Творческая разработка «Проблемное обучение в начальной школе»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

Заводского района Кемеровской области






Творческая разработка

«Проблемное обучение в начальной школе»







Подготовила:

учитель начальных классов

Кривоноженко Юлия Анатольевна










Новокузнецк, 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………стр.

Основная часть……………………………………………………………………………………..стр.

Заключение…………………………………………………………………………………………..стр.

Литература……………………………………………………………………………………………стр.



































Введение

Современная школа призвана решать задачи создания наиболее благоприятных условий для эффективного усвоения учащимися знаний, умений, навыков, развития их мышления, формирования у учащихся потребностей к самообразованию. Успех решения этих задач будет обеспечен в том случае, если их осуществление начнется на младшей ступени обучения, с первого класса.

Одним из важнейших направлений решения этих задач в современном учебном процессе является проблемное обучение. Обучение в начальных классах должно быть по возможности проблемным, исходя из признания процесса обучения как «искусственно организованной познавательной деятельности с целью ускорения индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира». такая характеристика процесса обучения соотносит его с процессом познания, предполагает высокий уровень самостоятельности в процессе овладения ценностями материальной и духовной культуры: знаниями, умениями, навыками – обеспечивает развитие способностей и формирование мировоззрения учащихся.

Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков и формирования мировоззрения). Здесь акцент делается на развитие мышления.

При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению, закреплению и отработки навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснование.

При проблемном обучении, «прежде чем выучить, требуется понять, все принимает характер открытия: надо искать, находить теоремы самим, осмысливать правила критически». Такая учебная деятельность в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки или же сочетанием аналитического и эвристического путей развития.






















Основная часть

В основе структуры современного проблемного урока лежат следующие компоненты: актуализация прежних знаний учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя); усвоение новых знаний и способов действия (в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»); формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение, и закрепление).

Свежие документы:  Консультация для воспитателей "Игра как средство нравственного развития дошкольника"

Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, которые представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока. Ее составляющими является:

возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;

выдвижение предположений и обоснование гипотезы;

доказательство гипотезы;

проверка правильности решения проблемы.

Рассмотрим проблемную ситуацию на уроке математики во 2 классе в образовательной системе «Школа 2100» по теме « Деление с нулём и единицей»

Цель: отработка вычислительных навыков.

Задачи:

  1. Сформировать умение делить числа с нулём и единицей на основе знания обратных операций.

  2. Закрепить вычислительные навыки по таблице умножения и деления на 2,3,4,5.

  3. Развивать познавательную активность, формировать учебную самостоятельность, логическое мышление, прививать интерес к предмету.

  4. Воспитывать взаимопомощь, взаимодействие в паре и группе, личностные качества.

Оборудование:

  1. Карточки с табличными случаями умножения.

  2. Формулы.

  3. Карточки для групповой работы.

  4. Карточки для индивидуальной работы.

  5. Карточки для релаксации.


Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

А) Организационный момент.

  • Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, посмотрите на наших гостей – улыбнитесь им. И с таким хорошим настроением давайте отправимся в гости к царице наук – математике.

Б) Включение в работу.

  • Карточки с табличными случаями + с особыми случаями умножения

с 0 и 1

  • Таблица умножения

Достойна уважения,

Зачем она нам нужна?

  • Что такое умножение?

  • Что такое деление?

а х 0 = 0

а х 1 = а

1 х а = а

0 х а = 0

В) Цепочка вычислений на геометрических фигурах.

  • Что перед вами? Какие фигуры? Какая лишняя? Как их назовем, одним словом?

  • Что заметили интересного? Какая лишняя?

  • Если продолжим закономерность, какая фигура будет следующей? Цвет? (схема на доске).

  • Что еще задано? (программа действий).

  • Чтобы найти неизвестное число, что нужно сделать? (выполнить обратные операции).

  • Если найдете неизвестное число, узнаете, герои какого автора придут к нам в гости (17 – Чарушин, 0 – Успенский, 5 – Цыферов).

  • Число 0 получили не случайно, это вы поймете чуть позже.

  • Какие же действия являются обратными друг для друга?

  • Зная взаимосвязь умножения и деления, составьте всевозможные равенства с числами:


1 вариант

2 вариант

32, 8, 4

21, 7, 3

8 х 4 = 32

4 х 8 = 32

32 : 4 = 8

32 : 8 = 4

7 х 3 = 21

3 х 7 = 21

21 : 7 = 3

21 : 3 = 7


Г) Взаимопроверка (самооценка).

  • Кто может записать взаимосвязь между умножением и делением в общем виде?

    а х в= с


    с : а = в

  • Сегодня эта формула будет нашей помощницей.

  1. Открытие нового знания.

Арифметический диктант:

    • Делимое 18, делитель 2 — найди частное.

    • Первый множитель 7, второй множитель 4- найди произведение.

    • Найди частное чисел 0 и 4.

    • Делимое 16, делитель 1- найди частное.

    • 5 раздели на столько же.

    • Найди частное чисел 7 и 0.

    • Почему ответы разные? Проблема! Мы не умеем выполнять деление с 0 и 1.

    • Хотите это узнать?

    • Попробуйте сделать вывод.

Групповая работа


  • Помните о правилах совместной работы.

1 гр.


4 гр.

5 х 1 = 5

5 : 1 = 5

7 х 1 = 7

7 : 1 = 7

0 х 1 = 0

0 : 1 = 0

Вывод!

2 гр.


5 гр.

5 х 0 = 0

0 : 5 = 0

7 х 0 = 0

0 : 7 = 0

9 х 0 = 0

0 : 9 = 0

3 гр.


6 гр.

12 х 1 = 12

12 : 12 = 1

9 х 1 = 9

9 : 9 = 1

5 х 1 = 5

5 : 5 = 1


  • Сравним свои выводы с выводами авторов учебника (стр. 10-11).

  • Что интересного прочитали в правилах?

  • Почему число не должно быть равно нулю?

  • Найдите такое число, при котором мы бы его уменьшили на 0 и его же получили.

  • Есть такое число? 7 х 0 = 7, 9 х 0 = 0, 7: 0 ; 9 : 0

  • Сделайте вывод.

  1. Формирование темы и цели урока.

  • Какова же тема нашего урока?

  • Для чего нам могут пригодиться эти знания? Чем будем заниматься?

  • Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

  1. Первичное закрепление.

А) Выполните задание № 5 на стр. 11

  • Какая формула работает? Выберите нужную из записанных на доске.

  • Придумайте похожие выражения, покажите нам.

  • Дома, по желанию, вы также можете придумать свои выражения.

V Тренировочные упражнения по теме «Повторения».

  • Случайно ли ноль был результатом вычислений цепочки?

  • Героев какого автора ждем в гости?

  • На каких уроках мы встречались с автором и его произведениями?

  • Из какого произведения герои Э. Успенского?

  • Они пришли не с пустыми руками. Догадайтесь, что они принесли:

Мой первый слог – предлог,

А во втором мы

Проживем все лето,

А целое от нас

Давно уж ждет ответа. (За – дача).

  • Задачи-ловушки

От Матроскина.

Мурка надоила 16 л молока. За обедом часть молока выпил Шарик, а из остального молока сварили кашу? (Недостающие данные).

Преобразуем ловушку в задачу.

От Шарика.

Матроскин фотографировал Гаврюшу из моего ружья, он сделал 7 фотокадров по 2 раза каждый. (Нет вопроса).

От почтальона Печкина.

Поехал я в город на велосипеде. Зашел на почту и взял 20 писем, потом купил 1 литр сока и выпил его. Сколько килограмм покупок я повез домой? (Несоответствие условия и вопроса, нереальные события)

От дяди Федора.

Шарик, Матроскин и Печкин соревновались в рыбной ловле. Матроскин был не первым в соревнованиях, Шарик был не первым и не вторым. Кто наловил рыбы больше всех? (Печкин) А меньше всех? (Шарик).

  • Какими становятся задачи, когда мы их преобразуем? (Простыми).

  • Сейчас простые задачи будут вам помощниками в решении задачи, предложенной авторами № 7 (а), стр. 11

  1. 9 х 5 = 45 (м) – связали в пучки.

  2. 72 – 45 = 27 (м) израсходовали.

Ответ: 27 морковок израсходовали.

VI Домашнее задание

6, стр. 11 Что нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание?

По желанию придумайте выражения, пользуясь новыми правилами.

8 выполняется по желанию.

VII Подведение итогов. Релаксация

  • За что можно поблагодарить наш урок?

  • Покажите, какое у вас было настроение?

  • Теперь я знаю, что…?

  • Я понял, что…?














Заключение

Таким образом, реализация проблемного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. Поэтому можно утверждать, что использование проблемного обучения на уроках математики в начальной школе повысит результативность работы по формированию у младших школьников понятий, если систематически создавать и разрешать проблемные ситуации на уроках математики, проводить проблемные уроки различных структур и сочетать систематическую самостоятельную поисковую деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

Таким образом, структура проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.









Список литературы

  1. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. — Волгоград: Учитель, 2008.-118 с.


  1. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М. : УМЦ «Школа 2100», 2002. – с.55-75.


  1. Петерсон Л.Г., Математика, 1-й класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М., ООО «Баласс», ООО «С-инфо», 1996. – с.3-7


  1. Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения «Школа 2100». Образовательная программа и пути её реализации.- Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93

  2. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П., Математика. Учебник для 2-го класса в 3 – х частях (Моя математика). Часть 3. — М. : Баласс, 2008. — 96 с., ил.(Образовательная система «Школа «2100»)

Свежие документы:  Тест на тему «Изучаем федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: