Цикл занятий на развитие временных представлений для учащихся 1 класса


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Cредняя общеобразовательная школа № 15»

Щекинского района Тульской области














Путешествие в космос

Цикл занятий

на развитие временных представлений

для учащихся 1 класса







подготовила

педагог-психолог

Кудряшова Татьяна Викторовна














Р.п. Первомайский

2012-2013

Путешествие в космос

Цикл занятий на развитие временных представлений для учащихся 1 класса


1 занятие Тема – «Месяц»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели и задачи:

  1. Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе,

  2. Закреплять представления о таком понятии, как величина, и способах её измерения.

3. Познакомиться с новой величиной время, приборами для измерения времени, единицей измерения времени – месяц.

4. Развивать умения решать текстовые задачи.

5. Развивать умение решать занимательные задачи.

6. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

7. Развивать организационные общеучебные умения в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Инструментарий: клубок нитей, мультимедиа-проектор, компьютер, карточки, большой отрывной календарь

Конспект урока

Ход и содержание урока

1. Приветствие

Психолог с большим воодушевлением приветствует всех детей в связи с началом занятий. Рассказывает, как они будут проходить, вводит элементарные правила поведения в группе. Предлагает ритуал приветствия.

Психолог: Давайте улыбнемся друг другу и скажем: здравствуй! Мы начинаем работать!

2. Разминка

Игра, направленная на знакомство детей «Волшебный клубок».

Психолог: «Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Он не простой, а волшебный. Этот клубочек поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок расскажет нам о себе (как зовут, из какого класса, что больше всего ему нравится)».

Психолог первым начинает знакомство с ребятами. Он разматывает клубок, берётся за начало нити и передаёт клубок ребёнку, стоящему рядом. Дети передают клубок друг другу, рассказывая о себе и держа в руке разматываемую нить. Когда клубок вновь приходит к психологу, он говорит: «Вот мы и познакомились друг с другом. А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом».

3. Основная часть.

Психолог: Ребята как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Вам подскажут заголовки на доске. (Слайд)

Дети: Мы отправимся в полёт на ракете.

Психолог: Да, но чтобы отправиться, нам придётся много поработать: считать,

исследовать, запоминать.

Я предлагаю вам игру

И пять чисел назову.

А вы на числа посмотрите,

Что с ними делать предложите.

3 18 6 14 33

Варианты детей:

Сравнить.

Расположить в порядке возрастания или в порядке убывания.

Составить выражение.

Психолог: Ребята, прежде чем отправиться в космос, космонавты проходят на земле огромную подготовку. Запишите единицы измерения в порядке возрастания:

месяц, год, неделя, век, сутки (Слайд)

Психолог: Скажите, к какой группе относятся данные единицы измерения? Давайте придумаем название этой группе величин.

Дети: предлагают варианты названий.

Психолог: Чтобы узнать правильно ли мы сделали вывод, давайте вернёмся к тем числам, с которыми начали работать в начале урока.

При помощи этих чисел зашифрована тема нашего урока. (Слайд)

3 18 6 14 33

В Р Е М Я

Психолог: Правильно. А сегодня тема нашего урока «Понятие о месяце»

(Слайд)

Психолог: Ребята, готовясь в космос, космонавты тренируются парами, группами.

Вот и мы сейчас поработаем группами. Мы посмотрим, насколько вы внимательны и дружны.

Задание 1. Проведите исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени: месяц и сутки?

Задание 2. Восстановите правильную последовательность

1 февраль

2 июнь

3 апрель

4 май

5 июль

6 март

7 январь

8 сентябрь

9 декабрь

10 август

11 ноябрь

12 октябрь

Задание 3. Правильно соотнесите слова из первого столбика со словами во втором.

Лето Декабрь, январь, февраль

Весна Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

Зима Март, Апрель, Май

Осень Июнь, Июль, Август

Психолог: А теперь давайте обсудим ваши ответы.

Варианты детей.

Психолог: Правильно, в 1 месяце – 30(31) суток. А в феврале 28(29) суток.

Психолог: Как вы думаете, мы справились с заданием?

— Какое открытие мы совершили?

— Можно ли сказать, что месяц – это единица измерения времени?

— А с помощью чего можно определить который сейчас день и месяц?

— Определить дату сегодняшнего дня?

Месяц – единица измерения времени. Можно определить какой сейчас день и месяц с помощью календаря.

(слайд) Месяц – каждая из двенадцати частей, на которые разделяется год. Люди заметили, что от полнолуния до полнолуния проходит почти 30 суток. Так появилась еще одна мера времени – месяц.

Динамическая минутка:

Психолог: Ребята, любому космонавту необходимо быть подготовленным к любой ситуации. Давайте поиграем в игру «Угадай, кто?»

Ведущему загадывается время года, и он должен его изобразить по характерным для него деятельности и природным явлениям (например, когда мы катаемся на лыжах, или с деревьев опадает листва). Тот, кто отгадывает, становится на место ведущего. Психолог начинает, чтобы показать, что нужно делать.

4. Рефлексия занятия

Итак, к полёту в космос мы готовы.

Убедимся в этом.

-Расскажите друг другу, что мы сегодня узнали нового?

— Что повторили?

— За что вы себя хотите похвалить?

— А как вы думаете, кого должна похвалить я?

— Кого выберем капитаном корабля и за что?

На доске рисунок ракеты со ступеньками.

Психолог: Ребята займём свои места в ракете.

У детей на партах сигнальные карточки трёх цветов:

Жёлтый квадрат (первая ступень),

Синий треугольник (вторая ступень),

Зелёный круг (третья ступень).

1 ступень – Ничего не понятно на уроке.

2 ступень – Всё понятно на уроке, затруднений нет.

3 ступень – Хочу знать больше.

Ребята подставляют карточки на ту ступеньку, какая на их взгляд верная.

Психолог: К полёту приготовиться. Запустить мотор. Даю отсчёт 3, 2, 1 – пуск.

Дети: Ура!

Итог урока (ритуал прощания):

Секунды сложились в минутки,

Минутки сложились в часы,

И так пробежали сутки,

Время вперед спешит.

После этого отрывается листочек календаря и подбрасывается в воздух со словами: «День пролетел!»


2 занятие Тема – «Неделя»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели и задачи:

  1. Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе,

  2. Закреплять представления о таком понятии, как величина, и способах её измерения.

3. Познакомиться с новой величиной, единицей измерения времени – неделей.

4. Развивать умения решать текстовые задачи.

5. Развивать умение решать занимательные задачи.

6. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

7. Развивать организационные общеучебные умения в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки..

Инструментарий: мультимедиа-проектор, компьютер, карточки.

Ход и содержание урока

1. Приветствие

Психолог: Давайте улыбнемся друг другу и скажем: здравствуй! Мы начинаем работать!

2. Разминка

«Запретное слово».

Психолог: «Встаньте в круг. Я буду называть любые слова. Вы их должны повторять. Например: лампа – лампа, бегемот – бегемот, небо – небо и т. д. Но есть одно запретное слово (оно произносится), которое нельзя повторять, а нужно, например, хлопнуть в ладоши».

Это слово ведущий может произнести в любой момент.

3. Основная часть.

Психолог: Ребята сегодня мы продолжим наш полёт на ракете.

Психолог: Да, но чтобы продолжить полет, нам нельзя расслабляться. Нам придётся много поработать: считать,

исследовать, запоминать.

Психолог: Ребята, чтобы лететь, космонавт должен обладать необходимыми знаниями.

Расположите слова в правильном порядке:

Среда, понедельник, воскресенье, пятница, вторник, четверг, суббота. (Слайд)

Психолог: Скажите, к какой группе относятся данные единицы измерения? Давайте придумаем название этой группе слов.

Дети: предлагают варианты названий.

Психолог: Чтобы узнать правильно ли мы сделали вывод, давайте расшифруем ребус (слайд). При помощи этого ребуса зашифрована тема нашего урока.

Психолог: Правильно, и сегодня тема нашего урока «Понятие о неделе». (Слайд)

Психолог: Ребята, не забываем, что полет в космосе – это командная работа. Поэтому поработаем в парах (группа).

Задание 1. Проведите исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени: неделя и сутки?

Задание 2. Назови соседей: вторника, воскресенья, пятницы.

Задание 3. Правильно соотнесите слова из первого столбика со словами во втором.

Выходные дни среда, воскресенье, вторник, понедельник,

Будние дни суббота, четверг, пятница

Психолог: А теперь давайте обсудим ваши ответы.

Варианты детей.

Психолог: Правильно, в 1 неделе – 7 суток.

Психолог: Как вы думаете, мы справились с заданием?

— Какое открытие мы совершили?

— Можно ли сказать, что неделя – это единица измерения времени?

— А с помощью чего можно определить который сейчас день недели?

— Определить день недели?

Неделя – единица измерения времени. Можно определить какой сейчас день недели с помощью календаря.

(Слайд) Месяц стали делить еще на четыре части. Из этих четвертушек родились наши недели.

Динамическая минутка:

Психолог: Ребята, любому космонавту необходимо быть подготовленным к любой ситуации. Давайте поиграем в игру «Работники».

Ведущий читает стихотворение и изображает действия, а ребята за ним повторяют.

Мама Хрюшка утром встала, Деткам строго наказала:

— Хватит бегать, веселиться.

Вам пора уже трудиться.

Дней в неделе ровно семь,

И работы хватит всем.

В понедельник самый старший

Варит братьям, сестрам кашу.

А во вторник ты, толстушка,

Сушишь во дворе подушки.

В третий день недели, в среду,

Овощи нарвёт к обеду

Наша умная малышка,

Лишь потом читает книжку.

А когда четверг придет,

Наш спортсмен цветы польет.

Утром в пятницу певица

Принесет домой водицы.

А в субботу ты, чистюля,

Моешь чашки и кастрюли.

И того, кто не ленился,

Хорошо в свой день трудился,

В воскресенье праздник ждет –

В цирк он с папою пойдет. (Елена Бортникова)

4. Рефлексия занятия

Итак, мы хорошенько поработали, поэтому полет проходит успешно. Убедимся в этом.

— Расскажите друг другу, что мы сегодня узнали нового?

— Что повторили?

— За что вы себя хотите похвалить?

— А как вы думаете, кого должна похвалить я?

— Кого выберем капитаном корабля на сегодня и за что?

На доске рисунок ракеты со ступеньками.

Психолог: Ребята займите свои места в ракете на сегодня.

У детей на партах сигнальные карточки трёх цветов:

Жёлтый квадрат (первая ступень),

Синий треугольник (вторая ступень),

Зелёный круг (третья ступень).

1 ступень – Ничего не понятно на уроке.

2 ступень – Всё понятно на уроке, затруднений нет.

3 ступень – Хочу знать больше.

Ребята подставляют карточки на ту ступеньку, какая на их взгляд верная.

Психолог: Полет проходит успешно.

Дети: Ура!

Итог урока (ритуал прощания):

Секунды сложились в минутки,

Минутки сложились в часы,

И так пробежали сутки,

Время вперед спешит.

После этого отрывается листочек календаря и подбрасывается в воздух со словами: «День пролетел!»


3 занятие Тема – «Сутки»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели и задачи:

  1. Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе,

  2. Закреплять представления о таком понятии, как величина, и способах её измерения.

3. Познакомиться с новой величиной, единицей измерения времени – сутки.

4. Развивать умения решать текстовые задачи.

5. Развивать умение решать занимательные задачи.

6. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

7. Развивать организационные общеучебные умения в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки..

Инструментарий: мультимедиа-проектор, компьютер, карточки.

Ход и содержание урока

1. Приветствие

Психолог с большим воодушевлением приветствует всех детей в связи с началом занятий.

Психолог: Давайте улыбнемся друг другу и скажем: «Здравствуй!» Мы начинаем работать!

2. Разминка

Игра «Закончи слово».

Психолог: «Встаньте в круг. В этой игре мы будем заканчивать слова, которые будут начинаться на разные слоги. Например, на слог ра; го; па; ма и другие. Я буду кидать каждому из вас мяч и говорить первый слог слова, а вы должны будете поймать мяч и, кинув мне его обратно, закончить слово».

3. Основная часть.

Психолог: Ребята наш полет на ракете продолжается. Мы летим все дальше и дальше. И в полете мы все также продолжим считать, исследовать, запоминать.

Ребята, расположите слова в правильном порядке:

Вечер, день, утро, ночь (Слайд)

Психолог: Скажите, к какой группе относятся данные единицы измерения? Давайте придумаем название этой группе слов.

Дети: предлагают варианты названий.

Психолог: Чтобы узнать правильно ли мы сделали вывод, давайте расшифруем ребус (слайд). При помощи этого ребуса зашифрована тема нашего урока.

Психолог: Правильно, и сегодня тема нашего урока «Понятие о сутках». (Слайд)

Психолог: Ребята, не забываем, что полет в космосе – это командная работа. Поэтому поработаем в парах (группа).

Задание 1. Проведите исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени: сутки и часы?

Задание 2. Назови все остальные части суток в правильной последовательности, чтобы получился день: утро.

Задание 3. Правильно соотнесите словосочетания из первого столбика со словами во втором.

Чистим зубы день

Закат солнца утро

Спим вечер

Обедаем ночь

Психолог: А теперь давайте обсудим ваши ответы.

Варианты детей.

Психолог: Правильно, в сутках – 24 часа.

Психолог: Как вы думаете, мы справились с заданием?

— Какое открытие мы совершили?

— Можно ли сказать, что сутки – это единица измерения времени?

— А с помощью чего можно определить, какая сейчас часть суток?

— Какая сейчас часть суток? Подтвердите с помощью часов?

Сутки – единица измерения времени. Можно определить, какая сейчас часть суток с помощью часов.

(слайд) Время можно измерять в сутках от одного утра до другого.

Несколько тысяч лет назад люди знали, что если солнце на небе, то это день, если солнца нет – ночь. Так по солнцу и звездам люди определяли время суток.

Динамическая минутка:

Психолог: Ребята, любому космонавту необходимо быть подготовленным к любой ситуации. Давайте поиграем в игру «Зарядка».

Кто из вас по утрам делает зарядку?

Ведущий читает стихотворение и изображает действия, а ребята за ним повторяют.

Утром делаю зарядку:

Шаг – назад, два – вперед,

Влево, вправо поворот,

Приседания, прыжки

И веселые хлопки.

Руки вверх – потянусь

И на стульчик опущусь. (Савочкина Г.)

4. Рефлексия занятия

Итак, мы хорошенько поработали, поэтому полет проходит успешно. Убедимся в этом.

-Расскажите друг другу, что мы сегодня узнали нового?

— Что повторили?

— За что вы себя хотите похвалить?

— А как вы думаете, кого должна похвалить я?

— Кого выберем капитаном корабля на сегодня и за что?

На доске рисунок ракеты со ступеньками.

Психолог: Ребята займите свои места в ракете на сегодня.

У детей на партах сигнальные карточки трёх цветов:

Жёлтый квадрат (первая ступень),

Синий треугольник (вторая ступень),

Зелёный круг (третья ступень).

1 ступень – Ничего не понятно на уроке.

2 ступень – Всё понятно на уроке, затруднений нет.

3 ступень – Хочу знать больше.

Ребята подставляют карточки на ту ступеньку, какая на их взгляд верная.

Психолог: Полет проходит успешно.

Дети: Ура!

Итог урока (ритуал прощания):

Секунды сложились в минутки,

Минутки сложились в часы,

И так пробежали сутки,

Время вперед спешит.

После этого отрывается листочек календаря и подбрасывается в воздух со словами: «День пролетел!»


4 занятие Тема – «Час»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели и задачи:

  1. Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе,

  2. Закреплять представления о таком понятии, как величина, и способах её измерения.

3. Познакомиться с новой величиной, единицей измерения времени – час.

4. Развивать умения решать текстовые задачи.

5. Развивать умение решать занимательные задачи.

6. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

7. Развивать организационные общеучебные умения в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки..

Инструментарий: мультимедиа-проектор, компьютер, карточки.

Ход и содержание урока

1. Приветствие

Психолог с большим воодушевлением приветствует всех детей в связи с началом занятий.

Психолог: Давайте улыбнемся друг другу и скажем: здравствуй! Мы начинаем работать!

2. Разминка

Игра «Закончи слово».

Психолог: «Здравствуйте, ребята! Давайте сегодня поздороваемся как индейцы – носами. Поприветствуйте соседа справа и слева. (Дети здороваются носами).

3. Основная часть.

Психолог: Ребята наш полет на ракете продолжается. Вместе с тем мы продолжаем совершать разнообразные открытия. Но открытие невозможно совершить, если не уметь считать, исследовать, запоминать.

Давайте потренируемся

Ребята, расположите слова в правильном порядке возрастания:

Минута, полчаса, секунда (Слайд)

Психолог: Скажите, к какой группе относятся данные единицы измерения? Давайте придумаем название этой группе слов.

Дети: предлагают варианты названий.

Психолог: Чтобы узнать правильно ли мы сделали вывод, давайте расшифруем ребус (слайд). При помощи этого ребуса зашифрована тема нашего урока.

Психолог: Правильно, и сегодня тема нашего урока «Понятие о часах». (Слайд)

Психолог: Ребята, не забываем, что полет в космосе – это командная работа. Поэтому поработаем в парах (группа).

Задание 1. Проведите исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени: час и минута?

Задание 2. Задача для самых внимательных: Один космонавт пробыл в космосе 15 часов, что на три часа больше, чем пробыл в космосе второй. Сколько часов пробыл в космосе второй космонавт? (Слайд)

Задание 3. Правильно соотнесите время на картинке с часами (макете часов) и данными вариантами:

Половина пятого

Без четверти десять

Пятнадцать часов ровно

Пять минут второго

Психолог: А теперь давайте обсудим ваши ответы.

Варианты детей.

Психолог: Правильно, в часе – 60 минут.

Психолог: Как вы думаете, мы справились с заданием?

— Какое открытие мы совершили?

— Можно ли сказать, что час – это единица измерения времени?

— А с помощью чего можно определить который сейчас час?

— Только ли с помощью настенных часов? Какие еще необычные способы определить время вы знаете?

— Какой сейчас час? Подтвердите с помощью часов?

Час – единица измерения времени. Можно определить, который сейчас час с помощью часов: механических, электронных, песочных.

(слайд) Много лет назад время измеряли шагами. На городской площади стоял столб, по тени которого ориентировались во времени.

Говорили: «Приходи обедать когда будет 10 шагов».

САМЫЕ ПЕРВЫЕ ЧАСЫ НА ЗЕМЛЕ – СОЛНЕЧНЫЕ. Солнечные часы – часы с циферблатом, но без стрелок.

Оказывается, раньше время измеряли и с помощью воды. Наливали воду в высокий узкий сосуд с отверстием у дна. Делили сосуд черточками на равные части.

Время можно измерить при помощи горящей свечи.

Примерно две тысячи лет тому назад человек изобрел еще один прибор для измерения времени – песочные часы, которые до сих пор применяются для измерения коротких промежутков времени.

Кроме того, раньше простые люди определяли время по крикам петуха.

Первые петухи пели в 2 часа ночи, вторые – в 3 часа ночи, третьи – в 4-5 часов утра.

Динамическая минутка:

Психолог: Ребята, любому космонавту необходимо быть подготовленным к любой ситуации. Давайте поиграем в игру «Делу время».

Ребята, передвигают на часах-макетах стрелки и, устанавливая соответствующее время, показывают, что они обычно делают в этом время. Например, кушают, смотрят мультики, делаю уроки.

4. Рефлексия занятия

Итак, мы хорошенько поработали, поэтому полет проходит успешно. Убедимся в этом.

— Расскажите друг другу, что мы сегодня узнали нового?

— Что повторили?

— За что вы себя хотите похвалить?

— А как вы думаете, кого должна похвалить я?

— Кого выберем капитаном корабля на сегодня и за что?

На доске рисунок ракеты со ступеньками.

Психолог: Ребята займите свои места в ракете на сегодня.

У детей на партах сигнальные карточки трёх цветов:

Жёлтый квадрат (первая ступень),

Синий треугольник (вторая ступень),

Зелёный круг (третья ступень).

1 ступень – Ничего не понятно на уроке.

2 ступень – Всё понятно на уроке, затруднений нет.

3 ступень – Хочу знать больше.

Ребята подставляют карточки на ту ступеньку, какая на их взгляд верная.

Психолог: Полет проходит успешно.

Дети: Ура!

Итог урока (ритуал прощания):

Секунды сложились в минутки,

Минутки сложились в часы,

И так пробежали сутки,

Время вперед спешит.

После этого отрывается листочек календаря и подбрасывается в воздух со словами: «День пролетел!»


5 занятие. Тема – «Минута»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели и задачи:

  1. Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе,

  2. Закреплять представления о таком понятии, как величина, и способах её измерения.

3. Познакомиться с новой величиной, единицей измерения времени – минута.

4. Развивать умения решать текстовые задачи.

5. Развивать умение решать занимательные задачи.

6. Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

7. Развивать организационные общеучебные умения в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки..

Инструментарий: мультимедиа-проектор, компьютер, карточки.

Ход и содержание урока

1. Приветствие

Психолог с большим воодушевлением приветствует всех детей в связи с началом занятий.

Психолог: Давайте улыбнемся друг другу и скажем: здравствуй! Мы начинаем работать!

2. Разминка

Игра «Найдём друг друга».

Психолог: «Встаньте в круг. Внимательно посмотрите друг на друга. Обратите внимание на цвет глаз, волос, рост. Вам надо разбиться на группы, в которых будут ребята с одинаковым цветом глаз (дети разбиваются на группы).

А сейчас разбейтесь на группы ребят с одинаковым цветом волос (дети выполняют команду).

Встаньте снова плотным кругом. Закройте глаза и рты. Вы ничего не видите и не слышите. Вам надо построится в шеренгу по росту. Начали!»

Психолог обращает внимание детей, что это задание следует выполнять молча, с закрытыми глазами. Обратить внимание, чтобы получилось построение, можно использовать прикосновение друг к другу руками. После того, как дети построятся, психолог разрешает им открыть глаза и посмотреть, что получилось. Возможно, у детей не получится с первого раза выполнить это задание.

3. Основная часть.

Психолог: Ребята сегодня, наша ракета завершает свой полет. И чтобы преземлиться, мы должны проявить необходимые знания и умения. Вместе с тем мы продолжаем совершать разнообразные открытия. Но открытие невозможно совершить, если не уметь считать, исследовать, запоминать.

Давайте потренируемся

Ребята, расположите в порядке возрастания:

Нарисовать точку, нарисовать звезду, нарисовать круг (Слайд)

Психолог: Скажите, за какой промежуток времени можно успеть нарисовать все эти действия?

Дети: предлагают варианты названий.

Психолог: Чтобы узнать правильно ли мы сделали вывод, давайте расшифруем ребус (слайд). При помощи этого ребуса зашифрована тема нашего урока.

Психолог: Правильно, и сегодня тема нашего урока «Понятие о минутах». (Слайд)

Психолог: Ребята, не забываем, что полет в космосе – это командная работа. Поэтому поработаем в парах (группа).

Задание 1. Проведите исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени: минуту и секунду?

Задание 2. Задача для самых внимательных: Один космонавт бегал 4 минуты, а второй 240 секунд. Какой космонавт тренировался дольше? (Слайд)

Задание 3. Придумайте, что можно успеть сделать за 1 минуту, а за тридцать секунд?

Психолог: А теперь давайте обсудим ваши ответы.

Варианты детей.

Психолог: Правильно, в минуте – 60 секунд.

Психолог: Как вы думаете, мы справились с заданием?

— Какое открытие мы совершили?

— Можно ли сказать, что минута – это единица измерения времени?

— А с помощью чего можно определить сколько прошло минут от начала занятия?

— а в чем еще можно измерять минуту? (в количестве хлопков, приседаниий, нарисованных кружков)

— Какая сейчас минута N-часа?

Минута – единица измерения времени. Можно определить, который сейчас час с помощью часов: механических, электронных, песочных. С помощью секундомера.

Много лет назад время измеряли шагами. На городской площади стоял столб, по тени которого ориентировались во времени.

Говорили: «Приходи обедать когда будет 10 шагов».

САМЫЕ ПЕРВЫЕ ЧАСЫ НА ЗЕМЛЕ – СОЛНЕЧНЫЕ. Солнечные часы – часы с циферблатом, но без стрелок.

Оказывается, раньше время измеряли и с помощью воды. Наливали воду в высокий узкий сосуд с отверстием у дна. Делили сосуд черточками на равные части.

Время можно измерить при помощи горящей свечи.

Примерно две тысячи лет тому назад человек изобрел еще один прибор для измерения времени – песочные часы, которые до сих пор применяются для измерения коротких промежутков времени.

Кроме того, раньше простые люди определяли время по крикам петуха.

Первые петухи пели в 2 часа ночи, вторые – в 3 часа ночи, третьи – в 4-5 часов утра.

Динамическая минутка:

Психолог: Ребята, любому космонавту необходимо быть подготовленным к любой ситуации. Давайте поиграем в игру «Заколдованный путник».

Играющие двигаются вокруг ведущего, который хлопает в ладоши и говорит:

Входишь ты в волшебный круг,

Замирает все вокруг!

Три минуты лишь пройдет,

Путник снова отомрет.

Можно назначать различные промежутки времени: полминуты лишь пройдет, две минуты лишь пройдет, но минутка лишь пройдет, пятьдесят секунд пройдет, двадцать пять секунд пройдет, семь секундочек пройдет и т. п.

С последним словом ведущий нажимает кнопку секундомера и начинает отсчет времени.

Тот, кто наиболее точно почувствовал нужное время, становится ведущим.

Вариант:

Входишь ты в волшебный круг,

Замирает все вокруг.

Но как время истечет,

Путник снова отомрет.

С последними словами играющие застывают, а ведущий включает секундомер. Через некоторое время секундомер выключается и раздается хлопок в ладоши или другой звуковой сигнал, по которому «застывшие» путники вновь оживают. Им предлагается отгадать, сколько времени они были «заколдованы». Кто называет самое близкое к действительному значению число, становится ведущим.

4. Рефлексия занятия

Итак, мы хорошенько поработали, поэтому полет проходит успешно. Убедимся в этом.

-Расскажите друг другу, что мы сегодня узнали нового?

— Что повторили?

— За что вы себя хотите похвалить?

— А как вы думаете, кого должна похвалить я?

— Кого выберем капитаном корабля на сегодня и за что?

На доске рисунок ракеты со ступеньками.

Психолог: Ребята займите свои места в ракете на сегодня.

У детей на партах сигнальные карточки трёх цветов:

Жёлтый квадрат (первая ступень),

Синий треугольник (вторая ступень),

Зелёный круг (третья ступень).

1 ступень – Ничего не понятно на уроке.

2 ступень – Всё понятно на уроке, затруднений нет.

3 ступень – Хочу знать больше.

Ребята подставляют карточки на ту ступеньку, какая на их взгляд верная.

Психолог: Совершаем посадку. Три-два-один.

Дети: Ура!

Итог урока (ритуал прощания):

Секунды сложились в минутки,

Минутки сложились в часы,

И так пробежали сутки,

Время вперед спешит.

После этого отрывается листочек календаря и подбрасывается в воздух со словами: «День пролетел!»














Литература:


  1. Бортникова Елена. Чудо-обучайка. Пространственно-временные представления. – Екатеринбург: «Литур», 2006

  1. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. Учеб пособие для детей. – М.: Владос, 2007

  2. Меркулова Т.В., Беглова Т.В. Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать свое время. – М., Педагогический университет «1 сентября», 2011


Свежие документы:  Система оценивания результатов учебной деятельности в 1-2 классах

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: