Трудные дети в школе и дома и их профессиональное самоопределение


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением предметов гуманитарного и технического профилей Дзержинского района города Волгограда









Трудные дети в школе и дома,

пути их профессионального самоопределения

( Из опыта педагогической работы в МОУ СОШ №33 г. Волгограда)















Автор работы: учитель высшей категории

Шурупов Сергей Петрович







г. Волгоград 2011г.

Введение

Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала его граждан, без развития их активности, инициативы и способностей. Формирование этих и других качеств, происходит, прежде всего, в школьные годы. Именно поэтому сейчас на первый план работы школы выходят задачи развития и формирования личности и индивидуальности учащегося, создания условий, обеспечивающих развития творческих способностей каждого школьника.

Школьная ученическая социальная среда является, бесспорно, одной из важнейших социальных сообществ, как с точки зрения индивида, так и сточки зрения общества. Общественная ученическая среда школы формирует у ученика стремление получить знания, умения и навыки, умение жить в коллективе, находить себе друзей, участвовать в общественных мероприятиях школы и класса. От того, как в ней уживается ребенок, как свяжет с ним свои стремления к самореализации, как через неё воспримет учебно-воспитательные требования школы и почувствует их своими, чтобы посредством овладениями ими развиться в личность, многое зависит в развитии жизненной перспективы ребенка. Вместе с тем от его школьных успехов в развитии умственных, эмоциональных, коллективистских и трудовых качеств, черт характера, ученической социальной роли зависит его дальнейшее становление личности в профессиональной деятельности.

Традиционно эффективность учебно-воспитательного процесса определяется тем, что знают и умеют ученики. Но в воспитании личности учащегося это недостаточно, так как остается невыясненным, в какой мере выученный материал становится достоянием личности школьника, что дало усвоение того и иного учебного материала для дальнейшего развития мышления, способностей, убеждений ученика.

Иными словами, остается неясным, насколько эффективен сам учебно- воспитательный процесс.

В многогранной деятельности учителя можно выделить три основных звена, тесно связанные между собой:

  • Учебная деятельность;

  • Воспитательная деятельность;

  • Организация правильных взаимоотношений между учителем и учеником.

Последнее осуществляется на основе психологического анализа поступков учеников.

Изучая работы известных авторов в психологии доктора психологических наук И.В. Дубровиной, Э.Ш. Натанзон, Чешского автора Зденека Хелеус, автора И.С. Кон, я ознакомился с психологическими поступками личности учащегося. В данных работах подробно раскрыто основные этапы анализа действий поступков учащегося, выявление направления развития личности, анализ мотивов, внешних обстоятельств и душевного состояния ученика при совершении определенных действий и поступков «трудных детей».

Уроки технологии для учащихся считаются самыми интересными, творческими, практическим применением в жизни и становлении личности.

Многие учащиеся стремятся проявить себя, добиваясь положительного результата в обучении и создании своими руками качественных изделий быта, сувениров и изделий технического направления. Многие учащиеся, проявляя интерес к предмету технология, продолжают свое участие в предметном кружке «конструктор» добиваясь положительного результата в техническом творчестве.

Многие уроки технологии тесно связаны с применением знаний математики, физики, химии, биологии, природоведения, рисования, черчения позволяющие расширить свое применение теоретических знаний в практической работе по созданию действующих моделей.

Однако есть категории учащихся, которые с 5 класса, на занятиях технологии, показывают отрицательное отношение к труду, нежеланием прилагать свои физические усилия в обработке деталей из древесины или металла, к уборке стружек с рабочего места, дежурству по учебной мастерской, нежеланием надевать специальную одежду во время занятий, неадекватным поведением, когда на его одежду попали опилки и стружки. Психологические причины поведенческих отклонений часто связаны с нарушением взаимосвязей с социальным окружением, с психиатрическим неблагополучием подростков, а также с нарушения в системе воспитания, приводят подростков в группу «трудных».

«Трудные дети», которые проявляют себя неадекватно, отрицательно выражают свои эмоции при изучении сложных предметов, таких как математика, химия, физика, биология, иностранный и русский язык, где есть трудности в обучении, не понимают, что изучаемые предметы взаимосвязаны между собой.

На занятиях технологии, им приходиться опять встречаться с математикой, рисованием, физикой, химией рассчитывая размеры изделия, размеры шипа, зарисовывать и вычерчивать контуры изделия, прилагать усилия своего природного рычага, применять и использовать химические элементы при паянии.

«Трудные» встречая теоретический материал на уроках технологии, связанный с повторением полученных знаний при создании изделия, проявляют свое недовольство, ведут себя вызывающе и неадекватно, так как им интересен сам процесс практической работы, а не процесс мышления и анализа.

Беседуя со своими коллегами о «трудных» детях, выясняется, что отдельные ученики ведут себя неадекватно практически на всех уроках: смеются, разговаривают, отвлекают всех, не готовы к уроку, вступают в конфликт с учителем, не реагируя на замечания, не проявляют желания по уходу за классной доской и уборке класса во время дежурства.

Изучая характеристики «трудных» и наблюдая за их поступками, задаешься вопросом – «почему дети трудные? что ими движет? какова их мотивация?».

Если внимательно посмотреть на учащихся нашей школы обучающихся в разных классах, и их поведенческое настроение, их негативные и неадекватные поступки, то можно увидеть различные характерные признаки «трудных», обучающихся в нашей школе. Они живут в различных семьях, есть опекаемые, неполная семья, семья, где есть отчим или мачеха, социально запущенные семьи, сироты. Каждого ребенка необходимо изучить, понять его поступки, наметить пути оказания помощи, для выхода из трудного сложившегося положения – неуспевающего, «трудного», социально запущенного. Этой работой должен заниматься не только психологическая служба школы, но и каждый учитель, работающий в параллели 5,6,7,8,9 классов.

Рассмотрим их характерные признаки и поступки, по наблюдению известных психологов.


1.Характерные признаки и поступки «трудных» учащихся, изученные психологами.


1.Недоверие к новым людям:

— не разговаривает с учителем во время урока (молчит);

— плачет, когда ему делают замечания;

— слишком тревожен;

— имеет только одного друга;

— не приветствует учителя, молча, проходит мимо;

— слишком застенчив, сразу краснеет при обращении к нему старших;

— легко становится раздражительным.


2. Депрессия:

— на занятии иногда активен, иногда пассивен, когда появляются мелкие трудности;

— постоянно ждет помощи;

— нетерпелив;

— может работать самостоятельно, но быстро устает и пропадает интерес, желание достигать желанный результат;

— ни когда не просит своих товарищей по классу о помощи;

— часто мечтает наяву, высказывая свои достижения «я бы смог», «я могу, но мне мешает», «я сделаю, если у меня будет».


3. Уход в себя:

— недружелюбен;

— не привлекает внимание;

— не проявляет интереса к практической работе;

— живет своими планами, мечтами;

— находиться вдали от взрослых и детей.



4. Тревожность по отношению к взрослым:

— старается понравиться, рассказывает свои истории;

— хочет выполнить все задания учителя:

— слишком разговорчив;

— постоянно требует от учителя к себе внимания;

— очень дружелюбен к учителю, постоянно «готов услужить», готов во всем помочь.


5. Враждебность:

— переменчив в настроении;

— часто находится в плохом настроении;

— проявляет упорство и настойчивость в работе, чтобы доказать, что он хороший;

— при общении с учителем, может найти причину для враждебности, злости в беседе;

— вульгарный язык, рисунки, стишки;

— негативно, злобно относится к замечаниям;

— «дикий» взгляд, смотрит из под лобья;

— недисциплинированный, постоянно ведет себя непристойно;

— часто ворует деньги, и что ему интересно и нравится;

— дружит с себе подобными детьми.


6. Тревога к своим сверстникам:

— играет героя, рассказывая, то чего не делал;

— склонен играть «дурачка»;

— любит быть в центре внимания;

— играет с детьми исключительно старше себя;

— паясничает, зарабатывая себе «дешевый авторитет»;

— создает нездоровую атмосферу в коллективе, играет на публику.


7. Недостатки социальной нормативности – негативен в выполнении, каких либо норм или правил:

— нет интереса в учебе;

— выполняет задания, когда стоят с ним рядом;

— незастенчив, никогда не просит о помощи;

— добровольно не берется ни за какую работу;

— списывает домашнее задание;

— хитер, непорядочен со старшими и сверстниками

— не может смотреть в глаза другому;

— любит интриги, портит другим людям что-то.


8. Враждебность к детям:

— постоянно мешает детям играть, подсмеиваться над ошибками;

— постоянно пристает к детям, мешает, сорит других детей в процессе игры, занятий;

— прячет принадлежности других детей;

— пристает к слабым детям;

— дети с ним не дружат и постоянно его игнорируют;

— неуравновешен, постоянно дерется, кусается.


9. Неугомонность:

— неряшлив во всем: одежда, портфель, тетради, учебники, прическа и т.д.;

— нет желания общаться с другими детьми;

— легко примиряется с неудачами, в играх не владеет собой;

— нестарателен, постоянно что-то теряет или забывает какие либо предметы;

— не может работать в одиночку;

— не знает как себя вести, постоянно находится на «взводе».


10. Эмоциональное напряжение:

— играет в игры не по своему возрасту, с младшими детьми;

— слишком тревожен, чтобы решиться что-то сделать самостоятельно;

— другие дети все грехи оставляют на нем и делают его «козлом отпущения»;

— часто опаздывает, уходит с отдельных уроков;

— неорганизован, несобран;

— ведет себя в коллективе как посторонний.


11. Невротические симптомы:

— заикается, запинается;

— говорит беспорядочно;

— часто моргает;

— бесцельно жестикулирует руками;

— грызет ногти;

— ходит подпрыгивая;

— сосёт палец.


12. Неблагоприятные условия среды:

— часто отсутствует в школе;

— родители сознательно лгут, оправдывая своего ребенка;

— вынужден оставаться дома, чтобы помогать родителям инвалидам, воспитывать и растить младших в семье;

— неряшлив, нет соответствующих условий, воспитания.


13. Умственная отсталость:

— сильно отстает в учебе;

— отстает от мышления своих сверстников;

— совершенно не умеет читать;

— не понимает простейшую математику;

— совершенно не понимает математики;

— дети относятся к нему как к «дурачку».


14. Болезни и ограниченные нарушения:

— неправильное дыхание;

— частые простуды;

— кровотечения из носа;

— склонность к ушным и кожным заболеваниям;

— часто жалуется на головные и желудочные боли;

— бледность или яркие покраснения;

— очень холодные руки;

— плохая координация движений;

— неестественные позы тела.


15. Физические дефекты:

— плохое зрение;

— слабый слух;

— слишком маленький рост;

— чрезмерная полнота;

— ненормальности телосложения.


  1. Выявление «трудных» учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности в школе


Имея полное представление характерных признаков выявления «трудных», можно провести сравнительный анализ по классам и получить представление о «трудных» детях нашей школы.

Немаловажную роль в адаптационный период учеников 5 класса играет, взаимодействие классного руководителя с преподавателями предметниками и родителями учеников. Ученики знакомятся со школой, предметами, кабинетами, учителями предметниками, это колоссальная нагрузка на ученика на первом этапе обучения в 5 классе.

Я, как учитель технологии, внимательно изучаю своих учеников по следующим направлениям:

— готовность к уроку;

— поведение на перемене и на уроке;

— отношение к старшим, учителю;

— отношение к своим сверстникам;

— соблюдение правил безопасности в учебных мастерских;

— в процессе выполнения трудовых приемов;

— психологическую совместимость с соседями по рабочим местам, так как ученик держит в руках во время практического занятия колющие и режущие инструменты;

— память, моторику рук, черты характера;

— может ли поделиться с товарищами;

— как преодолевает трудности;

— требует к себе внимания.

Получив определенные результаты, я «трудных» учащихся распределяю на следующие характерные группы:

  1. Неадекватные — на постоянные замечания учителя нереагируют; агрессивные, непредвиденное поведение (драка на уроке, оскорбление в адрес учеников, учителя); находятся в возбужденном состоянии.


Ученики 5кл. – 4; 6кл. – 1; 7кл. – 4; 8 кл. – 5.


  1. Запущенные в воспитании — в семье не уделяли ребенку элементарного внимания, он не получил понятия того, что можно, а чего нельзя; как относиться к старшим, сверстникам; запущенная речь.


Ученики 5кл. – 4; 6кл. – 1; 7кл. – 2; 8 кл. – 5.


  1. Неугомонные — гиперактивные, не могут спокойно сидеть, слушать, работать; для них главное – постоянное общение с учителем, учащимися, когда их об этом не просят; постоянно смеются и разговаривают.


Ученики 5кл. – 4; 6кл. – 13; 7кл. – 7; 8 кл. – 8.


  1. Тревожные — с первых занятий требует к себе внимание (все ли я взял на урок?; а что надо к следующему уроку?; а вам не помочь?; а если я не готов, что мне будет?), постоянно ищет возможность быть рядом с учителем, задавая постоянно вопросы или желание помочь во всем.


Ученики 5кл. – 6; 6кл. – 6; 7кл. – 4; 8 кл. – 3.


  1. Недостатки социальной нормативности. Социально-незащищенные

с первых занятий неготовы к уроку; нет интереса к занятиям; постоянно врет; не любит выполнять любую работу; приспосабливается, как может к условиям требований в учебных мастерских. Главное, быстрей бы закончилось занятия; нет стремления к достижению целей или хорошей оценки.


Ученики 5кл. – 4; 6кл. – 3; 7кл. – 2; 8 кл. – 6.


  1. Неблагоприятная среда — постоянно врет, что кто-то его задержал на урок; пропускает занятие; запах табака; дружит с себе «подобными»; постоянно чем-то недоволен; не проявляет активности; ждет звонка; неправильная речь; проявляет враждебность к учителю и учащимся.


Ученики 5кл. – 2; 6кл. – 1; 7кл. – 0; 8 кл. – 4.


  1. Ученики, имеющие болезни и физические недостатки — замкнутые; молчаливые; физически неразвитые; имеющие плохое здоровье; постоянно болеют; требуют особого внимания и понимания; постоянно находятся в стороне от активных детей; на практических занятиях быстро устают.


Ученики 5кл. – 3; 6кл. – 3; 7кл. – 0; 8 кл. – 3.


  1. Предпосылки появления «трудных» учащихся в школе и дома


На разных этапах развития ребенка и его психологического состояния развивается самостоятельное представление об отношении в семье, в детском садике, в общении с детьми во дворе, отношении в школе.

Если ребенку с раннего детства родителями не уделялось должного внимания в воспитании, изучения определенных норм поведения дома, в гостях, в общественных местах, транспорте, пребыванием в детском саде и школе, то ребенок в воспитании становится запущенным.

Дети, живущие в неблагоприятных семьях, начинают сравнивать жизненное пространство своих друзей, одежду, игрушки, отношение к ним родственников, празднование дня рождения, и поэтому ребенок задается вопросом: «Почему я так живу? Почему мама и папа пьют, а не гуляют со мной в парке? Постоянно в семье скандалы и драки? Не играют со мной в игры? Не читают мне сказки? Я, постоянно голодный? Зачем я нужен своим родителям?

Другая категория детей «обласкана судьбой»: всем я нравлюсь, все меня любят, боятся, чтобы не упал, не заплакал, не обиделся, все капризы выполняются мгновенно. Выполнение всех капризов ребенка, ставят родителей в постоянную зависимость – я обязан.

Ребенок знает, что родители, бабушки имеют материальный достаток, все покупается по первому «требованию», зачем мне учиться, помогать старшим, работать, думать о будущем, беспокоиться о старых и больных. Такие дети имеют завышенную самооценку, требовательные, обидчивые, эгоистичные, требующие к себе особого внимания, самолюбивые, неоткликающиеся на чужие проблемы, не оказывающие помощи близким.

Ребенок, обучаясь в школе, приносит уже сформировавшиеся черты характера, общения с детьми, взрослыми, отношением к себе, отношение к деятельности, имеющиеся трудности, принесенные с собой, пропорционально влияют на учебную деятельность, воспитание, отношением в целом к учебно-воспитательной работе в классе, в школе.

Ребенок не осмысливает: что хорошо, что плохо, что он не выучил урок, домашнее задание, нагрубил учителю; порвал тетрадь, портфель однокласснику; он привык, с первых дней своей жизни относиться ко всему наоборот, так его научила жизнь, на поставленный вопрос «зачем ты это делаешь? Ответ – не знаю, или мне все равно». Так как ребенок сам себя воспитывал на примере своей семьи, в которой жил, или на примере своих «трудных взрослых друзей», которые доступно объясняли, как поступать или вести себя в различных ситуациях – «воспитание улицы».

«Трудными» детьми тяжело воспринимаются школьные требования: сидеть ровно, писать чисто, читать складно, петь дружно; иметь опрятную одежду, соблюдать правила поведения на уроке и перемене, уважать своих товарищей по классу, уважать учителей и старших в школе; приходить вовремя, неопаздывать, приносить все принадлежности к уроку, соблюдать тишину.

Непонимание «трудных» учеников в школе своими сверстниками, учителями, порождает враждебность и агрессию. Необращение внимания на семейное положение, болезнь, трудности в обучении, забывчивость, неопрятность, неготовность к уроку, несобранность, неоказание помощи, проблемы с другими детьми, родителями приводит к отчужденности, замкнутости, недоверию ученика.

«Трудный» ученик, понимая, что в классе у него нет друзей, в общении на перемене никому неинтересен, отвержен, постоянно находится под контролем «трудных друзей», учителя постоянно делают замечания, требуют домашние задания, которых он не понимает, и как выполнить их дома, если никто не помогает. «Трудный» ученик замыкается на своих учебных и жизненных проблемах, пропадает интерес к учебному процессу, и в целом к школе.

И эти последствия отставания в обучении, воспитании, неадекватного поведения в школе сказывается на следующем этапе получения образования – получении профессии в профессиональных училищах и колледжах, эти же трудности преследуют человека везде. «Трудный», становясь взрослым, сталкивается с проблемными ситуациями при поступлении на работу, работая в производственной бригаде не находит понимания в трудовом коллективе, приходя домой с работы нет взаимопонимания в семье, человек становиться неудачником везде, где он есть.

Поэтому психологическая и педагогическая помощь «трудному» учащемуся должна прийти только в школе в процессе становлении личности и это основная и главная задача школы.


  1. Пути решения проблемных неадекватных ситуаций «трудных» детей в школе при изучении технологии


При обучении «трудных» учащихся предметной области технология я как учитель технологии планирую и провожу следующую психолого-педагогическую работу:

  • веду дневник наблюдения за «трудными» детьми;

  • провожу беседу с классным руководителем, сопоставляю его отношение к другим предметам, учителям, поручениям классного руководителя;

  • провожу беседу со школьным медицинским работником о состоянии здоровья отдельных учащихся;

  • провожу беседы с родителями, и делаю анализ воспитания его в семье;

  • провожу беседу с учащимися, как они относятся к «трудному» ученику и каковы его взаимоотношения с учащимися класса;

  • оказываю помощь «трудным», обеспечивая их на уроках карандашами, ручками, линейками, тетрадью, древесными и металлическими материалами для практических работ;

  • приглашаю «трудных» на занятия творческого, технического кружка по технологии; предоставляю право на пересдачу трудового задания;

  • провожу воспитательные беседы по устранению вредных привычек, неадекватного поведения на уроке, перемене, добиваюсь в беседе осмысления учеником «ненормального» поведения и отношения к себе, а затем к окружающим;

  • помогаю «трудным» в изготовлении изделий – подарков, для своих родственников и друзей;

  • помогаю «трудным» занимающихся в кружке, в изготовлении модели, а затем приглашаю к участия в школьной, районной выставке технического творчества, что позволяет ему иметь призовое место и поверить в свои возможности, так как его творческую работу оценивала независимовая комиссия;

  • вручая почетные грамоты «трудным», особо выделяю, заслуги учащегося поднимая его авторитет в своем классе;

  • провожу беседы о профессии и учебных заведениях нашего города, помогаю строить жизненные планы, так как на эту тему с «трудным» никто не беседовал;

  • специально для «трудных» организую экскурсии на технические выставки района и города. Посещаются соседние профессиональные технические заведения №11 и №12, где учащиеся знакомятся с профессиями столяра, сварщика, слесаря ремонтника автомобилей, строительными профессиями. В технических училищах встречаются бывшие «трудные», которые осваивают профессии, они делают свои отзывы о будущей профессии;

  • в старших классах я как учитель технологии нацеливаю «трудных» на получении профессии, которая позволит учащемуся зарабатывать свои деньги, имея материально-социальную защиту в свои 16 -20 лет.


Необходимые формы и методы общения и оказания помощи «трудным» детям дома


Каждый родитель должен внимательно изучать развитие своего ребенка, и с раннего детства знать и понимать психическое состояние ребенка, который растет в вашей семье. Удобнее всего на первых этапах развития ребенка, советоваться с врачами, а затем самостоятельно вести наблюдения.

  • Как ребенок спит, что его тревожит?;

  • что больше всего интересует: игрушки, техника, предметы быта или ничего?;

  • бережет или ломает свои игрушки?;

  • какие требования у ребенка к взрослым?;

  • умеет ли ребенок слушать вас?;

  • как пошел в детский садик, нашел ли общение с детьми, воспитателем?;

  • как ребенок проводит время во время прогулки, с кем дружит, или хочет быть один, или его все раздражают?;

  • хочет помогать маме или папе в домашних делах и как относится, когда его хвалят?;

  • как ребенок относиться ко сну, купанию, смене белья?;

  • как ребенок живет и развивается в детском садике. Пение, танцы, спортивные состязания, зарядка, рисование?;

  • как ребенок относится к семейным праздникам, гостям, родственникам которые в гостях?;

  • любит ли подарки и умеет их дарить другим?;

  • какие у ребенка эмоции в неадекватном поведение: смех, радость, грусть, злость?;

  • как относится к младшим, есть в ребенке жалость, сострадание?;

  • умеет ребенок собирать свои игрушки, вещи или ему все равно?;

  • проявляет к себе внимание, и когда?;

  • бывает ли очень требовательным, проявляются ли истерики по поводу и без повода?;

  • есть ли желание иметь свои домашние обязанности, или обязаны только взрослые, так как я маленький и больной?;

  • как ребенок кушает, что любит больше всего, как относится к продуктам?;

  • как относится к выполнению трудовых заданий и грязной работе?

  • насколько интересен учебный процесс, не раздражают ли его дети в классе?;

  • хочет ли читать, считать, решать и в целом учиться сам?;

  • какие взаимоотношения в школе с детьми, учителем, какие трудности?.


Как помочь своему ребенку и пути устранения проблемных взаимоотношений:

  • внимательно выслушать ребенка и понять в чем проблема;

  • если конфликт создан вашим ребенком, объяснить, что так делать нельзя и почему;

  • нечаянно сломал игрушку, разорвал рубашку, дело поправимое – можно починить;

  • не нашел взаимопонимание со своими сверстниками, выясни почему, подскажи как стать умнее, лучше чтобы не было проблем;

  • ребенок очень хочет дорогую игрушку, но нет денег, необходимо объяснить, что в жизни главное, добиться взаимопонимание.

  • ребенок не хочет в детский садик, школу – выясни, в чем причина, посетить воспитателя, учителя и выяснить все до конца и провести беседу;

  • ребенку не нравятся гости, «к кому они пришли, а ты любишь ходить в гости, как к тебе относятся?» – провести сравнение;

  • все ломает: выяснить причину – «любознательный, увлекательный, раздражительный», если недорогие игрушки, пусть познает мир, изучает строение;

  • постоянно конфликтует с ребятами, проявляет лидерство, берет на себя инициативу, это хорошо, но в меру, без конфликтных ситуаций; постоянно подсказывать как себя вести в подобных ситуациях, или необходим совет учителя;

  • не любит выполнять поручения: проводить беседы о значимости родителей и их труда, когда дома светло, уютно, вкусно пахнет, все одеты и сохранены от дождя, непогоды;

  • не любит учить уроки, или учиться — провести аналогию о трудных профессиях и желание ребенка там работать; уборка территории, сбор отходов, мусора; работа в дождь, мороз на улице каменщиком и т.д.;

  • сам постоянно дерется и ни с кем ему неинтересно, а одному скучно — провести беседу вместе с ребятами о вашем ребенке, чтобы они высказали свое мнение — необходимо проанализировать, в чем причина, или необходима консультация педагога или психолога;

  • очень требователен к себе, постоянно капризничает — добиться взаимопонимания и взаимоуважения, выяснить, в чем причина. Если ребенок обделен вниманием, это не проблема, нет вашего времени — измените подход, а если ребенок насаждает вам свои требования, то это большой сигнал на будущее — необходима кропотливая работа по изменению сознания вашего ребенка – эгоиста;

  • не создавайте выяснений отношений в семье криком, нецензурными выражениями, оскорблением, высказываниями «ты мне не нужен; живи, где хочешь, как хочешь; мне все равно, отстань от меня, мне не до твоих проблем; ты мне надоел» — это воспитание в никуда. Проявляется агрессия, неприязнь, враждебность, ненависть.

Необходимо постараться выяснить интересы вашего ребенка, найти возможность для предоставления своему ребенку совмещения интересов, с реальными делами приносящие полезные поступки, эмоции, достижения, взаимопонимание в вашей семье, необходимо совместно радоваться успехами вашего ребенка и по мере возможности поощрять.





Пути устранения «синдрома неудачника» «трудного» ученика в учебном заведении


В результате фиксации переживаний и отношений, характерных для неудачника, и связанных с ними механизмов защиты и компенсации возрастает вероятность неуспеха. Лучшим ученикам учитель больше уделяет внимание, они бегло отвечают, читают текст, правильно строят свои мысли при ответе, а «неудачник» знает, что учитель его выручит, задаст наводящий вопрос, подскажет ответ, так как учитель сознательно понимает трудности ученика, которые временно его преследуют по болезни, или другим обстоятельствам. В противоположность этому между учителем и плохим учеником постепенно возникает атмосфера взаимного недоверия, подозрительности и упреков.

Необходимо осознать, что под этим подразумеваются не только случаи явной школьной неуспеваемости, а есть дети, которые успевающие, но работающие ниже своих возможностей, так как есть предпосылки, не реализующие свои психические предпосылки для успешного обучения.

Рассмотрим превращение тормозящих черт личности ученика в черты, активизирующие это развитие, учебно-воспитательный процесс должен препятствовать создание общего понятия «школьного неудачника»

Охарактеризуем теперь приемы для устранения тормозящих развитие недостатков учащихся.

  • Коррекционное превращение неправильно формирующей развитие кратковременной ориентации в более качественную, перспективную ориентированную предполагает, в частности, необходимость систематически приучать учащихся к планированию его деятельности на более долгий срок. При этом следует наглядно предупредить о возможных трудностях и обращать его внимание на способы их предотвращения и преодоления.

Коротко говоря, речь идет о формировании умения и одновременно потребности самостоятельно формировать будущее. Ученик должен научиться понимать, ощущать, что его личные успехи в получении знаний, затем зависят от его развития собственной личности, повышает его человеческую ценность, открывает ему возможность самореализоваться в жизни, в профессиональной карьере, то есть жить и работать совсем в другом обществе.

  • Коррекционная переделка неправильной ориентации на ошибку в более полезную ориентацию на развитие деятельности предполагает, что максимально ослабляется неизбежность наказания за ошибку и внимание ученика ориентируется на работу с ошибкой. Это можно сделать, например, путем введения двух уровней оценки деятельности учащегося и достигнутых ими результатов.

Таким образом, ученик сам определяет получение ошибки в практическом задании, а после этого уже приходит осознание исправления ошибки. Действие учителя на данном этапе направлено на уменьшение или вообще невыставление оценки за ошибочное решение или практическую работу, а оценивает именно уровень работы с нею на этапе обнаружения. Созданные условия учителем на этом этапе, позволяют учащемуся избавиться от ощущения тревоги.

  • Превращение тормозящих развитие черт личности ученика в черты, активизирующие это развитие можно применить несколько подходов.

Так, например, учителя и родители ученика подробно обсуждают вопрос о снижении самооценки ребенка, особенно анализируют её вероятные причины. На передний план выступает анализ тех моментов в работе учителя с учеником, которые, учитывая повышенную эмоциональность ученика по отношению к своим неудачам, могут вызвать у него усиленные тенденции к недооценке самого себя, к чувству неполноценности. На данном этапе, учитель последовательно устраняет из своих действий, заменяя такими, из которых ученик может черпать импульсы для укрепления своего самопознания.

Следующий из возможных приемов основан на принципе индивидуальной работы с одним учеником, чтобы ученик осознал, что низкая самооценка затрудняет ему возможности достижения результатов успешной учебы, работы и других действий в жизни. Занимаясь самовоспитанием формируя в себе следующие качества для развития личности, как энтузиазм, находчивость, смелость, оптимизм, целеустремленность, ученик сможет, преодолевать трудности не создавая себе препятствий в достижении целей.


  • Коррективная переделка ограничения языкового кода в развитый предполагает, чтобы учитель уже посредством своих вопросов и чтения учебника создавал простор для самой развитой речевой активности ученика. При изучении предмета «Технология» многие технические слова и словосочетания учащиеся познают впервые, поэтому я как учитель создаю условия для развития речевого кода, мыслительной деятельности и правильного мышления, а именно условия для повторного чтения технического текста, осмысления высказанных технических терминов в изучении технического узла ученического станка или изучении технического чертежа. Организуются уроки дискуссии, творческого мышления и решения проблемной ситуации, конструкторской задачи на данном этапе уделяется большое внимание правильное произношение теста, культуре речи, логического построения рассказа, точности формулировки творческих задач на достижение главной мысли. Учащегося необходимо научить, не только отвечать, но и спрашивать друг друга, дискутировать при решении конструкторских задач во время выполнения проекта, защиты своей творческой работы и презентации.

  • Проблема активизации развития ученика является общей проблемой, касающейся всех учащихся. Ведь фактически каждый индивид обладает некоторыми резервами психики, которые остаются практически утраченными для личности, если оно не встретит активизирующего отношения к ним, не найдет соответствующей деятельности. Поэтому, на уроках технологии, я как учитель создаю ученикам равные условия для усвоения знаний, умений и навыков по обработке конструкционных материалов, изучению технологических машин и работе на них. Развиваю и активизирую их интерес к изготовлению изделий быта, игрушек, сувениров и подарков, направляя их положительные эмоции на собственный результат труда, даже если и есть недостатки. Изделие, выполненное своими руками. закрепляет в ученике уверенность в своих силах и возможностях, устраняя противоречия «неудачного ученика». Ученик, имея трудовой опыт по созданию изделия, смелее преодолевает свои сомнения и не уверенность, самостоятельно выбирает тему творческого проекта в конце изучения темы программы.

Однако определенная часть учеников встречает трудности в выборе трудового задания, технологии изготовления изделия, выборе темы проекта, это те учащиеся, которые слабо учатся по всем предметам, проявляют апатию ко всему учебному процессу. На данном этапе я как учитель создаю условия для слабого ученика, активизирую учебно-воспитательный процесс: помощь учителя, помощь сильного ученика, помощь родителей, предоставление легкого задания для создания условия успеха, выдаю выполнение практического задания по образцу.

Слабые учащиеся, наблюдая за работой сильных учащихся, и имея от них помощь, помощь от учителя, забывают о своих тревогах, неудачах включаются в учебный процесс и проявляют свой характер, самостоятельность в выполнении самостоятельной практической работы.



Профессиональное самоопределение «трудных» подростков

Созданная в школе система работы с учащимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся. Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии педагога-психолога, классного руководителя, педагога социального с учащимися и их родителями.

Профориентационная работа в школе включает четыре этапа:

1 этап – начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми, участие в проектах «Календарь профессий» и «Подарок профессии». Каждая ступень начальной школы работает в определенном направлении:

1 классы – знакомятся с сельскохозяйственными профессиями, приобретают первые практические навыки в выращивании растении, имеют небольшой земельный участок, где проводят практические занятия;

2 классы – отдают предпочтение профессиям в сфере транспорта;

3 классы – знакомятся с профессиями в области почтовой связи;

4 классы – изучают особенности профессии в сфере обслуживания.

Формы работы с учащимися начальных классов используются самые разные: «Карнавал профессий», утренники, экскурсии, оформление альбомов «Люди разных профессий», конкурсы рисунков, ролевые игры. С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры.

Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся выбирают уровень изучения иностранного языка, занятия по интересам, кружковые занятия, могут развивать свои творческие способности через обучение в классах общеэстетической направленности.

На 2 этапе – 5-7 классы. Профориентационная работа находит свое продолжение через деловые игры, профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Учащиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. В ходе данной работы собран материал о профессиях родителей учащихся.

На 3 этапе – 8-9 классы. Работа предусматривает целенаправленную профориентационную работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем – и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая психологом, проводятся уроки выбора профессии. В этот период учащиеся начинают заниматься исследовательской деятельностью, делают первые шаги в составлении профессиограмм, участвуют в создании банка данных «Азбука профессий» в школьном информационном центре.

Важным и необходимым результатом самоопределения является отчетливое осознание, что учащийся «сам» выбрал профиль или профессию. Анкетирования показывают, что на выбор профиля учащимися влияет:

— мнение родителей;

— мнение сверстников и друзей;

— помощь учителей и классных руководителей;

— уровень притязаний учащихся, личные профессиональные планы;

— уровень информированности; — склонность и интерес к тем или иным видам деятельности;

— физиологические возможности организма.



Учащиеся должны усвоить необходимые условия выбора профессии:

1. Склонности и интересы (чтобы не постигло разочарование). Необходимо приложить определенные усилия для получения базового образования, а затем повышать образовательный и профессиональный уровень в профильных классах, а также в течение всей жизни.

2. Профессиональные способности (которые должны быть оценены реально, т.к. именно они определят уровень успеха).

3. Состояние здоровья (т.к. каждая профессия выдвигает свои требования к качествам человека, которые затрагивают физические данные, психологические особенности).

4. Спрос на рынке труда и возможность трудоустройства. Но в течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию (т.к. мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив). Человеку не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием.

Нельзя не учитывать и те ошибки, которые допускаются людьми при выборе профессии, независимо от качества функционирования системы профессиональной ориентации и специального обучения. Психологами выявлены наиболее часто встречающиеся ошибки при осуществлении выбора направления получения образования и будущей профессии:

  • ориентация на престижность образования и профессии;

  • ориентация исключительно на высокую заработную плату, которую ожидают получать в будущем;

  • ориентация исключительно на комфортные условия труда;

  • снижение до минимума трудностей обучения, т. е. выбор наиболее легкой из всех траекторий получения образования;

  • следование только указаниям родителей;

  • учеба за компанию, вместе с друзьями.



Таким образом, выбор базируется на выработке человеком ценностных отношений к различным сторонам жизни. В процессе их осуществления подростку предстоит осознать:

  • какие ценности, связанные с продолжением образования, являются для него наиболее актуальными и приоритетными;

  • насколько он готов отказаться от желаемого выбора ради какой-то другой цели;

  • имеется ли у него только один вариант выбора, или он может назвать несколько вариантов продолжения образования после 11 класса и достижения поставленных целей;

  • собирается ли он в ближайшие годы достичь большего, чем его сверстники;

  • может ли он хотя бы примерно определить, какая сфера профессиональной деятельности интересует его по окончании школы;

  • знает ли он, какие профессии сейчас наиболее востребованы на местном, региональном, общероссийском, мировом рынках труда и какие образовательные усилия нужно приложить, чтобы приобрести эти профессии;

  • насколько легко можно будет найти работу по избранной профессии в своем регионе и других регионах России;

  • насколько легко будет получить желаемую работу, будучи выпускником, избранного им вуза;

  • как можно начать делать карьеру прямо в стенах учебного заведения;

  • собирается ли он в чем-либо повторить профессиональный путь своих родителей, в чем именно;

  • знает ли он те свои недостатки, которые могут помешать в реализации жизненных целей и планов по избранному профилю;

  • знает ли он, каковы его действительные сильные стороны и достоинства, которые позволят ему продолжить обучение после 9 класса, и то, что в нем самом, а также во внешнем мире может помешать ему в реализации будущих намерений;

  • знает ли он, кто из окружающих может, наоборот, помочь при реализации намерений и в чем именно может заключаться такая помощь.

Осознанные ответы на эти вопросы будут способствовать выработке действительно хорошо взвешенных и продуманных решений.

Исследование, проведенное Центром социологических исследований РАО3, показало, что «за последние одиннадцать лет произошла кардинальная трансформация в субъективной оценке факторов, влияющих на принятие подростком решений относительно своего будущего — явно повышается роль тех факторов, которые предполагают социальную динамику, связанную с достижением социального успеха (престижа), и снижается роль стабилизирующих (роль семьи). Сегодняшними школьниками гораздо чаще фиксируются как значи­мые факторы в принятии решения о продолжении образования такие параметры, как «престижность профессии», «престижность учебного заведения», «материальные возможности родителей». И, напротив, снизилась роль таких параметров, как «уровень индивидуальных способностей», «мнение родителей», «традиции семьи»». В целом подобный сдвиг авторы исследования предлагают рассматривать как проявление актуализации установок на социальное достижение.



Заключение

Каждый педагог имеет общее представление о ребенке как ученике, его ориентации к обучаемости, интереса к наукам, продуктивности работы на занятиях, и его поступки во время учебно-воспитательного процесса.

Понимание ученика – это, в сущности, теория. Оно базируется на научном обосновании, систематическом, целостном, общезначимом, но при этом и индивидуально применяемом подходе, опирающемся на научные категории, исследования, упорядочение и критическую оценку результатов практики.

Следовательно, необходимо позаботиться о том, чтобы педагоги и классные руководители имели полное представление о своих учениках.

Развитие личности протекает у всех учеников неодинаково. Педагогическая и психологическая науки и практика современной школы должны искать пути, как более эффективно использовать психические предпосылки, потенциальную личность каждого ученика, для того чтобы ученики достигли успехов в школьной работе.

Задача состоит в том, чтобы терпящие неудачу в учебно-воспитательном процессе учащиеся смогли преодолевать свои проблемы, трудности самостоятельно, научиться работать, творчески используя свои психические резервы, используя поддержку родителей, товарищей учителей.

Современной школе необходимо разрабатывать концепции работы с трудными учениками, нацеленные на уход от теоретического понимания, а разработка практических методик, диагностики, мероприятий по работе с трудными и работы с их родителями.

Во всех этих областях необходимо создание условий возврата трудного ученика к нормальной учебно-социальной среде, понимание его как личности. Этот вопрос актуален.





Используемая литература



  1. Зденек Хелиус. Понимаете ли вы ученика?: КН. Для учителя. Пер. с чеш. – М.: Просвещение, 1987, — 159с.


  1. Кон М.И. Психология ранней юности: КН. Для учителя/ И.С. Кон. – М: Просвещение, 1989. – 255с.


  1. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика: КН. Для Учителя/ Э.Ш. Натанзон. – М: Просвещение, — 126с.


  1. Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина и др. – М. : Просвещение, 1991. – 303с.






Свежие документы:  «Здоровьесберегающие приемы на уроках географии с детьми с ограниченными возможностями»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: