 Углов Ф. “Открытое письмо курящей девушке” с. 98
2. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М., П., 1986 г.
3. ВШ 3-98 Амосов Н. Здоровый образ жизни, с. 73
4. ВШ 5-90 Бойко А. “Как избавиться от курения”, с. 72
5. Лисицын Ю.П. Когда привычка приводит к болезни. Факультет здоровье. 10-86 г.
6. Шицкова А.П. Здоровье здоровых (Факультет здоровье, №3-87г) с. 44
Приложение № 1
Лист мнений
Сигареты – распространенное явление в жизни нашего общества. | Проблему табакокурения решить нельзя, т.к. продажа сигарет приносит огромные средства отдельным людям и в бюджет государству. | Табакокурение- это проблема всего человеческого общества , а не отдельных людей. | |
1 | | | |
2 | | | |
3 и т.д. | | | |
Приложение № 2
Анкета по теме: «Курение и здоровье»
1. Ваш пол: ��мужской ��женский
2. Возраст
3. Состав вашей семьи:
4. Как вы учитесь: ��отлично ��хорошо ��удовлетворительно ��неудовлетворительно
5. Курят ли ваши родные:
отец: ��да ��нет ��изредка
мать: ��да ��нет ��изредка
брат: ��да ��нет ��изредка
сестра: ��да ��нет ��изредка
дедушка: ��да ��нет ��изредка
6. Курите ли вы?
��да ��нет ��изредка: ��на дискотеке ��в школе ��в компании
7. В каком возрасте вы стали курить?
��до 7 лет ��8 — 10 лет ��11 — 12 лет ��13 — 15 лет ��16 — 17 лет
8. Сколько сигарет в день вы выкуриваете?
��1 ��1 — 2 ��3 — 5 ��6 — 7 ��8 — 10 ��более 10 ��пачку сигарет в день
9. Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки:
��от нечего делать ��модно
��за компанию ��любопытство
��успокаивает ��хочется быть взрослым��для снятия напряжения ��помогает похудеть
��поднимает настроение ��просто так
��баловство ��затрудняюсь ответить
10. Если вы курите, отмечаете ли вы по утрам кашель?
��да ��нет ��изредка
11. Как часто вы болеете простудными заболеваниями?
��1 раз в месяц ��1 раз в 3 месяца ��1 раз в полгода ��1 раз в год ��не болею
12. На какие органы и системы действует курение?
��на дыхательную систему ��сердечно-сосудистую систему
��пищеварительную ��на органы чувств
��на нервную систему ��на репродуктивную систему
��не знаю ��затрудняюсь ответить
13. Знаете ли вы, что такое пассивное курение?
��да ��нет ��затрудняюсь ответить
14. Влияет ли пассивное курение на окружающих людей?
��да ��нет ��затрудняюсь ответить
15. Совместимы ли спорт и курение?
��да ��нет ��затрудняюсь ответить
16. Пытались ли вы бросить курить (для тех, кто курит)?
��да ��нет ��пытался: ��но безуспешно ��бросил курить
17. Какие меры вы могли бы предложить для предупреждения курения?
Запретить продажу сигарет: ��вообще ��до 21 года ��нет
Запретить рекламу сигарет:
��да ��нет ��затрудняюсь ответить
Ввести штрафы за курение в общественных местах:
��да ��нет ��затрудняюсь ответить
Получать достоверную информацию о вреде курения:
��да ��нет ��затрудняюсь ответить